Условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков
На основании анкетирования 340 подростков и 100 их родителей оценено отношение к своему здоровью подростков, информированности о принципах здорового образа жизни и их выполнение. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о низкой медицинской активности подростков и их родителей и недостаточной эффективности применяемых в настоящее время методов воспитания здорового образа жизни.
Conditions of formation of health-saving behavior in adolescents
Based on survey 340 adolescents and 100 parents relation of adolescents to their health, awareness about healthy lifestyles and their implementation was rated. Analysis of the data led to the conclusion of the low medical activity of adolescents and their parents and lack of effectiveness of currently used methods of raising a healthy lifestyle.
Здоровье подростков в значительной мере определяет репродуктивный, трудовой и военный потенциал общества и государства. На фоне снижения смертности во всех возрастных группах сохраняются негативные тенденции динамики некоторых показателей, характеризующих состояние здоровья подростков. За последние десять лет численность подростков уменьшилась на 34,0%. Общая заболеваемость среди 15-17 летних подростков увеличилась на 25%, первичная — на 24%. От хронических заболеваний страдают более двух третей подростков. Отмечаются негативные сдвиги в показателях физического развития (Баранов А.А. и др., 2009).
Уровень заболеваемости, физического развития, инвалидности и смертности наряду с экологическими и социально-экономическими факторами определяют образ жизни и эффективность медицинской помощи, что требует создания у подростков устойчивых стереотипов здорового образа жизни и формирования здоровьесохраняющего поведения.
Здоровьесберегающее (самосохранительное) поведение определяют как систему действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. Традиционные параметры здоровьесберегающего поведения включают отношение к собственному здоровью, медицинскую активность, отношение к физической культуре и спорту, отношение к употреблению психоактивных веществ, репродуктивные установки и сексуальное поведение.
Для изучения специфики отношения к своему здоровью подростков и заботы о нем, информированности о принципах здорового образа жизни и готовности им следовать было проведено анонимное анкетирование с использованием медико-социальных психологических тестов 340 подростков в возрасте 15-17 лет, находившихся на обследовании и лечении в детском отделении РКБ № 3 МЗ Республики Татарстан (г. Казань), а также анонимное анкетирование 100 их родителей.
Среди обследованных подростков было 62,1% юношей и 37,9% девушек; учащихся школ, лицеев, гимназий — 90,5%, техникумов — 5%, вузов — 4,5%. Подростки находились в стационаре по поводу хронических заболеваний органов мочевой системы — 45,2%, хронических заболеваний пищеварительного тракта — 22,7%, ВСД — 20,6%, прочие — 11,5%. Интеллектуальный уровень был оценен выше среднего у 41,2%, как средний — у 44,1%, ниже среднего — у 14,7% подростков. Материальные условия семьи как вполне удовлетворительные определили 77%, комфортно чувствуют себя дома 88,7%, однако половина подростков (48,5%) имеет проблемы на месте учебы.
Результаты проведенного анкетирования позволили прежде всего выявить отношение подростков к собственному здоровью: нездоровыми признали себя 14,7%, не совсем здоровыми — 46,4%, здоровыми — 31,8%. Готовыми к военной службе признают себя 31,6% юношей. В то же время ежемесячно пропускают занятия по болезни — 21,1%, один раз в два месяца — 41,7%, 1-2 раза в полугодие — 28,8%.
При определении значения здоровья как ценностной категории здоровье заняло первое место у 55,3% подростков, в то же время у 25% на первом месте оказались друзья; на приоритетное первое место удовлетворение от учебы определили 5,6%, отдых и развлечения — 5,2%, деньги — 4,3%, получение специальности — 3,8%.
Одним из важнейших факторов, определяющих состояние здоровья, является рациональное питание. Проведенный анализ характера питания выявил нарушение режима (17,1% подростков питаются 1-2 раза в сутки), несоответствие рациона возрастным нормам (только иногда в рационе присутствуют мясные продукты — у 11,4%, молочные продукты — у 20,3%, фрукты — у 16,3% подростков).
Необходимо формировать у подростков твердое убеждение, что самое ценное у человека, залог успеха и благополучия всей жизни — его здоровье, и оно требует определенного отношения и внимания. Медицинскую активность определяют как отношение к своему здоровью, выполнение медицинских назначений, правил посещения ЛПУ и работы самих учреждений. Анкетирование выявило низкую медицинскую активность подростков: при заболеваниях всегда обращаются к врачу только 28,4%, иногда — 37,4%, не обращаются вовсе — 34,2%; после выписки из стационара выполняли полностью рекомендации врача лишь половина опрошенных подростков, около 20% рекомендации не выполняли. Регулярно проходят профилактические осмотры в школе менее половины подростков (41,5%). Обращает внимание отношение подростков к стационарному лечению: пребывание в стационаре расценивали для себя как приятное разнообразие 60% и даже как удовольствие — 6,7%, а 33,3% считали для себя мучительным пребывание в стационаре. Причину своего пребывания в стационаре не смогли определить 10,4%. Низкая медицинская активность свидетельствует о безразличном отношении подростков к своему здоровью, обусловленном, возможно, ошибочной переоценкой уровня своего здоровья из-за отсутствия навыков определения своего физического состояния.
