Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
ГАРАНТ:
Статья 54 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 54 . Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 54 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 2 статьи 54 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.
3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 54 настоящего Федерального закона
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Какими правами обладают дети в сфере охраны здоровья? — Прокуратура разъясняет
Какими правами обладают дети в сфере охраны здоровья?
На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Самарской области Мария Кин.
Какими правами обладают дети в сфере охраны здоровья?
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Дети наравне со взрослыми обладают этим правом, что закреплено в отдельных законах.
Одним из основных принципов охраны здоровья, является приоритет охраны здоровья детей (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее – Закон № 323-ФЗ).
Какие права в данной области есть у несовершеннолетних?
В частности, дети и подростки имеют право на: прохождение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения; оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в период оздоровления и организованного отдыха; получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме и т.д. (ст. 54 Закона № 323-ФЗ).
Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше 16 лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом.
В каком случае принимается решение о вмешательстве?
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является получение информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство (ст. 20 Закона № 323-ФЗ). В отношении несовершеннолетних детей такое согласие дают один из родителей или иной законный представитель ребёнка.
Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставлено право на совместное нахождение с ребёнком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребёнка. При этом плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Какие дополнительные права в сфере охраны здоровья детей предусмотрены законодательством?
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в медицинских организациях осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи (ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ). Она предусматривает оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Источник
Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
Законодательством РФ гарантировано право на медпомощь любому гражданину. Но существует ряд лиц, которые имеют особые льготы при реализации данных прав. Дети, подростки и юноши относятся к категории несовершеннолетних граждан. Период до 18-ти лет отличается созреванием всех систем организма, социализацией личности. В это время несовершеннолетние находятся в особом правовом поле, которое установлено в международным и государственным законодательством. Какие права в сфере охраны здоровья имеют дети, подростки, юноши? Какими нормативными документами устанавливаются и гарантируются такие права? Как на практике реализуются права несовершеннолетних? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Защита детей в рамках Конвенции
Основным документом, который защищает права детей, является Конвенция о правах ребенка. В России данный нормативный акт работает с 1990 г. Базовым принципом Конвенции является безусловное право любого несовершеннолетнего на особую помощь и защиту. В статье 6 предписано органам государственной власти прикладывать все усилия для выживания, развития всех детей. Также статьи 24 – 26 устанавливают, что страны, признавшие Конвенцию, обязаны:
- Признавать права детей на доступ к наиболее современным услугам и технологиям здравоохранения, лечения и восстановления организма;
- Стремиться к снижению младенческой смертности, предоставлять медпомощь каждому несовершеннолетнему (первичная медико-санитарная сфера имеет преимущество), бороться с недоеданием в детском возрасте, предоставляя питательное продовольствие и не загрязненную воду;
- Предоставлять беременным необходимую медицинскую помощь до родов и после них;
- Обеспечивать доступную и подробную информацию о пользе грудного кормления, профилактике несчастных случаев, гигиене и др.;
- Развивать систему просвещения в области планирования семьи, медицинской профилактики;
- Бороться с практиками, отрицательно влияющими на детское здоровье и развитие;
- Признавать право детей, находящихся на попечении (с целью ухода, лечения, защиты), на оценку условий попечения;
- Гарантировать детям право пользоваться достижениями в области социального обеспечения, в том числе социального страхования, принимая меры для реализации данного права;
- Признавать право детей на жизненный уровень, который необходим для детского развития (духовного, физического, социального, интеллектуального, нравственного);
- Помогать родителям (опекунам) материально, поддерживая государственные программы, направленные на обеспечение продовольствием, жильем, одеждой.
