Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы
юридические науки
- Дьяченко Виктория Игоревна , студент
- Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
- МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
- ОСУЖДЕННЫЕ
- ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
- ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Похожие материалы
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь являются неотъемлемыми правами каждого человека. Правовой статус осужденного основывается на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства [1, ст. 6].
Органами, контролирующими места лишения свободы являются: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; суд; Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры; Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации; представители средств массовой информации. Все они призваны выявлять факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью осужденных.
Администрация исправительных учреждений обязана следить за соблюдением в зонах санитарно-гигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения [6, c. 76].
Основными проблемами медико-санитарного обеспечения осужденных в учреждениях ФСИН России, требующими своего решения, являются: высокие показатели заболеваемости, смертности и инвалидности осужденных; сокращение масштабов профилактики заболеваний; несбалансированность государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания и их финансового обеспечения, прямым следствием которой является ухудшение качества оказания медицинской помощи; низкая эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала медицинских учреждений, работы первичного амбулаторного звена, медленные темпы структурных преобразований в системе; неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования медицинской службы.
Обобщение материалов практики позволяет сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так и условия содержания под следствием. Поэтому работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических мероприятий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в качестве меры процессуального принуждения заключение под стражу [6, c. 77].
Статья 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. В ней указано, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].
Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией РФ, является также закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, что является необходимой мерой, если принять во внимание, что данная категория граждан России отличается наиболее низким уровнем здоровья [2, cт. 101]. Так, по официальным данным, по состоянию на 1 октября 2011 г. в уголовно-исполнительной системе России содержалось 774 942 человека, из них: 35 852 больных активными формамитуберкулеза,62387 – психическими расстройствами, 22 779 – алкоголизмом, 58 830 – наркоманией, 55 423 – ВИЧ-инфекцией и 16 883 – сифилисом. В учреждениях УИС отбывали наказание в виде лишения свободы 25 108 осужденных-инвалидов, что составляет 2,9 % от общей численности осужденных. Из них 2 % признано инвалидами I группы, 48 % – II группы, 50 % – III группы.
Действующий совместный приказ Минздрав соцразвития и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» был разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным. Согласно приказу основным принципом деятельности медицинских служб является обеспечение:
- соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь;
- приоритета профилактических мер в области охраны здоровья;
- доступности медицинской помощи [4].
Данный приказ регламентирует нормы, касающиеся деятельности медицинской части, организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний в исправительных учреждениях.
Таким образом, законодательное обеспечение прав осужденных на охрану здоровья, установленное Конституцией Российской Федерации, имеется в полном объеме [5, c. 114]. Вместе с тем существуют определенные проблемы в реализации этого права на практике, связанные с рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
- недостаточное материально-техническое оснащение медицинских подразделений исправительных учреждений, оказывающих стационарную помощь;
- низкая доступность высокотехнологичных видов помощи в условиях специализированных медицинских подразделений УИС;
- недостаточное финансовое обеспечение программ оказания помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, а также находящимся в состоянии, вызывающем стойкую утрату трудоспособности;
- проблема комплектования медицинских подразделений исправительных учреждений квалифицированными специалистами.
Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи осужденным являются развитие медико-санитарных частей и перераспределение части объемов помощи из стационарного в амбулаторный сектор. Необходимо более широко использовать специализированные больницы и лечебные исправительные учреждения.
Для повышения качества оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения осужденных. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными видами медицинских учреждений.
Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи осужденным, борьбе с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией (СПИДом), заболеваниями, передающимися половым путем и гепатитами.
Требуют постоянной государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях диагностики и лечения социально значимых заболеваний.
В 2015 году для улучшения доступности медицинской помощи осужденным, содержащимся в отдаленных медико-санитарных частях, требуется развивать передвижные средства лечебно-диагностической и консультативной помощи.
Необходимо сформировать единую информационную систему мониторинга, создать телекоммуникационную сеть для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний медицинских работников.
