Основы здоровья. 7 класс. Воронцова Т.В., Пономаренко В.С.
Киев: 2007. — 208 с.
Учебник для 7-го класса общеобразовательных учебных заведений.
Учебник «Основы здоровья» издан ЗАО «Алатон» при участии редакции журнала «Барвинок». Он создан согласно программе по основам здоровья в качестве логического продолжения одноименных учебников для 5-го и 6-го классов. Основное задание учебника — развитие благоприятных для здоровья жизненных навыков, направленных на преодоление проблем подросткового возраста и воспитание гармонично развитой личности. Учебник ориентирован на использование современных педагогических технологий, в том числе интерактивных методов, предусматривающих взаимодействие учеников между собой и с учителем. Это — анализ ситуаций, мозговые штурмы, работа с блок-схемами и кросс-тестами, ролевые игры, инсценировки, выполнение проектов, обсуждение метафор. Эти методики как нельзя лучше зарекомендовали себя, они восприняты учителями, учениками, родителями и сегодня активно внедряются в учебный процесс в школах Украины.
СОДЕРЖАНИЕ
Как работать с учебником 4
Вступление. Здоровье и образ жизни 6
Раздел 1. Жизнь и здоровье человека
Глава 1. Здоровый образ жизни
§ 1. Значение привычек и навыков для здоровья .13
§ 2. Выбираем здоровый образ жизни 18
§ 3. Профилактика заболеваний . 23
Глава 2. Безопасность повседневной жизни
§ 4. Принципы безопасной жизнедеятельности 30
§ 5. Безопасность пассажира. Опасные грузы. 35
§ 6. Дорожно-транспортные происшествия 43
§ 7. Безопасность жилья .50
§ 8. Пожарная безопасность в общественных помещениях . 57
Раздел 2. Физическое развитие подростка
§ 9. Индивидуальное развитие подростка 65
§ 10. Рост, вес и физическая форма . 71
§ 11. Кожа и здоровье 78
§ 12. Косметические проблемы подростков 84
Раздел 3. Профилактика социально опасных заболеваний
§ 13 Социальные факторы здоровья . 91
§ 14. Влияние ближайшего окружения. 96
§ 15. Болезни цивилизации и реклама 101
§ 16. Причины и последствия употребления наркотиков. . . 108
§ 17 Наркотическая зависимость 113
§ 18. Нет — наркотикам! 120
§ 19. Наркотики и ВИЧ 125
§ 20. ВИЧ/СПИД и права человека 130
§ 21. Туберкулез и ВИЧ 186
Раздел 4. Психологическое благополучие подростка
§ 22. Психологическое развитие подростка 143
§ 23. Удивительный мозг 149
§ 24. Развитие интеллектуальных навыков 155
§ 25. Культура чувств . 162
§ 26. Психологическое равновесие и здоровье 168
§ 27. Стресс и психологическое равновесие 175
§ 28. В экстремальной ситуации . . 181
§ 29. Управление стрессами . 188
§ 30. Конфликты и здоровье . 194
Послесловие 201
Литература 203
Словарик терминов 204
Перечень практических работ по программе
.N? I. Составление плана здорового образа жизни . 22
№ 2. Эвакуация из помещения школы 62
Ne 3. Определение показателей физического здоровья 76
№ 4. Выбор косметических средств и правила их использования . 89
№ 5. Создание антинаркотической рекламы . 106
№ 6. Способы конструктивного решения конфликтов 198
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
Источник
Основы здоровья, Учебник для 7-го класса общеобразовательных учебных заведений, Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., 2007
Основы здоровья, Учебник для 7-го класса общеобразовательных учебных заведений, Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., 2007.
Учебник «Основы здоровья» издан ЗАО «Алатон» при участии редакции журнала «Барвинок». Он создан согласно программе по основам здоровья в качестве логического продолжения одноименных учебников для 5-го и 6-го классов. Основное задание учебника — развитие благоприятных для здоровья жизненных навыков, направленных на преодоление проблем подросткового возраста и воспитание гармонично развитой личности. Учебник ориентирован на использование современных педагогических технологий, в том числе интерактивных методов, предусматривающих взаимодействие учеников между собой и с учителем. Это — анализ ситуаций, мозговые штурмы, работа с блок-схемами и кросс-тестами, ролевые игры, инсценировки, выполнение проектов, обсуждение метафор. Эти методик и как нельзя лучше зарекомендовали себя, они восприняты учителями, учениками, родителями и сегодня активно внедряются в учебный процесс в школах Украины.
Современное представление о здоровье.
В далекие времена продолжительность жизни была коротка. Многие люди гибли от голода и болезней в детстве или молодом возрасте. Тогда здоровым считался каждый, кто не был болен. Позже благодаря лучшему питанию, соблюдению гигиены и достижениям медицины люди стали жить намного дольше. Поменялись их представления о здоровье. Здоровыми считали тех, кто чувствовал себя хорошо физически. Сегодня здоровье трактуют намного шире. Его связывают с общим благополучием человека. Благополучие — это жизненная энергия, удовлетворение интересной и насыщенной жизнью, возможность максимально реализовать свой потенциал.
СОДЕРЖАНИЕ.
Вступление. Здоровье и образ жизни.
Раздел 1.Жизнь и здоровье человека.
Глава 1.Здоровый образ жизни.
Глава 2.Безопасность повседневной жизни.
Раздел 2.Физическое развитие подростка.
Раздел 3.Профилактика социально опасных заболеваний.
Раздел 4.Психологическое благополучие подростка.
Послесловие.
Литература.
Словарик терминов.
Перечень практических работ по программе.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы здоровья, Учебник для 7-го класса общеобразовательных учебных заведений, Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., 2007 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Основы здоровья: учебник для 7 класса
- Видавництво: Алатон
- Рік: 2007
- ISBN: 978-966-7107-49-9
- PDF (електронна книга)
Скачати
Учебник «Основы здоровья» издан ЗАО «Алатон» при участии редакции журнала «Барвинок». Ои создан согласно программе по основам здоровья в качестве логического продолжения одноименных учебников для 5-го и 6-го классов. Основное задание учебника — развитие благоприятных для здоровья жизненных навыков, направленных на преодоление проблем подросткового возраста и воспитание гармонично развитой личности.
Вступление. Здоровье и образ жизни
Раздел 1. Жизнь и здоровье человека
Глава 1. Здоровый образ жизни
§ 1. Значение привычек и навыков для здоровья
§ 2. Выбираем здоровый образ жизни
§ 3. Профилактика заболеваний
Глава 2. Безопасность повседневной жизни
§ 4. Принципы безопасной жизнедеятельности
§ 5 Безопасность пассажира. Опасные грузы
§ 6. Дорожно-транспортные происшествия
§ 7. Безопасность жилья
§ 8. Пожарная безопасность в общественных помещениях
Раздел 2. Физическое развитие подростка
§ 9. Индивидуальное развитие подростка
§ 10. Рост, вес и физическая форма
§ 11. Кожа и здоровье
§ 12. Косметические проблемы подростков
Раздел 3. Профилактика социально опасных заболеваний
§ 13 Социальные факторы здоровья
§ 14. Влияние ближайшего окружения.
§ 15. Болезни цивилизации и реклама
§ 16. Причины и последствия употребления наркотиков
§ 17 Наркотическая зависимость
§ 18. Нет — наркотикам!
§ 19. Наркотики и ВИЧ
§ 20. ВИЧ/СПИД и права человека
§ 21. Туберкулез и ВИЧ
Раздел 4. Психологическое благополучие подростка
§ 22. Психологическое развитие подростка
§ 23. Удивительный мозг
§ 24. Развитие интеллектуальных навыков.
§ 25. Культура чувств
§ 26. Психологическое равновесие и здоровье
§ 27. Стресс и психологическое равновесие
§ 28. В экстремальной ситуации
§ 29. Управление стрессами
§ 30. Конфликты и здоровье
Послесловие
Литература
Словарик терминов.
Перечень практических работ по программ:
№1. Составление план л здорового образа жизнн
№2. Эвакуация из помещения школы.
№3. Определение показателей физического здоровья
N°4. Выбор косметических средств и правиаа их использования
№5. Создание антинаркотичсской рекламы
№6. Способы конструктивного решения конфликтов
Источник
Основы здоровья, Учебник для 7-го класса общеобразовательных учебных заведений, Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., 2007
Основы здоровья, Учебник для 7-го класса общеобразовательных учебных заведений, Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., 2007.
