Меню

Практические задания по основам здоровья

Практические задания по теме «Здоровье человека»

2.1. Во время работы в одной из развивающихся стран Африки к вам на прием привели больного, у которого наблюдается мышечная слабость, истощение, умственная депрессия, нарастающая сонливость. Вы направили больного в лабораторию, где в мазках крови были обнаружены паразиты с одним жгутиком и ундулирующей мембранной. Это подтвердило предварительный диагноз. Каким заболеванием страдает больной? Назовите основные признаки, на основании которых были установлены предварительный и окончательный диагнозы.

Сонную болезнь вызывают простейшие трипаносомы, которых переносят мухи цеце. Что интересно, это насекомое обитает к югу от Сахары, но здесь далеко не во всех районах регистрируются случаи заражения. С чем это связано до сих пор не понятно. Чаще всего страдают от укусов жители прибрежных районов, занимающиеся рыбной ловлей, а также селяне, разводящие скот. Симптомы сонной болезни различаются в зависимости от стадии заболевания. Инкубационный период протекает незаметно для пациента. Высокая температура. Слабость. Озноб. Боли в суставах. Увеличение лимфатических узлов. Кожные высыпания. Диагностика заболевания и его стадии основана на обнаружении в анализах крови, лимфы и спинномозговой жидкости трипаносом. Во влажном препарате ведётся поиск подвижных трипаносом.

2.2. У человека обнаружены больные почки. А врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и воспаление лимфатических узлов в глотке – ангину. Объясните, почему врач дает такую рекомендацию больному.

Речь идет о низходящей инфекции. Нисходящая инфекция по происхождению более понятна. В данном случае происходит распространение возбудителя инфекции из более высоко расположенных отделов мочевывыделительной системы в более низкие, к примеру, из почек в мочевой пузырь. Зуб – это не просто твердая конструкция, которая торчит себе во рту совершенно обособленно, выполняет механическую работу и, если разрушится, может быть заменена. Это живой организм, который тесно связан с другими тканями и системами, и инфекция, его разрушающая, вполне может распространиться дальше. Через пульпу, которую пронизывают нервы и кровеносные сосуды и которая в здоровом состоянии работает как биологический барьер, инфекция попадает в кровоток. Добравшись с током крови до ПОЧЕК, инфекция может стать причиной пиелонефрита. Долгое время этот очаг воспаления может тлеть в почках практически без симптомов и привести к трагедии: среди осложнений пиелонефрита – почечная недостаточность. Ангина — воспалительный процесс, который характеризуется резким подъемом температуры и белым налетом на миндалинах. Кроме этого, у человека очень болит и першит горло. При этом иммунная система больного начинает активно вырабатывать антитела к инфекции. Антитела представляют собой белки, задача которых состоит в уничтожении чужеродных антигенов. Но стрептококки, возбудители ангины, имеют в своем составе антигены, схожие с почечными, сердечными и другими тканями организма. Поэтому, когда иммунитет начинает атаковать чужеродные микроорганизмы, он может случайно уничтожать и ткани органов. Как следствие, это приводит к осложнениям. Особенно тяжелыми являются последствия ангины для детей. Так, почки ребенка находятся в стадии роста и развития, а их поражение замедляет этот процесс. Поэтому особенно важно вовремя диагностировать ангину у детей и в дальнейшем правильно ее лечить.

2.3. Ученые утверждают, что индивидуальное здоровье человека зависит в первую очередь от его образа жизни. Какими конкретными примерами это утверждение можно доказать? Какие еще факторы влияют на здоровье человека? Здоровый образ жизни – основа здоровья и активности! Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Занятие спортом помогает быть стойким и стрессоустойчивым.

Здоровый образ жизни заключается, по моему мнению, в правильном питании, в употреблении здоровой пищи: фруктов, овощей, горячих блюд, без употребления фастфуда.