В 2015 году необходимо продолжить создание нормативной базы по организации медицинского обеспечения в УИС. Внедрить краткосрочное, среднесрочное и стратегическое планирование ведомственного здравоохранения на всех уровнях управления, приведя его в соответствие с новыми условиями деятельности.
Совершенствование системы финансирования медицинской службы УИС предполагает тесную зависимость размеров финансирования медикосанитарных частей от объема и качества оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества оказания медицинской помощи осужденным в медико-санитарных частях.
Для обеспечения целевого и эффективного использования выделяемых на оказание медицинской помощи осужденным средств необходимо дополнить действующее законодательство об охране здоровья нормами, обеспечивающими строгий контроль за расходованием средств, а также за финансово-хозяйственной деятельностью медико-санитарных частей. В 2015 году необходимо создать систему экономической заинтересованности медико-санитарных частей в проведении профилактических мероприятий.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 14.12.2014).
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 14.12.2014).
- Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 46, 14.11.2005.
- Воронин Р.М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 113-115.
- Минязева Т.Ф. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях // Журнал Российского права. 2005. № 1 (97). С. 75-81.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают (по данным ФСИН РФ):
— 131 больница различного профиля,
— 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом,
— 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией,
— медицинские части или здравпункты в каждом учреждении.
В настоящее время в исправительных учреждениях содержится 289,8 тыс. осужденных, являющихся инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными, в том числе:
24,5 тыс. инвалидов I, II и III группы;
20,4 тыс. находящихся на лечении в ЛПУ;
76,1 тыс. больных психическими расстройствами;
47,4 тыс. больных активной формой туберкулеза;
43,8 тыс. больных наркоманией;
39,6 тыс. ВИЧ инфицированных;
38,0 тыс. хронических алкоголиков.
Права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь, являются неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства.
Согласно ст. 41 Конституции РФ «медицинская помощь в. учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Право человека на охрану здоровья реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека в части восприятия им профилактических мероприятий по охране здоровья и, особенно, в части непосредственного восстановления нарушенного здоровья. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая тем самым общество в целом. Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества (во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какое-то время после освобождения из исправительного учреждения.
Минюст РФ совместно с Минздравсоцразвития РФ проводят комплекс мероприятий по охране здоровья лиц, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы возросло в четыре раза; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.
Совместный Приказ Минздравсоцразвития и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 г. № 640/190 базируется на «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г., Федеральном законе от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным. Этот приказ унифицировал нормы, касающиеся организации, обеспечения и деятельности медицинской части; организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний.
Ниже приводится краткий комментарий отдельных пунктов названного приказа.
П.22 Приказа указывает на то, что помещения медицинской части должны иметь отопление, горячее и холодное водоснабжение, а в процедурном кабинете или перевязочной в постоянной готовности должна быть портативная медицинская укладка (сумка, чемодан) с набором средств для оказания неотложной помощи вне медицинской части, стерильный хирургический инструментарий, шприцы, инъекционные иглы; запас стерильного перевязочного материала; запас кислорода.
П.п.24-56 регламентируют порядок проведения медицинских мероприятий по прибытии подозреваемого, обвиняемого в СИЗО. Следует обратить внимание на то, что по прибытии в следственный изолятор проводится первичный медицинский осмотр всех поступивших граждан (в том числе и следующих транзитом) не только с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, но также для выявления больных, нуждающихся в неотложной помощи, выяснения жалоб на заболевания и телесные повреждения. В срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, кроме лиц ,следующих транзитом, должны быть подвергнуты углубленному врачебному осмотру, а также рентгенофлюорографическому обследованию. Все данные, выявленные при осмотрах, обязательно должны быть зафиксированы в журнале медицинских осмотров СИЗО (карантина), который ведется в медицинской комнате. Факт фиксации основной информации об осмотре имеет важное значение как доказательство, удостоверяющее состояние здоровья на момент прибытия в СИЗО. Оно может быть использовано как при доказывании недопустимости доказательств, полученных в результате физического воздействия, так и при доказывании причинения вреда здоровью сотрудниками государственных органов.
