Методическое сопровождение педагогов в организации питания дошкольников
статья
В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных задач родителей и работников детского сада.
Воспитатели и родители должны сформировать у ребенка определенные знания в области питания, научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_starshih_vosp._po_pitaniyu.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение педагогов в организации питания дошкольников
Главная задача детского сада — обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания — необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды и занимает особое место в деятельности МБДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня, а психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания.
В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных задач родителей и работников детского сада.
Воспитатели и родители должны сформировать у ребенка определенные знания в области питания, научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом.
Сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования ценностного отношения к здоровому образу жизни и правильному питанию, является целевым ориентиром дошкольных учреждений.
Проблема формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, культуре питания — актуальный аспект в работе педагогов дошкольных учреждений, а успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений родителей и педагогов.
Документы, в соответствии с которыми организуется питание в ДОУ, вы видите на экране.
Очень важно постоянно держать на контроле организацию питания детей в группах. При проверке необходимо обращать внимание на соблюдение режима питания, доведение пищи до детей (при необходимости производится взвешивание порций, взятых со стола), на организацию процесса кормления, аппетит детей, отношение их к новым блюдам, на слаженность работы персонала, наличие остатков пищи. Важно следить за эстетикой питания, сервировкой столов, привитие детям необходимых гигиенических навыков
Чтобы выявить, как налажена работа по питанию в возрастных группах, старшему воспитателю необходимо проводить оперативный, предупредительный контроль (не менее 1 раз в неделю), тематическую проверку. При проведении оперативного контроля «Оценка организации питания детей», выявляется ряд проблем, которые повторяются в детских садах: недостаточное соблюдение детьми культуры приема пищи, они не всегда соблюдают правила поведения за столом, плохо знают названия блюд, недостаточно владеют столовыми приборами. Это позволяет сделать вывод о том, что вопросу формирования культуры правильного питания уделяется недостаточное внимание в детском саду.
В связи с этим возникает необходимость в проведении корректировки действий педагогов, повышения их педагогической культуры в вопросах организации приема пищи, осуществлении поиска новых форм и методов работы с детьми и родителями.
Прежде всего, педагоги еще раз были ознакомлены с Положением о питании воспитанников в МБДОУ, в которое регламентирует процесс организации питания, питьевого режима в детском саду, указывает на необходимость обеспечения информирования родителей о блюдах, которые ребенок получает в течение дня, о проведении работы с семьей в данном направлении.
Для оказания методической помощи по вопросам организации правильного питания воспитанников, формирования у них культуры еды и правил поведения за столом, с педагогами в детском саду были проведены следующие методические мероприятия: консультации: «Особенности питания ребенка в период адаптации», «Организация питания детей в группе и формирование эстетических навыков приема пищи», «Культура поведения за столом»; «Организация образовательного процесса по разделу «Полезная еда» оздоровительно-развивающей программы М.Л. Лазарева «Здравствуй»; проводились индивидуальные беседы по запросу, работа по наставничеству (молодой педагог наблюдал за организацией питания детей в группе наставника).
Для педагогов были подготовлены памятки на тему: «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом».
Красиво украшенный стол всегда создает праздничную атмосферу и отличное настроение, повышает аппетит у детей. Чтобы научить воспитателей и их помощников украшать стол бумажными салфетками, был проведен Мастер-класс: «Салфетка бумажная – деталь немаловажная» (складывание салфеток для сервировки стола различными способами). Педагог, который научился сам искусству складывания салфеток, может провести такой мастер-класс для воспитанников старшего дошкольного возраста и научить их этой технике.
Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка. Сервировать – значит подготовить стол к приему пищи, создать определенный порядок на столе. Взрослые сами прежде всего должны знать порядок сервировки.
С этой целью был проведен семинар-практикум на тему: «Культура питания в ДОУ» для воспитателей и их помощников. Практикум имел большое практическое значение. Участники семинара закрепили алгоритм приема пищи, правильность и эстетичность сервировки стола к различным приемам пищи, они наглядно увидели различные варианты сервировки стола, закрепили знания о правилах и нормах этикета. Отрабатывая правила сервировки стола, использовали посуду и столовые приборы (натуральные), можно заменить пластиковыми. Было предложено накрыть стол к завтраку, обеду для детей разных возрастных групп.
