Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
статья по зож
Прочитав статью узнаем, что такое здоровье школьника, от каких факторов зависит сохранение здоровья ученика в школе и какова роль отводится учителю и воспитателю в сохранении и укреплении здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы: Индивидуальный образ жизни – 50 %, наследственность – 20 %, климат – 20 %, услуги системы здравоохранения – 10 %.
Положительные характеристики правильного образа жизни:
- полноценный отдых;
- активная жизненная позиция;
- физический и духовный комфорт;
- сбалансированное питание;
- высокая медицинская активность;
- материальная независимость;
- психофизиологическая удовлетворённость;
- регулярная двигательная активность.
В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация воспитателя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров , в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так ка стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонению нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость ; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общественные ценности.
Рассмотрим внутришкольные факторы , влияющие на здоровье учащихся:
- организация занятий (вид учебной деятельности, технология, стиль преподавания, отметки, оценка знаний, объём домашних заданий);
- уроки физической культуры, спортивные секции, кружки;
- взаимоотношения с одноклассниками, учителями;
- учебный план, выбор УМК, выбор программы;
- режим функционирования школы(режим дня, расписание учебных занятий, питание, санитарно – гигиенические условия, режим перемен;
- досуговая деятельность.
- «Не навреди!»
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся ;
- Непрерывность и преемственность;
- Субъект – субъективные взаимоотношения;
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- Комплексный, междисциплинарный подход;
- Успех порождает успех;
- Активность;
- Ответственность за своё здоровье.
Учебный материал всех предметов в начальной школе, по любой программе, предоставляет учителю и воспитателю прямо на уроке или нвеклассном занятии формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди» должен стать принципом деятельности педагога.
Источник
Конспект классного часа на тему «Как сохранить здоровье».
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Цель: прививать навыки здорового образа жизни.
Задачи:
1) развивать у детей потребность в здоровом образе жизни;
2) формировать правильное представление о здоровье, о здоровом образе жизни;
3) закреплять и систематизировать знания детей о здоровье, о способах его укрепления и сохранения.
Актуальность: укрепление здоровья и формирование у школьников осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa_na_temu.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа на тему
«Как сохранить здоровье»
Цель: прививать навыки здорового образа жизни.
1) развивать у детей потребность в здоровом образе жизни;
2) формировать правильное представление о здоровье, о здоровом образе жизни;
3) закреплять и систематизировать знания детей о здоровье, о способах его укрепления и сохранения.
Актуальность: укрепление здоровья и формирование у школьников осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Форма мероприятия: беседа, работа в группах
Оформление: карточки для работы в группах (чипсы, кока-кола, яблоки, пиво, морковь, мед, рыба, кириешки, жвачка, мяч, гантели, книга, сигареты, шприц-наркотик, скакалка, сахар); кляксы, детские рисунки, две корзинки, витамины, цветок; презентация.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.
Ход классного часа
Учитель : — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поработаем вместе. Я сказала вам, здравствуйте! Что это значит? (Ответы уч-ся).
А это значит, что я желаю вам здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему приветствуя друг друга, люди желают здоровья? (Ответы уч-ся).
Учитель : — Молодцы, ребята! Здоровье — самое ценное в жизни человека. И сегодня мы поговорим о том, как сохранить самое главное в жизни человека — здоровье . (Слайд 1)
II. Введение в тему.
Учитель : — Ребята, а какого человека мы называем здоровым?
Ученики : — У кого хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, бегать, играть.
Учитель : — Пожалуйста, ребята, поднимите руку, кто никогда не болел. А кто болел 1раз? А кто 2 раза? А кто часто болеет? Вот видите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть. А ведь это неверная установка.. Давайте изменим эту установку и запомним: «Человек должен быть здоровым!» Здоровье – это самая главная ценность жизни каждого из нас. Прочитайте на слайде стих о здоровье. (Слайд 2) (Один ученик читает)
Главное в жизни – это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность – это здоровье!
Его не купить, но легко потерять!
Учитель : — Во время сегодняшней беседы вы узнаете т о том, как сохранить здоровье.
III. Работа по теме «Как сохранить здоровье»
Учитель: — Ребята, а как сохранить здоровье? Что необходимо делать?
Ученики : — Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться.
Учитель : — Да, правильно, ребята. Вы молодцы!
Учитель : — Чтобы сохранить здоровье, необходимо соблюдать режим дня . (Слайд 3)
Учитель: — Камила, прочитай стих, написанный на слайде.
Камила :
Чтоб здоровье сохранить,
Огранизм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Учитель: — Также необходимо правильное питание . (Слайд 4). От того, что и как ест человек, зависит его здоровье. Пища должна быть разнообразной, полезной. Тимофей, прочитай стих.
Тимофей :
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
Учитель: — Чтобы сохранить здоровье, нужно заниматься спортом .
Будешь заниматься спортом, будешь красивым. Люди, занимающиеся спортом, лучше выглядят, менее уставшие, лучше спят и у них меньше проблем со здоровьем. Прочитай, Венера, стих на слайде.
Венера :
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну, а утром, не лениться –
На зарядку становиться!
Учитель: — Ребята, а что необходимо иметь каждому человеку, чтобы быть чистым и здоровым? (Ответы уч-ся)
Учитель: — Да, ребята, вы молодцы! Все правильно назвали. А сейчас посмотрите на доску. Что это на доске, ребята?