В соответствии с п. 28 в случае доставки в Учреждение гражданина, имеющего телесные повреждения, по инициативе дежурного помощника начальника Учреждения (оперативного дежурного), либо по заявлению самого пострадавшего, а также при выявлении телесных повреждений при осмотре медицинским работником (врачом, фельдшером) составляется акт в произвольной форме. Указанный акт составляется в двух экземплярах, один из которых приобщается к медицинской карте амбулаторного больного, второй экземпляр выдается на руки подозреваемому, обвиняемому или осужденному под его личную подпись на первом экземпляре акта. О факте проведения освидетельствования рапортом информируется начальник Учреждения и прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью Учреждения. Приобщение акта к медицинской карте амбулаторного больного в обязательном порядке подлежит отметке в листе уточненных диагнозов.
При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений, в соответствии с п.37 Приказа его медицинское освидетельствование, а также ,оказание медицинской помощи , проводятся медицинскими работниками СИЗО безотлагательно. Медицинское освидетельствование должно включать в себя: медицинский осмотр, а при необходимости , дополнительные методы исследований и привлечение врачей-специалистов. Полученные результаты должны быть зафиксированы в медицинской карте амбулаторного больного и сообщены освидетельствуемому в доступной для него форме. При выявлении данных, позволяющих полагать, что вред здоровью подозреваемого, обвиняемого или осужденного причинен в результате противоправных действий, в соответствии с п. 38 Приказа медицинский работник, проводивший медицинский осмотр, обязан письменно информировать об этом руководителя Учреждения.
В случае обнаружения телесных повреждений осужденного, находящегося в исправительном учреждении, вновь нанесенных татуировок, свежих следов от инъекций (при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью подозреваемого, обвиняемого либо осужденного причинен в результате противоправных действий) медицинский работник, проводивший осмотр, руководствуясь п.56 Приказа должен доложить об этом начальнику Учреждения рапортом. При обнаружении у больного, направленного на лечение, признаков повреждений насильственного характера или иного происхождения на основании п. 143 Приказа дежурный врач обязан доложить об этом начальнику больницы или его заместителю, который извещает об этом руководство территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в ведении которых находится больница. При обнаружении этих повреждений врач, проводивший медицинский осмотр, совместно с дежурным помощником начальника больницы (оперативным дежурным) и начальником караула (старшим конвоя), доставившего подозреваемого, обвиняемого или осужденного, обязан составить акт.
Пункты 46,47 Приказа регламентирует порядок медицинского контроля за водворением подозреваемого, обвиняемого, осужденного в одиночную камеру или карцер, в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, изолированное помещение строгих условий отбывания наказания, после вынесения решения о наказании. Перед исполнением дисциплинарного взыскания должен быть произведен медицинский осмотр с письменным заключением врача (фельдшера) о возможности содержания гражданина в перечисленных помещениях. Недопустимо содержание наказанного лица в данных помещениях, в случае если он имеет заболевание, травму либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях. На основании п.47 Приказа лицам, содержащимся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях, а также в карцерах следственных изоляторов, медицинский осмотр и помощь производится на месте медработниками при ежедневной проверке санитарного состояния этих помещений, а также при обращениях. В случаях, когда имеется угроза здоровью или жизни лиц, содержащихся в указанных помещениях, медицинский работник принимает меры к срочной доставке такого лица в медицинскую часть.
Очень важным вопросом является право подозреваемого, обвиняемого, осужденного на ознакомление и получение копий медицинских документов.
