Меню

Практическая работа изучаем состав продуктов продукты белки жиры углеводы витамины

Практическая работа «Анализ пищевых продуктов»

МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»,

Практическая работа «Анализ пищевых продуктов».

Установить содержание углеводов (крахмала), белков, жиров в пищевых продуктах.

ü формировать умения решать экспериментальные задачи прикладного характера на установление содержания белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах;

ü установить межпредметные связи изучаемой теоретической основы с близкими, «домашними» проблемами.

ü продолжить формирование ответственного, творческого отношения к выполнению заданий, точность, наблюдательность, настойчивость;

ü продолжить краеведческое воспитание;

ü воспитание позитивного отношения к ЗОЖ;

ü воспитание толерантности, сотрудничества, самостоятельности.

ü развивать умения переносить знания в новые условия;

ü развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

ü развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно — следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);

ü совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения).

1. Общелабораторные — проводить растворение;

2. Организационные — соблюдать аккуратность и чёткость в работе, ПТБ, работать по инструкции, поддерживать чистоту рабочего места, оформлять записи, осуществлять самоконтроль.

клубень картофеля, ломтик хлеба; семена подсолнечника, орехи, чипсы; белок куриного яйца, мясо сырое и варёное, варёные макароны, бульонные кубики «Магги», колбасный фарш; пипетка, спиртовка, держатель, 3 полоски фильтровальной бумаги, ступки, пестики, пробирки, стеклянная палочка, шпатель, колбы с водой, стаканы, колбы, фильтры; CuSO4, I2 (1/10), NaOH;Офтальмотренажер; таблица ПТБ.

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Всё ли готово к уроку? Садитесь.

Меня зовут Светлана Викторовна, я работаю в Кваркенской средней школе учителем химии и являюсь классным руководителем 11б класса. Надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет в атмосфере взаимопонимания и будет полезным для нас.

II. Актуализация. Целеполагание. Вызов.

На предыдущих уроках вы изучали органические соединения, входящие в состав нашего организма и убедились, что (слайд 2)

Во всём, чем мы дышим,

Во всём, что мы пьём,

Во всём, что мы едим!

Сейчас очень много говорится о рациональном питании.

Как вы думаете, какие продукты должны обязательно входить в рацион человека?

В рацион человека обязательно должны входить (слайд 3):

ü молочные продукты

ü мясо, рыба, яйца

ü продукты, содержащие большое количество углеводов

(хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, картофель, сахар)

Какие продукты вы не назвали?

Назовите содержащиеся в них питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода и другие).

Я приглашаю вас посетить виртуальную фирму «Продукшн» и в ее цехах самим убедиться, что употребляемые нами каждый день пищевые продукты содержат белки, жиры и углеводы.

Установить содержание углеводов (в частности крахмала), белков, жиров в пищевых продуктах.

Продукты для исследования:

Колбаса производства «Регион — Урал» (с. Шильда)

Макароны цеха по выработке крупяных и макаронных изделий МТС «Адамовское»

Картофель, мясо и семена подсолнечника с личного подворья

Чипсы «Русская картошка»

Орехи из магазина

Нашими экскурсоводами будут сотрудники фирмы Белок, Жирок и Углеводик.

Ребята, работать вы будете по группам.

1 группа посетит цех «Белковый» и будет исследовать, содержатся ли белки в в курином яйце, колбасном фарше, мясе, бульонных кубиках «Магги»;

Читайте также:  Витамин д3 фирмы хербал

2 группа – цех «Жировой», будет определять наличие жиров в чипсах, орехах и семенах подсолнечника;

3 группа — цех «Углеводный» и будет исследовать, есть ли крахмал в картофеле, хлебе, варёном мясе и макаронах.

Работа потребует от вас самостоятельности, инициативы, умения сотрудничать.

Напутственными словами будут строки из стихотворения :

«…Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется».

Внимательно просмотрите оборудование и реактивы на ваших лотках и с учётом этого продумайте последовательность ваших действий при исследовании.

Отчёт по работе вы оформляете в виде таблицы, в ней вам нужно указать действия, наблюдения, схемы реакций и сделать выводы.

№ и название опыта

Вы можете и таблицей качественных реакций с.202-203 в учебнике.

На исследование и оформление отчёта отводится 7 мин.

Затем вам также в течение 3 мин. предлагается в группах обсудить вопросы, связанные с рациональным питанием и ответить на них, оформив странички рекламного журнала.