В помощь педагогам были подготовлены информационные памятки с практическими советами по организации питания дошкольников.
Эффективной формой работы является проведение всевозможных конкурсов в детском саду, которые расширяют и закрепляют полученные знания детей, помогают выявить творческих педагогов, обогащают развивающую среду, налаживают связь с родителями. Целесообразно провести в детском саду в возрастных группах смотр- конкурс на лучшую сервировку стола . Педагоги совместно с детьми могут выбрать определенную тематику и оформить столы в соответствующем стиле, либо сервировать в соответствии с темой недели: «Весенние цветы», «Кругом вода», «Новый год» и др.
Одной из форм привития культуры питания является дежурство. В связи с этим, в детском саду был проведен смотр-конкурс на лучший уголок дежурных . Цели и задачи которого были: создание условий для развития трудовых навыков в процессе дежурства детей; обогащение РППС в группе; выявление инициативы и творческого подхода педагогов к созданию условий для детского дежурства; содействие укреплению связей ДОУ с семьей.
При подготовке к конкурсу необходимо не только подготовить положение о проведении смотра-конкурса, но и оказывать педагогам методическую помощь (особенно молодым): подобрать методическую литературу, журналы, провести индивидуальные и групповые консультации по теме смотра-конкурса, ознакомить с опытом работы педагогов других ДОУ.
В результате подготовки к смотру-конкурсу педагогами были подобраны схемы: сервировки стола, складывания салфеток; фотоматериалы и картинки по сервировке и украшению стола, оформлению блюд, а также с изображением продуктов здоровой и вредной пищи. Совместно с детьми и семьями воспитанников были созданы дидактические игры: «Посуда для кухни», «Полезные и вредные продукты», «Что сначала, что потом?» и т.д.
В уголках дежурства были обновлены схемы дежурства, правила сервировки, поведения за столом, форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки). Уголки дежурства пополнены новыми атрибутами для сервировки стола (скатертями, салфетницами, сетами, небольшими вазами и т.д.).
Для изучения новых технологий работе с детьми, совершенствованию профессионального мастерства педагогов проведен Семинар на тему: «Использование эффективных технологий по формированию культуры питания у дошкольников».
На семинаре педагоги поделились опытом работы по проведению групповых проектов «Чудесное лукошко», «Здоровое питание», «Будем здоровы» и др., в которых для обыгрывания ситуаций использовали сказочных героев: Айболита, Витаминки, Ростика – юного учителя здоровья, который показал детям ритуал приема пищи, учил детей осознанно подходить к своему здоровью: правильно питаться, отличать полезные и вредные продукты, учил улучшать функцию пищеварения, используя при этом игры, песни, сказки, медитацию, минутки здоровья.
Для формирования навыков правильного и безопасного питания, ознакомления со свойствами продуктов, воспитателями старшего дошкольного возраста были подобраны познавательные мультфильмы: «Жила была Царевна» (серии «Про еду», «Замарашка»), «Откуда берется еда», «Ми-ми-мишки» (серия «Несовременная еда»), «Пчелка Умняша» (серия «Полезные и вредные продукты»), «Фиксики» (серии «Витамины», «Микробы», «Взбитые сливки», «Консервная банка»). Работу по просмотру мультфильмов строили по принципу сочетания наглядного материала и беседы. Воспитатель создавал проблемную ситуацию, например, «Что будет, если есть много сладостей?», далее шел просмотр мультфильма. Следующий этап — беседа, обсуждение, подведение итогов.
Формировать основы правильного питания, воспитателям помогала экспериментально-познавательная деятельность по темам: «Что будет с яблоком, если его разрезать?», «С помощью чего мы различаем разные вкусы?», «Сколько жира в чипсах?», «Как соль влияет на рост растений?», «Фокусы с кока-колой», «Как заварить чай?», Проведенные эксперименты были интересными, помогли детям узнать много нового о полезных и вредных продуктах.
Формирование навыков правильного питания невозможно без взаимодействия с семьей. С родителями были проведены консультации, родительские собрания «Важность правильного питания», «Как накормить малоежку»; круглый стол «Что мы едим дома?». В родительских уголках размещалась разнообразная информация о правильном питании: «Как красиво оформить детские блюда?», «Особенности питания детей».