Конвенция имеет 54 статьи, которые учитывают все, связанное с жизнью и положением ребенка в обществе, она обязывает государства, которые присоединяются к Конвенции, нести юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения, несут ответственность перед международным сообществом
Защита детей в России на государственном уровне
Правовые гарантии для несовершеннолетних утверждены в федеральных законах, Гражданском и Семейном кодексах России. Одним из базовых нормативных документов является закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124 от 24.07.1998 года. Здесь прописаны стандарты качества жизни несовершеннолетнего, права на отдых, оздоровление, бесплатную медпомощь, защиту от вредящей развитию информации. Статья 10-ая вышеуказанного документа регламентирует, что в учреждениях охраны здоровья (муниципальных, государственных) всем детям обязаны оказывать медицинскую помощь бесплатно. В перечень услуг входит:
- Профилактика и диагностика заболеваний специалистами соответствующего уровня.
- Мероприятия лечебно-оздоровительного характера, диспансеризация.
- Реабилитация детей-инвалидов и несовершеннолетних пациентов с хроническими болезнями.
- Санаторно-курортное оздоровление.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Существующий в государстве механизм защиты прав ребенка — это система социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.
Особые права для граждан, не достигших 18-ти лет
Статья 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ регламентирует права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья. В частности, указывает на то, что такие граждане имеют следующие права:
- Льготы на питание, медпомощь, которые устанавливаются Правительством и финансируются из бюджетных средств;
- Получение образования, работа в условиях, которые соответствуют физиологическим особенностям несовершеннолетних и не вредят развитию, здоровью;
- Консультация специалистов (бесплатная), определяющая профпригодность;
- Право на информацию о здоровье в доступной форме;
- Наблюдение в диспансерных условиях, лечение, порядок которого устанавливает Минздрав (государственный, республиканский);
- Нахождение в медучреждении до четырехлетнего возраста, если ребенок не имеет родителей или попал в сложную ситуацию;
- Возможность согласиться или отказаться от медицинского вмешательства (для детей старше 15-ти, а для подростков-наркоманов – старше 16-ти лет).
Право на прохождение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения направлено на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Порядок реализации права на медицинскую помощь в период оздоровления и организованного отдыха детей пока не определен.
Проблемы практической реализации некоторых прав несовершеннолетних
Несовершеннолетний гражданин может с 15-ти лет самостоятельно распоряжаться своим здоровьем и жизнью, поскольку именно с этого возраста ребенок имеет право согласиться или отказаться от медицинского вмешательства. Таким образом, при аборте несовершеннолетней (старше 15-ти лет) врач не имеет права без ее ведома сообщать родителям. Но законом установлено, что родители продолжают отвечать за ребенка до 18-ти лет. В юридической практике принимается аналогия, по которой полная дееспособность лица наступает после совершеннолетия. Соответственно, принимать важные решения без согласия (письменного) родителей (попечителей) несовершеннолетний не может. Очевидно, что вмешательство в репродуктивную сферу – важное решение. Таким образом, согласие одного из родителей (письменное) необходимо.
Детям до 18-ти лет гарантировано оказание медпомощи бесплатно. Но зачастую очередность либо срок ожидания, устанавливаемый в пределах программ государственного регулирования в медицинской сфере, столь велик, что появляется необходимость оплачивать процедуру, анализы либо лечение.
Заключение
Права на медпомощь несовершеннолетним регулируются на уровне международного и федерального законодательства. Каждый ребенок имеет право на бесплатную медпомощь, услуги, гарантированные социальным страхованием. Ответственность за здоровье детей до совершеннолетия несут родители и государство.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Источник
Международные инициативы и законодательные документы по охране здоровья подростков
Международное сообщество уделяет большое внимание разработке программ по охране здоровья детей, подростков и молодежи, основанных на соблюдении положений и норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и являющихся обязательными к выполнению государствами-участниками.
В Стратегии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в области здравоохранения (1995) охрана здоровья подростков и молодежи определяется как новая приоритетная задача организации. Проблемы подрастающего поколения также упоминаются в ряде других решений Исполнительного совета ЮНИСЕФ, касающихся таких острых вопросов, как табакокурение (1989), употребление наркотиков и психотропных веществ (1989), безопасное материнство (1990), обеспечение прав и защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (1990), защита детей от насилия и жестокого обращения (1996), профилактика ВИЧ/СПИДа (1992), планирование семьи (1993), равенство полов (1994), доступное образование (1995).
