З ИЛИ С?
Сколько раз твердили миру:
«Зэ» – приставки не бывает!
В «здешнем здании здоровье»
«Зэ» – лишь в корне сберегает!
Если в правилах потемки,
«Зги» не видно, помнить надо:
«Эс» — приставка, «зэ» — лишь в корне.
Будет грамотность в награду!»
______________________________________________
Приставку «эс» часто путают с буквой «зэ». И всё потому, что перед звонкими согласными происходит её озвончение, например: сделать – мы слышим и произносим [зд]! А правило очень простое – «зэ» — приставки не бывает!
К исключениям относятся четыре слова: здесь, здание, здоровье, зга + однокоренные слова. Но и в этих словах — это уже не приставка, а первая буква корня!
«В словах зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый буква 3 входит в состав корня, она появилась как результат отражения на письме озвончения согласного [с]:
ЗДЕСЬ — из указательного местоимения сь и суффикса -де-;
ЗДАНИЕ — слово по происхождению старославянское, образовано от глагола «зъдати» — строить, созидать и имеет тот же корень, что и в современном слове зод-чий, а также в словах со-зд-ать, со-зид-ать;
ЗДОРОВЫЙ — из приставки с- и корня -дорвъ — дерево;
ЗГА — из стьга — путь, дорога»
По материалам:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник.- М.: «Неолит», 2001
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. — СПб.: ИК «Комплект»,
Не забудем и однокоренные слова, которые тоже начинаются с буквы «зэ»: здоровый, здравствуйте, здороваться, здравница, здравица, здешний… Слова зга и сгинуть – возможно, исторические родственники, но сейчас мы их пишем по-разному.
Сдобный пирог
Здоровяк уволок,
И схомячил весь.
Здоровенный здоровяк
Съел за ужином чувяк,
А потом он сгинул в згу,
Сделав пальчиком: «Угу!»
Источник
Это должен знать каждый. Правописание.
Правило №1.
Правописание -ться и -тся
В неопределенной форме глаголов пишется мягкий знак.
Пример: нужно делать, можно рубить, надо рубиться.
В глаголах в третьем лице в переходной форме мягкий знак не пишется.
Пример: он рубится. фильм скачивается. скилл кастуется.
(Отступление. Пример: «он кастует» — мягкий знак не пишется. также он не пишется если «он кастуется».)
Универсальное правило, работает ВСЕГДА: если в вопросе к глаголу есть мягкий знак — он есть и в самом глаголе. Нет мягкого знака в вопросе — нет и в глаголе.
Пример: Что делать? — Качаться. Что делать? — Рубиться.
Что делает — Качается. Что делает — Рубится.
Правило №2
Приставки «з» в русском языке не существует.
Пример: сделать, списать, сдать, сдуть.
Слова «исключения», в которых «з» является частью корня: здание, здесь, здоровье и т. д.
Правило №3
«Не» с глаголами пишется раздельно.
Пример: не люблю, не кастую, не качаюсь.
«Исключения»: Когда «не» входит в корень слова: Нервничать
Или когда слово не употребляется без «не»: Ненавидеть, Небрежничать, Невзлюбить, Невзвидеть и т.д.
Правило №4
Правописание гласных после шипящих и Ц.
ЖИ-ШИ-ЦИ пиши через И: жизнь, машина, цифра. (Исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыкать, цыпленок)
ЧА-ЩА — пиши через А: чаща
ЧУ-ЩУ-ШУ пиши через У: чулан, щука, шуба. (Исключения: парашют, жюри, брошюра)
Слово «раса» пишется с одной «с»
Слово «питомец» пишется через И.
Правило №6
То, либо, кое, нибудь — черточку поставить не забудь!
Частица «то» (Пример: какой-то) пишется со словами через дефис. Кроме того, через дефис со словами пишется частица «либо», приставка «кое» и суффикс «нибудь».
Пример: какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кое-что.
Правописание приставок -пре-, -при-:
-пре-
Если приставка имеет значение ОЧЕНЬ
пребольшой — очень большой, преувеличивать — очень увеличивать и т.п.
