Меню

Правильное питание залог здоровья лекторий

«Правильное питание школьника – залог его здоровья, хорошего настроения и учёбы». Родительский лекторий.
методическая разработка (3 класс) на тему

Важнейшая из задач, стоящих перед современным обществом – осознание значимости здоровья как важнейшей ценности жизни. Родительский лекторий ««Правильное питание школьника – залог его здоровья, хорошего настроения и учёбы» даёт представление о первичных навыках сохранения и укрепления здоровья, способствует формированию здорового образа жизни младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
Родительский лекторий о здоровом питании учащихся. 57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

«Правильное питание школьника – залог его здоровья, хорошего настроения и учёбы»

Митина Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

Тема: «Правильное питание школьника – залог его здоровья, хорошего настроения и учёбы»

Не нужно приучать детей к тонким

и однообразным вкусовым ощущениям.

Не следует избаловывать их в еде.

Это только ограничивает в будущем

их приспособление к меняющимся

Питание ребёнка, а также его воспитание тесно связаны между собой. Уже в раннем возрасте дети обладают достаточно хорошо развитым чувством вкуса. У них появляются любимые и нелюбимые блюда, легко создаются различные привычки, начинают отчётливо сказываться некоторые черты характера. Если родители недостаточно заботятся о рациональном питании ребёнка, вовремя и разумно не направляют его привычки и вкусы, — это может помешать правильному формированию характера, нормальному развитию организма.

Учёба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм ребёнка, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Любое движение человека, его дыхание, работа внутренних органов сопровождаются расходом энергии. Чтобы нормально действовали мозг и мышцы, сердце, дыхательные и пищеварительные органы, чтобы температура тела была постоянной, необходимо правильное питание.

Поэтому от того, как питается ребёнок, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.

Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Все эти вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, овощах, фруктах, ягодах. Эти продукты должны всегда присутствовать в детском меню. Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часа, так как большие перерывы сказываются на состоянии здоровья ребёнка, вызывают утомление, снижение работоспособности, головную боль.

Белки – основа жизни человека. Природа создала великое множество белков. Более ценным для нашего питания являются белки, которые содержатся в мясе, рыбе, молоке, яйцах. Это так называемые животные белки. Богаты белками и многие продукты растительного происхождения: крупы, бобовые. Белки, содержащиеся в крупяных продуктах, менее ценны по своему качеству, чем животные белки. Правильное питание заключается в умелом подборе продуктов. Так, гречневая каша становится более полноценным блюдом, если её съесть с молоком; в этом случае белки гречневой крупы дополняются ценными белками молока.

Огромное значение для организма имеют и жиры. Количество жиров в дневном рационе человека должно быть в среднем не менее 100гр. Для детей эта норма зависит от возраста: 7-10 лет – 79гр. Жиры бывают животные и растительные. Для детского организма более ценны жиры животные. Они содержатся, в частности, в сливочном масле, сметане, твороге, молоке: жир этих продуктов легко усваивается организмом. Из других животных жиров лучше усваиваются жир домашней птицы и свиное сало, хуже – сало говяжье и баранье. Немалую роль в жизнедеятельности организма играют и растительные жиры. Они также легко усваиваются и должны быть обязательной частью вашего рациона.

Углеводы являются основным источником энергии. Они содержатся в основном в продуктах растительного происхождения: хлебе, крупе, картофеле, овощах, сахаре, фруктах. Из углеводов легче всего усваиваются организмом различные виды сахара, имеющиеся во фруктах, ягодах, свёкле, моркови, молоке, мёде. Пища, содержащая такие виды сахара, способна быстро восстанавливать энергию, затраченную организмом в результате тяжёлой физической работы и усиленного умственного труда. Среднее количество углеводов в суточном рационе пищи вместе с хлебом должно быть в возрасте 7-10 лет – 315гр.

Для нормальной деятельности органов и тканей человека большое значение имеют минеральные вещества : соли кальция, фосфора, железа, натрия, магния, хлора, йода, меди. Все эти минеральные соли человек должен получать с пищей. Они находятся в различных пищевых продуктах: в яичном желтке, фасоли, зелёном салате, щавеле, цветной капусте. Фосфор содержится в мясе, рыбе, твороге. Он необходим для питания тканей головного мозга, поэтому рекомендуется в больших количествах людям умственного труда. Железом богат яичный желток, печень, хлеб грубого помола. Недостаток железа в пище может вызвать малокровие. Йод, который есть в мясе морских рыб, питьевой воде, нужен для нормальной деятельности щитовидной железы.