Необходимость сконцентрировать внимание на вопросах охраны здоровья подростков и молодежи отмечается и в других конвенциях и решениях международных организаций. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Планах действий, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), и четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) содержатся нормы, в которых основное внимание уделяется охране здоровья девочек-подростков.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оказывает поддержку странам в области охраны здоровья подростков по трем основным направлениям:
- путем предложения всеохватывающих, межсекторальных и научно обоснованных подходов к охране здоровья подростков;
- путем уточнения и поддержки той специфической роли, которую играет сектор здравоохранения, включая руководящую роль министерств здравоохранения и их влияние на другие сектора, а именно образования, занятости и социальной защиты;
- путем планирования действий, нацеленных на сокращение неравенства в здоровье и развитии подростков, как в странах, так и между странами.
В марте 2001 г. в Женеве под эгидой ВОЗ представители более 20 стран выработали единые принципы и положения, регламентирующие деятельность служб, дружественных к подросткам и молодежи. В Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г., выделены отдельные разделы, в которых рассмотрены вопросы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, обеспечения качественного и доступного образования, защиты детей от жестокого обращения, эксплуатации и насилия, борьбы с ВИЧ/СПИДом.
В Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 года впервые были выделены семь основных направлений охраны и здорового развития детей и подростков:
- здоровье матерей и новорожденных,
- питание,
- инфекционные заболевания,
- травмы и насилие,
- окружающая среда,
- здоровье подростков,
- психосоциальное развитие и психическое здоровье.
В 2007 г. под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ была разработана ориентационная программа «Здоровье подростков для медицинских работников», в которой предлагаются современные подходы к удовлетворению потребностей подростков и решению их проблем со здоровьем.
Приоритетные задачи в сфере охраны здоровья подростков
и молодежи и их здорового развития
Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 г. среди основных задач, решаемых в подростковом возрасте, выделяет следующие приоритеты:
- формирование здорового образа жизни;
- предупреждение опасных форм поведения;
- развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
- профилактика всех форм насилия;
- формирование здоровой школьной среды, способствующей физическому и психосоциальному благополучию подростков;
- профилактика травматизма;
- просвещение по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей.
Обновленная в 2014 г. Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков на 2015–2020 года «Инвестируя в будущее детей» нацелена на развитие успехов и использование уроков предшествующей стратегии 2005 г. с учетом современных фактических данных, тенденций в эпидемиологии, политических и социальных тенденций с целью совершенствования применяемых в странах подходов к охране здоровья детей и подростков. Современные руководящие принципы охраны здоровья включают:
- подход с учетом всех этапов жизни,
- подход, основанный на фактических данных,
- стимулирование сильных партнерств и межсекторального сотрудничества,
- подход, основанный на правах человека.
В 2009 г. молодежь Европы и Европейская Комиссия вышли с инициативой «Быть здоровым – это быть самим собой», основная цель которой – выдвижение на первый план вопросов охраны здоровья детей, подростков и молодежи в Европе. Инициатива подчеркивает важность различных факторов здоровья (образ жизни, образование, условия труда, средства массовой информации и окружающая среда) и важность вовлечения молодежи в решение затрагивающих ее вопросов здоровья. Молодые люди выделили следующие приоритетные сферы для охраны своего здоровья:
- современные системы передачи информации и здоровье;
- здоровая среда обитания;
- пропаганда и поощрение использования средств профилактики;
- здоровье и профессия; оздоровление на рабочем месте;
- образование и обучение здоровью;
- пропаганда и достижение здоровья в молодежном движении и молодежных лагерях;
- специальные службы для молодежи.
