Практическая работа по теме «О здоровом образе жизни» дисциплины Гигиена и экология человека, СПО
специалист в области арт-терапии
Гигиена и экология человека
Практическое занятие 9
Тема: Агитационно-информационные сообщения о здоровом образе жизни.
Цель: Научиться составлять агитационно-информационные сообщения по формированию здорового образа жизни населения.
Задание: 1 . Составьте агитационно-информационное сообщение для выступления, используя лекции и предложенный материал, по вариантам:
Вариант № 1. Основные составляющие здорового образа жизни.
Вариант № 2. Понятие «нездоровый образ жизни».
2. Выполните задания № 2, ответьте на вопросы.
1. Агитационно-информационное сообщение по теме состоит из: вступления, основной части (в ней даем информацию и убеждаем в правильности наших высказываний) и заключения (содержит призыв, привлекает внимание к проблеме).
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя как минимум пять составляющих: рациональное питание, отказ от вредных привычек, занятие спортом, закаливание и хорошая экология.
Простые же люди понятие здоровый образ жизни воспринимают каждый по-своему:
— не пить, не курить, заниматься спортом;
— прежде всего отдых на природе;
— а некоторые ссылаются на то, что ЗОЖ — это походы по врачам, а они этого делать не любят, т. к. открываются много болячек, о которых они бы не хотели знать.
Старинная русская пословица говорит — «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Такой стратегии придерживается почти каждый пятый. Для них забота о своем здоровье состоит в своевременном обращении к врачу. Побывав на приеме, закупив массу таблеток, они ставят галочку в графе «здоров», до следующего неприятного симптома.
А вот 15 % регулярно занимаются спортом, посещают фитнес-клубы, делают зарядку, бегают в парках. Еще немного людей тоже можно отнести к сторонникам активного образа жизни, если бы эта активность не была столь специфической. Пробежка сломя голову до метро или остановки – вот их рецепт здоровья и долголетия .
Ученые считают, что наше здоровье зависит от нескольких основных факторов, это: наследственность, окружающая среда, стресс, питание и др.
На самом деле 75% обращений к врачам связано с плохим питанием, если бы люди питались правильно, то на 75% не было бы заболеваний, которые сейчас существуют в мире. И это на самом деле так. Потому что 90% всего того питания, которое мы потребляем ежедневно – это фальшивое питание. Пиццы, чипсы, лапша – это не то, что нужно нашему организму. Ему нужны витамины, минералы, энзимы, клетчатка, аминокислоты – это все то, что необходимо нашему организму для нормального функционирования и развития. Люди фактически ущемляют себя, но не они одни виноваты в этом, виновата также и та промышленность, которая раньше называлась пищевой промышленностью, сейчас она переименовалась в химическую промышленность, потому что то, что мы сейчас потребляем почти на 80% — химия. Об этом говорят многие фильмы, документальные фильмы и я вам рекомендую посмотреть такой фильм, как «Осторожно, еда!». Он вам на многие вещи откроет глаза.
А вот отказываться от вредных привычек никто не спешит, всего лишь 8% наших соотечественников или уже бросили или пытаются бороться с никатиновой или алкогольной зависимостью. Остальные отказываются замечать пагубное влияние спиртного и сигарет на их здоровье.
Информация к размышлению. В табачном дыме более четырех с половиной тысяч ядохимикатов, это больше чем в выхлопных газах автомобилей. За год в легких курильщика скапливается 1 стакан смолы. Курение – причина хронических болезней легких, эмфиземы, рака легких. Курение вызывает закупорку крупных и мелких сосудов, что приводит к гангрене конечностей, инфаркту миокарда и внезапной смерти. Курение приводит к слепоте, в следствие разрывов кровеносных сосудов и инсультов. Курильщик не доживает, по крайней мере, 20 лет своей жизни. Бросить курить никогда не поздно, но обязательно нужно, иначе – смерть.
Почти половина жителей нашей страны ничего не делают, чтобы избежать болезни. 16% заняты здоровьем лишь теоретически: они смотрят программы здоровья по телевизору и читают медицинские журналы.