Родители принимали участие в проводимых в детском саду смотрах — конкурсах, в выставках рисунков «Мое любимое блюдо», создании фотоколлажей «Готовим вместе с мамой».
В конце семинара была проведена деловая игра в форме решения кейсов . Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации.
Например, решение кейса:
. Ребёнок не ест в детском саду почему?
Как должен поступить воспитатель:
• Начать приучать ребёнка к режиму питания, который его ожидает в саду.
• Каждая мама любит побаловать свою кроху, готовит только всякие вкусные блюда, которые любит и предпочитает, есть малыш. Но родителям надо не забывать, что в детском саду нет такой возможности, и ребенка стоит к этому подготовить, хотя бы за пару месяцев до того, как отдавать его в сад, начните его кормить теми блюдами, которыми кормят в детском саду. Готовить для ребёнка похожие блюда у себя дома, то в дальнейшем с едой проблем может и не возникнуть.
• Следует заранее научить ребёнка кушать самостоятельно ложкой.
• Чтобы ребёнку было не так трудно, придумайте такую игру, которая его наверняка заинтересует, например, поиграйте с ним в поваров, что-то приготовьте вместе, покажите и расскажите ему, как тяжело — готовить, что если он не ест в детском саду, он показывает свое неуважение к поварам, а они так стараются, чтобы было вкусно.
Все эти мероприятия можно включить в общесадовский проект.
Для оснащения воспитательно-образовательного процесса, в помощь педагогам, в методическом кабинете подобраны и разработаны занятия на темы: «Уроки здоровья», «Знакомство с ножом, как столовым прибором», «Научи Хрюшу правильно и красиво сервировать стол», «Растем здоровыми», «Дежурство по столовой», «Путешествие в страну каш» и д.р.; подобраны песенки, потешки, загадки о еде, о подготовке к приему пищи и правилах поведения за столом; методические пособия (на экране). В книге Г.П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», в которой, в разделе «Как вести себя в саду» стихи с красочными иллюстрациями «Перед едой мой руки с мылом», «Учись пользоваться вилкой и ложкой», «Умей есть, не спеша и аккуратно», «Не балуйся за столом», «Помогай нянечке накрыть на стол» и т.д., которые воспитатели используют в работе. Книга С.М. Мартынова, врача-педиатра «Здоровье ребенка в ваших руках», очень интересна и поучительна, в которой есть раздел «Питание и здоровье дошкольника», в которой можно найти ответы на вопросы, почему ребенок плохо ест, сладости и ребенок, антивитамины и др.
Таким образом, систематическая и планомерная работа дает свои положительные результаты, что показал повторный контроль и педагогическая диагностика.
Положительные результаты: у воспитанников повысился уровень сформированности основ правильного поведения за столом, культуры правильного питания в соответствии с возрастом. Дети умеют применять элементарные правила сервировки стола во время дежурства ; дети знают и называют блюда, у них с формированы знания о пользе витаминов, находящихся в продуктах. Дети различают полезные и вредные продукты.
У педагогов повысился уровень педагогической компетентности в вопросах организации питания в детском саду.
Вопросы по организации питания воспитателю следует рассматривать:
— не реже 1 раза в год на общем родительском собрании;
— не реже 1 раза в квартал на совещании при заведующей;
— не реже 1 раза в полугодие на педагогическом совете.
В заключении хочется сказать, организация детского питания, является сложным, но в то же время важным моментом в развитии ребенка. Поскольку может как профилактировать, так и лечить многие элементарные болезни.
Оперативный контроль «Оценка организации питания детей в ДОУ»
Источник
Для педагога
Автор: Новикова Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии, географии, химии
Учебное заведение: МБОУ Поселковая СОШ
Населённый пункт: Поселок Новополтавский Азовского района Ростовской области
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «Правильное питание — залог здоровья»
Дата публикации: 22.06.2016
Раздел: полное образование
Исследовательская работа по теме «Правильное питание — залог здоровья»
1. Постановка проблемы.
Дети получили задание написать письмо для своих друзей одноклассников, где необходимо было раскрыть свою точку зрения на следующие вопросы. — Что такое здоровье и почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья? — От чего зависит здоровье? — Пожелайте друг другу здоровья, подберите для этого тёплые добрые слова. Из писем был выделен один из главных факторов, отрицательно влияющий на здоровье — неправильное питание.