После окончания работы мы послушаем отчёт групп. Я думаю, что вы заранее решите, кто будет отвечать на конкретный вопрос.

Затем каждому предстоит оценить результаты своей работы и заполнить лист самоконтроля, включающий оценки за оформление отчёта за участие в обсуждении, выступления.

Приступаем к работе.

III. Выполнение работы. Осмысление.

Слушаем отчёт группы, побывавшей в цеху «Белковый»

Определение наличия белков в курином яйце, колбасном фарше, мясе, бульонных кубиках «Магги».

Вопросы для групповой работы:

1. Исключите лишнее: колбасный фарш, мясо, бульонный кубик, яйцо. (Можно провести биуретовую реакцию — универсальную на все белки

(на обнаружение группы –CONH–), так как в ходе её образуются комплексные

соединения ионов меди с компонентами пептидных связей белков)

2. Используя кулинарный опыт, ответьте на вопрос: уменьшение или увеличение массы готового продукта происходит при варке или жарке мяса, рыбы? Почему?

(Под действием температуры происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структуры белковой молекулы (денатурация). Первичная структура, а следовательно, и химический состав белка не меняются. При денатурации белки теряют влагу (разрушаются водородные связи), что приводит к уменьшению массы готового продукта).

Работа с интерактивной доской – показать стрелками последовательность процесса денатурации. Какой рисунок лишний? Что на нём изображено?

Составьте таблицу «Суточная потребность подростков 16-17 лет в белках,

жирах, углеводах», используя числа 100 г, 100г, 400г, 700 г.

Сотрудники фирмы заботятся о своём здоровье и призывают к этому всех.

Попрошу вас встать. Посмотрите на офтальмотренажёр, ведите взглядом по синей линии в соответствии с указанным направлением, затем по коричневой, зелёной, красной.

* Не поворачивая головы, посмотрите на потолок, пол, в левый нижний угол, правый верхний угол.

Определение наличия жиров в орехах, чипсах, семенах подсолнечника.

Вопросы для групповой работы:

1. Подчеркните одной чертой названия продуктов, в которых вы установили содержание жиров: семена подсолнечника, чипсы, орехи.

2. Как вы считаете, почему жиры широко используются для приготовления

пищи? Приведите как можно больше аргументов.

ü Жиры и масла можно нагревать до более высокой температуры, чем воду. Они начинают пригорать лишь при 200-300 оС, а вода при 100 оС уже кипит.

Читайте также:  Витамины для ушей для детей

ü Когда какой-нибудь продукт жарят на масле, его поверхность от высокой температуры спекается и все соки остаются внутри.

ü Кроме того, жир придаёт пище своеобразный вкус и обогащает её калориями.

ü Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарке и пассеровании, жиры придают блюдам золотистый цвет, особый аромат и нежную структуру, повышают питательную ценность пищи)

3. Из списка продуктов выберите источники жиров, рекомендуемые для рационального питания, оформите в виде кластера (схемы):

Подсолнечное масло, жирное мясо, соевое масло, оливковое масло, соя, колбасные изделия, кисломолочные продукты, мясные консервы, орехи, чипсы, семечки.

Сейчас на фирме обеденный перерыв и сотрудники предлагают вам низкокалорийный, но очень полезный пирог «Счастье моё».

Замесите пирог на Доброте;

Смешайте Улыбку с Радостью;

Влейте щедрой струйкой Тепло Души;

Украсьте кусочками Голубого Неба;

Посыпьте цветами Радуги и выпекайте в Солнечных Лучах до ощущения Счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому! Улыбнитесь друг другу! Будьте здоровы!

Определение наличия углевода крахмала в картофеле, хлебе, варёном мясе, варёных макаронах.

Вопросы для групповой работы:

Исключите лишнее: картофель, хлеб, варёное мясо, варёные макароны?

Сейчас вы посмотрите видеозагадку от учеников 11 класса Кваркенской средней школы. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно прослушать текст, ответить на поставленные вопросы, выявить и исправить погрешности, если они будут.

Обратите внимание на хлеб. Он пышный и пористый. Почему же в хлебе много «дырочек»?

Я думаю, что «дырочки» появляются в хлебе в результате молочнокислого брожения глюкозы, которая под действием фермента дрожжей превращается в этиловый спирт с образованием водяных паров. Когда тесто попадает в печь, под действием тепла этиловый спирт и водяные пары расширяются в объёме. В результате хлеб становится пышным и пористым.

