Правила безопасного пользования компьютером
консультация (подготовительная группа) на тему
Даны рекомендации родителям по организации правильной работы детей с компьютером
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_polzovaniya_komp.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила безопасного общения детей с компьютером.
Компьютер прочно вошел в социальную и личную жизнь людей, а также детей, начиная с самого раннего возраста. Конечно, он предоставляет огромные возможности для поиска нужной информации. Однако длительное общение с компьютером имеет ряд факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье детей.
Первое — это возрастание зрительной нагрузки, так называемый «компьютерный зрительный синдром».Он характеризуется такими симптомами, как жжение и боли в области глаз, чувства « песка» под веками, затуманивание зрения…
Второе – при определенных условиях работа на компьютере становится стрессогенной, так как от ребенка в этот момент требуется быстрая ответная реакция, концентрация нервных процессов. Сама статистическая поза тоже очень утомительна для детей. Под ее влиянием могут происходить нарушения осанки и других функций организма. Работа с «мышкой» для детей еще более сложна, поскольку тонкая зрительно-двигательная координация у них еще не развита.
В 5-6 лет дети вступают в критический период своего развития, когда активизируется созревание основных физиологических систем (ЦНС, сердечно-сосудистой, зрительной, двигательной), и дети становятся уязвимыми к воздействию неблагополучных факторов внешней среды. А ее воздействие многофакторно:
— при работе компьютера возникают электромагнитное, тепловое, ионизирующее излучение, шум;
— изменяется качество окружающей среды, а именно повышается температура воздуха, его сухость, возникают электростатические заряды на окружающих предметах;
— видеотерминал обладает резкой яркостью, контрастностью, пульсацией и возникновением бликов на экране.
Поэтому родителям важно знать ряд правил, соблюдение которых позволит ребенку сохранить свое здоровье. Вот некоторые из них:
— ребенка нужно научить правильно сидеть: линия его взора должна быть перпендикулярна экрану и приходится в центр монитора, расстояние до экрана не должно быть менее 50см — такая поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела;
-спина ребенка должна иметь опору, обязательна опора и для ног в виде подставки;
— свет на экран должен падать слева, важно исключить прямой солнечный свет;
-самым приемлемым для дошкольников считается голубовато-серый или зеленовато-желтый фон экрана;
-оконные проемы должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами (жалюзи, шторы);
-не рекомендуется работать с компьютером в темном помещении;
-необходимо систематически проветривать комнату, чтобы предотвратить ухудшение параметров ее микроклимата (сухости воздуха, адсорбирования частиц пыли, загрязнения воздуха выделениями из полимерных и синтетических материалов, используемых для отделки помещений и изготовления мебели).
Время общения с компьютером для дошкольников ограничено. Так, при исследованиях выяснилось, что 20 мин. непрерывной работы на компьютере вызывали у 6-летних детей неблагоприятные изменения в работе ЦНС. Поэтому длительность работы для 6-летних детей составляет15 мин в день; для 5-летних детей 10 мин; в день . Существует ряд заболеваний, при которых детям противопоказана работа с компьютером: при миопии, ассигматизме, нарушении поля зрения и светоощущения.
Помните: ребенку можно предлагать только те игры и компьютерные программы, которые по содержанию и форме соответствуют их возрасту. Психологи предупреждают о наркотизирующем, затягивающем влиянии игр, в которых присутствуют агрессивные персонажи. Они могут стать причиной безжалостного поведения ребенка к окружающими, повышенной возбудимости, капризности. Игры, в которых преобладает ЭКШН (жанр компьютерных игр, в которых успех в большей степени зависит от скорости реакции и способности быстро принимать решения) ведут к утрате внутренней речи. Мозг ребенка не успевает перерабатывать то, что он видит в короткие промежутки времени на экране. Быстрая смена картинок является так же причиной того, что у детей реальная жизнь как бы замедляется и становится для них скучной.
Помните: после занятий с компьютером нужно провести с ребенком гимнастику для снятия общего и зрительного утомления.
Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение цилиарной мышцы глаза, активизируются процессы аккомодационного аппарата глаз. Ее длительность составляет 1 минуту. Для снятия статистического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров»…).
Зрительная гимнастика во время работы на компьютере.
Упражнение со зрительными метками.
Высоко в центре стены и в ее углах подвешиваются яркие зрительные метки. Ребенок должен встать у компьютера и, не поворачивая головы, переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1-4.Переводить взор надо настолько медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Ребенок выполняет сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Рекомендуется несколько вариантов упражнений:
1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив его мышцы, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2.Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
3.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
4.Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх- налево вниз, потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль 1-6.