Если имеет значение ПЕРЕ
преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик)
-при-
Если обозначает близость, сближение или присоединение:
прибить, примыкающий, принести, приблизиться
При неполноте действия:
приоткрытый, пригореть, прикоснуться
Если имеет значение завершенности действия:
приглушить, придумать, присмотреть
Если имеет значение «совершать действие в чьих-либо интересах»:
приберечь, припрятать
Правило №8
Правописание корней с чередованием:
бер/бир (для примера): «бер» пишется всегда, когда нет суффикса «а» после корня
«бир» пишется, когда стоит суффикс «a»
(Забрать, забирАть, тереть, перетирАть)
Проверяемые безударные гласные:
В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением
знамена развеваются (веять) — события развиваются (развитие)
Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать)
кормить — кормит (но выкармливать)
Правило №9
Правописание приставок:
Приставки з- не существует, есть приставка с-: сделай, свесь
В словах здание, здоровье, здесь з входит в состав слова
В конце приставки следует писать з, если следующая буква — звонкая согласная, с — если глухая: воспеть, воззрение.
В приставках раз-(рас-) — роз-(рос-) под ударением о, без ударения — а: раздать — розданный
После приставок на согласную пишется ы вместо и, кроме сложносокращенных слов: играть-сыграть, пединститут, сортинвентарь
Исключение: взимать
После приставок меж, сверх, контр, суб, транс, пан, пост пишется и: контригра, сверхизысканный, межинститутский
Перед словами с корнем чит — два с, перед чет одно с: расчесть, рассчитать.
Исключение: бессчетный
С приставкой -пра пишутся слова прабабушка, пращур, прабабушка, прадедушка, прародитель. Остальные слова пишутся с приставкой про: проведать, проведение
Слово в связи — всегда пишется раздельно
Правило №10
Непроизносимые согласные:
Для проверки непроизносимых согласных в корне надо так изменить слово, чтобы после корня стояла гласная: устный — уста, искусный — искусен
Правило №11
Суффиксы причастий:
В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
-ущ- (-ющ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч -ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают).
-ащ- (-ящ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят).
В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:
-ем- (реже -ом-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут);
-им-, если причастия образованы от глаголов II спряжения; вид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат)
Правило №12
Случаи, в которых необходимо ставить запятую:
Запятая ( , ) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения):
а) определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
б) обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно,
в) обращений,
г) уточнений,
д) междометий,
е) вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет)
между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения
между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
при перечислении, то есть при однородных членах
Источник
Почему «здесь», «здоровье», «здание» — это исключения? Полезно знать каждому грамотному человеку
Добрый день всем читателям!
Чем проще правило, тем оно… сложнее. Сегодня снова обратимся к истории исключений.
Чтобы ответить на вопрос в заголовке, придётся вспомнить принцип, по которому в русской орфографии пишутся з- и с- в начале слов. Разберём слова «здесь», «здоровье», «зга», «сделать», «сдать» и «здание» . Всем желаю приятного чтения и понимания.
К сожалению, в школьных учебниках историю этих слов не объясняют, а жаль. На мой взгляд, она была бы понятна большинству детей.
Опираться буду, как обычно, на этимологические словари М. Фасмера, Н. М. Шанского, а также на справочник по русской орфографии и пунктуации В. В. Лопатина.
История слов «здесь», «здоровье», «зга»
Слово «здесь» в древнерусском языке имело три варианта: сьде, сдѣ и сьдесе. То есть оно писалось как раз с буквой «с», вот неожиданность!
Образовалось при помощи присоединения местоимения сь (сей, этот) к сьде (здесь). Восходит к праславянской форме *sьde, то есть з-/с- изначально входила в состав корня.
В итоге сдесь после выпадения редуцированного ь и озвончения «с» перед «д» превратилось в современное здесь . Цепочка примерно такая:
сьде + сь = сьдесь → сдесь → здесь.
В современном русском языке буква «з» — часть корня, её нельзя отбросить. Ещё есть следующее правило: в начале корней пишутся зг, зд : здесь, здоровье, здание, ни зги. Исключение: сдоба и сдобный.
В этих двух буквосочетаниях звонкий «з» мы никак не проверим, остаётся только запомнить. И ещё два исключения.