П.65 Приказа устанавливает, что медицинские карты амбулаторного больного, листы назначений, листки временной нетрудоспособности на руки подозреваемым, обвиняемым и осужденным не выдаются, хранятся в медицинской части. Вместе с медицинской картой амбулаторного больного хранятся журналы регистрации амбулаторных больных. Однако, указанное положение не должно лишать подозреваемого, обвиняемого и осужденного права на получение информации о состоянии его здоровья. Поэтому по требованию подозреваемого, обвиняемого или осужденного ему в присутствии врача обеспечивается возможность непосредственного ознакомления с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья. Любые изменения в психическом и соматическом состоянии больного, новые назначения и исследования в соответствии с п. 191 Приказа немедленно отражаются в истории болезни. Все записи, сделанные в истории болезни, скрепляются личной подписью лечащего врача, а в случае проведения обходов начальником отделения или консультации врачами-специалистами — их подписями; совместные осмотры, проводимые консилиумы, — подписями всех участников.
П.120 Приказа наряду с УИК РФ, ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентирует право на жалобу. Устные и письменные заявления и жалобы больных — подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их родственников и законных представителей регистрируются и рассматриваются администрацией больницы в установленном порядке. Жалобы больных на некорректное отношение к ним со стороны персонала больницы проверяются незамедлительно назначенными начальником больницы лицами. Письма, заявления и жалобы больных направляются адресату в установленном порядке. Следует иметь в виду также, что незаконные действия работников медицинских учреждений системы ФСИН РФ могут быть обжалованы как начальнику медицинского управления ФСИН РФ , так и в прокуратуру по месту нахождения учреждения.
Отсутствие в медицинских частях учреждений ФСИН РФ необходимых дорогостоящих медикаментов является причиной сложности излечения многих заболеваний. Вопрос медикаментозного обеспечения регулируется п.67 Приказа, в соответствии с которым по просьбе больного при согласовании с лечащим врачом и начальником медицинской части больному может быть разрешено в установленном порядке приобретение (получение) необходимых для его лечения медикаментов.
Медикаменты подозреваемым, обвиняемым и осужденным на руки не выдаются, прием лекарственных препаратов проводится в присутствии медицинского работника. Исключение могут составлять препараты, не относящиеся к наркотическим, психотропным, сильнодействующим либо ядовитым, назначаемые при заболеваниях, нуждающихся в непрерывном поддерживающем лечении (ишемическая болезнь сердца со стенокардией напряжения и покоя, гипертоническая болезнь со стойким повышением артериального давления, сахарный диабет, эпилепсия и другие подобные заболевания). Решение вопроса о выдаче этих препаратов на руки больному (из расчета на одни сутки) принимается начальником медицинской части (здравпункта, амбулатории) в индивидуальном порядке в соответствии с назначением лечащего врача.
Значительное количество претензий вызывает несвоевременность оказания помощи в некоторых случаях. Такие ситуации, например, могут возникнуть в период времени, когда распорядком работы учреждения не предусмотрено нахождение в нем медицинского персонала. При наличии подобных обстоятельств п.81 Приказа возлагает ответственность за своевременность вызова медработника или скорой медицинской помощи, а также обеспечение экстренной эвакуации больного транспортом с охраной и надзором, является обязанностью оперативного дежурного исправительного учреждения, дежурного помощника начальника следственного изолятора, тюрьмы. В соответствии с правилами п.127 Приказа врачебная помощь больным в вечернее и ночное время производится штатными врачами больниц. В случае отсутствия возможности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, разрешается с их согласия помещать их для стационарного лечения в больницы ФСИН РФ.
Особенно важным является и соблюдение санитарно-гигиенических норм в лечебно-профилактических учреждениях. Так как это является фактором, значительно сдерживающим распространение и осложнение многих заболеваний в учреждениях ФСИН РФ. П.123 Приказа закрепил, что больным еженедельно должна предоставляться возможность пользования баней (ванной) с последующей сменой нательного и постельного белья. Смена белья у ослабленных больных должна производится по мере необходимости, это означает, что при наличии каких-либо обстоятельств, смена белья может производиться чаще, но не реже одного раза в неделю.