5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
6. Не поворачивая головы медленно делать круговые движения глазами и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
7. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, затем аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
8. На оконном стекле на уровне глаз ребенка поместите красную метку диаметром 35 мм. Ребенок фиксирует взгляд на метке 10 сек., переводит его на отдаленный предмет за окном на 10 сек., затем возвращает взгляд на метку и т.д. Время проведения упражнения 1,5 мин.
Источник
Правила безопасного общения с компьютером
статья (старшая, подготовительная группа)
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_bezopasnogo_obshcheniya_s_kompyuterom.rar | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБЩЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРОМ
Мы живём в XXI веке, и раз уж нам никуда не деться от научно-технического прогресса, давайте поговорим о влиянии современной техники на организм ребёнка. Со скольки лет допускать ребенка к компьютеру — личное дело каждого родителя. Взвесив все за и против, необходимо учитывать и особенности характера и поведения вашего ребенка, есть ли у него интерес к компьютеру, психологическую готовность, эмоциональное состояние. Если решение принято, то необходимо отнестись к этому со всей серьезностью. Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья.
Существуют четыре основных вредных фактора: стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение, нагрузка на зрение.
Давайте разберём каждый из них по порядку.
Сидеть при работе за компьютером надо свободно, не напряженно, сохраняя стройную осанку, без перегибов корпуса вперед или назад.
Чтобы принять правильную позу:
- встаньте;
- выпрямите спину, «втянув» в себя область копчика;
- сядьте, стараясь удерживать принятое положение.
Хорошо, если есть возможность откинуться на спинку кресла, которая примет часть нагрузки на себя.
Расправьте плечи. Чтобы распрямить шейный отдел позвоночника, немного подтяните на себя подбородок.
Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела.
Локоть, предплечье и кисть должны находиться на уровне клавиатуры. Угол, образуемый предплечьем и плечом должен быть не менее 90°.
Если стул обычный, необходимо подкладывать на сиденье подушки до нужной высоты, чтобы локти находились на уровне клавиатуры.
Если стул высокий, без регулировки высоты, то под ноги нужно подставлять небольшую скамейку.
Специалисты Института возрастной физиологии РАО (Российской академии образования) рекомендуют, чтобы стул обязательно со спинкой, ребенок сидел на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера и глаза находились на уровне центра экрана.
Между корпусом тела и краем стола должно быть расстояние не менее 5 см, при этом руки должны свободно лежать на столе.
Ноги должны быть согнуты в колене, стоять на полу ровно. Угол, образуемый голенью и бедром, должен быть не менее 90°.
При желании изменить положение ног, можно использовать положения:
· выпрямив их вперед или,
· согнув в колене, отвести несколько назад.
Совершенно недопустимо сидеть в положении «нога на ногу».
Ноги должны доставать до пола.
Необходимая высота стола и стула в соответствии с возрастом ребенка
приведена в таблице.
Высота стола и стула в зависимости от возраста детей
Рост ребёнка, см
Высота поверхности стола над полом, мм
Высота сиденья стула над полом, мм
Следующий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Чтобы ребенок спал спокойно не стоит заниматься поздно вечером или перед сном. Для детей в возрасте 4-5 лет время пребывания за компьютером не должно превышать 10-15 минут, 6-7 лет не более 25-30 минут.
Родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Нагрузка на зрение
Это самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению. Если малыш носит очки, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
Удачным является расположение компьютера, когда у ребенка есть возможность переводить взгляд на дальние расстояния, — это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Следует избегать расположения компьютера в углах комнаты или лицом к стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну, поскольку свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере. Оптимальный вариант — расположить монитор перпендикулярно к источнику света. Если компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.
Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления.
После выполнения каждого упражнения желательно закрыть и расслабить глаза.
1) Частое моргание глазами. Быстро и легко моргайте 1 минуту. Способствует улучшению кровообращения.
2) Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
3) Упражнение «велотренажер для глаз»: перемещайте взгляд в разных направлениях (вверх – вниз, вправо – влево, по кругу – по часовой стрелке и против, восьмеркой). Укрепляет мышцы глаз.
4) Упражнение «Метка» На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.
Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Семь основных правил при работе малыша за компьютером:
1. При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
2. Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).
3. Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз.
4. Соблюдать правильную рабочую позу.
5. Не работать на компьютере в темноте.
6. Следить за содержательной стороной игр и программ.
7. После занятий умыться прохладной водой.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.
Источник