20 способов быть здоровым
В этой статье вы найдете список полезных привычек, касающихся питания, сна и отдыха, физической активности, медицинских обследований. Не обязательно внедрять их все и сразу. Достаточно постепенно добавлять их в свой образ жизни, и уже через пару месяцев вы заметите, что чувствуете себя намного лучше.
Многие люди полагают, что здоровый образ жизни — это постоянные ограничения и дискомфорт. На самом деле существует множество способов быть здоровым без кардинальных изменений в жизни! Даже если следовать им лишь частично, самочувствие и настроение станут намного лучше.
Как влияет образ жизни на здоровье?
Многие проблемы со здоровьем требуют определённого образа жизни. Пациенты гастроэнтеролога понимают, почему им нельзя фастфуд, а люди с больными бронхами, скорее всего, бросят курить после постановки диагноза. К сожалению, многие наши привычки могут усугубить имеющиеся болезни. И если о вреде жирной пищи, алкоголя или табака знают все, то недостаток сна, постоянные стрессы или малоподвижный образ жизни часто кажутся незначительными проблемами.
Несбалансированная еда влияет не только на желудочно-кишечный тракт, но и на весь организм: недостаток даже одного из витаминов может привести к серьёзным болезням. Вред этилового спирта и никотина для человеческого тела уже давно доказан: они отрицательно влияют на пищеварительную, дыхательную, кровеносную и нервную систему. Недостаток отдыха снижает иммунитет, способствует ухудшению памяти и рассеянности внимания, усугубляет имеющиеся болезни.
Напротив, людям с подтверждёнными диагнозами часто стоит лишь сменить образ жизни, и их болезни станут проявляться намного меньше. Часто чтобы быть здоровым нужно лишь правильно сбалансированно питаться, включить в режим дня небольшую физическую нагрузку на свежем воздухе, потреблять больше жидкости, спать по 7-8 часов и избегать стрессов.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ
консультация по теме
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zozh.docx | 66.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ
Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитания».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.
Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.
Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Конечном итоге, способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
— учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия «не вреди себе сам».
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия (3 раза в неделю);
музыкально — ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег (ежедневно);
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).
Формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.
1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).
2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.). Практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.
3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг.
Здесь представлена подборка игр, которые могут быть использованы в формировании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со.
Цель: совершенствовать культурно — гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой .
Цель: совершенствовать культурно — гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небол.
Источник
Практические вопросы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе
Дата публикации: 13.03.2015 2015-03-13
Статья просмотрена: 922 раза
Библиографическое описание:
Черняева, В. П. Практические вопросы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе / В. П. Черняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 719-723. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16094/ (дата обращения: 08.06.2021).
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.
Как правило, наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учёбе в учреждениях профессионального образования, к занятиям любимым делом это занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления.
Вместе с тем, наряду с поощрением физического развития в ГБОУ ООШ с. Хорошенькое внедрена и активно используется вновь разработанная методическая программа «Школа — исток здоровья», которая объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает вопросы борьбы с вредными привычками, гигиены, досуга. Важную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Утренняя зарядка, прогулки, игры на свежем воздухе станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, которые своим личным примером наглядно демонстрируют ребенку ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
Так, одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы — проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села. Необходимость разработки и реализации предлагаемой Программы диктуется следующими обстоятельствами: преобразование сельских школ является важнейшим направлением Федеральной программы реформы образования в России. Сегодня очевидно, что любая обоснованная и продуманная программа развития сельской школы — это не просто необходимый и целесообразный акт переустройства образования на селе, но прежде всего и преимущественно-объективная потребность и важнейшее условие радикального изменения хозяйственной, социальной и социокультурной жизни в сельской местности.
Интеграция сельской школы с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе (учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т. п.) позволит осуществить комплексный, межотраслевой подход к реформе сельской школы и рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на селе в единый социокультурный центр. Сообщество села, окружающего школу, нуждается, как и школа, в установлении и развитии взаимовыгодного социального партнерства, сотрудничества и консолидации ресурсов для совместного решения социально-значимых проблем школы и сообществ. А организация совместных социально-значимых мероприятий не только расширит кругозор участников, но и будет способствовать привитию любви к родному краю, Родине, ответственному поведению, терпимости, взаимопониманию, диалогу культур.
Целью реализации программы является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, педагогов и родителей.
Для реализации указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (укрепление материально-технической базы учреждения, повышение педагогического потенциала, привлечение родительских ресурсов).
2. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.
3. Сформировать знания о безопасном поведении и оказании помощи в опасной ситуации.
4. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
5. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
6. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
7. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
8. Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.
9. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
10. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
11. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
12. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основными планируемыми результатами реализации программы «Школа-исток здоровья» могут выступить:
1. Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье (заинтересованное отношение к собственному здоровью).
2. Наличие установки на здоровое питание и обеспечение здорового питания детей в школе.
3. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
4. Применение рекомендуемого врачами режима дня.
5. Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и наличие эффективного взаимодействия педагогов и медицинских работников по проблемам здоровья детей.
В целях успешной реализации методической программы, решения поставленных задач, достижения цели, а также поэтапного контроля ее местонахождения в образовательном процессе подготовлен план деятельности по ее реализации, который приведен в таблице 1.
План деятельности по реализации программы «Школа-исток здоровья»
Система целесообразных форм и мер организации работы
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон); организация дежурства.
Дежурство по школе
Эстетическое оформление интерьера класса, школы (разведение цветов)
Директор школы, заведующие кабинетами
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок
Ежегодно сентябрь — январь
Зам. директора по УВР
Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям
Директор школы, заведующие кабинетами
Организация активного отдыха на переменах
Заместитель директора школы
Подвижные игры, Работа библиотеки
Проведение «здоровых уроков» разнообразие форм проведения уроков
Администрация школы, учителя — предметники
Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, «Окружающий мир»
Учет посещаемости школы учащимися (ведение журнала)
Организация спортивных секций, кружков
Руководители секций, кружков
Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий
Дни здоровья, конкурсы
2. Уровень здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей
Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра)
Педсоветы, родительские собрания. Выступление фельдшера с рекомендациями по его восстановлению
Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика.
Улучшение качества медицинского обслуживания: Программа деятельности медицинского работника с больными детьми, профилактическая работа
Источник