По результатам анкетирования, положительно относятся к спорту 90% подростков, в том смысле, что они понимают значение физической культуры в жизни человека. Однако в спортивных секциях занимаются только 36%, а треть подростков считают себя освобожденными не только от занятий школьной физкультурой, но и от физических нагрузок вообще.
В учебном заведении 83% подростков проводят 5-6 и более часов, половина из них на выполнение домашних заданий тратит 3-4 часа и более. Однако, половина подростков (47,9%) отводят на выполнение домашних заданий 1-2 часа. Большое влияние на ограничение двигательной активности оказывает работа за компьютером и просмотр телевизионных передач. Ежедневно у телевизора проводят до 2-3 часов — 77,8%, 4 часа — 12,9%, 5 часов и более 8,3% подростков. Компьютером пользуются все опрошенные подростки, причем до 2-3 часов в день — 72,2%, 4-5 часов и более — 19,4%. Интернет регулярно используют 84,4% подростков: 1-2 часа в день — 59,9%, 3-4 часа — 28%. Очевидно, проблему компьютерной зависимости необходимо рассматривать не только как явную угрозу психическому здоровью, но и как причину увеличения общей заболеваемости подростков.
При анализе отношения подростков к употреблению психоактивных веществ (наличие «вредных привычек») необходимо иметь в виду возможное искажение результатов, учитывая предрасположенность некоторой части подростков, особенно девушек, давать о себе социально — одобряемую информацию, даже при анонимном анкетировании. Общество должно тревожить отношение подростков к приему наркотических веществ. Так, категорично ответили, что они никогда не будут пробовать наркотики только 84,8% девушек и 75% юношей. Однократный прием наркотиков не считают вредным 16,2% подростков, более того, 8,1% убеждены, «что надо попробовать наркотики, чтобы оценить их влияние». Среди подростков 19,2% знают в своем окружении лиц, употребляющих наркотические вещества; двое юношей признались, что они пробовали наркотики, то есть эти подростки относятся к группе высокого риска по формированию наркотической зависимости.
Привычка курения представляет собой опасное явление в подростковой среде из-за значительного распространения. По результатам анкетирования, в возрасте 15-17 лет с различной частотой и регулярностью курят 23,3%. Курение в семье отметили 77,7% подростков (курит отец в 46,4% семей, брат, сестра — в 22%, мать — в 9,3%). Опыт знакомства с алкоголем подтвердили 49,3% подростков. Прием алкогольных напитков в семье отметили 69,4% (отец — в 34,7% семей, мать — в 20,7%, брат, сестра — в 14%).
Таким образом, у значительной части подростков знания о влиянии «вредных привычек» на здоровье являются пассивными, так как не приводят к отказу от негативных форм поведения (отказ от курения, употребления алкоголя, наркотических веществ).
Репродуктивное поведение предполагает систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Одной из ведущих составных репродуктивного поведения является сексуальное поведение. К добрачному сексу положительно относятся 36,4% девушек и 61,5% юношей. Знают, что ранние аборты ведут к бесплодию 81,8% девушек и только 53,8% юношей. Средства контрацепции используют 18,2% девушек и 48,1% юношей, хотя о наличии сексуального партнера признались только 12,1% девушек и 15,4% юношей. Меняют сексуального партнера ежемесячно 15,2% девушек и 11,5% юношей. Об угрозе ВИЧ-инфицирования знают 87,8% девушек и только 63,4% юношей (соответственно, не знают 12,2% девушек и 36,6% юношей). Ведут половую жизнь с 13-15 лет — 25,9% подростков. Эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне медицинской грамотности подростков, особенно юношей, по вопросам репродуктивного здоровья.
Работа с семьей на педиатрическом участке является одним из важнейших условий повышения эффективности профилактической работы среди подростков. По результатам анкетирования родителей, 88% семей живут в хороших и удовлетворительных условиях и 92,4% имеют достаточную материальную обеспеченность. Наличие вредных привычек в семье отметили 23,9%. Состояние здоровья своего ребенка оценили как хорошее 13%, удовлетворительное — 68,5%, неудовлетворительное — 18,5%. В качестве причины хронического заболевания подростка родители выделили частые простудные заболевания (42,4%), нарушения питания (22,8%), эмоциональные стрессы (31,5%), большую образовательную нагрузку (23,9%), неудовлетворительное качество медицинской помощи (4,3%), причем половина родителей (47%) указывают на сочетание двух и более факторов. Имеют проблемы с подростками 79,4% родителей: в связи с трудностями в учебе — 34,8%, отсутствием взаимопонимания -9,8%, невозможностью контроля — 7,6%, наличием вредных привычек — 5,4%.