Учебник «Основы здоровья» издан ЗАО «Алатон» при участии редакции журнала «Барвинок». Он создан согласно программе по основам здоровья в качестве логического продолжения одноименных учебников для 5-го и 6-го классов. Основное задание учебника — развитие благоприятных для здоровья жизненных навыков, направленных на преодоление проблем подросткового возраста и воспитание гармонично развитой личности. Учебник ориентирован на использование современных педагогических технологий, в том числе интерактивных методов, предусматривающих взаимодействие учеников между собой и с учителем. Это — анализ ситуаций, мозговые штурмы, работа с блок-схемами и кросс-тестами, ролевые игры, инсценировки, выполнение проектов, обсуждение метафор. Эти методик и как нельзя лучше зарекомендовали себя, они восприняты учителями, учениками, родителями и сегодня активно внедряются в учебный процесс в школах Украины.
Современное представление о здоровье.
В далекие времена продолжительность жизни была коротка. Многие люди гибли от голода и болезней в детстве или молодом возрасте. Тогда здоровым считался каждый, кто не был болен. Позже благодаря лучшему питанию, соблюдению гигиены и достижениям медицины люди стали жить намного дольше. Поменялись их представления о здоровье. Здоровыми считали тех, кто чувствовал себя хорошо физически. Сегодня здоровье трактуют намного шире. Его связывают с общим благополучием человека. Благополучие — это жизненная энергия, удовлетворение интересной и насыщенной жизнью, возможность максимально реализовать свой потенциал.
СОДЕРЖАНИЕ.
Вступление. Здоровье и образ жизни.
Раздел 1.Жизнь и здоровье человека.
Глава 1.Здоровый образ жизни.
Глава 2.Безопасность повседневной жизни.
Раздел 2.Физическое развитие подростка.
Раздел 3.Профилактика социально опасных заболеваний.
Раздел 4.Психологическое благополучие подростка.
Послесловие.
Литература.
Словарик терминов.
Перечень практических работ по программе.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы здоровья, Учебник для 7-го класса общеобразовательных учебных заведений, Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., 2007 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
«Т. В. Воронцова В. С. Пономаренко Жизненные навыки для: здоровья безопасности развития «ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ» ПОСОБИЕ ДЛЯ . »
*Здесь и далее имеется в виду программа, утвержденная МОН Украины. Вы можете убедиться, что вся тематика программы рас крыта в учебнике и календарном плане с помощью таблицы соответствия между содержанием программы и учебника (с. 123 этого **Здесь и далее имеется в виду тетрадь-практикум для учащихся 5-го класса (авт. Воронцова, Пономаренко) и данное пособие для
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
ЧАСТЬ IV
Таблица соответствия учебной программы и учебника «Основы здоровья» (авт. Воронцова Т. В., Пономаренко В. С., Репик И. А.) Содержание учебной программы МОН Украины Параграфы учебника 1. Тема: Жизнь и здоровье человека 1.1. Ценность и неповторимость жизни человека 1.2. Здоровье – главное условие развития человека 1.3. Основные составляющие здоровья: физическая, социальная, психическая, духовная. Их связь и взаимовлияние 1.4. Безопасность и опасность для жизни 1.5. Основные опасности: природные, техногенные, § вызванные человеком 1.6. Практическая работа:
(пожар, утечка газа, нападение) 2. Тема: Развитие и сохранение здоровья школьников 2.1. Рост и развитие девочек и мальчиков 2.2. Двигательная активность и ее влияние на развитие подростков 2.3. Организация жизненного ритма. Распорядок дня подростков 2.4. Сон и здоровье 2.5. Усталость и переутомление. Предупреждение 2.6. Активный отдых. Виды активного отдыха 2.7. Упражнения и процедуры для сохранения и укрепления здоровья 2.8. Особенности формирования осанки у подростков. § Влияние осанки на здоровье 2.9. Закаливание, его значение. Комплексное закаливание солнцем, воздухом и водой 2.10. Практическая работа:
Выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки
ЧАСТЬ IV
3. Права и обязанности подростков по сохранению и укреплению здоровья здоровья учащихся. Личная ответственность за здоровье 3.2. Обязанности членов семьи по сохранению и укреплению здоровья. Основные функции семьи и общины по сохранению подростков. Помощь людям с ограниченными возможностями 3.3. Право подростков на то, чтобы обезопасить себя от ВИЧ 3.4. Практическая работа:
4. Тема: Безопасная окружающая среда и службы защиты населения 4.1. Понятие о безопасной окружающей среде. Основные 4.2. Стихийные бедствия. Опасные ситуации и их 4.4. Правила безопасного поведения дома, на улице, в толпе §§ 26, 27, 4.5. Правила безопасного поведения на воде. Способы 4.6. Правила дорожного движения. Переход многополосной дороги. Дороги в микрорайоне школы, общественный транспорт, остановки. Поведение при ДТП 4.7. Человек в автономной ситуации. Основные правила поведения при возникновении опасных ситуаций. Средства 4.8. Службы защиты населения: пожарная служба, милиция, скорая помощь, служба газа, служба гражданской защиты
ЧАСТЬ IV
Содержание учебной программы МОН Украины Параграфы учебника Практические работы:
4.9. Моделирование ситуации поведения в толпе 4.10. Моделирование ситуации вызова служб защиты населения 4.11. Моделирование оказания первой помощи пострадавшим на воде 5. Тема: Общение и здоровье 5.1. Настроение и здоровье. Влияние настроения на общение и здоровье. Сопереживание. Сочувствие 5.2. Положительное влияние на здоровье дружеских отношений между одноклассниками, мальчиками и девочками 5.3. Уважение к старшим и младшим, слабым и немощным, 5.4. Противодействие проявлениям насилия в ученической среде Практическая работа:
5.5. Моделирование ситуации общения с одноклассниками и друзьями
ЧАСТЬ IV
предмета необходимо качественное учеб- бий должно быть приближенным к пот но-методическое обеспечение. Оно долж- ребностям целевых групп;
учебники и пособия следует раз- ном для тех, кому они предназначены;
работать для всех участников учебно- они должны иметь качествен воспитательного процесса – учеников, ный дизайн и полиграфию.
3.1. Основы здоровья. 5-й класс: Пособие для учителя Это издание, которое вы держите в ру ках. Оно содержит:
концепцию и теоретические прин ципы предмета «Основы здоровья»;
рекомендации по введению предме та в школе и развитию партнерства;
материалы для проведения уроков тренингов.
3.2. Основы здоровья: Учебник для 5-го класса общеобразовательных учебных заведений Учебник реализует концепцию жизнен ных навыков, признанную в мире наибо лее эффективной методикой для обучения здоровью и профилактике поведенческих рисков и проблем.
Он ориентирует на применение интер активных методов обучения, которые яв ляются эффективными и воспринимаются детьми. Знания и практические навыки по лучают не только из текстовых объяснений, но и в процессе продуктивной деятельнос ти учащихся: во время игр, обсуждения си туаций, мозговых штурмов, работы в груп пах, разработки проектов.
Если же овладеть некоторыми навыками управления стрессом, жизнь становится намного легче и интереснее.
Работа в группах (15 мин.) стрессе, эмоциональном выгорании Презентации, оформление плаката вторая группа – о методах управле- здоровья».
ния стрессом и действиях в случае Презентации, обсуждения.
Мозговой штурм «Что угрожает здо ровью школьников в современном мире» (5 мин.) Цель: ознакомить коллег с методикой проведения мозгового штурма, осознать риски и проблемы детей и молодежи. Цель: получить обратную связь.
Информационное сообщение (5 мин.) детям лучше учиться, общаться, избегать лишнего риска и проблем, относятся: умение планировать свое время, слушать и говорить, преодолевать стеснительность, вырабаты вать навыки достойного поведения, лидерс тва, групповой работы и многие другие. Упражнение «Место нового предмета в Методика учебы на принципах развития системе школьного образования» (5 мин.) жизненных навыков признана наиболее эф- Участники снова возвращаются к плака фективной для профилактики ВИЧ/СПИДа, ту «Школьное образование» и определяют, поведенческих рисков и проблем, курения, где место нового предмета в фундаменте употребления алкоголя и наркотиков. современного образования. Тренер отво Кроме того, эти навыки помогают де- рачивает нижнюю часть плаката с надпи тям лучше развиваться и адаптировать- сью «Основы здоровья» и подытоживает, ся, повышают конкурентоспособность что, по его мнению, этот предмет должен выпускников на рынке труда, формируют быть в основе нашего образования. Те, кто характер, ориентируют на осознание и вос- соглашается с этим, переклеивают свои приятие общечеловеческих ценностей. ожидания (рис. 18).