Устанавливает Приказ и определенные ограничения, связанные с наличием заболеваний или проведением лечебных мероприятий. Так, на основании п.119 допускается временное непредоставление свиданий и запрещение посещений больного иными лицами при карантине, по 1) санитарно-эпидемическим основаниям, а также, если 2) посещение больного может привести к ухудшению его здоровья или 3) представлять угрозу его жизни и здоровью окружающих (в т.ч. прибывших для посещения). Решение о запрете свиданий может быть принято только начальником больницы по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения. П.304 Приказа запрещает осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, до окончания курса лечения выезды за пределы исправительных учреждений. Осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, в соответствии с п.197 не могут быть направлены в колонии-поселения до завершения такого лечения. А при представлении к условно-досрочному освобождению осужденного, не прошедшего полного курса обязательного лечения венерического заболевания, информация о проведенном лечении и перспективах выздоровления направляется в суд (п.303). В случае отбытия больным осужденным назначенного ему наказания, если его немедленное освобождение опасно для его жизни, то с его согласия по медицинскому заключению он может быть временно оставлен в отдельной больничной палате, о чем сообщается в органы прокуратуры и родственникам (п.202).
Приказ регламентирует также основные лечебно-профилактические мероприятия в отношении некоторых категорий заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, травмы, отравления, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, заразные кожные болезни.
Так, относительно психических заболеваний, п.262 Приказа устанавливает необходимость направления или согласия врача-психиатра на проведение каких-либо лечебных мероприятий с его пациентом. Данный пункт, однако, разрешает проводить медицинское освидетельствование лиц, которые представляют непосредственную опасность для себя или окружающих, являются беспомощными либо способны причинить существенный вред своему здоровью, без их согласия или согласия их законных представителей.
Глава 10 регулирует профилактическое лечение туберкулеза в учреждениях ФСИН. В соответствии с п. 348 Приказа профилактические мероприятия проводятся ежедневно или через день двумя противотуберкулезными препаратами. Диетическое питание (независимо от места содержания подозреваемого, обвиняемого или осужденного) по установленной норме назначается: 1) больным туберкулезом I, II ГДУ и лицам, состоящим на учете в III ГДУ; 2) лицам, состоящим на учете в 0, IV, V, VI ГДУ — на период пробного или профилактического лечения. Сведения о назначаемом подозреваемому, обвиняемому или осужденному диетическом питании обязательны для внесения в медицинскую карту амбулаторного больного. Однако, в случае отказа от приема противотуберкулезных препаратов лицами, состоящими на учете по 0, IV, III ГДУ, диетическое питание им не назначается (п.355).
В соответствии с п.356 Приказа труд больных туберкулезом организуется и проводится под постоянным наблюдением и контролем медицинского персонала учреждения. К труду (в том числе оплачиваемому) могут привлекаться больные туберкулезом, признанные в установленном порядке трудоспособными. Трудоустройство, а также продолжительность рабочего дня указанных лиц определяется с учетом вынесенного клинико-экспертного заключения.
В зависимости от степени влияния болезни на жизнедеятельность человека осужденным устанавливается инвалидность, которая влечет значительное ослабление режима содержания. Инвалидность устанавливается в результате проведения медико-социальной экспертизы. П.362 приказа устанавливает, что на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации.
Гражданин, нуждающийся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения. Перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения ФСИН РФ принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях, в условиях ЛПУ ФСИН РФ, а при необходимости — в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Освидетельствование (переосвидетельствование) может проводиться как непосредственно в учреждении, так и в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения на общих основаниях. В случае несогласия осужденного с решением бюро медико-социальной экспертизы, оно может быть обжаловано в порядке, определенном разделом Положением о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 965.
Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.
Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение. Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения. Решение учреждения может быть обжаловано в суд гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказ Минздравсоцразвития и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 г. № 640/190 имеет непосредственное отношение к реализации прав человека. Человек, находящийся в следственном изоляторе, транзитно-пересылочном пункте, исправительном учреждении имеет законное право, подтвержденное ведомственными нормативными актами, на ознакомление с Приказом, поэтому его текст целесообразно иметь в медицинских частях учреждений ФСИН и лечебно-профилактических учреждениях.