Лишь 11% проходят диспансеризацию и регулярно проверяют свое здоровье, т. е. проявляют реальную заботу о своем организме.
Причина недоброжелательного отношения к себе «нелюбимому» у всех разная:
— не хватает времени
— раньше как-то отправляли на обследования, все как положено, а сейчас ходишь, просишь, записываешься и еще ждешь бог знает сколько.
Получается, только каждый 10 чувствует личную ответственность за собственное здоровье, остальные же стараются найти крайнего.
Может стоит пересмотреть этот подход и начать самим контролировать свою жизнь? Ведь никто, кроме нас самих о нашем здоровье не позаботится!
Задание 1. Тема: Составляющие здоровья человека.
Всемирная организация здравоохранения считает, что здоровье людей на 51% зависит от образа жизни, на 20% — от социальных и природных условий, на 20% — от особенностей наследственности человека и на 9% — от деятельности служб здравоохранения.
Начертите круговую и прямоугольную диаграммы по теме.
Сделайте вывод , ответив на вопросы:
1. Может ли человек повлиять на состояние своего здоровья? Почему Вы так считаете (дайте ответ, используя данные диаграммы).
2. Какова цель пропаганды гигиенических знаний?
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детского возраста и продолжаться всю жизнь . Оно , по существу, сводится к выработке и закреплению полезных навыков и привычек на базе естественных биоритмов (режимов бодрствования и сна, труда и отдыха, приема пиши, утренней физической зарядки и гигиенических навыков водных процедур, оптимального для индивидуума темпа жизни, навыков межличностного общения коммуникабельного человека и др.). Здоровый жизненный стереотип — главное условие крепкого здоровья и продолжительной жизни.
Но устойчивый характер сложившихся вредных для здоровья стереотипов (хронической алкоголизации, наркомании, привычки курить, избыточно питаться, мало двигаться) является главной помехой в оздоровлении образа жизни. Сформировать у ребенка здоровый образ жизни гораздо проще, чем изменить нездоровый образ жизни взрослого человека.
Задачи медицинских работников — не допустить формирования нездоровых компонентов в образе жизни человека , повы сить адаптивность организма и помочь человеку избавиться от вредных для здоровья привычек.
Гигиеническое воспитание (обучение) в формировании ЗОЖ не может быть реализовано, если общественное сознание не будет подготовлено к их восприятию, а население — к исполнению. Сознание , которое присуще человеку, в отличие от животных, побуждает его уделять определенное внимание здоровью. В связи с этим забота о здоровье у большинства людей должна стоять на первом месте.
В действительности большинство населения не ведет здоровый образ жизни. На отношение к своему здоровью влияет низкий уровень сознания у пьющих, которые буквально разрушают свое здоровье и здоровье потомков; у лиц, которые не соблюдают режим и предписания врача; у лиц, несвоевременно обращающихся за медицинской помощью.
Наше население слабо информировано о здоровом образе жизни. Основная причина заключается в недостатке соответствующей литературы. Медицинская литература в основном посвящена лечению, а не профилактике заболеваний, назначена для больных, а не здоровых.
Труд и здоровье. В течение жизни 1/3 общего времени человек участвует в трудовой деятельности. Важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения здоровья. С этой целью необходимо устранять или ограничивать до минимума неблагоприятные производственные факторы; совершенствовать оборудование, технику; улучшать организацию рабочего места; снижать долю физического труда, уменьшать нервно-психическое напряжение.
Физическая культура и здоровье. Недостаток физических упражнений (гиподинамия) — оборотная сторона научно-технического прогресса, характерная черта нашего времени. Обычные физические упражнения, безусловно, полезны и необходимы для людей с малоподвижными условиями труда и быта. Формирование здорового образа жизни предполагает регулярные занятия физкультурой и спортом. Они поддерживают на необходимом уровне функциональное состояние всех систем организма (особенно таких систем жизнеобеспечения, как нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и иммунная ). Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика поддерживает в течение дня высокую работоспособность, повышает интеллектуальные возможности, облегчает переработку информации и улучшает память.