Сегодня мы посмотрели на пищевые продукты с точки зрения химии,

биологии и кулинарии. Но этот вопрос — вопрос питания — интересовал людей издавна и нашёл отражение в устном народном творчестве. Какие же пословицы у вас получились?

Без ужина подушка

а голодному — калач.

любые щи в охоту.

Больному помогает врач

под головой вертится.

в запас не наешься.

Запасной ход (гиперссылка)

1. Ребята, а почему проходит качественная реакция на крахмал? Предлагаю посмотреть

фрагмент модуля и выяснить это.

ФЦИОР (кач. р. на крахмал)

Представьте себе, что вы взяли 1 кг крупы или макарон и сварили их в нужном

количестве воды. Что вы будете наблюдать? Почему?

(При варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукта. Это связано с тем, что крупы и макароны содержат крахмал. Крахмальные зёрна при обычной температуре не растворяются в воде, при повышении температуры они набухают, образуя вязкий коллоидный раствор — крахмальный клейстер. При клейстеризации крахмал способен поглощать 200-400 % воды, что приводит к «привару»)

2. Верно ли, что изречение Суворова гласит: «Завтрак отдай врагу, обед съешь сам, а ужином поделись с другом»

3. Очень часто перед приготовлением шашлыка мясо маринуют. Для чего? (Под воздействием уксусной или лимонной кислот происходит частичный гидролиз белков. Белки распадаются на поли — и дипептиды. В желудке под влиянием ферментов этот процесс продолжается и в итоге приводит к образованию аминокислот. Таким образом, маринование облегчает переваривание белка и ускоряет приготовление)

Читайте также:  Пренален мультивит витамины инструкция по применению

4. Продолжите фразу: «Потребность человека в белке зависит от ….(возраста, пола, вида деятельности)».

5. Что образуется на поверхности бульона при варке мяса?

ü Образуется пена

6. В чём причина образования пены при варке или жарке мяса, рыбы?

ü Это объясняется свёртыванием растворимых в воде белков (альбумин, глобулин)

Спасибо группам за работу.

Теперь мы собираем материалы от групп и объединяем их в единый ресурс, который может быть использован вами для пропаганды здорового питания среди ваших младших школьников, родственников, друзей и знакомых.

IV. Рефлексивно — оценочный этап.

1. Выставление оценок.

Сейчас вам предстоит самим проверить правильность отчётов с помощью слайда 22.

На дно фарфоровой чашки положили полоску фильтровальной бумаги, на ней разместили семена подсолнечника, орехи, чипсы и пестиком раздавили их.

на бумаге образуется жирное пятно

в составе чипсов, орехов, семян подсолнечника находятся жиры

К 1 мл белка яйца, кусочку мяса, колбасного фарша, раствору бульонного кубика добавили 1 мл гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди.

голубая окраска раствора переходит в сиреневую

белок + Cu(OH)2→ сиреневое окрашивание

в составе яйца, фарша, мяса есть белок

Добавили несколько капель раствора иода на клубень картофеля, варёное мясо и хлеб

наблюдается фиолетовое окрашивание

в составе картофеля, хлеба присутствует крахмал

2. У кого были ошибки? Как вы думаете, по какой причине они возникли?

3. Поставьте соответствующие оценки за отчёт в лист самоконтроля, обсудите в группе работу каждого и поставьте оценку друг другу. Прошу вас быть объективными. Подсчитайте среднее арифметическое и поставьте оценку в дневник, я распишусь.

4. Давайте подведём итоги.

5. Какова была цель работы?

6. Достигли ли мы поставленной цели?

7. Поставьте на листе самоконтроля рядом с выбранным предложением по впечатлению об уроке любой знак.

Слайд 25

V. Д\з — §41.1, творческое задание по выбору учащегося (стихи, сказки о пищевых продуктах или рациональном питании)

Наша экскурсия подошла к концу.

Надеюсь, что кто-нибудь из вас останется работать на своей малой родине и будущая профессия будет связана с производством пищевых продуктов. Даже если не так, знания, полученные на уроке, помогут вам жизни.

Всегда помните, что вреден как недостаток, так и избыток питательных веществ. Всё хорошо в меру! Ваше здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.

Спасибо за работу! Всего доброго!

Подайте дневники на оценки.

Уберите рабочие места.

Литература и другие информационные источники.

1. О пищевых продуктах языком химии //Химия в школе. -2001.- № 8. — с

2. На вопросы кулинара отвечает химия//Химия в школе. -2002.- № 5. — с

3. Полный мультимедийный курс химии «Открытая химия 2.5»

Источник

Adblock
detector