Очень важны для здоровья человека витамины. Благодаря им, правильно используются в организме все другие необходимые ему вещества. Если в пище недостаточно витаминов, нарушается обмен веществ, человек слабеет, быстро утомляется, становится более восприимчивым к болезням. Каждый из витаминов оказывает своё благотворное действие на организм и по-своему важен для нашего здоровья. Чтобы обеспечить человека необходимым количеством витаминов и сохранить их активность, следует, помимо учёта их в тех или иных продуктах, соблюдать правила приготовления пищи, прежде всего, температурный режим. Например, нельзя долго хранить очищенные овощи на воздухе, их надо сразу же после очистки и нарезки закладывать в кипящую воду.

Кроме того, в рацион питания следует вводить, в зависимости от времени года, свежие овощи, зелень, фрукты, ягоды, в которых очень много важного для организма человека витамина С и каротина.

Но кроме рационального подбора и сочетания продуктов исключительное значение для здоровья ребёнка имеет режим питания. Если он питается в определённое время, пища лучше усваивается организмом. Полезнее всего есть четыре – пять раз в день. При четырёхразовом питании первая еда – завтрак – должна составлять не менее одной четверти всего суточного рациона.

Очень важен для здоровья детей утренний завтрак. Утром вступают в активную деятельность и начинают функционировать все органы человека, в том числе и поджелудочная железа, которая выделяет желудочный сок для переваривания пищи. Если этот сок поступает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, вызывая или провоцируя различные желудочные заболевания. Поэтому дети обязательно должны перед выходом из дома позавтракать.

Учащимся необходимо получать горячий завтрак, вовремя и полноценно обедать и ужинать. Родители должны помнить, что на занятия в школе приходится период наиболее высокой работоспособности, поэтому ученику необходимо получать горячее питание.

Обед должен равняться половине суточного рациона. Он делается из двух, трёх блюд, из которых первое или второе – мясное либо рыбное, богатое животными белками. На полдник рекомендуется молоко или чай с булочкой, бубликом, бутербродом, печеньем. Ужин должен быть лёгким, за полтора – два часа до сна. Лучше – одно горячее блюдо из овощей. К ужину подают чай, простоквашу, кефир. Очень нежелательны в рационе чипсы, газированные напитки типа «колы», жареные пирожки.

Трудности в организации рационального питания ребёнка не возникают, если начиная с первых дней жизни, родители систематически правильно его кормят, строго соблюдая распорядок дня, и правильно воспитывают, проявляя нужную настойчивость. Надо помнить указания нашего великого физиолога И.П. Павлова, что только еда с аппетитом может быть максимально полезной.

Тема: «Кто яблоко в день съедает, у того доктор не бывает».

« Ешь правильно, и лекарство не будет надобно», эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько необходимо правильно организованное сбалансированное питание, богатое витаминами и минеральными веществами. Витамины не лекарство, которое необходимо только во время болезни. Без них не будут правильно использоваться в организме белки, жиры, углеводы, нарушится обмен веществ. Детский организм особенно чувствителен к недостатку витаминов, потому что он растёт и обмен веществ происходит в нём весьма энергично. Если ребёнок получает необходимое количество витаминов, он легче переносит различные неблагоприятные условия внешней среды, менее восприимчив к инфекциям, реже болеет, а если и заболеет, то легче переносит болезнь.

В первую очередь витамины содержатся в овощах и фруктах.

