Меню

Позитивные эмоции залог здоровья

Позитивные эмоции залог здоровья

Здравствуйте уважаемы е посетители, сегодня мне попалась на глаза занятная новость, речь пойдет об одном из свежих исследований ученых – положительные эмоции благотворно влияют на здоровье.

В последнее время все чаще появляется множество интересной, занятной ин формации об исследованиях проведенными высшими умами нашей планеты.

Ученые со всего мира бьются над решением множества проблем, и приоритетными исследованиями, конечно же, являются научные движения в области медицины, красоте и общей категории – здоровье.

Здоровье населения нашей планеты является приоритетным направлением в исследовательской деятельности ученых.

Но на этот раз ничего серьезного не было изобретено. Но результаты исследований могут стать полезными для тех, кто желает вести здоровый способ жизни или просто любит делать что-то самому.

Да именно что-то делать самому будет полезно для организма, это факт доказанный учеными. Дело в том, что самоделки, то, что вы делаете сами, без посторонней помощи, положительным образом влияют на состояние организма, они вызывают положительные эмоции у человека.

Наведем пример – вы готовите ужин, вкладываете в него свой трут, «талант», собирается вся семья ужинает, за еду, семья будет благодарна человеку, который приготовил ужин. Повар получает благодарность и заряд положительных эмоций, которые позитивно влияют на нервную систему.

Пример №2 – к примеру, человек сам ремонтирует авто, после окончания ремонта машина работает как часы. Мастер получает чувство удовлетворения, он доволен работой = положительные эмоции.

Подобный эффект возможен и при удачно выполненной работе целого коллектива, в таком случае положительных эмоций может быть еще больше.

Вывод:
Если делаете работу, делайте её до конца, а сделав, не стесняйтесь радоваться, положительные эмоции наше лекарство для нервной системы и соответственно некий эликсир здоровья. Никогда не останавливайтесь на пол пути, и никогда не опускайте руки! — совет ученых.

Источник

Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны

Знание о влиянии эмоций на здоровье существовало давно, и пришло оно из глубокой древности. Иначе откуда взялись такие поговорки как «Ржа ест железо, а печаль – сердце» или «Радость молодит, а горе старит». Их сложил народ на основе своих жизненных наблюдений. На уровне интуиции мы чувствуем, что связь между ними, конечно же, есть. А каждый из нас замечает их влияние в повседневной жизни и учится психической саморегуляции.

Уже получены научные доказательства о влиянии эмоций на здоровье человека. Английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон определил следующую последовательность: сначала рождаются эмоции, а за ними следом случаются изменения в физическом теле. Американские ученые разрабатывают теорию, как предупредить болезни, исследуя эмоциональный фон человека. Они предлагают диагностировать людей по их настроению.

Что такое эмоция?

Эмоция – это психический процесс, который возникает в виде субъективной реакции на ситуацию. Причем не только к реальному событию, которое происходит сейчас, а даже к ранее пережитому или воображаемому. Само название произошло от латинского слова emoveo, что означает «волную» или «потрясаю».

Эмоции могут отличаться между собой по интенсивности: чем они сильнее, тем мощнее влияние на здоровье. В зависимости от воздействия на активность, бывают стенические и астенические эмоции. К первым относятся энтузиазм, радость, и они побуждают к активным действиям. Вторые, наоборот, расслабляют или парализуют силы. Тогда ничего не хочется делать. К этому приводят тоска и грусть. Но в основном эмоции делят на две группы: положительные и отрицательные.

Как эмоции влияют на здоровье

Основные положительные эмоции — это радость, восторг, удовлетворение, удивление, интерес. Преобладание приподнятого настроения в жизни ведет к здоровью. У вас вырабатывается гормон радости, улучшается самочувствие. Это замечательное профилактическое средство: чем больше позитивных эмоций ощущает человек, тем меньше он болеет.

