Меню

Правовое обеспечение организации охраны здоровья

Правовые основы охраны здоровья

Изучение понятия правовых основ охраны здоровья — законодательства о здравоохранении, нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области охраны здоровья населения. Рассмотрение основ законодательства России об охране здоровья граждан.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 02.06.2015
Размер файла 15,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовые основы охраны здоровья

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

По уставу ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»

Охрана здоровья человека — одна из функций государства.

Правовые основы охраны здоровья — законодательство о здравоохранении, др. законы и нормативные акты, регулирующие общественные отношения в области охраны здоровья населения.

Права человека на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическими нарушениями, провозглашены Декларацией прав и свобод человека.

Деятельность медицинских работников постоянно соприкасается со многими отраслями права: гражданским законодательством, законодательством о труде, законодательством по семейному праву, законодательством в области административного права, уголовным законодательством, законодательством по охране окружающей среды, жилищным законодательством, международным правом. В соответствии с этим в правовых основах охраны здоровья следует выделить следующие разделы: гарантии права на охрану здоровья; право на занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, обязанности организаций и граждан по оказанию помощи медицинским работникам; законодательства о труде и охране здоровья (рабочее время, время отдыха, заработная плата и выплата пособий, охрана труда женщин, охрана материнства и детства, охрана труда молодежи, охрана труда и техника безопасности и другие вопросы), вопросы охраны здоровья в законодательстве о браке и семье, гражданском законодательстве, санитарное законодательство, правовое регулирование специальных мер профилактики и лечения ряда заболеваний (ВИЧ-инфекция, наркомании и др.).

Правовые нормы в области охраны здоровья призваны содействовать: проведению широких оздоровительных и профилактических мероприятий; созданию на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий, устранению причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов, отрицательно влияющих на здоровье; проведению мероприятий по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной охраны водоемов, почвы, растительности и атмосферного воздуха; развитию сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности, удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи, включая бесплатное пользование сетью государственных учреждений здравоохранения; расширению сети учреждений для санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся; развитию массовой физической культуры и спорта; развитию науки, подготовке научно-педагогических кадров и специалистов в области здравоохранения.

В соответствии с Конституцией РФ в 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее — Основы), которые стали правовой базой для развития законодательства в области здравоохранения (с учетом внесенных в 1998, 1999, 2000, 2003-2008 годах изменений).

В Основах впервые на законодательном уровне проблема здоровья населения стала рассматриваться как общегосударственная, и правовые нормы охватили широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения. В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья граждан рассматривается как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В Основах определены основополагающие принципы охраны здоровья граждан:

* соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

* приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; правовой здравоохранение законодательство

* доступность медико-социальной помощи;

* социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

* ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Также в Основах изложены основные задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медикосоциальной помощи, обязанности и права медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и др.

В соответствии с Конституцией и Основами отдельные виды медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами.

ФЗ: «О трансплантации органов и (или) тканей человека». «О донорстве крови и ее компонентов». «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» «О предупреждении распространения туберкулеза» «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании «О наркотических средствах и психотропных веществах». «О медицинском страховании граждан в Россий- с кой Федерации» Рядом нормативных правовых актов регулируется медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.

Также к системе законодательства об охране здоровья относятся такие законы, как:

Читайте также:  Классный час урок здоровья начальная школа

* «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

* «О радиационной безопасности населения»;

* «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

* «О лекарственных средствах»;

* «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

* «Об ограничении курения табака».

Кроме того, к правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с медицинской деятельностью, регулируются в рамках различных отраслей права — трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Согласно ст. 20 Основ при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Права пациента при получении медико-социальной помощи в обобщенном виде сформулированы в ст. 30 Основ.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет следующие права.

* На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Грубое, небрежное отношение к пациенту может служить основанием для привлечения медицинского работника к юридической ответственности.

* Выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Пациент может лечиться в медицинском учреждении не только по месту своей регистрации. Для этого необходимо письменно поставить в известность страховую компанию и выбранное лечебное учреждение при условии, что оно входит в систему оказания медицинской помощи по договорам обязательного или добровольного медицинского страхования.

* Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Санитарные нормы и правила регламентируют условия и порядок размещения людей в больничных палатах, противоэпидемический и санитарный режим в лечебных учреждениях.

* Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов.

* Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами. Недопустимо применение методов диагностики или лечения без необходимого обезболивания. За виновное причинение боли пациенту действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

* Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании пациента и его лечении.

* Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

* Отказ от медицинского вмешательства.

* Получение информации о правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

* Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.

* Возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании медицинской помощи.

* Допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.

* Допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощи. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения. Основные проблемы законодательства России об охране здоровья населения.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 24.04.2010

Права граждан в области охраны здоровья, деятельность систем и учреждений здравоохранения. Описание основных достоинств, недостатков, перспектив дальнейшего развития системы здравоохранения в России. Рассмотрение правовых основ охраны здоровья граждан.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 27.09.2019

Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ, обеспечиваемая государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Приоритет охраны здоровья детей.

