Меню

Познавательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_razvitiya_poznavatelnoy_sfery.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определённой мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Дети – олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий в качественные изменения в психическую деятельность детей.

Развитие ребёнка с ОВЗ определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие учёные, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Так, Е.Г. Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здоровья ребёнка неудержимое стремление познать окружающий мир». У детей с ОВЗ на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Всё это создаёт патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. УО дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают всё, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли

это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен. Заторможенные олигофрены не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно.

Выполняемые действия с предметами являются стереотипными, привычка, а непроявление любознательности. Нередко, особенно дети младшего возраста, безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться на структурных компонентах: внимании, интересе, ощущении и восприятии, мышлении, речи и т.д.

Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, создаёт у них радостное настроение, положительно влияет на темп и качество работы. Кроме того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует вялых и пассивных, помогает детям преодолеть трудности.

Однако у обучающихся сформировать познавательный интерес весьма трудно. Это удаётся лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет более низкого уровня и недостаточно творческим. Характерными особенностями интересов учеников являются односторонность, малая дифференцированность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих учащихся неглубоки, малоинтенсивны и неустойчивы. Вместе с тем у отдельных учеников они достигают значительной силы и устойчивости. Иногда это объясняется повышенной аффективностью, связанной со стремлением к самоутверждению, желанием показать себя не хуже других. Живой интерес вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную цель.

На уроке ребёнок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы. Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с ОВЗ, утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.

Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений.

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у детей – олигофренов задача весьма сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных особенностей и недостатков познавательной деятельности у обучающихся является чрезвычайно пёстрой, ввиду исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и индивидуально-психологических особенностей, связанных с особенностями и типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.

Источник

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
статья

Развитие познавательных процессов.

Скачать:

Вложение Размер
Статья по развитию познавательных процессов. 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.

Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:
• максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
• широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.
Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 2 варианту (СИПР).
Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.
Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.
Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.
Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А., Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М., Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и несформированностью пальцевого праксиса.
Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.
Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.
Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:
Массаж или самомассаж рук:
Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.
— массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;
— упражнение с мячом-ёжиком;

упражнения с прищепками;
— самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;
— поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:
— «Семья» — в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
— «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
— «Дождик» — барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;
— Посчитай-ка» — сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;
— «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);
— «Кулак-ребро-ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;
— «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;
— «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;
— имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.
Упражнения с предметами:
— перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
— перебирание бус или четок;
— завязывание и развязывание узлов;
— плетение косичек, завязывание бантов;
— стирание ластиком нарисованных предметов;
— всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
— наматывание ниток, ленточек на катушки;
— составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
— составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);
— нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;
— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
— завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
— доставание бусин ложкой из стакана;
— складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
— работа со шнуровкой.

Упражнения с разнофактурными наполнителями:
— поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
— рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
— «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
— массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
— сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);
— пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
— «волшебный мешочек»;
— выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
— выкладывание цифр, букв, фигурок животных.

Графическая работа с рисунком:
— проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
— рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
— обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
— обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
— штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
— рисование по опорным точкам;
— дорисовывание изображений;
— простейшее рисование по клеткам;
— рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);
— письмо элементов букв.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Во время занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.
Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.

Источник

Читайте также:  Санаторий ивушка при ржд здоровье
Adblock
detector