2. Цели исследования:
1) активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении тем раздела «Здоровый образ жизни» по предметам биология, ОБЖ, физическое воспитание, химия 2) привлечь внимание к проблеме сбережения здоровья путём организации правильного питания дома, в школьной столовой, буфете. 3) повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.
3. Задачи исследования:
1) изучить научную информацию и проанализировать данные по теме исследования; 2) обобщить и систематизировать материал, 3) описать влияние неправильного питания школьника на его здоровье и дальнейшую жизнь; 4) предложить свои способы решения проблемы, 5) провести комплекс мероприятий, направленный на решение данной проблемы, 6) разработать дидактический материал.
4. Объект, предмет и участники исследования. Актуальность. Гипотеза проекта.
Объект исследования
: человек.
Предмет исследования
: здоровье человека, влияние на здоровье неправильного питания.
Участники
: ученики 8-11 классов, их родители, классные руководители, учителя — предметники.
Актуальность
проекта обусловлена значением правильного питания в сохранении здоровья школьника. Здоровье школьника — здоровье будущего поколения.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что неправильное питание вредит здоровью. Правильное питание — залог здоровья.
5. Методы исследования:
— наблюдение, — социологическое исследование (анкета), — консультация фельдшера ФАП, — сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов Интернета, — обработка информации, — эксперимент, — конкурс составление рационального меню на каждый день и в праздники, — оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций, — разработка серий классных часов по теме исследования, — презентация результатов и защита проекта на уроке – конференции, — выставка работ кружка « Хозяюшка»
II . Этапы реализации проекта.
1. Теоретическая часть.
Решение с детьми проблемных ситуаций: 1.Что такое правильное питание? 2. Какова роль витаминов в правильном питании? 3. Какое питание оказывает отрицательное влияние на здоровье? 4. Является ли переедание — вредной привычкой? 5. Сколько я должен весить? Правильное питание — важное условие сохранения здоровья и работоспособности. Продукты питания поставляют нашему организму все те вещества, которые необходимы для его роста, поддержания всех физических и духовных функций. Правильное питание основано на том, что нужно есть только при появлении чувства голода, а не аппетита. Голод — голос, который говорит, что организму нужна пища. Аппетит может возникнуть при мысли о любой пище, при виде пищи, при ощущении запаха пищи. Во время еды человек должен наслаждаться пищей, получать удовольствие. Конечно, здоровью способствует не только удовлетворение от еды, но и способность пищи удовлетворять потребности организма в соответствующих питательных веществах. Большую роль для нашего здоровья играют витамины. Слово «Витамины» происходит от двух латинских слов «вита», что означает «жизнь», и химического названия «амины», то есть азотистые соединения — это жизненно важные вещества для человека. Без витаминов человек жить не сможет. При длительной нехватке одного или нескольких витаминов у человека развивается состояние под названием авитаминоз. Характеризуется это состояние торможением обменных процессов и ещё многочисленными нарушениями. Витамины делятся на две группы — водорастворимые (С, В) и жирорастворимые (А, Д, Е, К). Водорастворимые витамины не накапливаются в организме, поэтому нам приходится ежедневно пополнять их запас. А жирорастворимые витамины какое-то время могут сохраняться в организме. Основной источник витаминов — продукты животного и растительного происхождения. Каждый витамин играет свою роль.
