Меню

Правильная осанка показатель здоровья

Осанка-показатель здоровья человека.

«Осанка является мерилом состояния всего тела».

Василий Оскарович Маркс

Все системы в организме работают слажено и живут, как в общем доме. Дом держится на каркасе. Каркасом нашего тела является скелет. В ходе изучения литературы мы узнали, что опорно-двигательная система обеспечивает опору и движение человека. От скелета и мышц зависит осанка человека.

Кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь при письме и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.

Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, — это плохая осанка. Она не только некрасива, но и вредна, затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника.

Ставим для себя задачу:

Как сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Попытаемся подтвердить гипотезу о том, что правильная осанка — это не только красота, но и наше здоровье.

Для чего же мы затронули эту тему?

Поза сидя — оптимальная для обучения — является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. В этом положении чаще всего страдает осанка. Именно она приводит к боли в спине и различным болезням.

Проблема очень актуальна, так как большинство ребят сидят за партой неправильно, сильно наклоняясь во время письма. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями – не менее важная причина искривления позвоночника.

Скачать:

Вложение Размер
proba_osanka.doc 142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

I Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Первые шаги в науку »

Направление: « Сохраним свое здоровье!»

Тема : Осанка-показатель здоровья человека.

Руководитель Шамурзаева Аминат Мухтаровна

учитель первой квалификационной категории

Учащиеся Тебуев Майыл

«Осанка является мерилом состояния всего тела».

Василий Оскарович Маркс

Все системы в организме работают слажено и живут, как в общем доме. Дом держится на каркасе. Каркасом нашего тела является скелет. В ходе изучения литературы мы узнали, что опорно-двигательная система обеспечивает опору и движение человека. От скелета и мышц зависит осанка человека.

Кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь при письме и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.

Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, — это плохая осанка. Она не только некрасива, но и вредна, затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника.

Ставим для себя задачу :

Как сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Попытаемся подтвердить гипотезу о том, что правильная осанка — это не только красота, но и наше здоровье.

Для чего же мы затронули эту тему?

Поза сидя — оптимальная для обучения — является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. В этом положении чаще всего страдает осанка. Именно она приводит к боли в спине и различным болезням.

Проблема очень актуальна , так как большинство ребят сидят за партой неправильно, сильно наклоняясь во время письма. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями – не менее важная причина искривления позвоночника.

Мы предположили, что в дальнейшем это может привести к нарушениям позвоночника, близорукости и другим заболеваниям.

  1. изучение медицинских карточек детей
  2. наблюдение
  3. эксперимент

Объект – позвоночник ребенка.

Предмет – искривление позвоночника.

I Теоретическая часть.

Осанка — показатель физического развития организма.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

Современное человечество ведет сидячий образ жизни. Учёные определили, что при таком режиме ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Это сказывается на кровеносных сосудах, работе сердца и нервной системы.

Мы выяснили, что чаще всего осанка портится в детстве. Искривлением позвоночника не страдают, пожалуй, только грудные дети.

Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением.

Существуют не менее важные причины нарушений правильной осанки тела 1 :

  1. Искривления могут возникнуть в младенческом возрасте, когда ребенок начинает рано сидеть.
  2. Искривление может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез.
  3. Низкая двигательная активность, гиподинамия способствуют искривлению позвоночника
  4. Очень мягкая или неудобная постель.
  5. Неправильная поза во время учебных занятий.
  6. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями.

1 1 Тело человека. Занимательный атлас.2007

Привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы. 3. Практическая работа.

Мы предложили в классе несколько способов проверки осанки.

1. В положении стоя.

Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.

2. В положении сидя.

Спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см , локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.

В ходе нашего исследования мы узнали, что существуют способы определения искривлений позвоночника ( приложение 1 ).

Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена.

Исследования в классе показали, что у троих детей осанка нарушена.

Мерной лентой определяли расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряли это расстояние со стороны груди.

Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Измерения показали, что кифоза у наших одноклассников нет.

Мерной лентой измеряли расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике.

Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз.

По данным измерения и медицинских карточек было выявлено, что у 8 детей нашего класса обнаружен сколиоз (правый и левый).

Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы.

В теле человека 650 мышц. 200 из них используется при ходьбе, 17 – чтобы улыбнуться. Мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой, спортом. Главный враг мышц – неподвижность, а лучший друг – движение.

В результате нашей работы мы нашли ряд упражнений для развития опорно-двигательной системы. Мы предлагаем примерный комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки ( приложение 2 )

Вывод: Нарушение осанки и искривление позвоночника

  1. портят нашу внешность,
  2. оказывают прямое влияние на работу многих органов и систем.

Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Осанка у детей часто портится от неправильной посадки за столом в школе и во время приготовления уроков. Если постоянно сидеть за столом согнувшись, опираясь на руки или крышку стола грудью, или, наоборот, тянуться правым плечом вверх, то позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Можно на всю жизнь стать сутулым, с узкой, впалой и слабой грудной клеткой.

Причины возникновения нарушений осанки могут быть следующие: неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к книге или к тетради, перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями…

Последняя причина станет темой следующего нашего исследования. Мы рассмотрим вопросы:

  1. Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
  1. Сколько должен весить ранец?
  2. Как правильно выбрать ранец?

Мы решили просветить учащихся начальной школы гимназии и разработали памятки « Всё начинается с осанки» (приложение 3)

  1. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы./ Авт. – сост. Т.С. Гулуева.- Волгоград, 2009
  1. Тело человека. Занимательный атлас.2007
  2. Р.П. Самусев, В.Я. Липченко Атлас анатомии человека – М., 2010
  3. Берёзина С.Н., Пантелеева Е.В. Новейший справочник школьника для 1-4 кл. М.: ООО «Дом славянской книги», 2010
  4. Медицинские карточки учащихся 4 «В» класса

Источник

Правильная осанка показатель здоровья

Актуальность темы исследования заключается в том, что нормальная, правильная осанка может создать самые лучшие условия для работы органов, систем организма. Существует большая сложность в настоящее время для многих молодых людей – сформировать и сохранить правильную осанку.

Цель работы состоит в наблюдении за последствиями неправильной осанки, которая выступает катализатором многих нарушений в организме человека. Прежде всего, она ведёт к различным «сбоям» в работе человеческого организма.

Осанка – привычная свободная поза человека без движения и при движении, которую он принимает без создания при этом дополнительного напряжения мышц.

Когда человек растёт и развивается, в подростковый период, происходит процесс формирования осанки. Перечислим факторы, являющиеся стержневыми при формировании осанки. Во-первых, наследственность. Во-вторых, перенесенные заболевания. В-третьих, бытовые условия. Осанка одно из важных понятий для определения положения тела человека в пространстве. А так же выявление наглядно визуальных характеристик неблагополучия и заболеваний. Данные показатели, возникают только после видимого нарушения статико – динамических свойств позвоночника и нижних конечностей. [1]

На основе исследований учёных выявлены признаки, указывающие на нарушение осанки. Из них выделим главные. Длина, форма конечностей. Они должны быть одинаковыми, как форма ног, длина ног. Это важно, потому что при даже незначительной разнице в длине ног нарушается положение тазовых костей, крестца, что провоцирует изменения верхних отделов позвоночника. Одно из проявлений осанки – наклон таза, а именно его угол, который определяет величину изгиба позвоночника. Следующий момент – форма позвоночника, его положение. Нормой считается такое положение, при котором позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет. Должны обратить внимание на положение лопаток, степень развития мускулатуры, если возникают незначительные изменения, отличающиеся от оптимальных значений мышечного тонуса, то это может привести у студентов к серьёзным нарушениям осанки и наличие хронических болезней, которые сопровождаются защитным напряжением мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Рассмотрим, что является признаками правильной осанки человека. Отсутствие каких-либо нарушений развития осанки – один из ценных моментов обследования. [2]

Можно сформулировать признаки правильной осанки. Первое – симметрично расположенные части тела относительно позвоночника. При таком расположении важный показатель – голова, которая должна быть расположена прямо. Данный показатель определяется с помощью визуальных наблюдений, при этом линия, которую проведём условно через наружный слуховой проход и нижний край глазницы должна быть горизонтальной, разведены плечевые суставы, углы, образованные боковой поверхностью шеи симметричны; подтянут живот; ноги в тазобедренных суставах в коленях выпрямлены. Обратим внимание на грудную клетку, которая при правильной осанке должна быть симметрична относительно средней линии; показатель правильной осанки – лопатки, котрые при визуальном наблюдении симметричны. Правильность осанки характеризуется наблюдением за позвоночником, который не должен быть с патологическими изгибами. Физиологические изгибы и угол наклона таза могут изменяться в соответсвии с возрастными нормами. При показателе «норма», отвес, опущенный от основания черепа, должен проходить вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецироваться на опору посредине между пятками. Нарушения, которые возникают или могут возникнуть, имеют следующую градацию: дефекты во фронтальной плоскости, сагиттальной плоскости, в обеих плоскостях одновременно.[3]

Нарушением является – сутулость, это увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Эта патология связана с нарушением осанки в сагиттальной плоскости, вызывающая увеличение одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их. [4]

Появление изгиба позвоночника во фронтальной плоскости называется сколиотической или асимметричной осанкой, возникает вследствие нарушения осанки во фронтальной плоскости.