Оздоровительный эффект спортивной тренировки превосходит положительное влияние на здоровье гигиенической гимнастики и оздоровительных занятий физическими упражнениями, однако такой эффект возможен лишь у физически подготовленных людей. Спортивная тренировка приводит к мобилизации и резкому увеличению резервных возможностей организма, что значительно повышает работоспособность.
Лица, занимающиеся физическими упражнениями, легче бросают курить. Регулярные физические упражнения способствуют снижению артериального давления, поддержанию нормальной массы тела, благодаря чему препятствуют развитию сахарного диабета, а у лиц, страдающих этим заболеванием, уменьшают потребность в инсулине. Регулярные физические упражнения повышают уровень а -холестерина в крови, что препятствует развитию атеросклероза . В реальных условиях это единственный способ, который можно рекомендовать лицам, предрасположенным к этому заболеванию.
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что здоровье, долголетие, высокая трудоспособность невозможны без активного двигательного режима. «Самое дорогое у человека — это движение», — говорил И.П. Павлов . Движение — основа жизни.
Закаливание — эффективный способ укрепления здоровья и практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендован как физически крепким лицам, так и больным. Необходим только подбор оптимальной для каждого человека дозы закаливающего воздействия и режима закаливания. Больной человек не должен начинать закаливающие процедуры в период обострения болезни.
Питание и здоровье. От характера питания (биологической полноценности пищевых продуктов, количества принимаемой пищи, режима ее потребления) в большой степени зависят состояние здоровья человека и продолжительность его жизни. Увеличение массы тела по отношению к должной его величине на 6—14% является показателем избыточного питания. Большой вред здоровью может наносить привычка есть урывками, во время работы и вообще по принципу «когда придется», вредны и так называемые перекусы. Рациональное питание — мощный фактор укрепления здоровья, неправильное — способ его разрушения.
Возраст и здоровье. Здоровье необходимо беречь смолоду, поскольку, во-первых, большинство детей еще здоровы, а у некоторых имеются начальные признаки заболеваний, которые можно устранить; во-вторых, детский и подростковый возраст имеет ряд анатомо-физиологических и психофизических особенностей, отличается несовершенством многих функций и повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам среды. Между возрастом и состоянием здоровья человека существует определенная зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно ухудшается.
Культура и здоровье. Уровень культуры населения имеет непосредственное отношение к его здоровью: чем он ниже, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Наиболее важное значение для здоровья имеют следующие элементы культуры: культура питания, культура проживания, т.е. поддержание жилья в соответствующих условиях, культура организации досуга, гигиеническая культура.
Жилищные (бытовые) условия и здоровье. Две трети времени человек проводит вне производства, т.е. в быту, находясь при этом в жилых помещениях и на природе. Поэтому комфортность и благоустроенность жилья имеют большое значение для восстановления работоспособности после трудового дня, для поддержания здоровья на должном уровне и повышения культурного и образовательного уровня.
Отдых и здоровье. Для сохранения и укрепления здоровья человеку необходим отдых. Отдых — такое состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Важнейшим условием полноценного отдыха является — увеличение количества театров, музеев, выставочных залов, библиотек, парков, санаторно-курортных учреждений.
Источник
Рабочая программа кружка «Культура здоровья»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор ЕОШ № 16 Зам. директора по УВР на заседании м/о
_____О.А.Донцова ______Ж.М.Кондрацкая Протокол № _ от
Приказ № «__» _____ 201_ г. «__» ____ 201_ г.
от «__» ___ 201_ г.
кружка «Культура здоровья»
для учащихся 7 — К класса
Маслова Наталия Анатольевна,
г. Евпатория 2014
Сначала мы зарабатываем деньги,
тратя свое здоровье,
А потом мы тратим деньги,
стараясь вернуть здоровье.