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека. В понятие «здоровье» входят и формы поведения человека, которые позволяют улучшить жизнь, сделать ее благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Поэтому одной из основ человеческого здоровья выступает духовная его составляющая. Следовательно, духовное и физическое здоровье является единым целым человеческого здоровья. Оно должно находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья

А также в занятии спортом, в следовании распорядку дня. Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

· соблюдение режима дня;

· занятия физической культурой и спортом;

· хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

· употребление алкоголя, наркотиков;

· эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими; неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.

Читайте также:  Методы оценки физического здоровья населения

Факторы влияющие на здоровье человека

· генетические факторы — 15-20%;

· состояние окружающей среды — 20-25%;

· медицинское обеспечение — 10-15%;

· условия и образ жизни людей — 50-55%.

2.4. При обследовании методом подногтевого соскоба в детском саду у двух детей обнаружены яйца аскарид. Медицинская сестра направила обоих детей на лечение по поводу энтеробиоза. Оцените действия медицинской сестры.

Энтеробиоз — это колонизация кишечника гельминтами рода остриц. Популяция червей может насчитывать от нескольких особой до десятков и сотен. Энтеробиоз называют болезнью грязных рук. Столь точная характеристика подтверждает процесс развития инвазии остриц. У детей обнаружены под ногтями яйца аскарид, что свидетельствует об аскаридозе — гельминтоз, вызываемый человеческой аскаридой. Медицинская сестра в данном случае назначила неверное лечение.

2.5. Однажды в больницу был доставлен человек. Его грудная клетка была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались невредимыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло.

Человек умер от нарушения герметичности грудной (плевральной) полости (пневмоторакс). Герметичность необходима для осуществления дыхательных движений. Во время вдоха грудная клетка расширяется, давление в полости снижается, в это время лёгкие заполняются воздухом. Во время выдоха, грудная клетка сжимается, давление в полости становится выше, чем в атмосферном воздухе, воздух стремится из лёгких наружу.

2.6. Во время аварии у человека был поврежден спинной мозг. Какие последствия для здоровья и дальнейшей жизнедеятельности могут иметь место?

В случае получения травмы спинного мозга, лечение должно начинаться незамедлительно, – это позволит сохранить или восстановить двигательные и чувствительные функции организма. Спинальная травма, как правило, оставляет за собой серьезные последствия в отношении нервно-двигательной системы, которые в дальнейшем придется восстанавливать. Последствия спинномозговой травмы зависят от ее тяжести, от того, какие именно клетки спинного мозга пострадали.Так, если оказались задеты лишь периферийные нервные клетки, отвечающие за ближайшие органы и мышцы, то последствия травмы могут быть незначительными, ведь их функцию возьмут на себя соседние клетки. А если спинной мозг поврежден более глубоко и осколки позвонков разрушили проводящие пути, которые связывают воедино несколько частей спинного мозга, тогда последствия спинальной травмы оказываются катастрофическими. Головной мозг, управляющий посредством спинного мозга всем телом, попросту лишается информации о том, что же происходит с телом ниже места травмы позвоночника.

2.7. Повреждено левое предплечье. Из раны течет кровь вишневого цвета. Кровотечение сильное, но кровь поступает без толчков, ровной струей. Определите какой сосуд поврежден. Какую помощь нужно оказать потерпевшему? Это венознаое кровотечение.
В этом случае обрабатывать рану йодом нельзя: надо смазать лишь ее края, затем приготовить стерильную салфетку(можно из бинта), наложить на нее антисептическую мазь(то есть угнетающую жизнедеятельность микробов) и приложить к ране. Затем наложить слой ваты и туго забинтовать. Стенки вен мягкие, и тугая повязка может их сдавить так, что кровь через поврежденное место пройти не может. Если это не останавливает кровотечение, тогда необходимо наложить жгут ниже места повреждения. Руку приподнять вверх. Вызвать скорую помощь.

2.8. До начала приема пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера рассматривала репродукции картин Рубенса. Ей очень понравился «Портрет свояченицы»: красивой дамы с несколькими выпуклыми глазами, что считалось изюминкой ее красоты. Доктор смотрит на портрет и говорит, что у нее была базедова болезнь и, если бы ее вылечили, она была бы еще красивее. Заболевание какой эндокринной железы диагностировал врач?. Какие профилактические меры нужно предпринять для предотвращения заболеваний этой железы?