У негативных эмоций есть одно общее качество — это вредное влияние на здоровье человека. Исследования ученых показали, что 90% всех болезней начинались с эмоциональных нарушений. Например, ненависть и раздражение влияют на здоровье сердца, кишечник, печень. Есть риск возникновения диабета, артрита и даже инфаркта. Постоянное беспокойство может привести к проблемам с желудком, селезенкой. Излишнее волнение повышает давление, ослабляет иммунитет, ведет к преждевременному старению. Грусть, печаль и тоска могут вызвать приступ астмы. Страхи разрушают почки и репродуктивную систему.

А вы знаете, что отрицательные эмоции провоцируют раковые опухоли? Статистика показывает, что, перед тем как заболеть, люди пережили стресс, какое-то потрясение, или длительное время находились в подавленном состоянии. Бесспорно, рак – это психосоматическое заболевание, потому что после резкого переключения на такие радостные моменты как новая взаимная любовь, изменение образа жизни, оптимистический настрой, происходили случаи полного чудесного выздоровления.

Но вы часто даже не осознаете, что попали под власть вредной для здоровья эмоции. Важно отслеживать то, о чем вы думаете, потому что определенные мысли отражают эмоцию, в которой вы находитесь в данный момент:

  • грусть – когда переживаете по поводу неудачи или потери;
  • страх и беспокойство – если тревожитесь о будущем, боитесь чего-либо;
  • чувство вины – если думаете, что подвели кого-то, причинили вред;
  • гнев, раздражение – когда возмущены несправедливым отношением к себе;
  • стыд – если вы чувствуете неловкость, смущение от неприятной критики.

Так что же делать с негативными эмоциями? Ответ один – учиться ими управлять!

Как правильно управлять эмоциями

Вы слышали выражение «Нужно держать себя в руках» или «Не надо поддаваться слабостям»? Но как приказать себе не реагировать? Единственное, что вы делаете – это подавляете эмоции, или проще говоря, загоняете их внутрь. Этим вы разрушаете себя. В большей степени этим страдают мужчины, которые вынуждены соблюдать правила поведения в социуме, быть сильными, сдержанными.

Американский психолог Роберт Холт доказал влияние подавленной эмоции на здоровье. Так, сдерживание гнева способствует развитию таких заболеваний как язва желудка, гипертония. Он рекомендует выражать свои чувства искренне, прямо и открыто, но держать под контролем их интенсивность. А если интенсивность эмоции высокая, это приводит к стрессу, независимо от того, какая она. Слишком долго длящиеся эмоции тоже утомляют организм, негативно влияют на здоровье

Эмоциями можно научиться управлять. Справиться помогает спорт и любая физическая активность. Любимое хобби или увлечения помогают отвлечься от грустных переживаний. Арт-терапия классно перекрывает неприятные чувства положительными. При необходимости используйте фитотерапию, травы с седативным эффектом. Но сначала найдите причины возникновения негативных эмоций и честно разберитесь со своими мыслями, ощущениями.

Как быть, если эмоций нет?

Иногда кажется, что вы совсем не испытываете эмоций. На самом деле, так не бывает. Но человеку свойственно замечать лишь сильные эмоциональные переживания. Часто вы не осознаете своих истинных ощущений. Чтобы научиться этому, можно воспользоваться определенными техниками. Например, начать вести дневник. Вечером, когда вспоминаете какую-либо ситуацию, случившуюся в течение дня, опишите ее словами, выражающими ваше внутреннее состояние. Если вы будете наблюдать за своими мыслями и чувствами, вы начнете лучше понимать себя, а значит, сможете, сохранить здоровье.

Вместо заключения

Без эмоций жизнь перестанет быть наполненной гаммой разнообразных переживаний. Она превратится в скучные и пресные будни. Яркие, глубокие эмоции – это здорово. Главное, чтобы они стали вашими помощниками. Научитесь управлять ими, тогда многие проблемы просто исчезнут из вашей жизни, а вашей наградой будет крепкое здоровье и прекрасное настроение.