контрольная работа [23,3 K], добавлен 22.12.2015

Конституционные основы организации охраны труда, основные принципы государственной политики и утверждение нормативных документов в исследуемой области права. Правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан России.

Читайте также:  Воз это расшифровка здоровье это

контрольная работа [20,6 K], добавлен 29.11.2012

Современное состояние правового обеспечения охраны здоровья в России. Содержание конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на информацию о состоянии своего здоровья. Обязанности человека и гражданина в области охраны здоровья.

дипломная работа [81,2 K], добавлен 28.09.2017

Изучение специфики проблем охраны здоровья детей. Правовое регулирование медицинских услуг. Исследование правовых гарантий несовершеннолетних в области охраны здоровья на международном и федеральном уровнях. Правовое обеспечение в сфере здравоохранения.

контрольная работа [155,7 K], добавлен 23.12.2014

Правовое регулирование охраны здоровья граждан — совокупности мер правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека.

контрольная работа [19,8 K], добавлен 26.06.2011

Источник

Правовое обеспечение в сфере здравоохранения

Содержание

1. Правовое регулирование медицинских услуг…………….……………….…5

1.1. Правовое обеспечение в сфере здравоохранения……………..……..5

1.2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан……. 10

2. Основные правовые принципы охраны здоровья населения…………. ….15

2.1. Права граждан в сфере медицинской деятельности……………. 19

2.2. Правовой статус пациента………………………………..………. 21

2.3. Правовой статус лечащего врача……………………….…………. 23

Введение.

Медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.

Медицинская деятельность регулируется специальными законами. Эти законы определяют, каким требованиям подчиняется современная медицинская система, как она должна контролироваться, какими полномочиями обладают непосредственные участники медицинской помощи (пациент, лечащий врач и другие). В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов. Федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства.

Предметом правового регулирования в здравоохранения является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и др. Взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности с одной стороны, и граждане – с другой.

Сфера здравоохранения подчиняется правовому регулированию и такие понятия, как «лечащий врач», «пациент», «медицинская помощь», являются юридическими. Закон предоставляют населению при обращении за медицинской помощью некоторый выбор среди подсистем медицинской помощи (государственной, муниципальной, частной), а также внутри этих подсистем (выбор врача, услуги). Медицинская система и пациент находятся в определенных правовых взаимоотношениях. По отношению к пациенту медицинская система должна обеспечить выполнение ряда его прав, и если эти права нарушаются, то пациент как самостоятельная фигура, права и свободы которой гарантированы Конституцией и являются высшей ценностью в нашем государстве (ст. 2 Конституции РФ), имеет право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).

Правовое регулирование медицинских услуг.

Правовое обеспечение в сфере здравоохранения

Конституция Российской Федерации-Основной законы страны, базисный акт в сфере охраны здоровья, закрепляет следующие принципы (ст. 41):

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

Законодательство данной области базируется на общепризнанных международных нормах в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди актов, направленных на регулирование здравоохранение, можно выделить:

— Конвенция Международной Организации Труда №164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (Женева, 8 октября 1987 г.)

— Конвенция Международной Организации Труда №120 о гигиене в торговле и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.)

— Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)

— Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992)

— Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств -участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.)

— Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.)

— Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.).

Читайте также:  Что необходимо для людей с ограниченными возможностями здоровья

Центральным актом национального законодательства Российской Федерации, направленным на установление основ здравоохранения в РФ, является Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.).

Как подчеркивается в п. 2 ст.З Основ, они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Наряду с Основами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены многие другие законодательные акты (специальные федеральные законы). В частности можно выделить:

— Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.);

— Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.);

— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 30 июня 2003 ;

— Федеральный закон от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и мн. др.

В настоящее время в субъектах РФ принято около 300 законодательных актов в сфере здравоохранения. Важно подчеркнуть, что законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные Основами (п.З.ст.З Основ).

Наряду с законодательными актами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты. Среди подзаконных нормативных актов можно выделить:

— Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 «О неотложных мерах по обеспечении: здоровья населения Российской Федерации» (с изм. и доп. от 7 ноября 1997 г.;

— Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами» (с изм. и доп. от 21 сентября, 26 октября 2000 г.;

— Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 годг (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №1202-р;

— Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 «О вредных и (или) опасны) производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)»;

— Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123) и др.

Также можно выделить следующие ведомственные нормативные акты:

— Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»;

— Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы»

— Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 «О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации» (с изменениями от 13 декабря 2001 г.)

— Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим е чрезвычайных ситуациях, утвержденное приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. №325 ;

— Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 «С реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 8 мая 23 сентября 2002 г.);

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. №108 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03»;

— Решение Коллегии Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. «О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 — 2005 годы и на период до 2010 года».

Подзаконные нормативные акты не должны противоречить законодательным актам и применяются в целях урегулирования конкретного вопроса В соответствии с Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» такие нормативные документы, подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в «Российской газете» или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ №763 данные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу.

Источник

Adblock
detector