ЧАСТЬ IV
Упражнение «Веночек пожеланий»
(5 мин.) Цель: ознакомление коллег с ритуалом
ЧАСТЬ IV
Стресс и эмоциональное выгорание/4/ Работа учителя, как и другие профес- приводит к разрушению идеалов и сии, которые предусматривают интенсив- чувству провала;
ный график и общение с людьми, связана с биологические факторы – физическое высоким уровнем стресса и риском эмоци- состояние, острые или хронические Отдаваясь работе, люди иногда не заме- лость, истощение;
чают накопления стресса и воспринимают психологические факторы – травма свои стрессовые реакции как отклонение тический опыт в прошлом, недоста от нормы. Важно помнить, что проявление ток уверенности в себе, неадекватная стрессовых реакций в напряженной и ин- самооценка, чувство тревоги.
тенсивной рабочей среде не является при- Организм человека обладает системой знаком непрофессионализма. выживания, которая мгновенно реагирует Способность преодолевать стресс и на потенциальную опасность.
эмоциональное выгорание начинается с Как правило, реакция человеческого момента признания того, что стресс может организма на стресс проявляется в инс вызвать проблемы, а также умение свое- тинктивном желании преодолеть причину временно распознать стрессовые реакции. стресса или же, наоборот, избежать столк Что такое стресс?
Обычно мы воспринимаем стресс как Именно поэтому особенность человечес негативное явление, связанное с высоким кой реакции на стресс иногда описывается уровнем психологического напряжения. В формулой: «БОРОТЬСЯ или УБЕГАТЬ».
действительности же стресс является ней- Поскольку все люди разные, реакции тральной реакцией на изменения в окру- на стресс отличаются даже в одинаковых Источниками стресса может быть ряд Однако способность мобилизовать фи организационная среда – высокий ты от стресса иногда ослабевает, поскольку уровень бюрократизации, стиль ру- запасы гормонов уменьшаются, и организм межличностные факторы – конфлик- Среди разнообразных видов стресса ты с коллегами, семейные проблемы, следует выделить ежедневный стресс, на нездоровые отношения с другими копительный стресс и стресс критического личностные факторы – неправильное, Весьма опасным в контексте сопротив а также идеализированное воспри- ления организма является накопительный ятие собственной роли, что иногда стресс, который проявляется тогда, ког
ЧАСТЬ IV
да человек страдает от продолжительного ми и требованиями выполняемой работы.
действия стрессовых факторов. Подобно стрессу, эмоциональное выго Он опасен именно потому, что в случае рание влияет на качество работы, особен усугубления стрессовых реакций может но если человек находится на руководящей перерасти в эмоциональное выгорание. должности.
Что такое эмоциональное выгорание ния являются: пренебрежение к работе или Эмоциональное выгорание – это осо бенность, характерная для социальных профессий (тех, кто постоянно работает с людьми). Оно наступает тогда, когда че ловек изнуряется из-за постоянного конф ликта между собственными потребностя Хроническая уста Частые и долгие про раннее пробуждение) Потеря или набира Травмы вследствие рискованного пове дения Возобновление болез ней Ухудшение симпто мов предменструаль ного синдрома
ЧАСТЬ IV
Как преодолевать стресс и предупреж- гического напряжения. Даже 20 мин. физи дать эмоциональное выгорание ческой активности в день (упражнений на Нередко коллеги замечают симптомы биения) значительно улучшат физическое эмоционального выгорания раньше, чем и психологическое состояния, которые по человек, страдающий от него. Поэтому своей природе взаимосвязаны.
очень важны взаимопомощь и поддержка коллег, а также правильный выбор време ни и метода выхода из стрессового состо Из приведенной на рис. 19 пирамиды пищи, алкоголя нередко вызывают пищевой поддержки следует, что основой выхода стресс. Вы можете обратиться к коллегам, из любого психологического расстройства ведущим здоровый образ жизни, за советом являются ресурсы самоподдержки и подде- относительно рационального питания.
ржка ближайшего окружения.
Способы самоподдержки Самоподдержка является базовым и наи более эффективным способом выхода из стрессового состояния. Ниже приводятся некоторые идеи по управлению стрессом, Релаксация и здоровые способы получения которые помогут предупредить эмоцио- удовольствия подбираются индивидуально Физические упражнения – ключ к сохра нению силы и снижению уровня психоло
ЧАСТЬ IV
занимается кулинарией ради удовольствия, Никто не обязан работать 24 часа в некоторые находят душевный покой в со- сутки семь дней в неделю. Для предуп зерцании природы. Каждый человек имеет реждения перегрузки работников в школе свои секреты релаксации и отдыха. должна быть разработана гибкая система Последним, но не менее важным, чем предыдущие, элементом управления стрес- В таблице приведены примеры малень сом является умение устанавливать баланс ких радостей, которые помогут расслабить между официальной и личной жизнью. ся и снизить уровень стресса.
Понаблюдайте за Выпейте чашку чая Сделайте перерыв Заведите дневник Поднимитесь рано Посадите цветок Зажгите свечу Пройдитесь под дождем Поиграйте с ребенком Примите ванну Сделайте комплимент Погуляйте с собакой Что делать в случае эмоционального эмоционального выгорания, ему необходи Эмоциональное выгорание является по следним этапом эмоционального истощения.
Оно характеризуется рядом тяжелых симпто мов. В целом люди, испытавшие эмоциональ- решении медицинских проблем;
ное выгорание, имеют проблемы с объектив ным оцениванием ситуаций, расстановкой приоритетов и поиском альтернатив.
Поведение учителя, испытавшего эмоци ональное выгорание, может привести к не- изменении приоритетов для достиже гативным изменениям в отношении к кол- ния жизненного баланса.
легам и школе, к ученикам и самому себе.
Если у человека наблюдаются симптомы
ЧАСТЬ IV
6.1. Забота о здоровье ребенка – общая 6.3. Как обеспечить поддержку родителей задача школы и семьи Как уже отмечалось, поддержка роди- рые помогут вам получить поддержку ро телей по введению нового предмета име- дителей:
ет важное значение, потому что за здо- • в начале учебного года проведите ровье ребенка отвечает прежде всего его родительское собрание, на котором Она играет важную роль в формиро- чей нового предмета и тренинговыми вании ценностных ориентиров, усвоении методами;
морально-этических норм, отработке мо делей поведения и принятии жизненных решений своих детей.
Но ситуация складывается таким об разом, что и школа не может оставать ся в стороне от этой проблемы. К тому же именно она является идеальной сре дой для профилактических программ, цель которых – влияние на поведение подростков и молодежи (см. с. 12 данно го пособия).
6.2. Почему важно участие родителей Привлечение родителей к партнерс тву полезно как для самих учеников, так и для их семей. Оно будет способство • информированию родителей, родс твенников и других детей в семье по вопросам здорового образа жизни и безопасного поведения;
• усилению роли родителей в процессе воспитания своих детей;
• поддержке педагогов, внедряющих ройства кабинета основ здоровья.
• более тесному контакту школы и семьи;
вочный план-сценарий родительского со • улучшению отношений между взрос- брания в форме тренинга.
ЧАСТЬ IV
Сценарий родительского собрания:
«Здоровье ребенка в современном мире»
заместителя директора по воспитательной работе гимназии № 136 г. Днепропетровска Ознакомить родителей с целью и содержанием нового школьного предмета, тренинговыми методиками, мотивируя их к партнерству.
Продолжительность Оборудование и материалы листы бумаги формата А2, А4 А5;
карандаши, ручки, фломастеры, маркеры;
скотч (или ценники), стикеры.
Что подготовить заранее яркий плакат «Правила группы», разрезанный на пазлы;
ЧАСТЬ IV
Упражнение «Портрет нашего класса»
Цель: познакомить участников, создать дружескую атмосферу.
На листах бумаги (формата А5) участ- ляются наиболее эффективными в профи ники пишут свое имя и рисуют животное, лактике поведенческих рисков и проблем, в с которым они себя ассоциируют. Презен- частности насилия, курения, употребления тация, создание коллажа «Портрет родите- алкоголя и наркотиков, ВИЧ/СПИДа. Кроме Упражнение «Правила группы»
Цель: ознакомление родителей с метода- приятие общечеловеческих ценностей.
