Меню

Познавательные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_razvitiya_poznavatelnoy_sfery.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определённой мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Дети – олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий в качественные изменения в психическую деятельность детей.

Развитие ребёнка с ОВЗ определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие учёные, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Так, Е.Г. Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здоровья ребёнка неудержимое стремление познать окружающий мир». У детей с ОВЗ на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Всё это создаёт патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. УО дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают всё, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли

это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен. Заторможенные олигофрены не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно.

Выполняемые действия с предметами являются стереотипными, привычка, а непроявление любознательности. Нередко, особенно дети младшего возраста, безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться на структурных компонентах: внимании, интересе, ощущении и восприятии, мышлении, речи и т.д.

Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, создаёт у них радостное настроение, положительно влияет на темп и качество работы. Кроме того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует вялых и пассивных, помогает детям преодолеть трудности.

Однако у обучающихся сформировать познавательный интерес весьма трудно. Это удаётся лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет более низкого уровня и недостаточно творческим. Характерными особенностями интересов учеников являются односторонность, малая дифференцированность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих учащихся неглубоки, малоинтенсивны и неустойчивы. Вместе с тем у отдельных учеников они достигают значительной силы и устойчивости. Иногда это объясняется повышенной аффективностью, связанной со стремлением к самоутверждению, желанием показать себя не хуже других. Живой интерес вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную цель.

На уроке ребёнок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы. Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с ОВЗ, утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.

Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений.

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у детей – олигофренов задача весьма сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных особенностей и недостатков познавательной деятельности у обучающихся является чрезвычайно пёстрой, ввиду исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и индивидуально-психологических особенностей, связанных с особенностями и типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.

Источник

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Виктория Митрофанова
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

«Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях ДОО»

Сведения о разработчике:

Митрофанова Виктория Андреевна

Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается.

Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно–развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в детский сад.

Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Наша дошкольная образовательная организация вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья (группы полного дня, Мини-центр для детей с ОВЗ).

Наш детский сад посещают дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы,а также дети-инвалиды: дети с синдромом Дауна, РАС, умственной отсталостью, нарушением ОДА (ДЦП, ЗПРР.

Перед учителем-дефектологом, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача — осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ОВЗ приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. Особенно, важное значение, как инструмент развития и познания, игра приобретает для детей с ОВЗ.

Формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность.

О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…»

В процессе обучения игре детей с ОВЗ учитель-дефектолог — активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детейи следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. При проведении дидактических игр педагог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой — исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.

Дидактическая игра имеет цели:

• обучающую (которую преследует взрослый,

• коррекционную (способствует развитию ребенка,

• игровую (для действия ребёнка).

В работе с детьми с ОВЗ важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождают свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).

Примером могут быть следующие игры,которые я использую на занятиях: «Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде».

Такие игры и упражнения должны проводиться ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, должны решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного-двух, постепенно увеличивая.

Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

В первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической

ориентировке, затем — игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные знания в процессе дидактических игр.

Вся система дидактических и развивающих игр способствует развитию психических функций и познавательной деятельности, формирует правильную речь и обогащает словарный запас у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая строит дальнейшее обучение, трудовую адаптацию и социальную реабилитацию.

Основная форма моей работы — индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

В процессе обучения детейс ОВЗ в игре применяются основные правила:

• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

• объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;

• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3.Правило доступного игрового материала:

• игра должна быть с четко сформулированными правилами;

• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Результаты коррекционно-развивающей работы:

• Дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания.

• Повышается эффективность педагогического процесса в целом.

Развивается познавательная активность у детей, что оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

• У детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

1. Т. Д. Зинкевич — Евстегнеева, JI. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.

2. Шевченко С. Г. Коррекционно — развивающее обучение. Организационно — педагогические аспекты. — М., 2001 -136 с.

3. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? М., 2010

4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т. В. Егорова.Балашов: Николаев, 200

5. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992. Под редакцией Шапковой.

6. Под редакцией Венгера Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1973

7. Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.

8. Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996 — №2.

9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.

10. Кумариной Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред. – М. : Издательский центр «Академия».

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека.

Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии» «Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии»». Стандарт разработан на основе.

Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения «Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения» Содержание специального.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Актуальность Нельзя.

Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду — одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.

Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Я работаю воспитателем.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства В современном мире, чтобы адаптироваться в обществе, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний.

Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС Цель: Специализированная помощь учителя-дефектолога обучающимся с ОВЗ в освоении образовательной программы. Задачи: • Изучение психологических.

Источник

Читайте также:  Как здоровье наших кончаловской
Adblock
detector