А
Защищает верхние дыхательные пути от болезнетворных микробов и вирусов, а заодно поддерживает остроту зрения Печень, яйца, сливочное масло, молочные продукты, рыбий жир, морковь, горох, зеленый лук, щавель, капуста, облепиха
В1
Они нужны для работы кишечника, поддерживают определенные процессы в обмене веществ, оказывают влияние на функции нервной системы, на кожу и слизистые оболочки. Недостаток витамина В12 наносит вред клеткам крови Хлеб, крупа, фасоль, орехи, свинина
В2
Молоко, кисло-молочные продукты, сыр, творог, яйца, мяса, рыба, дрожжи
В6
Крупы, хлеб, мясо, картофель
В12
Мясо, печень, молочные продукты, яйца, птица, сыр
C
Поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам. Это витамин витаминов Шиповник, апельсины, черная смородина, абрикосы, клюква, капуста, зеленый лук, красный перец, лимон, томаты
D
Необходим для костного обмена веществ, без этого витамина невозможно усвоение кальция, который помогает сохранить здоровыми кости и зуба Масло сливочное молоко желтки яиц, печень домашней птицы, сметана
E
Этот витамин является составной частью наших клеток и выполняет важнейшую защитную функцию против вредного воздействия свободных радикалов, то есть для профилактики рака и атросклероза Орехи, масла, шпинат, подсолнечное масло и семечки, цельные зерна
PP
Обеспечивает организм энергией Рис, пшеница твердая, арахис, печень свиная, скумбрия
В пище помимо питательных веществ содержатся так же микроэлементы (кальций, фосфор, железо, йод и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов. У каждого микроэлемента свой фронт работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом, способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет иммунную систему организма, закрывая дорогу болезням. Йод поддерживает функцию щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращает умственную задержку развития у детей. Необходимые человеку микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения — коровьем молоке, печени, яйцах, рыбе и других морепродуктах. Переедание — вредная привычка. Наш организм перегружается от избыточного количества пищи! Разнообразие — толчок к прожорливости. Насилие над природой ведет к губительным последствиям. Необходимо есть пищу, включающую не многие виды продуктов: когда за один раз мы употребляем один вид продуктов, мы едим меньше. Слишком много продуктов в один приём осложняют процесс пищеварения. Наиболее усваивается пища. Состоящая из одного компонента в один прием, например: утром — крахмал, в обед — белки или утром — картофель, вечером — творог и яйцо. Человек должен тщательно пережёвывать пищу. Импульс о насыщении желудка доходит до головного мозга через 15 минут. Поэтому, если очень быстро кушать, можно съесть лишнее и сильно переесть. А постоянное переедание — это прямой путь к ожирению. С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов. При неконтролируемом поступлении пищи, организм не может справиться с излишками. Он перерабатывает ровно столько, сколько необходимо для восстановления потраченных человеком сил. Лишняя пища откладывается в организме в виде жира, и человек постепенно, иногда и не замечая этого, набирает вес. С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов.
Опасности «быстрой еды»: — когда ешь на ходу, то запросто можно переесть; — когда увлечённо смотришь интересный фильм или читаешь книгу, то запросто можно переесть; — «быстрая еда» содержит много калорий; — в быстрой еде много жира и соли; — большое количество соли задерживает в организме излишнюю жидкость.
2. Социологические исследования.
1) «Рост — вес». Соответствует ли энергия, поступающая с пищей, действительной потребности организма, легко определить по правильному соотношению массы тела и его роста. 2) Анкетирование для учащихся. На вопросы требовались ответы: да или нет. Анкета 1. Завтракаете ли вы каждый день? 2. Часто ли ты ешь на завтрак молочную кашу? 3. Уходишь ли ты в школу без завтрака? 4. Ежедневно едите первые блюда? 5. Откажешься ли ты от супа на обед, заменив его бутербродом? 6. Ежедневно едите первые блюда? 7. Едите ли вы ежедневно овощи и фрукты? 8. Что вы едите в промежутках между едой? 9. За какое время до сна вы ужинаете? Часто ли ты ешь перед сном? 10. Разнообразно ли ваше меню в течение дня. Недели? 11. Какие продукты вы любите больше всего?
3.
2) Анкетирование для родителей.
1.
Все ли группы продуктов Вы используете в рационе питания своего ребенка?
2.
Используете ли Вы в рационе питания ребенка вредные продукты? Как часто? (чипсы, кола, чупа-чупс)
3.
Что чаще всего кушает ваш ребенок после прихода из школы и в выходные дни?
4.
Ужинает ли ваш ребенок перед сном: за час до сна/ за два часа до сна/ не ужинает (нужное подчеркнуть)
5.
Часто ли ест Ваш ребенок: каши(да/нет), яйца(да/нет), молочные продукты(да/нет), жирную и жаренную пищу(да/нет)
6.
Употребляет ли регулярно ваш ребенок: молоко, кефир, йогурт (да/нет)
7.
Сколько видов овощей и фруктов Ваш ребенок съедает каждый день?
8.
Какие напитки чаще пьет ваш ребенок: соки, газводу, соки, компот, настройка из трав, чай, мин.воду (нужное подчеркнуть)
9.
Считаете ли вы, что пища, которую употребляет ваш ребенок дома, разнообразна и полезна для здоровья?
50%
Источник