ми поддержки дисциплины на тренинге.
Родителям раздаются пазлы и предлага- петушки, поросята»
ется сложить их и прочитать правила, ко торые соблюдают дети на тренингах.
Цель: ознакомить родителей с методи кой получения обратной связи. Упражнение «Работа в группах»
Родителям предлагают написать, чего они ждут от школы, и наклеить свои ожи дания на плакат с изображением школы.
Упражнение «Мозговой штурм» • Первая группа создает плакат «Здо Участники по очереди продолжают фра зу: «Я желаю своему ребенку…». Тренер за писывает эти пожелания на доске.
Информационное сообщение «Обучение здоровью на принципах развития жизненных навыков»
Цель: ознакомить родителей с современ ным холистическим представлением о здо- Подвижная игра «Футбол»
ровье и методиками обучения здоровью на принципах развития жизненных навыков.
Обратите внимание на то, что все поже лания родителей касались разных аспектов благополучия ребенка, следовательно, его Цель: получить обратную связь.
здоровья (например, вырасти хорошим че ловеком – духовное и социальное благопо лучие, получить уверенные знания – интел лектуальное благополучие, чувствовать себя счастливым – эмоциональное благополучие,
ЧАСТЬ IV
Уважаемые родители! Возможно, вам пригодится полушутливый меморандум ре бенка, составленный психологами от его имени/3/:
Не порть меня. Я прекрасно знаю, что мне вовсе не нужно все, что я прошу. Я просто проверяю тебя.
Не бойся быть твердым со мной. Это лучше, потому что придает мне уверен Не применяй ко мне силу. Это учит меня тому, что сила – самое главное в мире.
Лучше, если ты меня просто убедишь.
Будь последовательным. Непоследовательность беспокоит меня и вынуждает пытаться избегать делать то, что мне под силу.
Не обещай, когда не уверен, что сможешь сдержать свое обещание. Это ослабит мою веру в тебя.
Игнорируй мои провокации. Иначе я буду стремиться одерживать все новые и новые «победы».
Не очень огорчайся, когда я скажу тебе: «Я тебя ненавижу». На самом деле я не это имею в виду, я хочу, чтобы ты пожалел о том, что ты мне сделал.
Не вынуждай меня чувствовать себя ребенком, потому что я наверстаю «взрос лым» поведением.
Не делай за меня то, что я могу сделать сам. Не вынуждай меня чувствовать себя грудным ребенком, потому что я постоянно буду требовать твоей по Не поправляй меня перед людьми. Я охотно послушаю, если поговоришь со мной тихо, без свидетелей.
Не пытайся обсуждать мое поведение во время конфликта. Тогда я почему-то не очень хорошо слышу, а слушаюсь еще хуже. Я сделаю все, что ты хочешь, но давай поговорим об этом позже.
Не читай мне нотации. Ты бы удивился, если бы узнал, что я хорошо понимаю, что плохо, а что – хорошо.
Не вынуждай меня чувствовать себя так, словно мои ошибки – это грехи. Я должен учиться делать ошибки без чувства того, что я плохой.
Не цепляйся ко мне. Потому что я буду защищаться и оглохну.
Не требуй объяснений моего поведения. Иногда я действительно не знаю, по чему я это сделал.
ЧАСТЬ IV
Не испытывай слишком мою честность. Меня легко напугать, и тогда я стану Не забывай, что я люблю экспериментировать. Я учусь жизни, поэтому прошу Не защищай меня от последствий моего поведения. Я должен учиться по Не отталкивай меня, когда я задаю честные вопросы. Иначе ты увидишь, что я буду искать ответы не известно где.
Не отвечай на «глупые» или бессмысленные вопросы. Если будешь отвечать, то скоро поймешь, что я просто хочу держать тебя около себя.
Никогда не намекай на то, что ты безупречный и непогрешимый. Это будет слишком много требовать от меня.
Не жалей, что мы немного времени вместе. Главное – то, как мы его провели.
Не позволяй, чтобы мои страхи растревожили тебя. Тогда я еще больше буду бояться. Демонстрируй мне свою смелость.
Не забывай, что я не могу жить без хорошего понимания и поощрения. Честно заработанное одобрение иногда забывается, а ругань – никогда.
Относись ко мне так, как ты относишься к своим друзьям, тогда и я буду твоим другом. Помни, я больше научусь по примера, а не из-за критики.
И, кроме того, я тебя так люблю! И всегда жажду твоей любви!
ЧАСТЬ IV
7. Как наладить партнерство с учениками 7.1. Почему важно привлекать детей лучше для них. Поэтому пытаются их конт к взаимодействию и партнерству ролировать и защищать от потенциальных Успешные программы, целью которых является влияние на поведение детей, пре дусматривают активное привлечение под ростков и молодежи на всех этапах рабо ты, включая планирование мероприятий и принятие решений.
Многие взрослые считают, что мнение детей не является важным, потому что они не в состоянии вносить весомый вклад даже в решение тех проблем, которые не посредственно их касаются. Они недооце нивают знания и творческий потенциал детей, легко отбрасывают их идеи и не при слушиваются к их мнению.
Подобное формальное отношение вред но для обеих сторон. Взрослые теряют воз можность сверить свои планы и усилия с реальными потребностями и интересами целевых групп, и поэтому эффективность многих профилактических программ низ кая. А дети растут пассивными, привыка ют получать от взрослых готовые решения и перекладывать на них ответственность за свою жизнь.
7.2. Отношение взрослых к молодежи Называют по крайней мере три вида от ношений взрослых к молодежи: молодежь как объект влияния, молодежь как реципи ент, молодежь как равноправный партнер 1. Молодежь как объект влияния. Взрос лые, которые относятся к детям как к объ- • подростки склонны подражать тем, екту, уверены, что всегда знают, как будет кто им нравится;
ЧАСТЬ IV
• молодые люди скорее прислушаются к мнению сверстников, которых они ува • сверстники, ведущие здоровый образ жизни и демонстрирующие ответственное поведение, могут положительно повлиять на поведение своих друзей и предостеречь • чертить на доске диаграммы, запи • молодые люди могут вдохновлять, под держивать и оказывать помощь друг другу Тренер может привлекать волонтеров и в разных проблемных ситуациях. в других случаях, когда он считает их де Некоторые ученики пользуются особым авторитетом в своей среде. Они устанавли вают правила и нормы поведения, которые воспринимаются референтной группой (в Для того чтобы эффективно оказать данном случае – классом). Именно такие помощь тренеру, волонтерам желательно подростки могут стать волонтерами, спо- пройти специальную подготовку – 4–5 ча • помочь учителю в проведении тре- Их можно организовать для волонте нингов, организовывая и дисциплинируя ров нескольких классов или школ на базе учащихся, и, следовательно, сэкономить районных управлений образования. В ре • помочь решить проблемы, которые • осознают роль лидеров в профилак могут возникнуть в процессе работы. тической работе среди подростков;
7.4. Кто такой волонтер и как он может фективной помощи тренеру и ровес неру, что позволяет уделять больше време ни на подготовку к занятиям, индивидуаль ные действия с учениками и организацию работы в классе. Волонтеры могут:
• раздавать учебные материалы;
• проводить наглядные демонстрации;
как обратиться за консультацией и • управлять командой, например, Если вы решили специально готовить в ходе проведения викторины;
волонтеров, вам следует подумать о до • читать рассказы, вопросы и ответы полнительных стимулах, например, пре • соглашаться отвечать на вопросы при
ЧАСТЬ IV
На основе тренинга, разработанного В. А. Савченко, многопрофильная гимназия № 33, Мотивация детей к партнерству, начало в школе волонтерского движе ния и распространение знаний методом «равный – равному». Содействие осознанию учениками приоритетных ценностей, необходимых для само стоятельной жизни, формирование положительной самооценки, лидерских качеств, развития эмпатии, навыков принятия ответственных решений, групповой работы, умения убеждать и создавать мотивации для других.
карандаши, ручки, фломастеры, маркеры;
плакат «Солнышко» и лучики (по количеству участников) для офор
ЧАСТЬ IV
Цель: познакомить участников, повысить стало употребление токсичных веществ их самооценку, создать дружескую атмосферу. и некоторых лекарств. О чем говорят эти Каждый по очереди называет себя и факты? О том, что вы не готовы принимать продолжает фразу: «Я горжусь тем, что…», ответственные решения, легко поддаетесь называя свою черту характера или посту- влиянию рекламы и сверстников.