Надо признать, что культура сохранения, восстановления и поддержания уровня своего здоровья у нас практически отсутствует. Чаще всего мы ориентированы так: «Вот заболею, тогда и буду лечиться» или так: «Вот есть врачи, пусть они меня и лечат». C овременная медицина не профилактическая и не восстановительная, а экстренная, и значит, она ставит своей задачей не исцелять, а только снять симптомы. И даже понимая, что болеть очень дорого, многие пока не находят ни времени, ни средств на профилактику. Здоровье остается в приоритете только на словах, например в тостах и пожеланиях, а руки доходят до себя чаще всего в последнюю очередь. Знаем о том, что здоровье не купишь, о нем нужно заботиться, его нужно беречь, но воплощение этих знаний в жизнь и есть признак определенного уровня культуры.
Культура здоровья — это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.
Необходимость изучения данного курса «Культура здоровья» диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний ориентированный на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует.
Данный интегрированный курс географии, биологии, валеологии, медицины, гигиены, психологии, экологии соответствует цели профильного образования: самоопределение личностное и профессиональное, и направлен на реализацию программы «Образование и здоровье», являющихся частью государственной программы «Здоровье детей России».
Курс рассчитан на еженедельные занятия по 1 часу в неделю в количестве 34 часов. Разбит на четыре раздела по четвертям, которые могут рассматриваться как самостоятельные части, так и в единой системе.
является профессиональное самоопределение школьников, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения,
пропаганда здорового образа жизни,
воспитание культуры здоровья.
Элективный курс решает следующие задачи:
создать условие для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности; создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
подготовить школьника к безопасной жизнедеятельности;
развить личностные качества школьников; формирование опыта профилактики, преодоления и минимизации вредных и опасных факторов жизнедеятельности;
повысить уровнь здоровья учащихся; воспитание культуры здоровья учащихся,
обучить учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья,
Совершенствовать навыки проектной деятельности учащихся разного уровня.
Результаты изучения элективного курса:
знание основных аспектов здорового образа жизни,
овладение практическими навыками и умениями по профилактике многих заболеваний, оказании доврачебной помощи,
выпуск журнала «Мое здоровье», защита проектов, создание видеофильма, разработки методичек.
Содержание элективного курса:
курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,
содержание курса, форма его организации поможет ученику через успешную практику оценить свой потенциал сточки зрения образовательной перспективы,
курс способствует созданию положительной мотивации, иметь социальную и личную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся,
курс опирается на разные пособия ведущих специалистов и авторов программ, видеоматериалы, научно-популярную литературу, разработки учителя, коллег и учащихся,
содержание курса не дублирует содержание предметов, обязательных для изучения,
валеологическое образование учащихся , направленно на воспитание у них ответственности за собственное здоровье и на обучение основам здоровой и безопасной жизнедеятельности.
Таким образом, отобранное содержание, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям старшеклассников, а с другой – предоставляет ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Итак, здоровье, только здоровье дает нам ту первозданную красоту и чистоту ощущений, без которых трудно определиться в своих духовных запросах, в отборе ценностей и осознании своих возможностей, а значит трудно быть счастливым.
Содержание программы элективного курса
Раздел I. Что такое здоровье (8 часов).
Тема 1. Для чего нам здоровье:
Понятие. Здоровье как социально-психологическая категория.
Факторы, влияющие на здоровье.
Тема 2. Оценка состояния здоровья.
1. Практическая работа №1: Оценка состояния здоровья.
Тема 3. Здоровье в иерархии потребностей человека:
Сознание и здоровье.
Информация о здоровье.
Возраст и здоровье.
Культура и здоровье.
Тема 4-5. Факторы, определяющие здоровье:
Движение и здоровье. Роль физкультуры в жизни человека.
Труд и здоровье.
Отдых и здоровье. Сон.
Болезни цивилизации (стресс, депрессия, фобия, бессонница и пр.).
Тема 6. Питание и здоровье.
Пищевая ценность продуктов.
Обмен веществ и энергии. Пища источник энергии.
Качественный состав пищи. Тайны здоровой пищи.
Тема 7. Жилищные (бытовые) условия и здоровье.
Целительные средства фен-шуй.
Комнатные растения и здоровье.
Цвет и здоровье.
Тема 8. Итоговое занятие.