- Здоровье , здоровый — от древнерусского съдоровъ , которое произошло от праславянского корня *dorvo — дерево. Прилагательное «здоровый» буквально означало «крепкий, подобно дереву».
И здесь точно так же «с» перед звонким «д» перешёл в «з». Думаю, легко догадаться, что к тому же корню относятся здравие ( старославянское съдравъ) и здравствуйте . - Существительное «зга» — от корня *stьga , который породил существительные стезя, стежка . Тут тоже «с» перед звонким «г» перешёл в «з»! Слово употребляется в выражении ни зги не видно (ничего не видно).
Как видим, везде буква «з» стала частью корня, то есть неотделимой от слова . Однако приставки «з» не существовало и в древнерусском, поскольку была только приставка «съ», которая образовалась от такого же предлога. Напомню, что многие приставки восходят к предлогам.
Поэтому и в современном русском языке приставки з- нет. Есть только раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-) и др., которые употреблялись ещё в древнерусском языке.
В глаголах «сделать», «сдать» и других буква «с» относится к приставке. Тоже всё по правилу:
«в начале слова буквосочетания сг и сд пишутся только на стыке приставки с- с корнем , напр.: сговориться, сгрудиться, сдать, сделать, сдружиться».
Проще говоря, мы можем «с» отбросить, чтобы получить слова без этой приставки: делать, дать, говорить, гру́да, дружить и др.
История слова «здание»
В слове «здание» букву «з» мы никак отбросить не можем. Только восстановив исторический облик, мы получим следующую цепочку родственных слов:
здание, зодчий, зодчество, зиждиться (основываться), созидать .
Восходят к старославянскому зьдъ (глина). Отсюда глагол зьдати (лепить, строить из глины). В старославянском зи́ждить значило «строить».
Вот такая сегодня короткая историческая заметка. Всё ли было понятно? 🙂 Надеюсь, эти слова трудностей при написании не вызывают.
Источник
«Здесь, здание, здоровье». Словарная работа в 5 классе.
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) по теме
Данный ресурс включает страничку с электронным материалом с поддержкой макросов и печатную страницу в формате word. Отдельно к работе прилагается пояснительная записка, в которой даются рекомендации по работе с ресурсом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Карасева Людмила Николаевна, учитель МБОУ «СОШ № 15» г.Усть-Илимска Иркутской области
Пояснительная записка к медиаресурсу «Здесь, здание, здоровье»
Возрастная группа: 5 класс.
Тема: Словарная работа. «Здесь, здание, здоровье».
Цель: Запоминание написания слов.
- активизировать ассоциативную память через просмотр видеоролика и выполнение заданий;
- тренировать зрительную и моторную память через выполнение упражнений, способствующих запоминанию слов;
- формировать умение контролировать свои действия через применение теста с использованием макросов.
Работа с ресурсом.
Работа по запоминанию слов с непроверяемыми безударными гласными является неотъемлемой частью урока русского языка. Предлагается страница с печатным и электронным вариантом с использованием макросов. При открывании электронного варианта документа появится вопрос о включении содержимого, его нужно включить. Все задания выполнены с поддержкой макросов.
Работа с электронным вариантом . На странице в левом верхнем углу значок внедренного ролика «видеоролик 1» в формате wmv. Начать работу нужно с прослушивания ролика. Для этого достаточно 2 раза щелкнуть по значку, начнется проигрывание ролика. Перед выполнением тестовой работы (если ещё не сделано!) необходимо включить макросы. После работы изменения сохранять не нужно.
Работа с печатным вариантом проводится по усмотрению учителя.
В. В. Волина. Русский язык // Серия «Учимся играя». – Екатеринбург: изд. «АРГО», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал систематизирован. Мною исопльзуется постоянно как для изучения нового слова, так и для его закрепления.
проверка усвоения лексического материала по теме: Взаимоотношения взрослых и подростков в семье и использование в речи.
Пояснительная записка.Сборник словарных работ — глоссарий по обществознанию, 11 класс.(работа с понятийным материалом по темам: «Общество», «Экономика», «Рыночная экономика», .
Словарная работа — это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся.
словарная работа по английскому языку.
Презентация содержит материал для словарной работы.
Источник