Такой распространенный недуг, как Базедова болезнь, является следствием гиперфункции щитовидной железы. При данном заболевании нервная система характеризуется повышенной реактивностью и возбудимостью; усиливается и тканевой обмен. К симптомам болезни относятся: бессонница; учащенное сердцебиение; слабость в мышцах; повышенная утомляемость; раздражительность; головокружение; резкое похудание; потливость пучеглазие.

Источник

Самостоятельная работа Практическое занятие Цель: изучить компоненты здорового образа жизни и пути их формирования, методы, формы и средства гигиенического воспитания населения. Время проведения

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: Гигиеническое обучение и воспитание населения

Вид занятия: Изучение новой темы. Тематический контроль.

Методы и технологии при изучении темы:

Объяснение учебного материала, использование ИКТ и проблемного обучения

Контроль знания темы

Цель: изучить компоненты здорового образа жизни и пути их формирования, методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

Время проведения: теория – 4 часа (2 занятия)

практика – 6 часов (3 занятия)

Место проведения: кабинет гигиены

Оснащение: компьютер, демонстрационный проектор, мультимедийные пособия, приборы.

Студенты должны знать:

— компоненты здорового образа жизни, пути их формирования

— методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Читайте также:  Страховые выплаты по дтп если вред здоровью

Студенты должны уметь:

— выступать перед аудиторией с агитационно-информационными сообщениями по вопросам формирования здорового образа жизни

— оформлять санитарные бюллетени, агитационные плакаты, презентации

План изучения темы

На изучение данной темы отводится 4 часа (2 занятия)

Проводится с целью активизировать учащихся, настроить на изучение темы. Дать определенное направление занятию.

Объяснение учебного материала с применением мультимедийного пособия.

а)ответы на вопросы

б)формулировка основных вопросов для контроля уровня знаний. Формулировка проблемы

С целью пояснения непонятных моментов материала.

Дается для подготовки к тематическому контролю и обсуждению проблемы.

Подведение итогов занятия

Проводится с целью активизировать учащихся, настроить на изучение темы. Дать определенное направление занятию.

— устный опрос (вопросы прилагаются)

— создание проблемной ситуации. Постановка задач

— поиск способов решения. Обсуждение итогов. Демонстрация презентаций

Проводится с целью обнаружения ошибок

Дается для подготовки к тематическому контролю

Для формирования мыслительных способностей. Применение знаний в соответствующей ситуации

Объяснение учебного материала с применением мультимедийного пособия.

а)ответы на вопросы

б)формулировка основных вопросов для контроля уровня знаний. Формулировка проблемы

С целью пояснения непонятных моментов материала.

Дается для подготовки к тематическому контролю и обсуждению проблемы.

Подведение итогов занятия

На занятия отводится 6 часов (3 занятия)

С целью дать определенное направление занятию, обеспечить рабочую обстановку.

2.Ознакомление с темой, планом и целью занятия

С целью создания рабочего настроения. Определения цели занятия.

3.Контроль исходного уровня знаний: тестовый контроль, решение ситуационных задач

С целью проверки степени усвоения ранее пройденного материала

С целью отработки практических навыков

С целью мотивации опорных знаний и умений.

С целью дать определенное направление занятию, обеспечить рабочую обстановку.

2.Ознакомление с темой, планом и целью занятия

С целью создания рабочего настроения. Определения цели занятия.

3.Контроль исходного уровня знаний: тестовый контроль, решение ситуационных задач

С целью проверки степени усвоения ранее пройденного материала

С целью отработки практических навыков

С целью мотивации опорных знаний и умений.

С целью дать определенное направление занятию, обеспечить рабочую обстановку.

2.Ознакомление с темой, планом и целью занятия

С целью создания рабочего настроения. Определения цели занятия.

