О приеме в школы детей с ОВЗ и инвалидностью: разъяснения Минобрнауки РФ
Прием в школы детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью: разъяснения даны Министерством образования и науки России в Письме от 21.06.2018 № ТС-152907.
Закон «Об образовании» определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лицом с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием на обучение только с согласия родителей
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Выбор образовательной организации и условия получения ребенком образования
Выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию родитель (законный представитель) в праве по месту проживания. В образовательной организации должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК, носящим для родителей рекомендательный характер.
Заключение ПМПК основание для создания условий для обучения и воспитания детей
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является основанием для создания региональными органами исполнительной власти в сфере образования и органами местного самоуправления, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
При поступлении даже одного обучающегося с ОВЗ, которому в соответствии с заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.
О времени приема заявлений в 1 класс
Прием заявлений в 1 класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
ля детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в 1 класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Источник
Положение правила приема и обучения детей с ОВЗ по адаптированной программе
на Педагогическом совете Приказ № 59 от «02 » « сентября » 2013г.
Протокол №1 от «30 » « августа» 2013 г Директор школы _______________
правила приема и обучения детей с ОВЗ по адаптированной программе
Настоящее положение обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации в условиях общеобразовательного учреждения
Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Закон РФ «Об образовании» от 01.01.2001 года (ст.2 п.16;ст.79 п.1,п.2,п.3,п.4)
1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
2. Общее образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательном учреждении, через образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе. Для получения образования указанным обучающимся в учреждении создаются специальные условия.
3. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
4. Под специальными условиями для получения образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития такого обучающегося, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, проведение индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, осуществляющую образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально на дому.
5. Учебный план, перечень учебников, рабочих программ, календарно — тематическое планирование предметов, по которым учитель проводит уроки, утверждается приказом руководителя учреждения образования.
6. Порядок приема документов
— Прием в Школу обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя); также родители (законные представители) предоставляют заключение психолого — медико — педагогической комиссии
-При приёме обучающегося Школа обязана ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.
— Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
— Государственная (итоговая) аттестация обучающегося с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
— Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья успешно освоивший образовательную программу общеобразовательного учреждения получает документ об образовании соответствующего образца.
7. Участники образовательного процесса. Их права и обязанности.
— Участниками образовательного процесса являются педагогические работники, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и их родители (законные представители). Взаимоотношения участников образовательного процесса должны строиться на принципах демократизации и гуманизации образования и воспитания.
— Педагогические работники учреждения образования должны иметь соответствующую профессионально-педагогическую подготовку. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.
— Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют право: на получение образования в соответствии со своими познавательными возможностями по месту жительства; на обучение по учебным программам, соответствующим их познавательным возможностям, и коррекционным программам; на создание специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития; на защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования; на бесплатное пользование учебным оборудованием, учебными изданиями; на бесплатную психолого-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений; на создание атмосферы эмоционального комфорта при организации совместной образовательной деятельности.
— Дети с ограниченными возможностями здоровья обязаны: соблюдать устав и правила внутреннего распорядка учреждения образования; выполнять требования учебных планов и учебных программ; выполнять иные обязанности, определенные законодательством и уставом учреждения образования.
— Родители (законные представители детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право: участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях; получать консультативную помощь и посещать организуемые учреждением образования уроки (занятия) в целях приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; получать полную и достоверную информацию о результатах проведения образовательного процесса.
— Законные представители ребенка с создают необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями, укрепления здоровья, социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.
Законные представители детей с обязаны выполнять устав учреждения образования в части, содержащей их права и обязанности.
Медицинское обеспечение осуществляет фельдшер ФАП деревни Синцово, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического и восстановительного характера, направленные на укрепление психосоматического здоровья обучающихся, оказывает консультативную помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам по вопросам гармоничного развития ребенка, гигиены, профилактики различных заболеваний и состояний.
8. Ведение документации
В учреждении образования ведется следующая документация:
— учебный план утвержденный руководителем учреждения образования;
-классный журнал учета проведенных с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья уроков (заполняется учителем);
-календарно-тематические планы по предметам;
-расписание уроков (занятий);
— индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Источник
Особенности поступления в школу детей с ОВЗ
Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности поступления в школу детей с ОВЗ
На сегодняшний день родители детей, имеющих особенности развития нуждаются в консультации относительно вопросов организации обучения детей, предоставления специальных условий обучения, выбора школы обучения и т. д. Если проблемы развития были видны в дошкольном возрасте, то специалисты могли направить ребенка на ПМПК и в специализированный детский сад. Что делать, если ребенок выходя из детского сада нуждается в дальнейшей коррекции и посещении специального учебного заведения. Родители в данной ситуации могут сделать выбор, так как современное образование предполагает инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это означает, что родители особенных детей могут пойти обучаться в обычное образовательное учреждение, а могут подумать о специализированном образовательном учреждении. К специализированным образовательным учреждениям относятся отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей:
- глухих;
- слабослышащих;
- позднооглохших;
- слепых;
- слабовидящих;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью;
- с расстройствами аутистического спектра;
- со сложными дефектами и другими ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Обучение в обычной школе детей с ОВЗ по желанию родителей также возможно, но имеете некоторые особенности и необходимость создания специальных условий обучения.
В последние годы были разработаны нормативные акты, касающиеся обучения и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Перечень документов, использованных в данной публикации следующий.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР — 5353/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» .
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.05.2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2015 г. N 01-50-174/07 -1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Итак, если у ребенка ПМПК выявила особенности развития и ребенок нуждается в особом подходе, то родители имеют право зачислить своего ребенка в:
- отдельную образовательную организацию, которая осуществляет деятельностью по основным адаптированным программам (специальную/коррекционную школу);
- в классы, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации;
- в общеобразовательные классы образовательной организации.
Зачисление в школу для детей с ОВЗ основано на тех же правилах, что и зачисление детей в обычную школу. Правила зачисления указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Зачисление в специализированные образовательные организации детей с ОВЗ осуществляется на основании:
- Личного заявления родителя (законного представителя) ребенка.
- Заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082.
Родители после получения рекомендаций ЦПМПК о направлении в специализированное образовательное учреждение вправе самостоятельно решать где будет продолжать обучение их ребенок. Если родители решили отдать ребенка в специализированное образовательное учреждение, то следует отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Могут ли дети из специализированной школы перейти в обычную образовательную организацию?
Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке.
Перевод обучающегося из отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, в обычную общеобразовательную школу по инициативе родителей (законных представителей) допускается.
При переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц. Обычно специальные условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Администрация школы, в которой по адаптированной образовательной программе обучается данный ребенок, должна провести подробную разъяснительную беседу с родителями (законными представителями), в которой объяснить необходимость использования специальных педагогических подходов для их ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, что не всегда возможно в рамках рядовой общеобразовательной организации.
После поступления детей с ОВЗ в школу необходимо знать, что классы с детьми-инвалидами или детьми с ОВЗ комплектуются особым образом. На основании СанПиН 2.4.2.3286–15 классы формируются следующим образом:
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (Приложение N 1 к СанПиН)
Источник