Упражнение «Правила группы» помогают научиться защищать себя. И это Цель: поддержание демократической дисциплины.
На лучиках участники пишут правила, которые они предлагают соблюдать в ходе тренинга.
Презентация правил, оформление пла ката «Солнышко». Тренер: «Если мы будем выполнять эти правила, наше солнышко всегда будет улыбаться».
Цель: активизировать внимание группы, от этого своих друзей.
выявить индивидуальные ожидания. Каждый может стать волонтером. Но На стикерах написать свои ожидания от чтобы к вам прислушивались, вы должны тренинга и прикрепить у подножия горы быть авторитетом для своих друзей, приоб Цель: мотивировать учеников развивать лидерские качества, присоединиться к во лонтерскому движению.
Слово тренера: «Состояние здоровья де- Подвижная игра «Приветствие»
тей и молодежи в Украине беспокоит ваших родителей, учителей, руководителей госу дарства, даже международные организа ции. Последнее свидетельствует, что здоро вье молодых украинцев хуже, чем здоровье молодежи во многих других странах мира. В Тренер: «Выберите себе пару. Пожми Украине набирают силу одновременно три те друг другу руки. А теперь выберите себе эпидемии: туберкулеза, наркомании и ВИЧ/ другую пару и вспомните, как здороваются При этом 80% тех, кто употребляет тесь и вы так. Далее я буду говорить, каки наркотики, – молодежь, а курение и упот- ми частями тела вы должны здороваться, а ребление слабоалкогольных напитков рас- вы каждый раз выбираете для приветствия
ЧАСТЬ IV
другого человека. «Правая рука к левой руке, Анкетирование рука к ноге, спина к спине, ухо к уху…»
Упражнение «Каким должен быть волонтер?»
Бросая друг другу мячик, участники высказывают свои мнения о том, какими личными качествами должен обладать во лонтер.
Цель: определить область деятельности ми (сколько времени вы можете тратить волонтеров, мотивируя участников присо- на волонтерскую деятельность).
единиться к волонтерскому движению.
Объединение в три группы (актеры, ху- тите это делать.
• Актеры – готовят пантомиму о том, что Упражнение «Подведение итогов»
может делать волонтер на тренингах.
• Художники – разрабатывают плакат о том, какие мероприятия можно про- наши ожидания. Если да, переносим стикер • Журналисты – берут интервью у во Демонстрация, подведение итогов, об Подвижная игра «Ураган»
«Ураган для актеров, художников, журна- обнять за плечи соседа. Прыгая на одной Упражнение «Модель волонтера» всегда везет!»
Цель: активизировать креативное мыш ление участников, конкретизировать их представления о волонтерах.
Тренер: «На мой взгляд, волонтер – это современный человек, который добросо вестно работает и активно отдыхает, имеет много друзей и сам является верным дру гом, всегда старается принимать верные решения и помогать тем, кто в этом нуж дается. А что вы об этом думаете? Создайте собственную модель волонтера. Исполь зуйте все подручные материалы».
Объединение в группы, разработка мо
ЧАСТЬ IV
8.1. Критерии оценивания учебных • использовать самооценивание как Оценивание учебных достижений явля ется одной из важнейших и в то же время самых сложных проблем в учебе на прин- 8.2. Инструменты оценивания ципах развития жизненных навыков.
С одной стороны, мы всегда должны В программах развития жизненных на помнить, что настоящую оценку по это- выков используют разные инструменты му предмету поставит ребенку жизнь, оценивания.
с другой – оценка была и есть одним из Тесты – разработанные учителем или действенных инструментов в руках учи- стандартизированные перечни вопросов «Оценка жизненных навыков не только • «да/нет/не знаю»;
возможна, но и необходима. В ее основу • «согласен/частично/не согласен»;
должны быть положены учебные задачи, которые четко определяют навыки и зна ния, ожидаемые от учеников. Много про блем, традиционно связанных с оценкой в обучении здоровому образу жизни, воз никло из-за невыразительных целей, не верно определенных или бессмысленных и, как результат, не воспринятых учениками Поэтому оценивание учебных дости жений должно отвечать следующим кри • иметь в своей основе четкие и понят ные требования к учебным результатам;
анонимном тестировании, когда резуль • давать возможность легко достичь таты обрабатываются в обобщенном виде этих результатов и превзойти их;
для целого класса, как при оценивании по • позволять показать свои достижения • поощрять учащихся апробировать модели поведения без риска получить за это негативную оценку;
• развивать положительное отношение к самому себе, уверенность в своих способ ностях и возможностях;
ЧАСТЬ IV
что учитель во время интервью получает информацию и по невербальным каналам.
Недостатком является то, что интервью требуют намного больше времени. • тематический коллаж или альбом, Дебаты позволяют оценить отношение изготовленный из иллюстрированных к определенной проблеме, а также умение вести дискуссию с уважением к оппоненту, • карточки с тестами или ситуациями навыки самоконтроля, толерантность, ло- для интерактивных игр;
гичное и креативное мышление. • памятка по пройденной теме;
Презентации, проекты демонстрируют • стихотворение, песня, сценарий игры знание содержания и способность логично или спектакля, касающиеся темы занятия.
мыслить, анализировать, доказывать, моти вировать. Они могут быть теоретическими 8.3. Текущее оценивание (научно-поисковые работы, исследования) или практическими (выпуск наглядной аги тации, разработка фото- и видеопрезента ций, ролевые игры, сценические спектакли, выступления агитбригад).
Портфолио – сборник творческих работ ученика за определенный период. Учеников следует мотивировать к собственным раз мышлениям о важных проблемах. Напри мер, в портфолио можно включить анализ статьи, ответы на письма, эссе на заданные учителем темы.
Оценивание ровесниками – акцент де лается на наблюдении и получении крити- 8.4. Тематическое оценивание ческой обратной связи. Уровень усвоения учебного материала можно проверить, объ- Тематическое оценивание рекомендует единив участников в три группы. В течение ся осуществлять одним из трех приведен 5 минут они готовят по пройденному мате- ных ниже способов.
риалу два вопроса для других групп. Затем 1. На основе самооценивания и оценива по очереди задают вопросы и оценивают ния отдельных творческих заданий.
ответы, аргументируя свою оценку/5/. 2. На основе стандартизованных тестов.
Самооценивание развивает у учеников 3. На основе тестов, разработанных учи способность к самоанализу, постановке цели телем.
и анализу личных достижений. Сначала уче ник определяет, чего бы он хотел достичь 8.4.1. Тематическое оценивание на осно (этапы достижения), а в заключение – оце- ве самооценивания и оценивания отде нивает, как ему удалось это сделать. льных заданий Творческие методы – способ оценить знания, навыки и отношения учеников, ис пользуя их творческий потенциал. Это мо гут быть:
ЧАСТЬ IV
Раздел 1. Безопасная окружающая среда: дорога в школу — на основе оце- тестов, разработанных учителем нивания ответов на письма ровесников (тетрадь-практикум, с. 10–13) и перечня советов тем, кто решится ехать в пере полненном транспорте (тетрадь-практи Раздел 2. Безопасная окружающая среда:
пожарная безопасность — на основе оце нивания разработанного учеником плана пожарной эвакуации из своего дома (тет радь-практикум, с. 19).
Раздел 3. Учись учиться — на основе самооценивания учебных достижений уча щихся (тетрадь-практикум, с. 21) и оцени вания их участия в дебатах «Телевидение: Г. Оцените задания в баллах так, что «за» и «против», «Компьютер, Интернет: бы ученики легко могли достичь макси «за» и «против», «За» и «против» обуче- мального результата и превзойти его.
Раздел 4. Уважай себя и других — на ос нове самооценивания и других заданий А. Тема: «Вступление. Жизнь и здоровье творческого характера (тетрадь-практи- человека»
Раздел 5. Школа общения — на осно ве тестов и творческих заданий (тетрадь практикум, с. 42–53).
Раздел 6. Безопасная окружающая среда:
общение с людьми – на основе самооцени вания (тетрадь-практикум, с. 55), других заданий творческого характера (тетрадь практикум, с. 58–63) и итогового задания к 3) продемонстрировать положительное об Раздел 7. Безопасная окружающая среда:
общение с природой – на основе творческого задания (тетрадь-практикум, с. 64) и итого вого задания к разделу (учебник, с. 165, тет радь-практикум, с. 69).
8.4.2. Тематическое оценивание на основе Стандартизованные тесты для темати ческого оценивания по основам здоровья содержатся в отдельном издании (с. 127).