Если возникает такое нарушение, то, как следствие возникает асимметрия туловища, которая проявляется в разной высоте надплечий, положении лопаток по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. При таком нарушении глубина и высота треугольников талии у таких людей различна. При внимательном осмотре наблюдается рельефность мышц на одной половине туловища, а на другой половине – менее рельефны мышцы. Линия остистых отростков формирует дугу, вершиной вправо или влево. Разработан комплекс упражнений, помогающих корректировать возникающие изменения. Таким упражнением является следующее: потянуться вверх теменем, поднять руки, наклониться вперед. Есть ряд упражнений самокоррекции, при которых линия остистых отростков во фронтальной плоскости в таких случаях может выпрямляться. [5]

В настоящее время вызывает особое беспокойство нарушение осанки, которое характеризует сбой в работе внутренних органов. Очень заметно страдают функции внутренних органов при нарушении осанки человека.

Одним из самых серьёзных нарушений, угрожающих жизни человека, можно обозначить затруднение работы сердца. Не можем не упомянуть влияние осанки на такие внутренние органы как легкие, уменьшение жизненной ёмкости лёгких, снижение обмена веществ, затруднение работы желудочно-кишечного тракта. Перечень проблем, возникающих от неправильной осанки можно продолжить, это снижение обмена веществ, головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита. Таким образом, человек с нарушением осанки становится вялым, апатичным, менее активным. Если нарушение осанки возникает у подростков, они страдают большей неподвижностью. Появление остеохондроза, является тоже следствием неправильной осанки. К снижению функциональности внутренних органов грудной и брюшной полости ведёт нарушение осанки. Серьёзным нарушением является неправильное развитие мускулатуры и ослабление нижних конечностей – это возникает тоже как следствие нарушения осанки.

Нежелательным в данном случае является выполнение упражнений, которые могут стать опасными и травмировать человека. Это и переломы конечностей при выполнении спортивных упражнений, что может служить предупреждением и даже запретом для выполнения прыжков. Очень осторожно, в данном случае, надо подойти к занятиям акробатикой. Важным фактором, влияющим на формирование правильной осанки, как у детей, так и у подростков является занятия упражнениями, направленными на формирование правильной осанки. Более того, возможен ряд упражнений, помогающих исправить уже имеющиеся дефекты. В таком случае подходит корректирующая гимнастика. С помощью корректирующей гимнастики, возможно, сформировать мышечный корсет, заниматься выработкой силовой и общей выносливости мышц туловища, активизировать общие и локальные обменные процессы, улучшить координацию движений. Так же корректирующая гимнастика помогает нормализовать дыхание, укрепить своды стоп, поддерживать правильную осанку во всех исходных положениях[6]. Здесь необходим набор общеразвивающих и специальных упражнений. При разработке комплекса корректирующих упражнений учитывается возраст, физическое состояние человека.

Физические упражнения способствуют корректировке изменения угла наклона таза, восстановить правильное положение крыльев подвздошных костей, точнее симметричное, надплечий, лопаток, улучшить состояние положения головы и величину изгибов позвоночника. Важной составляющей в данном вопросе является правильный подбор упражнений. Приведём пример упражнения, направленного на укрепление мышц брюшного пресса. Это подъем нижних конечностей из положения, лежа на спине, функцию сгибания конечностей, вместо ослабленных мышц брюшного пресса, выполняет подвздошно-поясничная мышца. Это способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза. Необходимо при подборе упражнений, укрепляющих мышечные группы, которые имеют тенденцию к гипотонии и увеличению длины, тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт. Осанка, является интегральной характеристикой состояния организма, отражает результат комплексного воздействия, как наследственных факторов, так и социально-генетических факторов. В настоящее время учебный процесс проходит при доминирующей сидячей позе, что может вызвать изменение осанки. Во – избежание этого следует проводить мероприятия, которые были бы направлены на профилактику, коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. К таким мероприятиям можно отнести следующие: контроль позы студентов во время занятий, проведение физкультминуток во время занятий, поощрение двигательного режима во время перемен, отслеживание приобретения мебели, которая бы соответствовала длине тела студента.

Показателем состояния здоровья студентов является осанка. И, казалось бы, незначительные нарушения функционального характера могут повлечь за собой стойкие деформации опорно-двигательного аппарата, что как следствие приведёт к тяжёлым последствиям. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы. При этом служит отражением физического, психического здоровья человека. Осанка обусловлена наследственным фактором, но при этом в процессе формирования её влияют многочисленные внешние факторы. Таким образом, формирование правильной осанки является главной задачей администрации вуза, преподавательского коллектива и студенческих органов управления, как залог общего здоровья студентов.

Источник

Читайте также:  Наиболее эффективным факторами укрепляющими здоровье являются
Adblock
detector