Англичане – большие ценители яблок говорят: «В день по яблоку и врач не будет нужен». Со времён каменного века плоды яблони служат не только продуктом питания, но и целебным средством. Ещё Авиценна утверждал, что кислые яблоки полезны при слабом желудке, отсутствии аппетита, а свежие сладкие плоды укрепляют сердце. Считается, что яблоки освежающе действуют на мозг, усиливая его работоспособность, укрепляют печень, улучшают настроение. Если мякоть на срезе буреет и вкус плода терпкий, значит яблоко не просто полезно, но и лечебно. Ежедневное употребление 1-2-х таких яблок может обеспечить суточную потребность человека в витамине Р. Витамина С в мелкоплодных сортах, как правило, больше. Это связано с тем, что наибольшее его количество сосредоточено в наружном слое мякоти. Северные сорта богаче аскорбиновой кислотой, чем выращенные в южных районах. Установлено, что пектины яблок задерживают развитие вируса гриппа А. Включение в рацион питания 2-3-х яблок ежедневно, снижает количество простудных заболеваний в 3 раза. Благодаря высокому содержанию железа яблоки очень полезны при малокровии, особенно детям. Высока и фитонцидная активность яблок: если жевать плоды не спеша, то через несколько минут полость рта очиститься от вредной микрофлоры. Между тем витамин С в больших количествах содержится в свежей и кислой капусте, томатах, зелёном луке, шпинате, редьке и репе. Им особенно богаты рябина, чёрная смородина, шиповник, клубника, лимоны, апельсины. На протяжении всех веков врачи лечили больных апельсиновым и лимонным соками от всевозможных болезней. В соке лимонов и апельсинов в большом количестве содержатся витамины А , В, С. Употребление плодов лимонов излечивает цингу, ангину, ускоряет заживление ран и срастание костей, улучшает обмен веществ. Земляника – одна из наиболее полезных ягод. Она занимает первое место по содержанию железа, которого в ней в четыре раза больше, чем в яблоках, винограде, ананасе. А железо входит в состав крови человека. Кроме солей железа, в плодах земляники содержится фосфор, белки, сахар и большое количество витаминов. Все полезные вещества, находящиеся в землянике, легко усваиваются организмом. В помидорах, щавеле, салате, моркови, тыкве, шпинате, луке, абрикосах много особого вещества называемого каротином. Попадая в организм человека, каротин превращается в витамин А. Чтобы каротин лучше усваивался и превращался в витамин А, следует добавлять к овощам и зелени какой-нибудь жир. Достаточно витамина С и в картофеле, поэтому зимой картофель может служить одним из главных источников витамина С. Он отмечен в укропе, петрушке, сельдерее, помидорах редисе. Витамин С уменьшает утомляемость, ускоряет выздоровление, заживление ран.

Свежие, особенно зелёные овощи – источник различных витаминов, минеральных веществ, необходимых для здоровья человека в течение всего года и особенно – в несезонное время года, когда потребность в них исключительно высока. Овощи обладают целебными и диетическими свойствами, богаты эфирными маслами, улучшающими вкус и аромат пищи.

Свежие овощи не только сами лучше и полнее усваиваются, но и помогают переработке организмом мяса, рыбы. При потреблении мяса, жиров, яиц, хлеба, сыра в организме человека образуются неорганические кислые соединения. Для их нейтрализации нужны щелочи, которые содержатся в овощах и картофеле. Наибольшее количество извести, нейтрализующей углекислоту, находится в зелёных культурах.

Биологическая активность свежих зелёных овощей в большей мере обусловлена присутствием в них витамина Е (токоферола), стимулирующего и поддерживающего нормальную работу всех мышц организма. Этот же витамин способствует нормальному размножению, оздоровлению клеток. Витамин Е содержится в горохе, капусте, зелёном луке, моркови, листьях петрушки и сельдерея.

Чтобы дети росли крепкими, стройными, им особенно нужен кальций и фосфор, из которых строятся кости. Кальция и фосфора откладывается достаточно, если организм получает витамин Д. Если же витамина Д будет недостаточно, организм ребёнка станет плохо усваивать кальций и фосфор, содержащийся в пище, кости его станут размягчаться, искривляться.

Большое значение для организма человека имеют витамины, объединённые в группу В. При его недостатке, нарушается нормальная деятельность нервной системе, дети быстрее устают, им труднее бывает сосредоточить внимание во время занятий, на уроках. Витамин В помогает организму легче справляться с усталостью, сохранять бодрость и работоспособность, повышает аппетит. Его достаточно в ржаном хлебе и в пшеничном хлебе из муки простого помола, в овсяной, гречневой и ячневой каше. Витамин рибофлавин, предупреждает болезни слизистой оболочки глаз и рта, а также нервной системы. Никотиновая кислота (РР), присутствующая в кочанном салате, шпинате и других овощах, стимулирует нормальную работу печени, предупреждает заболевания кожи, желудка, кишечника.

Полноценная пища, в особенности для молодого организма, должна быть богата не только жирами, белками, углеводами, минеральными веществами, но также и витаминами.

1. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007. – 367с.

Источник

Лекция на тему «Правильное питание — залог здоровья школьника».
материал по теме

Можно использовать на родительском собрании.

Скачать:

Вложение Размер
lekciya_dlya_roditley.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему: «Правильное питание — залог здоровья школьника»

Школьник должен расти здоровым , физически крепким , всесторонне ра з витым и выносливым . Из всех факторов внешней среды , оказывающих вли я ние на его физическое и нервно — психическое развитие , питание занимает в е дущее место . Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание , являющееся залогом его здоровья .

Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.

Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних о р ганов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода опред е ленного количества энергии. С особенно большими энергетическими затр а тами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, и г ры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным мат е риалом» необходимым для роста и развития организма.

Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла -калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:

— 7-11 лет — от 2250 до 2550 калорий;

— 11-15 лет — от 2850 до 3300 калорий;

— 15 лет и старше — от 3300 до 3800 калорий в сутки.

Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в с о став органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минерал ь ные соли, витамины и вода, — должны быть в рационе в достаточном кол и честве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток о д ного из них может повести к нарушениям в развитии организма.

Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Б е лок — наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «зан и мать первое место».

При недостатке его в пище возникают:

— отставание в росте;

— снижение сопротивляемости к болезням.

Избыток ведет к:

— нарушению обменных процессов;

Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах.

Животные белки в:

Растительные белки в:

Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесоо б разно давать с овощными гарнирами.

Жиры также входят в состав органов и тканей; покрывая внутренние органы, они предохраняют их от повреждения и охлаждения. Подкожная жировая прослойка способствует уменьшению отдачи тепла организмом.

Кроме того, жиры являются источником энергии и обеспечивают но р мальное состояние иммунитета. Наличие жира в пище делает ее вкусной и дает более длительное насыщение.

Лучше усваиваются жидкие жиры и жиры, плавящиеся при ни з кой температуре:

Кроме того, эти жиры содержат витамины А и D.

Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) не содержат витаминов , но в их состав входят ненасыщенные жирные кислоты , являющиеся веществами, биологически важными для организма.

Углеводы — главный источник энергии в организме. Они имеются в растительных продуктах. Из продуктов животного происхождения только одно молоко содержит углеводы (молочный сахар). В овощах, картофеле, крупах, муке, хлебе углеводы содержатся в виде крахмала (картофельного, рисового, пшеничного); во фруктах, ягодах и некоторых овощах — в виде С а харов (свекловичного, тростникового, виноградного).

К углеводам относится и клетчатка, из которой состоят оболочки кл е ток овощей и злаков. Несмотря на то что клетчатка почти не усваивается организмом, некоторое количество ее необходимо в пище здорового ребе н ка для нормальной работы кишечника.

Для этого в рационе питания должно быть больше овощей: моркови, свеклы, свежей и квашеной капусты, тыквы, кабачков, огурцов, яблок, ба х чевых культур, слив. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

Особое значение педиатры придают систематическому приему пш е ничных отрубей. Они представляют собой ценное природное лека р ство, обладающее целым рядом полезных свойств:

— отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной пер и стальтики;

— в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих самое благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нер в ную систему;

— отруби способствуют выведению из организма аллергенов, хол е стерина.

Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно- или двухдневный(!) кефир); их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Мясо лучше употреблять о т варное, хлеб с отрубями вчерашней выпечки.

Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, сухофрукты, курагу, чернослив, инжир.

Приемы пищи должны происходить в строго определенное время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Е с ли ребенок привыкает принимать пишу в одни и те же часы, то к этому вр е мени, еще до приема пищи, у него начинает выделяться желудочный сок -«аппетитный». Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.

При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приемами пищи должны составлять около 4 часов. Более частое питание рекомендуется только физически о с лабленным детям и по медицинским показаниям.

Наиболее целесообразно придерживаться примерно следующего режима питания:

7.00 Завтрак, состоящий из двух блюд:

первое — каша, яйца, творог, овощи, картофель;

второе — кофе, молоко, чай с молоком, какао.

первое — суп мясной, овощной или молочный;

второе — рыба, мясо, крупяные или овощные гарниры;

заканчивается обед сладким (компот, кисель, фрукты, ягоды).

16.30 Полдник, состоящий из питья (кефир, простокваша, молоко, сок, чай с мо-

локом), мучных изделий (булочка, печенье, бублик), фруктов и ягод.

первое — каши, запеканки, творожные и яичные блюда, крупяные или ово щ ные котлеты;

|второе — чай, кефир, молоко, сок.

Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, дол ж ны вставать и завтракать в одно и то же время.

Пред едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Они способствуют выделению пищеварительных соков. Острые закуски, соде р жащие много перца, хрена, горчицы, в питании детей нежелательны, так как они вызывают раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника.

Горькие овощи: редьку, чеснок, лук — целесообразно употреблять в умеренных количествах. В качестве питания детей можно использовать петрушку, укроп, щавель, свежие и сухие грибы.

Ребенок должен есть не торопясь, тщательно разжевывая пищу. О д нако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 15-20 минут, для обеда — 20-25 минут, для полдника — 5-8 минут.

Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.

Если ребенок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе).

Завтраки обеспечивают более длительное сохранение работоспосо б ности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. Н а блюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.

Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.

Правильный режим питания является составной частью общего ра с порядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом зан я тий, труда и отдыха детей.

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ЗАВТРАКОВ

Мясные котлеты с овощным гарниром. Чай с молоком. Хлеб ржаной. Фрукты

Источник

Читайте также:  Что такое умный браслет здоровье
Adblock
detector