ЧАСТЬ IV
Б. Отбросьте те, которые будете оце- в) если помощь не приходит, не теряй нивать путем наблюдения – пп. 3–7. надежды, ситуация может изме В. Сформулируйте задания к каждому результату:
1. Назови три правила поведения на тре- к спасательным службам, родствен 2) Назови два примера поведения, опасно- д) если угрозы твоей жизни нет, сначала го для твоей жизни и здоровья. постарайся успокоиться.
3) Назови пять опасных ситуаций.
4) Соедини части предложений: «01», «02», «03», «04»:
а) Безопасность жизни – это… б) Безопасность жизнедеятельнос в) …деятельность человека с це лью сохранения своей жизни и г) …деятельность человека с целью сохранения безопасности окружаю 5. Установи порядок действий при попада- ответы;
а) если сам справишься с ситуацией, со- веты;
ставь план действий и выполняй его;
3. 2 балла + 1 балл за дополнительные б) оцени уровень опасности. Если ситуа- ответы;
ция угрожает твоей жизни – времени 4. 2 балла;
на размышления нет, действуй немед- 5. 3 балла;
ЧАСТЬ V
ЧАСТЬ V
Тренинг 1. Формула здорового образа жизни
Тренинг 2. Формула безопасной жизнедеятельности
Раздел 1. Безопасная окружающая среда: дорога в школу Тренинг 3. Ты – пешеход
общественного транспорта. 172 Тренинг 18. Мы – особенные. Тренинг 6. Средства безопасности в транспорте
Раздел 2. Безопасная окружающая среда: пожарная безопасность Тренинг 8. Пожарная тревога. 182 отношений
Тренинг 9. Ты – талантлив. Тренинг 10. Планирование времени. Тренинг 11. Домашние задания. Тренинг 12. Как стать отличником.
ЧАСТЬ V
Раздел 6. Безопасная среда: общение Раздел 7. Безопасная среда: общение о туберкулезе и ВИЧ/СПИДе. 238 дом
Тренинг 26. Один дома
Тренинг 27. Один на улице. 243 Тренинг 31. Отдых на природе. Тренинг 28. В опасных местах. 245 Итоговый тренинг
1. Приклади вправ для виконання учнями на уроках з «Основ здоров’я»/Авт. упоряд. Марі-Ноель Бело. — К.: Генеза, 2005. — 68 с.: іл.
2. Воронцова Т. В., Пономаренко В. С., Репік І. А. Основи здоров’я: Підручник для 5-го класу загальноосвітніх навчальних закладів. — К.: Алатон, 2005. — 176 с.
3. Воронцова Т. В., Пономаренко В. С. Основи здоров’я: Зошит-практикум для учнів 5-го класу загальноосвітніх навчальних закладів. — К.: Алатон, 2005. — 72 с.
Вступление. Жизнь и здоровье человека Вступление. Жизнь и здоровье человека Тренинг 1. Формула здорового образа жизни Тренинг 2. Формула безопасной жизнедеятельности Опорные тезисы Проблемы здоровья, безопасности и развития необходимо рассматривать комплексно.
В процессе обучения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Важно опираться на холистическую модель здоровья. Ведь в основе поведенческих рисков и проблем лежат прежде всего нарушения психологического равновесия, вызванные неразвитой социально-психологической компетентностью человека:
его негативной самооценкой, неспособностью строить межличностные отношения, принимать взвешенные решения, противодействовать негативному влиянию окру Экологическая модель безопасности позволяет системно подойти к нейтрализации угроз природного, техногенного и социального характера.
Жизненные навыки являются базой для формирования моделей поведения, благопри ятных для здоровья, безопасности, гармоничного развития и жизненного успеха.
Интерактивные методы с привлечением учеников зарекомендовали себя в Украине и мире как наиболее эффективные технологии обучения здоровью и профилактике поведенческих проблем.
Цель обучения Создание мотивации к здоровому образу жизни и безопасной жизнедеятельности, а также условий для активного привлечения учеников. Ознакомление с методами работы на тренинге.
Обобщенные задания Ученики учатся:
соблюдать правила поведения на тренинге (быть активным, доброжелательно и с уважением относиться к другим участникам);
заботиться не только об отсутствии болезней и физическом здоровье, но и о психо логическом, социальном и духовном благополучии;
развивать жизненные навыки, благоприятные для здоровья;
распознавать признаки ухудшения самочувствия и правильно вести себя во время болезни;
распознавать опасные ситуации;
предусматривать последствия своего поведения во избежание возникновения опасностей;
брать себя в руки и адекватно действовать, попав в опасную ситуацию;
обращаться в спасательные службы.
Жизненные навыки в контексте личной безопасности и здорового образа жизни Поддержка мотивации к здоровому образу жизни и безопасной жизнедеятельности § 1. Формула здорового § 2. Формула безопасной жизнедеятельности Вступление. Жизнь и здоровье человека
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ
Разработан при участии Л. В. Риздванецкой, г. Днепродзержинск Познакомиться с учениками, продемонстрировать учебник и тетрадь, по которым они будут учиться в 5-м классе, ознакомить с методами работы на тренинге, разработать правила группы, определить ожидания участников, создать дружескую атмосферу для отработки навыков продемонстрировать положительное общение, активность и работу бейджики или листочки бумаги с безопасными булавками.
заготовки для правил работы на тренинге и ожиданий участников;
вырезки (рисунки и фотографии) из журналов и газет о безопасных и опасных ситуациях и поведении, которое полезно для здоровья Учебник, с. 6–7. Тетрадь-практикум (с. 5) «Правила моей группы».
СОВЕТЫ ТРЕНЕРУ
1. Предложите ученикам сесть в круг, поприветствуйте их (2 мин.).
2. Упражнение «Знакомство»: «Кто я?» (5 мин.). Больше всего подходит для первого знакомства, способствует созданию доброжелательной атмосферы и заинтересованности.
На листах бумаги (формата А4 или А5) проставьте цифры от 1 до 5 и пять раз ответьте на вопрос «Кто я?». Используйте черты характера, чувства, интересы.
Например: «1. Я веселый;
2. Я люблю читать…». После этого приколите листы бумаги себе на грудь и начинайте ходить и читать написанное у других.
3. Раздайте бейджики (или листочки бумаги и безопасные булавки), предложите участникам написать на них свои имена и прикрепите их к одежде (3 мин.).
4. Правила группы (10 мин.). Разработайте правила группы. Оформите их на листе бумаги.
Объясните значение каждого правила.
5. Работа в группах (10 мин.). Объедините участников в две группы (игра «Ручеек»).
Оформите коллажи из журнальных вырезок:
первая группа оформляет плакат «безопасно–опасно»;
вторая группа – «полезно–вредно».
6. Презентация (5 мин.). Представьте предмет, учебник и тетрадь-практикум «Основы здоровья». Используйте материал учебника (с. 3), тетради-практикума (с. 3–4).
7. Упражнение «Ожидания». Спросите учеников, чего они ожидают от следующих тренингов (будет интересно, узнаем что-то важное). Раздайте клейкие бумажки, вырезанные в форме зернышек, и предложите написать одно свое пожелание. Оформите плакат «Наши ожидания», «посадите» зерна в землю.
8. Получите обратную связь (3 мин.). Предложите по очереди продолжить фразу: «На этом тренинге я…»
9. Прощание. Упражнение «Поблагодарить соседа» (2 мин.).
Советуем предварительно ознакомиться с правилами проведения тренинга и примерами упражнений «Знакомство», «Правила», «Ожидания», «Объединение в группы», «Обратная связь», «Прощание» и другие (с. 74–85).
Вступление. Жизнь и здоровье человека УРОК-ТРЕНИНГ
ФОРМУЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Разработан при участии Л. В. Риздванецкой, г. Днепродзержинск Ознакомить учеников с современным представлением о здоровье, здоро вом образе жизни и жизненных навыках, благоприятных для здоровья.
Научить простейшим действиям в случае ухудшения самочувствия.
Создать на тренинге дружественную атмосферу, дать возможность отра ботать навыки коммуникации и групповой работы.