Раздел II . Здоровый образ жизни – основа здоровья и долголетия (10 часов).
Тема 9-10. Что значит «здоровый образ жизни» и как научиться вести здоровую жизнедеятельность.
Здоровый образ жизни – основа долголетия.
Моё здоровье – основа моей жизни. «Составление карты здоровья».
Тема 11. Влияние образа жизни на состояние здоровья .
1. Практическая работа № 2: Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
Тема12-13. Физиологические особенности подросткового периода девушек и юношей.
Физиологические особенности подросткового периода девушек
Физиологические особенности подросткового периода юношей
Тема14-15. Образ жизни и половое развитие. Ранние половые контакты.
Заболевания, передаваемые половым путем.
Тема 16-17. Вредные привычки их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Как выработать у себя активную позицию в решении собственных проблем.
Тема 18.Итоговое занятие.
Раздел III Сохранение здоровья ( 4 ч)
Тема 19.Режим дня школьника .
Практическая работа №3:«Разработка собственного режима дня»
Тема 20.Личная гигиена.
Важность личной гигиены.
Рекомендации для подростков: гигиена тела, одежды, жилья
Тема 21.Двигательная активность и закаливание.
Закаливание. Способы закаливания и его значение для подростка.
Тема 22 .Итоговое занятие.
Раздел IY . Экология и здоровье человека (4 часов).
Тема 23. Химические, биологические загрязнения и болезни человека.
Виды химических и биологических загрязнений.
Тема 24. Влияние звуков, шумов, электромагнитных излучений на человека.
Звуки и здоровье.
Шумы, вибрации и здоровье.
Электромагнитные излучения и их воздействие на организм.
Тема 25.Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
История представлений об адаптации в медицине и биологии.
Виды адаптации. Неспецифические адаптационные реакции организма.
Адаптация человека к природным условиям и социальной среде.
Тема 26.Итоговое занятие.
Раздел V. Основы элементарных медицинских знаний (8 часов).
Тема 27. Значение боли.
Боль с точки зрения медицины.
Физиологическая роль боли.
Разновидности физической боли.
Выживание и боль.
Тема 28. Болезнь.
Факторы болезни. Факторы риска развития болезней.
Понятие об инфекционных заболеваниях и методах оздоровления.
«Исцеление от болезней».
Тема 29. Профилактика заболеваний.
История вопроса. Традиционная и нетрадиционная медицина.
Основные принципы профилактики.
Общественная и индивидуальная профилактика.
Тема 30. Лекарственные вещества и препараты.
Классификация лекарственных веществ и препаратов.
Принимать или не принимать лекарства.
Тема 31-32. Доврачебная помощь.
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при неотложной помощи.
Иммобилизация, транспортировка пострадавшего.
Тема 33. Итоговое занятие.
Тема 34. Обобщение курса «Культура здоровья»
1. Защита проектов (презентации, плакаты, рисунки, видеофильмы).
Что такое здоровье
Для чего нам здоровье?
Оценка состояния здоровья
Здоровье в иерархии потребностей человека.
Факторы, определяющие здоровье.
Питание и здоровье.
Жилищные (бытовые) условия и здоровье
Практическая работа №1: Оценка состояния здоровья.
Здоровый образ жизни – основа здоровья и долголетия
Что значит «здоровый образ жизни» и как научиться вести здоровую жизнедеятельность.
Влияние образа жизни на состояние здоровья .
Физиологические особенности подросткового периода девушек и юношей.
Образ жизни и половое развитие. Ранние половые контакты. (Энциклопедия для маленьких принцесс).
Вредные привычки их влияние на здоровье.
Практическая работа №2: Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
Режим дня школьника.
Двигательная активность и закаливание.
Практическая работа №3:«Разработка собственного режима дня»
Химические, биологические загрязнения и болезни человека.
Влияние звуков, шумов, электромагнитных излучений на человека.
Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Основы медицинских знаний доврачебной помощи
Лекарственные вещества и препараты.