Совещание Европейского бюро ВОЗ по вопросу о политике и службах, дружественных к молодежи, (Эдинбург, 2009 г.) расставило приоритеты в этой деятельности:
- развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
- участие молодых людей в охране своего здоровья;
- партнерство молодежи и взрослых в разработке эффективной системы охраны здоровья подрастающего поколения.
В 2010 г. была обнародована концепция 4S, разработанная ВОЗ для укрепления действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков. Позднее этот подход был расширен до 5S, согласно которому, программа здравоохранения, нацеленная на обеспечение наивысшего достижимого стандарта здоровья и развития для подростков, должна включать:
- Supportive policies – поддерживающие стратегии, которые уважают, защищают и выполняют/осуществляют/удовлетворяют права подростков на здоровье;
- Strategic information – стратегическую информацию, необходимую для планирования и мониторинга;
- Service delivery models – модели оказания услуг, дружественных к молодежи;
- Sustainable resources – устойчивые ресурсы, такие как адекватно обученные медицинские сотрудники и механизмы финансовой защиты молодых людей;
- Cross-Sectors approach – межсекторальный подход для работы с детерминантами здоровья и для сокращения неравенства.
Основы новой европейской политики здравоохранения «Здоровье 2020», разработанные при содействии ВОЗ, акцентируют внимание на необходимости согласованного объединения новых знаний и научных доказательств в области здоровья подростков и его детерминантов и предлагают правительствам стран пути решения и эффективные вмешательства, направленные на обеспечение лучшего здоровья, равенства и благосостояния.
Образование в области здоровья
Образование в области здоровья – важная составляющая комплексных программ охраны здоровья подростков и молодежи. Большую работу по внедрению образовательных программ в области здоровья и сексуального и репродуктивного здоровья в частности проводит Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). При содействии ЮНЕСКО проводятся важнейшие международные форумы по образованию и разрабатываются стратегии и руководства по продвижению образовательных программ в области здоровья для подростков и молодежи.
Достижение целей самой масштабной мировой инициативы «Образование для всех», принятой на Всемирном форуме по образованию в 2000 г. в Дакаре (Сенегал), предполагает обеспечение здоровья учащихся детей и подростков, что в свою очередь требует создания безопасной, здоровой, инклюзивной учебной среды, способствующей успешному обучению.
С целью обеспечения подростков комплексным и качественным образованием в области сексуального и репродуктивного здоровья ЮНЕСКО выпустило в 2010 г. «Международное техническое руководство по половому просвещению»
Разработки ЮНЕСКО способствуют реализации международной инициативы FRESH – Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах. В 2013 г. под руководством ЮНЕСКО были разработано и опубликовано «Руководство по мониторингу и оценке школьных программ охраны здоровья»
Более подробно о международных инициативах по образованию в области здоровья см. статью (ссылка на статью Международные инициативы по охране здоровья школьников и образованию детей и подростков в области здоровья )
Профессиональная подготовка и профессиональные объединения
В поддержании профессиональной компетенции специалистов, работающих с подростками, значима роль Европейского центра по подготовке профессионалов в области охраны здоровья подростков – EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health). Основная задача EuTEACH – разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Проект EuTEACH поддержан ВОЗ, ЮНИСЕФ, Европейской конфедерациией специалистов по педиатрии.
Специалистов, работающих с молодежью, объединяет Международная ассоциация здоровья подростков (International Association for Adolescent Health) Она было основана в 1987 г. в целях поддержки практической реализации Конвенции ООН о правах ребенка.
Международные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения охраны здоровья подростков и молодежи:
(оформить как в статье Г2.Репродуктивные и сексуальные права
Генеральная Ассамблея ООН (1989). Конвенция о правах ребенка
- Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.)
- Оттавская Хартия по развитию здоровья (принята Первой международной конференцией по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17–21 ноября 1986 г.)
- Международный кодекс медицинской этики (принят З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)
- Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.)
- Декларация принципов толерантности (утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г.).
Источник