А чтобы научиться работать с эмоциями вам было проще, предлагаем пройти наш курс «Эмоциональный интеллект», в котором тема управления эмоциями раскрывается во всех подробностях. Желаем удачи и ждем на нашем курсе!

Источник

Положительные эмоции и психическое здоровье – залог здоровья и долголетия

Стресс, его роль и влияние на здоровье человека. Причины и признаки стрессового напряжения. Методы профилактики стрессов. Конфликты как фактор социального риска. Формирование у детей культуры межличностного общения – важная задача народного образования.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.01.2015
Размер файла 29,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Группа здоровья детей средней группы

Размещено на http://www.allbest.ru/

По « БЖД» Вариант №4

На тему: «Положительные эмоции и психическое здоровье — залог здоровья и долголетия»

студентки 3 курса, группы _______ Шифр__________

Ф.И.О. Лакман Елены Геннадьевны

Домашний адрес г. Новочебоксарск ул. Комсомольская 6-49

Работа выслана в Чебоксарский педколледж «____» _________2014г.

1. Стресс и здоровье

2. Конфликты — фактор социального риска

2.1 Классификация конфликтов

2.2 Характеристика конфликтов

2.3 Последствия социального конфликта

2.4 Социальные конфликты в современном обществе

3. Формирование у детей культуры межличностного общения — важная задача народного образования

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

» Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое».

Существуют и другие определения, но важно понять следующее — стресс это не само воздействие, а именно наша реакция на это воздействие. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

Понятие стресса появилось в 1954 году благодаря Гансу Селье. Он показал, что в связи с активностью гормональной системы, при травмах и горе, во время секса и радости, в жаре и на холоде и т.п., в коре надпочечников выделяются гормоны помогающие человеку адаптироваться к изменениям среды. Стресс протекает в три стадии. Первая и вторая соответственно тревога и адаптация вполне нормальны, и скорее полезны, чем вредны. Но если изменения окружающей среды происходят слишком часто, а сотрудникам офисов крупных и средних компаний это знакомо, то наступает третья стадия стресса — истощение. Истощение это прямой путь к болезням — психосоматическим заболеваниям.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека. стресс здоровье конфликт дети

Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, — это различные факторы, угрожающие безопасности.

Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы:

Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.

Вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается.

Третья стадия — стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает — истощение.

Стрессы можно подразделить на:

1. Эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

2. Кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

3. Физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.

1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени — не успеваете ничего сделать.

3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.

5.Вам постоянно хочется спать — никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.

7. Вы много курите.

8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.

9. Вам почти ничего не нравится.

10. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.

11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

13. У вас появляется комплекс неполноценности.

14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

15. Вы не чувствуете уважения к себе — ни дома, ни на работе.

Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Способы борьбы со стрессом

Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

Влияние стресса на здоровье

Стрессы — это неизбежная часть нашей жизни. Независимо от того, где вы живете — в городе или в сельской местности, богаты вы или бедны, мужчина вы или женщина, черный вы или белый, стрессы неизбежно сопровождают вашу жизнь. Лучшее, что мы можем сделать для решения этой проблемы — это попытаться, насколько это возможно, избегать стрессовых ситуаций в нашей жизни и предпринять некоторые шаги для того, чтобы минимизировать влияние, которое оказывает стресс на наше здоровье. Суть проблемы состоит в том, что хронический, сильный стресс негативно влияет на наше здоровье и способствует ускорению процесса старения.

Трудно в это поверить, но в нашей жизни на самом деле имеют место два вида стресса: один связан с положительными эмоциями, другой — с отрицательными. Положительный стресс — это волнение беспокойство, которое мы испытываем в тот момент, когда наша любимая спортивная команда пытается сплотиться на последних минутах игры. Наше сердце начинает сильно биться, наши ладони становятся потными, наше дыхание становится учащенным. Однако эта физическая реакция редко длится очень долго и не причиняет нам почти никакого вреда (кроме, возможно, воспаленного горла из-за крика в поддержку нашей команды на последней минуте игры).