Обобщение курса «Культура здоровья»
Становление валеологической культуры учащихся предполагает обеспечение их системой знаний по различным аспектам здоровья:
• место человека в природе и обществе;
• здоровье и здоровый образ жизни;
• нравственно-этические основы здоровья;
• рациональная организация жизнедеятельности;
• факторы риска здоровья и профилактика заболеваний;
• первая доврачебная помощь;
• антропологические изменения в природе и их влияние на организм человека.
Требования к подготовке учащихся
Учащийся должен знать:
• влияние социума на социализацию человека и развитие цивилизации;
• психофизиологические особенности развития мужского и женского организма и функциональные нарушения, связанные с ними;
• основы рационального двигательного режима учащихся и его влиянии на организм юноши и девушки;
• морфофункциональные особенности типов конституции человека;
• системы питания по Г.Шаталовой и П. Бреггу;
• основные нарушения в режиме питания;
• основы профилактики и функционального лечения гриппа, ангины, ОРВИ;
• систему факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека;
• показатели гармоничного физического развития.
Учащийся должен иметь представление:
• об основах профилактики желудочно-кишечных заболеваний;
• о путях очистки организма;
• о значении бани и фитотерапии для организма;
• о влиянии курения на организм и преодолении пристрастия к нему;
• о способах регуляции психического состояния;
• о видах кожных заболеваниях и их профилактике;
• о ВИЧ-инфекциях и СПИДе;
• об упражнениях для воспитания выносливости и ловкости;
• о профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, радикулит) и заболеваний суставов (артриты, артрозы);
• о гармоничных семейных отношениях и причинах конфликтов в семье;
• о значении оздоровительного отдыха;
• о разновидностях экстремальных ситуаций и поведении человека во время аварии, пожара и пр.;
• о мерах оказания первой помощи при пищевых отравлениях, солнечном и тепловом ударах;
• о влиянии климатических условий на здоровье и климатической адаптации человека.
Учащийся должен уметь:
• обосновывать влияние физических упражнений на организм индивида;
• использовать физические упражнения для развития выносливости и ловкости;
• придерживаться гигиенических требований к питанию;
• предупреждать развитие простудно-инфекционных заболеваний;
• формировать психологическую устойчивость к курению;
• использовать способы по психической саморегуляции;
• предупреждать появление умственного и физического переутомления;
• оценивать индивидуальный тип конституции и степень гармоничности физического развития человека;
• оказывать медицинскую помощь при отравлении, солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при различных повреждениях;
Правила наложения повязок ;
Правила остановки кровотечений;
Правила наложения шины ;
Правила транспортировки пострадавшего:
Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.
Оценка своих физических возможностей: измерение длины тела; определение массы тела; измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке; определение частоты дыхания; определение нарушения осанки; определение силы мышц кисти.
Составление рациона питания.
Характеристика качественного состава пищи.
Составление экологической характеристики места учебы, квартиры.
Хронометраж учебной недели.
Составление режима труда и отдыха.
Уход за больными.
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М.,1987.
2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. — Екатеринбург,1993.
3. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СП6. , 1992.
4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М., 1982.
5. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. — М., 1993.
6. Белов В.И. Жить без лекарств. — М., 1994.
7. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990.
8. Брэгг П. Чудо голодания. — М., 1991.
9. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. — СП6. , 1995.
10. Колбанов В.В. Валеология в школе. — СПб., 1992.
11.Малахов Г.П. Целительные силы. Т — 1 СП6., 1992.
12.Татарникова Л.Г. Валеология и основы безопасности жизни ребенка. — СП6. ,1994.
13.Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. — СП6, 1995. 14.Хрипкова А.Г.Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., 1990.
15.Шелтон Г. Натуральная гигиена. — СП6., 1993.
16.Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманистического образа
мира учащихся. — Оренбург, 1998.
17.Попов С.В. Валеология в школе и дома. — СП6., 1998.
18.Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. — М., 1997.
19.Семенова И.И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., 1991.
20.Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. — М. , 1986.
21.Иванченко В.А. Как быть здоровым. — Челябинск. 1989.
22.Шибкова Д.З. Наука быть здоровым. — Челябинск. 1997
Источник