распознавать пять аспектов здоровья (благополучия);
называть по два действия, которые помогают сохранять здоровье, укреплять или развивать его, при необходимости правильно себя демонстрировать положительное общение, активность и работу
СОВЕТЫ ТРЕНЕРУ
1. Знакомство (2 мин.). Цель – самопознание и самовыражение при помощи метафори ческих средств. Продолжите фразу: «Если бы я был(а) цветком, я бы был(а)…»
2. Напоминание правил: «Какие из наших правил помогают сохранить здоровье»
3. Обратная связь (3 мин.). Продолжите фразу: «На прошлом тренинге я узнал…»
4. Работа в группах (10 мин.).
Объединение в четыре группы (например, красный, синий, желтый, зеленый).
Раздайте листы бумаги. Предложите нарисовать цветок с пятью лепестками и Используя материал учебника (с. 8, рис. 2), необходимо изобразить на лепестках цветка то, что характеризует духовный, физический, социальный, интеллектуаль ный и эмоциональный аспекты благополучия человека.
Примечание. Подскажите, как изобразить духовное благополучие (сердце, ладони, вершина горы, солнышко).
Высаживание цветов в цветнике.
5. Мозговой штурм: «Что нужно, чтобы цветы хорошо росли?» (4 мин.). Записать на доске предложения детей. Добавить или подчеркнуть следующее: 1) оберегать их, пропалы вать от сорняков;
2) поливать, питать, чтобы они хорошо развивались;
3) лечить, если на них нападут насекомые-вредители.
Подведите итоги: «Так и наше здоровье требует, чтобы его берегли (что мы для этого делаем?);
развивали, укрепляли его (как мы укрепляем свое здоровье?);
а в случае необхо димости восстанавливали, то есть правильно лечили (что это значит?)». Запишите на доске формулу здорового образа жизни: «Беречь, развивать, восстанавливать».
6. Информационное сообщение: «Навыки, благоприятные для здоровья» (учебник, с. или тетрадь, с. 3), 3 мин.
7. Работа в группах (10 мин.).
Объединение в четыре группы (например, ромашка, роза, мак, тюльпан).
При помощи блок-схемы в учебнике (с. 10) подготовить и показать пантомиму по одной из ситуаций, изображенных на рис. 4.
8. Демонстрация (5 мин.). Тренер демонстрирует, как пользоваться ртутным и цифро вым термометрами.
9. Обратная связь (3 мин.). Продолжите фразу: «На этом тренинге я…»
10. Прощание (2 мин.). Стать в круг, взяться за руки и хором сказать: «Будем здоровы!»
Приветствовать друг друга аплодисментами.
Вступление. Жизнь и здоровье человека УРОК-ТРЕНИНГ
ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ознакомить учеников с современным представлением о безопасности человека и его жизнедеятельности. Научить простейшим действиям при попадании в опасную ситуацию. Дать возможность отработать навыки владения собой, анализа ситуаций и принятия решений.
различать понятия безопасность жизни и безопасность жизнеде называть порядок действий при попадании в опасную ситуацию;
демонстрировать два приема самоконтроля для преодоления бурных Учебник, § 2, задание «Проверь себя» на с. 17. Тетрадь-практикум,
СОВЕТЫ ТРЕНЕРУ
1. Актуализация темы, знакомство: «Я был свидетелем опасной ситуации (наводнения, урагана, пожара, ДТП и др.)» (5 мин.).
2. Обратная связь («С прошлого тренинга мне больше всего запомнилось…») (3 мин.).
3. Вступление (2 мин.).
«Во все времена существования человечества старшее поколение передавало сле дующему знания и навыки избежания опасностей – безопасности жизни. В древ ние времена – это защита от диких зверей, неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий. Позже люди научились неплохо защищаться от природных опасностей. Но в то же время появились опасности, связанные с жизнедеятель ностью самих людей. Это – опасность на дорогах, в быту, на производстве, а также экологические опасности, возникающие из-за того, что люди загрязняют окружаю щую среду, делают ее непригодной для своей жизни. Поэтому в наше время следует говорить о безопасности не только жизни, но и деятельности человека – то есть о безопасности его жизнедеятельности».
Безопасность – это отсутствие угрозы твоей жизни, здоровью и благополучию.
Опасность возникает тогда, когда появляется угроза твоей жизни, здоровью и благо получию.
4. Игра «Ассоциации» (10 мин.).
Запишите на доске слова: дом, двор, дорога, общественный транспорт, лес, река, кинотеатр.
Дети называют опасности, которые ассоциируются с ними.
5. Работа в группах (10 мин.).
Объедините участников в три группы («01», «02», «03»).
Предложите открыть учебник на с. 16 и с помощью блок-схемы определить порядок действий в одной из приведенных ситуаций.
6. Демонстрация (5 мин.). Тренер или подготовленные помощники демонстрируют при емы, помогающие унять бурные эмоции и предупредить возникновение паники. Осталь ные участники повторяют за ними.
7. Обратная связь: «Проверим, какие зернышки у нас уже проросли. Дорисовываем к та ким ожиданиям растение» (5 мин.).
8. Прощание: «Вальс-комплимент» (5 мин.). Участники рассчитываются на первый-вто рой. Первые номера делают шаг вперед и поворачиваются лицом ко вторым номерам.
Дети прикасаются друг к другу ладонями и обмениваются комплиментами. Потом первые номера отступают на шаг вправо и обмениваются комплиментами с другими.
Раздел 1. Безопасная окружающая среда: дорога в школу Раздел 1. Безопасная окружающая среда: дорога в школу Тренинг 4. Остановка – место повышенной безопасности Тренинг 5. Ты – пассажир общественного транспорта Тренинг 6. Средства безопасности в транспорте Опорные тезисы Ситуация с дорожно-транспортной безопасностью в Украине сложная. Развитие автомобилизации приводит к росту числа дорожно-транспортных происшествий.
Доля ДТП по вине пешеходов резко увеличивается в начале учебного года. Среди пострадавших больше всего детей в возрасте 10–11 лет (ежегодно около 500 чело Традиционно в сентябре объявляется месячник безопасности дорожного движения, призывающий водителей быть особо внимательными вблизи учебных заведений, родителей – заботиться о безопасности детей на дорогах, а школы – изучать и повто рять Правила дорожного движения.
Профилактику дорожно-транспортного травматизма целесообразно осуществлять в начале учебного года, ведь после летних каникул дети забывают об осторожности и ведут себя неосмотрительно. Особенно это касается учеников-пятиклассников, которые начинают массово ходить в школу без сопровождения взрослых.
Цель обучения Отработка специальных и жизненных навыков, которые способствуют профилактике дорожно-транспортного травматизма, формированию ответственного отношения к безо пасности дорожного движения.
Обобщенные задания Ученики учатся:
переходить сложные участки дороги (многополосные, с ограниченным обзором);
безопасно вести себя на остановках и в общественном транспорте;
защищать свою жизнь при дорожно-транспортном происшествии.
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма § 4. Остановка – место повышенной опасности общественного транспорта
СОВЕТЫ ТРЕНЕРУ
Раздел 1. Безопасная окружающая среда: дорога в школу УРОК-ТРЕНИНГ Напомнить ученикам правила безопасного перехода дороги. Дать воз можность отрабатывать жизненные навыки анализа дорожной ситуации, умения принимать ответственное решение о переходе дороги, уверенного поведения и навыки отказа от опасных предложений.
объяснять разницу между двухполосной и многополосной дорогой;
распознавать дорожную разметку («зебру», осевую линию и остров называть минимальное безопасное расстояние до автомобилей, ко демонстрировать умение принимать решение о переходе сложных демонстрировать умение правильно переходить дорогу возле школы.