За состояние здоровья подростка, по мнению респондентов, должны отвечать родители — 69,1%, родители и медицинские работники — 14,4%, родители, медицинские работники и школа — 12,4%, только медицинские работники — 1%. По поводу острого заболевания подростка или обострения хронического заболевания к участковому педиатру обращаются 82,6% родителей, с профилактической целью — 28,3%.
Медицинскую помощь в целом как хорошую и удовлетворительную оценивают 91,3% родителей. В то же время иметь возможность свободного выбора участкового педиатра хотят 80,4% из них. Платными медицинскими услугами пользуются 98,9%, в том числе услугами стоматолога — 61,9%, ЛОР-врача — 11,9%, других специалистов — 35,9%, платными УЗИ, ЭКГ и анализами крови — 67,4%. Ни разу не обращались за платными услугами только 1,1% родителей. На грубость и невнимательность со стороны врачей жалуются 7,6% респондентов, со стороны медицинских сестер — 22,9%, регистраторов — 18,5%.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о низкой медицинской активности подростков и их родителей и недостаточной эффективности применяемых в настоящее время методов воспитания здорового образа жизни. Для формирования здоровьесберегающих форм поведения подростков необходимо разрабатывать новые эффективные технологии для создания устойчивых стереотипов здорового образа жизни и внедрять их в жизнь семьи и работу образовательных учреждений.
С.В. Мальцев, В.М. Давыдова, Э.И. Землякова, Л.Г. Хисамова, М.А. Балакер
Казанская государственная медицинская академия
Республиканская клиническая больница №3 МЗ РТ, г. Казань
Источник
Здоровьесбережение и безопасность в соответствии с требованиями ФГОС ДО
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_i_bezopasnost.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» города Рязани
Здоровьесбережение и безопасность в соответствии с требованиями ФГОС
Воспитатель: Котова С.Б.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда – это:
- комфортное пребывание ребенка в детском саду;
- гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Инфраструктура образовательного учреждения соответствует здоровьесберегающей задаче, когда обеспечиваются следующее:
- Здание и помещения соответствуют нормам (санитарно-гигиеническим, пожарной безопасности, охраны здоровья и труда обучающихся);
- Качественное горячее питание обучающихся в помещениях с необходимым оснащением процесса (в том числе для занятий физической культурой);
- Наличие помещений для медицинских работников;
- Наличие квалифицированных специалистов, способных реализовывать работу с обучающимися.
Созданные условия должны способствовать всестороннему развитию ребенка, с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей и содействовать его:
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести;
- морально-психологический климат;
- экология и гигиена;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные образовательные программы, методики и технологии.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
- динамизм;
- открытость;
- гибкость;
- саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем.
Здоровьесберегающая среда должна создаваться в дошкольном учреждении с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
В нашем детском сад функционируют физкультурный зал, оборудованный самыми современными материалами, музыкальный, игровые комнаты, бассейн, медицинский кабинет, кабинет психолога, библиотека, кабинет дополнительного развития, спортивная площадка. (Марина Алексеевна, добавьте пожалуйста может я что-то не учла!)
В самих группах соблюдаются здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.
В работе основная задача – это создание комфортной, уютной среды, приближенной к домашней, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности.
Важное значение в сохранении психического здоровья детей имеет личностно-ориентированный стиль общения, основой которого является признание малыша как полноценной личности, учет детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности, повышению самооценки малыша.
Утренники, развлечения, кукольные театры, способствуют присутствию атмосферы радости, праздника.
Особо важное значение в деятельности педагога – это подбор здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Ритмопластика;
- Динамические паузы;
- Подвижные и спортивные игры;
- Релаксация;
- НОД;
- Гимнастика пальчиковая;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика дыхательная;
- Гимнастика бодрящая;
- Гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- НОД;
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
- Коммуникативные игры;
- Занятия из серии «Здоровье»;
- Самомассаж;
- Точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии:
- Технологии музыкального воздействия;
- Сказкотерапия;
- Технологии воздействия цветом;
- Технологии коррекции поведения;
- Психогимнастика;
- Фонетическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО звучит так:
- Формирование у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Остановимся более подробно на теме «Безопасность». Как можно трактовать это понятие? Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
Это означает, что безопасность ребенку гарантируют прежде всего взрослые. Безопасность сегодня приобретает особое значение. Формирование у детей понимание смыла термина «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию. Наша задача обеспечить сохранность здоровья, формировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно — тематическое планирование по системе Л.В. Занкова 1 класс составлено в соответствии с требованиями ФГОС .
Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру в 1 классе. Целью этой работы является оценка сформированности предметных и общепредметных умений у каждого ученика, обучающегося по системе Л.В.З.
Доклад с презентацией.
Данный материал несомненно поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с .
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Источник