Конечно, халатное отношение к своему здоровью характерно для большинства населения России, но применительно к осужденным это связано еще и с отсутствием у них возможности должным образом заботиться о себе. К сожалению, многие исправительные учреждения не соответствуют элементарным стандартным санитарно-гигиеническим требованиям. Часто совместно со здоровыми осужденными в силу нехватки лечебных исправительных учреждений и по иным причинам (запоздалое выявление заболевания, недостаток медикаментов и т.п.) размещаются лица, страдающие легкой формой туберкулеза, другими инфекционными заболеваниями или разного рода психическими расстройствами. Не говоря о том, что исправительные учреждения слабо оснащены спортивным инвентарем, не хватает специальных территорий для занятия спортом, есть отступления и от требований по соблюдению техники безопасности на рабочих местах в зонах и пр.
Обобщение материалов практики позволяет сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так и условия содержания под следствием. Поэтому работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических мероприятий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в качестве меры процессуального принуждения — заключение под стражу.
Такое положение в уголовно-исполнительной системе — это в первую очередь отражение ситуации, связанной с охраной здоровья граждан по стране в целом, существенным снижением уровня социальной защищенности.
Уголовно-исполнительная политика российского государства направлена на проведение комплексных мероприятий, способных в значительной мере оградить осужденных от болезней, которыми они не страдали до лишения свободы. В частности, УИК РФ регламентирует применение таких мер медицинского обслуживания осужденных, как организация лечебно-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц) и медицинских частей, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных — лечебных исправительных учреждений. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях должны отбывать наказание осужденные, которые больны открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией.
Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных (ч. 8 ст. 74, ч. 2 ст. 101 УИК).
Администрация учреждения должна направлять в суд представление о применении к осужденному, страдающему психическим расстройством, не исключающим вменяемости, но связанным с возможностью причинения существенного вреда себе и другим лицам, принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 18 УИК).
В соответствии с ч. 3 ст. 18 УИК к осужденным, больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, а также к осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, по решению медицинской комиссии непосредственно в исправительном учреждении, в котором они отбывают наказание, должно применяться обязательное лечение. Однако до сих пор в российской исправительной системе не создано специальных учреждений для ВИЧ-инфицированных. Выделяемые учреждениям уголовно-исполнительной системы средства обеспечивают закупку медицинских препаратов только на 20 процентов.
Больные осужденные и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй групп, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 90 УИК РФ). Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное режимными требованиями ст. 121, 123, 125 и 131 УИК. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных (ч. 3 ст. 90 УИК).
Не допускаются передвижение без конвоя или сопровождения, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфицированных осужденных, осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Свободное передвижение лишенных свободы не допускается и в случаях проведения противоэпидемических мероприятий (ч. 2 ст. 96, ч. 3 ст. 97 УИК).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным, изолированным от общества, организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ч. 1 и 5 ст. 101 УИК). В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни законом допускается его принудительное питание по медицинским показаниям (ч. 4 ст. 101 УИК).
Ответственность за обеспечение охраны здоровья осужденных и выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований несет администрация исправительных учреждений (ч. 3 ст. 101 УИК).
Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом не только их пола, возраста и, по возможности, специальности, но и состояния здоровья. Продолжительность рабочего времени в зонах, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии должны устанавливаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК).
Работающим осужденным должен предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки, или образцово исполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй групп, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней (ч. 4 и 5 ст. 104 УИК).
Лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, а также лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть судом освобождены от дальнейшего отбывания наказания. К таким лицам суд может применить принудительные меры медицинского характера, если их психическое расстройство связано с возможностью причинения иного существенного вреда, либо с их опасностью для себя и для других лиц (п. «б», «в» ч. 1 и ч. 2 ст. 97 УК РФ). Суд может передать необходимые материалы в отношении указанных лиц органам здравоохранения для решения вопроса об их лечении или направлении в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении, если по своему психическому состоянию они не представляют опасности (ч. 4 ст. 97 УК). Осужденный может быть освобожден от отбывания наказания и в связи с заболеванием иной тяжелой болезнью или инвалидностью, препятствующими отбыванию наказания (п. «е» ст. 172 УИК).