3.Контроль исходного уровня знаний: тестовый контроль, решение ситуационных задач

С целью проверки степени усвоения ранее пройденного материала

С целью отработки практических навыков

С целью мотивации опорных знаний и умений.

Компоненты здорового образа жизни.

Закаливание, как элемент здорового образа жизни.

Физкультура и спорт, их влияние на здоровье.

Основные правила личной гигиены.

Гигиена одежды и обуви.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.

Соблюдение правильного образа жизни помогает в преодолении таких негативных последствий научно-технического процесса как:

повышает адаптационные возможности организма к воздействию факторов внешней среды.

Личная гигиена включает повседневные мероприятия, проводимые каждым человеком для сохранения и укрепления здоровья. Это:

занятие физическими упражнениями;

уход за телом и полостью рта;

использование рациональной одежды и обуви.

Соблюдение правил личной гигиены имеет также общественное значение, так как при общении с окружающими человек, не выполняющий некоторые требования личной гигиены, может:

оказать неблагоприятное влияние на самочувствие и здоровье других людей;

способствовать распространению инфекционных заболеваний и гельминтозов.

ЗАКАЛИВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.

Закаливание заключается в:

повторном воздействии на организм ряда внешних физических факторов: холода, тепла, ультрафиолетовых лучей для повышения стойкости к резким температурным колебаниям и предупреждения возникновения простудных заболеваний.

В процессе закаливания происходит:

совершенствование терморегуляторных механизмов;

повышение устойчивости к холодовым и тепловым воздействиям и к ультрафиолетовой радиации солнца.

Многократные кратковременные систематические термические воздействия с постепенным увеличением силы раздражителя ведут:

к стойкой адаптации к данному раздражителю.

изменениям в морфологической структуре и физико-химических свойствах тканей.

Повторные термические раздражения вызывают:

уменьшение содержания воды в тканях;

увеличение выделение жира через кожу, что способствует более равномерному распределению его на поверхности кожи.

Кроме специфического действия закаливания , выражающегося в том, что холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а тепловые – к жаре, оно обладает и неспецифическим действием, которое проявляется:

в общем оздоровительном эффекте;

воспитании волевых и других психофизиологических качеств.

Закаливание может быть успешным только при правильном его применении. Для этого необходимо строго соблюдать следующие физиологические принципы:

постепенное повышение силы раздражителя, например, начинать водные процедуры с воды комнатной температуры;

систематичность закаливающих процедур, т.е. их ежедневное применение, а не от случая к случаю, когда следовые реакции не закрепляются, что совершенно необходимо;

правильная дозировка процедур , учитывая, что главным действующим фактором служит сила раздражителя, а не продолжительность его действия.

Кожа обладает большой чувствительностью:

к температуре внешней среды,

Температурная чувствительность кожи на различных участках ее неодинакова, что зависит, с одной стороны, от количества рецепторов, заложенных в том или ином месте и воспринимающих тепло или холод, и с другой стороны, от приспособления различных частей тела к теплу или холоду.

Читайте также:  День здоровья для веселой компании

Части тела, обычно закрытые одеждой, более чувствительны к холоду, чем открытые. В связи с этим целесообразно проводить закаливание воздухом в обнаженном или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более выраженный общий эффект.

Закаливание воздухом осуществляют в виде воздушных ванн, которые в лечебной практике называют аэротерапией. Их профилактическое значение, помимо закаливающего действия, проявляется в благоприятном влиянии на:

тонус нервной системы

активность физиологических процессов

Воздушные ванны делят на:

Виды воздушных ванн

30 – 20 градусов С

20 – 14 градусов С

Менее 14 градусов С

Главным фактором , обуславливающим дозировку воздушных ванн, служит температура воздуха , однако необходимо учитывать также влажность и скорость его движения. При большой влажности и ветре охлаждение организма увеличивается.

Закаливание воздухом следует проводить:

на озелененных участках , удаленных от источников загрязнения пылью, дымом и вредными газами.