Ученик: — Это кляксы . (Приложение 1)
Учитель: — Да, ребята, это кляксы. Сейчас нужно будет подойти к доске, снять кляксу. На обратной стороне кляксы загадка. Нужно прочитать её и отгадать. (Ребенок выходит к доске, снимает кляксу, читает загадку и называет отгадку. За правильный ответ, я даю ему витаминку).
Ученик:
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка) (Слайд 6)
Учитель: — Ребята, вы согласны с отгадкой? Вот тебе витаминка , чтобы ты был сильным и здоровым!
Ученик:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне,
Пусть отмоет руки мне. (Мыло) (Слайд 7)
Учитель: — Молодец! Вот тебе витаминка.
Ученик:
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу
От болезней берегу. (Вода) (Слайд 8)
Учитель: — Ребята, вы молодцы!
IV. Проблемная ситуация.
Учитель: — Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Встречайте их. (Выходит агитбригада – учащиеся старших классов и показывает сказку про Колобка). Приложение 2.
Учитель: — А теперь, ребята, давайте поможем колобку. Вы будете работать в группах. Соберем ему в дорогу две корзинки: полезные продукты и вещи, необходимые для сохранения здоровья. У вас на столах картинки. (Приложение 3). Рассмотрев картинки, 1 группа будет выбирать полезные продукты, необходимые для здоровья, а 2 группа – вещи, необходимые для сохранения здоровья. Итак, приступаем к работе.
Картинки 1 группе: яблоки, пиво, морковь, чипсы, мед, рыба, кириешки, жвачка.
Картинки 2 группе: мяч, гантели, книга, сигареты, шприц-наркотик, пиво, скакалка, сахар.
Учитель : — А теперь проверим, что же вы положили в корзинку в дорогу Колобку.
Ученик 1 группы : — У нас были такие картинки: яблоки, пиво, морковь, чипсы, мед, рыба, кириешки, жвачка. Мы посоветовались и выбрали такие картинки: яблоки, морковь, мед, рыба. А вот: чипсы, кока- колу, пиво, кириешки, жвачку мы не взяли, потому что они вредные.
Учитель : — Молодцы, ребята, передайте корзинку колобку. А теперь послушаем 2 группу.
Ученик 2 группы : — У нас были такие картинки: мяч, гантели, книга, сигареты, шприц-наркотик, пиво, скакалка, сахар. Мы решили, что в корзину положим: мяч, гантели, книгу, скакалку, сахар. А вот: сигареты, шприц-наркотик, пиво не взяли, так как это вредно.
Учитель : — Молодцы, ребята. Передайте корзинку Колобку. Вот Колобок, теперь ты спокойно можешь идти в дорогу.
V. Подведение итогов.
Учитель: — Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Сейчас мы будем передавать вот этот красивый цветок и произносить фразу. Посмотрите на слайд и прочитайте начало фразы . (Слайд 9). Чтобы сохранить здоровье, нужно… (Отвечают по 2 человека из группы). А теперь передайте цветок мне.
Учитель: — Ребята. Вы все правильно назвали. Чтобы сохранить здоровье, нужно соблюдать режим дня, заниматься спортом, правильно питаться, чистить зубы, мыть руки.
Учитель: — Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Мы с вами вывели формулу здоровья. Посмотрите на слайд. (Слайд 10).
Здоровье = режим дня + правильное питание + занятия спортом
Учитель : — Пусть ваше здоровье будет крепким. Вот вам витаминки. (Раздаю детям витаминки).
Учитель : — Надеюсь, что сегодняшняя беседа не пройдет даром и вы много запомнили и усвоили для себя. Так будьте здоровы! Мне было интересно с вами побеседовать. Спасибо за беседу. Вы молодцы! До свидания! (Слайд 11)
Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх. М., ВАКО, 2008.
Баль Л.В., Ветрова В.В.Букварь здоровья. М., 2001.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма.– СПб.: 2000.
Клиффорд А. Пармз. Путешествие Джуно. Приключения в стране «Здоровье». М., 1992.
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов природы. Москва, «ВАКО» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа на тему «Чтобы быть здоровым» дает четкое представление детям о том, что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять.
Цели: создать условия для выявления уровня знаний у учащихся об основных нормах и правилах личной гигиены и умению их соблюдать.Задачи: .
Цель: воспитывать серьезное отношение к своему здоровью; расширять кругозор учащихся.Задачи: обучающая: познакомить детей с правилами сохранения здоровья; Развивающая: развивать коммуникативные с.
Демонстрировать знания о здоровье и здоровом образе жизни, понимать необходимость соблюдения здорового образа жизни.
laquo;Здоровье — главное богатство каждого человека!».
Данный классный час нацелен расширить представление детей о здоровом образе жизни, формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.
Источник
Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников
материал по теме
основные рекомендации для родителей младших школьников, соблюдение которых поможет сохранит здоровье ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_roditelyam_po_sohraneniyu_zdorovya_mladshih_shkolnikov.docx | 13.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников
— Испытывать уважение к ребенку как к личности.
— Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
— Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
— Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
— Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
— Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
— Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
— Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
— Строго придерживаться режима дня.
— Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.
— Во время выполнения домашнего задания проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
— Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило «Успеваек»: «Делай все скорее сам, не смотри по сторонам, делом занимайся, а не отвлекайся!»
— Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).
— Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).
— Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
— Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.
— Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).
— Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты — утреннюю гимнастику под музыку.
— Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.
— Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.
— Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
— Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.
— Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду
Источник