Освобождение от наказания в связи с психическим расстройством лица, исключающим вменяемость, является обязательным и не зависит от усмотрения суда. Представление об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного. Освобождение от наказания ввиду заболевания иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, является правом, а не обязанностью суда. Порядок представления осужденного к освобождению от отбывания наказания в связи с иной тяжкой болезнью такой же, как и при психическом заболевании лица, только в представлении должны содержаться данные, характеризующие его поведение в период отбывания наказания (ч. 5, 6 ст. 175 УИК).
В случае выздоровления лица, освобожденного от отбывания наказания по болезни, оно может подлежать уголовной ответственности и наказанию, если при этом не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК. Указание закона о том, что после выздоровления лицо может подлежать уголовной ответственности, ориентирует суды при решении вопроса целесообразности применения наказания учитывать не только характер заболевания, но и личность виновного, его поведение в период лечения. По данным выборочного исследования, только к трем процентам освобожденных по болезни осужденных после выздоровления применялось не отбытое ими наказание. Остальные осужденные либо были освобождены от отбывания наказания, либо ранее назначенное им лишение свободы заменялось другим, более мягким видом наказания.
И ещё одна немаловажная проблема. Большинство лиц, отбывших наказание, страдают тем или иным заболеванием. Им необходима медицинская и социальная помощь. Однако в настоящее время в России не созданы государственные реабилитационные центры. На местах не уделяется должного внимания проблемам освобожденных.
В заключении хотелось бы отметить — безусловно, далеко не все указанные требования закона, направленные на охрану здоровья осужденных, реализуются на практике, но наличие прочной законодательной базы образует основу совершенствования деятельности исправительных учреждений, их реконструкции в направлении превращения в социально-терапевтические клиники.
Реализация предписаний закона, иных мероприятий требует времени и средств, которые необходимо учитывать в государственном бюджете. Для улучшения медицинского обеспечения подразделений ФСИН РФ, Медицинским управлением ФСИН РФ и медицинскими службами территориальных органов управления ФСИН РФ проводится активная работа по привлечению финансовых средств от сторонних, в том числе и международных организаций, а также гуманитарной помощи.
На основе изложенного можно прийти к выводу о том, что проблема охраны здоровья осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и освобожденных из исправительных учреждений, стоит остро и требует безотлагательного решения. Это позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на содействие изменению ситуации в местах изоляции от общества к лучшему. В частности, учитывая прямую зависимость между ростом заболеваемости в системе гражданского населения и в учреждениях ФСИН, работу по охране здоровья граждан России необходимо начинать с организации лечебно-профилактических и санитарно-профилактических мероприятий во всех сферах жизни общества (детских дошкольных учреждениях, в школах, по месту жительства и работы, учебы).
Особое внимание следует обратить на профилактические службы органов здравоохранения системы исправительных учреждений, проводя обязательные и систематические медицинские осмотры лиц с момента применения к ним мер процессуального принуждения. Важно повысить ответственность администрации исправительных учреждений за недостаточную или несвоевременную реакцию на факты ухудшения состояния здоровья осужденных (и подследственных) или нарушение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований содержания лиц, изолированных от общества.
Должное внимание в работе по охране здоровья осужденных следует уделять развитию физической культуры и спорта, мероприятиям по оснащению исправительных учреждений спортивным инвентарем, выделению территорий для занятия спортом, а также обеспечению соблюдения требований техники безопасности на рабочих местах в зонах.
В сложившейся ситуации назрела острая необходимость создавать реабилитационные центры по месту жительства освобожденных из исправительных учреждений в целях повышения уровня их социальной защищенности.
Эти важные проблемы необходимо решать не откладывая, ведь речь идет об угрозе здоровью всего населения страны, поскольку осужденные после отбывания наказания возвращаются в общество.
Рамки журнальной публикации не позволяют раскрыть все стороны означенной проблемы, поэтому разговор на тему «Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях» будет продолжен.
Источник