В лечебно-профилактических и детских учреждениях для этого устраивают аэрарии, оборудованные деревянными или матерчатыми навесами, открытыми с боков, или лежаками.

Можно принимать воздушные ванны

под кронами деревьев

а при отсутствии их – в помещениях , предварительно понизив температуру воздуха путем проветривания.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе:

15 – 20 градусов С

5 – 10 градусов С

Закаленные люди могут принимать воздушные ванны при температуре, ниже 0 о С, но в течение не более 5 – 10 минут и сочетая с энергичными движениями.

При приеме воздушных ванн в помещении снижают температуру воздуха, открывая окно или форточку, до 7 – 15 о С и принимают процедуру в течение 10 – 20 минут.

Одной из форм закаливания холодным воздухом служит ночной сон зимой при открытой форточке . В данном случае закаливание действует на верхние дыхательные пути.

Прохладные и холодные воздушные ванны всегда следует сочетать с физическими упражнениями, выполняемыми в темпе, исключающем охлаждение тела. Чем ниже температура воздуха, там энергичнее должны быть движения. Желательно сочетать закаливание с утренней гимнастической зарядкой.

Теплопроводность и теплоемкость воды выше, чем воздуха, поэтому она вызывает более сильное охлаждение организма, чем воздух той же температуры. При температуре воздуха 24 о С человек в обнаженном виде в покое чувствует себя удовлетворительно, в воде же при этой температуре становится прохладно, и для восстановления прежнего теплоощущения необходимо погореть воду, до 30-35 о С. В связи с этой особенностью термического воздействия на организм водные процедуры представляют собой более энергичный способ закаливания, чем воздушные ванны.

Для закаливания применяют прохладную воду при температуре 24 – 16 о С и холодную – ниже 16 о С.

Систематическое применение прохладных и холодных водных процедур служит активным профилактическим средством против:

вредных влияний резких понижений температуры воздуха;

сильных холодных токов воздуха;

случайных различных охлаждений тела.

Главным фактором , обуславливающим эффект закаливания водой служит интенсивность раздражения , а не продолжительность его воздействия. Это особенно относится к холодным водным процедурам. Необходимо всегда добиваться получения хорошей обратной сосудистой реакции, т.е. притока крови к коже после кратковременного спазма сосудов, вызванного охлаждением тела. Если запаздывает, надо применять растирание тела или производить энергичные движения.

Лучше всего принимать водные процедуры в утренние часы , после сна или зарядки:

кожа равномерно согрета и это обеспечивает получение резкой сосудистой реакции;

утренние водные процедуры способствуют переходу организма от сна к бодрствованию;

созданию хорошего настроения.

Водные процедуры делят на следующие виды:

Обтирание является наиболее слабой водной процедурой , назначаемой в основном людям с ослабленным здоровьем. Его осуществляют с помощью губки или полотенца, смоченных в прохладной воде. Обтирают последовательно:

сначала верхнюю половину тела, насухо вытирают,

затем – нижнюю , заканчивая процедуру растиранием тела сухим полотенцем до красноты . Продолжительность процедуры – 4-5 минут, включая растирание.

Обливание заключается в выливании холодной воды из сосуда на шею и плечи на расстоянии 5-8 см. К действию холода присоединяется небольшое давление падающей на поверхность тела струи воды, усиливающей термическое раздражение. Обливание:

вызывает энергичный спазм кожных сосудов с последующим быстрым расслаблением,

повышает тонус нервно-мышечного аппарата,

создает чувство бодрости.

Обливание противопоказано людям с повышенной возбудимостью нервной системы.

Начинают его с температуры воды около 30 о С , постепенно доводя ее до 15 о С и ниже. Длительность процедуры, включая последующее растирание тела, 3-4 мин .

оказывает наиболее сильное охлаждающее действие;

оказывает механическое раздражение, вызываемое падающей струей воды;

в короткий срок вызывает более сильную общую и местную реакцию.

Температура воды вначале должна быть 30-32 о С , экспозиция не более 1 минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин, включая растирание тела.

Источник

Adblock
detector