«Внимание! Эта книга о диабете предназначена для взрослых больных. Во избежание психических травм не рекомендуем давать ее для прочтения детям и подросткам младше 16—18 лет. Астамирова X., Ахманов М. А 91 Настольная книга диабетика. — М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. —400 с. ISBN 5-04-006179-Х Диабет не болезнь, а образ жизни Если вы заболели, не надо отчаиваться, старайтесь активно поддерживать свой организм в нормальном состоянии с помощью диеты, лекарств и физических нагрузок А этому диабетик . »
«Май Михайлович Богачихин Гуманология: человек может все Издательский текстЧеловек может все: Ганга; М.; 2008 ISBN 978-5-98882-065-9 Аннотация В книге приводятся отчеты китайских ученых об экспериментальных данных, полученных при изучении людей, обладающих необычными психическими возможностями, и паранормальных явлений. Исследования выявили поражающий, фантастический потенциал человеческих возможностей, дремлющий в каждом из нас. М. М. Богачихин. Гуманология: человек может все Содержание . »
«Серия Ведовское целительство Валентин Гнатюк Олег Мамаев ПУТЬ К ВОЛХВУ 4-е издание Москва Амрита-Русь 2012 УДК 299.18 ББК 86.42 Г56 Гнатюк В., Мамаев О. ПУТЬ К ВОЛХВУ / В. Гнатюк, О. Мамаев. — Г56 4-е изд. — М.: Амрита, 2012. — 224 с. — (Серия Ведовское целительство). ISBN 978-5-413-00651-1 В этой книге вместе с автором В. Гнатюком вы совершите путешествие в дальневосточную тайгу, где живет удивительный человек – настоящий волхв, зна харь и мастер десяти видов единоборств. В древности волхвы . »
«В мире научных открытий, 2010, №4 (10), Часть 14 МЕДИЦИНА, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ УДК 616.311-008.87-076/.-078 А.П. Годовалов1,2, Л.П. Быкова1, Е.Д. Шипилина 1 Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава 2 Медико-санитарная часть ГУВД по Пермскому краю г. Пермь, Россия НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИСБИОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОЛОСТИ РТА Дисбиотический процесс в полости рта начинается с незначительных нарушений в . »
«СЛАВЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО Джон Ф. Мак-Артур, мл. ТОЛКОВАНИЕ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА 2-е Послание к Тимофею Перевод с английского: О. Рубель Редакция: В. Зелинская Консультант: А. Бринза Техническая редакция: В. Сафаров Общая редакция: С. Омельченко В книге использованы тексты Синодального издания Библии © Перевод на русский язык, Славянское Евангельское Общество, 2004 ISBN 1–56773–030–2 This book was first published in the United States by Moody Press with the title of 2 Timothy by John F. . »
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ В. К. Милькаманович СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс МИНСК ГИУСТ БГУ 2010 УДК [316.346.32-053.9+613.98](075.8) ББК 60.54я73 М60 Р е комендовано кафедрой социальной работы Государственного института управления и социальных технологий БГУ Автор : кандидат медицинских наук, доцент В. К. Милькаманович Р ецен зен ты: доктор медицинских наук, профессор В. П. Сытый; доктор медицинских наук, профессор В. А. Сятковский . »
«Арнольд Эрет ЦЕЛЕБНАЯ СИСТЕМА БЕЗСЛИЗИСТОЙ ДИЕТЫ НАУЧНЫЙ МЕТОД ПРОЕДАНИЯ ВАШЕГО ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ Arnold Ehret “MUCUSLESS DIET HEALING SYSTEM. A SCIENTIFIC METHOD OF EATING YOUR WAY TO HEALTH.” ISBN 0-87904-004-1 New York 2010 2 Вступление проф. Столешникова А.П. Один наш читатель сделал таки перевод главной работы Арнольда Эрета http://en.wikipedia.org/wiki/Arnold_Ehret , которого проф. Столешников считает лучшим практиком и теоретиком по натуральной медецине. Перевод был прислан ещё до . »
«Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Костромской областной институт развития образования СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ с нарушением интеллекта через организацию профессионально-трудового обучения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования . »
«Олег Ламыкин Школа лентяев, или Тибетская оздоровительная гимнастика для внутренних органов Олег Ламыкин Школа лентяев, или оздоровительная гимнастика жим лам для внутренних органов Издательства: АСТ, Астрель, 2009 г. Мягкая обложка, 352 стр. ISBN 978-5-17-056741-6, 978-5-271-22467-6 Тираж: 20000 экз. Формат: 84×108/32 Освоив систему занятий, предложенную в этой книге, вы сможете самостоятельно избавиться от заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, . »
«Д. Г. Жаров Секреты гирудотерапии Серия: Будь здоров! Издательство: Феникс, 2003 г. Твердый переплет, 320 стр. ISBN 5-222-03133-0 Тираж: 5000 экз. Формат: 84×108/32 LdGray Настоящее издание является универсальным сборником медицинских советов по применению в лечебных целях пиявок. Подробно и увлекательно в нем рассказывается об истории гирудотерапии, о малоизвестных методах и особенностях этого древнего вида лечения, польза от которого несомненна. Благодаря этому сборнику читатель сможет . »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное образовательное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ Сборник материалов XI научно-практической конференции с международным участием Москва МГУПП 2013 1 УДК 663/.664.014.001.5:613.2 ББК 36 Ответственный редактор Лаврова А.В., Стахи Т.А. Редакционная комиссия Орг. . »
«ВВЕДЕНИЕ Нет необходимости подробно останавливаться на истории темных учений. И без того известно, сколько горя, зла и бедствий могут принести неумелые магичес- кие действия. Нередко история темных учений станови ББК 86.391.2 лась мартирологом дилетантов (и не только дилетантов) Р691 от магии, погибших от рук исступленных поборников хри стианства. Разумеется, сегодня не пылают костры инкви До Магия тайных сил /Сост. А. Ю. Романова зиции, а темные учения во многом сделались своеоб 69 : ПКФ БАО, . »
«О книге Анатолий Андреевич Бирюков — Секреты массажа А. Бирюков Секреты массажа Москва Молодая гвардия 1984 53.54 Б 64 Второе, исправленное и дополненное издание 4828000000-083 Б 058-84 078(02)-84 © Издательство Молодая гвардия, 1977 г. © Издательство Молодая гвардия, 1984 г., исправленное и дополненное. Бирюков А. А. Б 64 Секреты массажа. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мол. гвардия, 1984. — 175 с., ил. — (Если хочешь быть здоров). 25 к. 200000 экз. Самомассаж — замечательное, проверенное . »
«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ФГАОУ ВПО СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА ХАБАРОВСКОГО ФИЛИАЛА ФГБУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ФИЗИОЛОГИИ И ПАТОЛОГИИ ДЫХАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПЕДИАТРОВ РОССИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ Сборник научных трудов III Съезда педиатров Дальневосточного федерального округа, II Съезда детских врачей Республики . »
«Мухаммад Салих аль-Мунаджид недуги сердца Москва | Умма | 2013 28-42 ББК 86.38 М90 Перевела Карима (Екатерина) Сорокоумова аль-Мунаджид, Мухаммад Салих М90 Недуги сердца / Пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М. : Умма, 2013. — 368 с. ISBN 978-5-94824-196-8 Вашему вниманию предлагается замечательная книга авторитетного мусульманского учёного Мухаммада Салиха аль-Мунаджида, посвящён ная недугам сердца. Тема книги — очень важная для любого верующего, и сегодня она не менее актуальна, чем в первые века . »
«Лиз Бурбо Твое тело говорит Люби себя! Лиз Бурбо — Твое тело говорит Люби себя!: София, ИД Гелиос; Москва; 2002 ISBN 5-344-00031-6 Аннотация ЛИЗ БУРБО Автор 13 книг, среди которых бестселлер Слушай свое тело, основательница крупнейшей в Квебеке школы личностного развития, филиалы и деятельность которой распространились по всему франкоязычному миру, Около 500 наименований самых распространенных болезней и недомоганий в алфавитном порядке — что это, очередной популярный медицинский справочник? . »
«: PRESSI ( HERSON ) В. Е. Максимов КОУЧИНГ от А до Я. ВОЗМОЖНО ВСЕ РЕЧЬ Санкт-Петербург 2004 ББК 88.4 М17 Максимов В. Е. М17 Коучинг от А до Я. Возможно все. — СПб.: Издательство Речь, 2004. — 272 с. ISBN 5-9268-0243-1 Коучинг — это индивидуальное консультирование для достижения значимых целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего по тенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата. Эта методика предназначена для . »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРИРОДНОЙ И ТЕХНОГЕННОЙ СРЕД Материалы Всероссийской научно-практической конференции Тамбов 2009 УДК 502.7 ББК 20.1 С56 Председатель оргкомитета: Поздняков Алексей Петрович – первый проректор ТГУ им. Г.Р. Державина, д. п. н., профессор Сопредседатели оргкомитета: Уварова Наталья . »
«КалейдосКоп воспитательных мероприятий в шКоле и загородном лагере Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей МИНСК БГУ 2011 УДК 373.015.31(075.8) ББК 74.200.5я73 К17 А в т о р ы: П. М. Бычковский, Л. С. Полякова, И. Я. Звоник, О. С. Копылович Утверждено на заседании кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ 31 января 2011 г., протокол № 7 Р е ц е н з е н т ы: доктор педагогических наук, профессор В. А. Капранова; кандидат педагогических наук, доцент В. . »
Источник