Вредный стресс приводит к такой же физической реакции, но он происходит в результате физического или психологического дискомфорта, вызванного, например, тем, что вы стали свидетелем несчастного случая на шоссе, слухами о том, что ваша компания скоро станет банкротом, или тяжелым заболеванием. В отличие от положительного стресса, негативный стресс может продолжаться длительное время, поражая нас беспрерывно день за днем до тех пор, пока мы не станем физически слабыми и психически истощенными.

Читайте также:  10 причин здоровья женщины

Если в вашей жизни происходит не так много стрессовых ситуаций, то стрессы, возникающие время от времени, не будут оказывать длительного воздействия на ваше здоровье. Как только проблема, вызвавшая стресс, оказывается решенной, ваш организм восстанавливается, и все заканчивается прекрасно. Однако для большинства американцев стресс — это каждодневная проблема. И это плохо.

Многократно повторяющиеся стрессы могут стимулировать производство повреждающих клетки свободных радикалов; они ослабляют иммунную систему, увеличивают кровяное давление, поднимают уровень холестерина в крови, усиливают чувство беспокойства и усугубляют депрессию. Назовем наиболее обычные проблемы здоровья, которые вызываются или усугубляются стрессом:

1) Проблемы шеи и спины

2) Сердечные болезни

3) Проблемы кожи, такие как крапивница и сыпь

4) Проблемы пищеварения

5) Менструальные боли

7) Чувство усталости

8) Частые простуды и воспаление горла

9) Перепады настроения

Кроме того, все большее количество клинических данных подтверждает тот факт, что хронический стресс лишает организм витаминов, минералов и других питательных веществ. В результате этого многие врачи в настоящее время предписывают своим пациентам, страдающим хроническим стрессом из-за работы, болезни или других проблем, принимать пищевые добавки. В такой ситуации больному необходимо принимать антиоксиданты, такие как бета-каротин и витамины С и Е, для того чтобы препятствовать увеличению производства свободных радикалов, вызванных хроническим стрессом.

Стресс также влияет на наше поведение и образ жизни, и почти всегда негативно. В стрессовых ситуациях мы склонны искать легкие решения, такие как потребление алкоголя или прием транквилизаторов. Курящие люди, как правило, начинают курить чаще, находясь в состоянии стресса; у женщин нередко возникают проблемы, связанные с питанием, такие как анорексия или булимия. Суть проблемы заключается в том, что, как только у нас появляются подобные отклонения в поведении, нам бывает трудно их преодолеть впоследствии, когда уровень стресса уже снижен.

Напряжение и стресс могут полностью уничтожить наше здоровье и благосостояние. Стресс может полностью изменить человека, как и внутренне, так и внешне, если мы допустим это. Борьба против ежедневных стрессов может вызвать болезнь. И снова находите способы расслабиться. Убегите от рутинной ежедневной работы и используйте извлечённую энергию в ваших интересах. Вы никогда не сможете полностью избавиться от стресса и нервного напряжения, но, определённо, вы можете облегчить этот груз. Принятие мер предосторожности может облегчить отрицательные воздействия стресса и нервного напряжения на ваш организм, ваше здоровье и благополучие.

2. Конфликты — фактор социального риска

Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания — конфликтологии. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.

Социальный конфликт — это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы — непосредственные участники конфликта. Которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2). Вторичные группы — стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт. Но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.

Предмет конфликта — это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

Большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила — это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

— физическую силу, включая технические средства, применяемые как инструмент насилия;

— информационно цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.;

— социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.);

— прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число сторонников, и т.д.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

2.1 Классификация конфликтов

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.

Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

2.2 Характеристика конфликтов

Несмотря на многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, его длительность и последствия.

Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

2.3 Последствия социального конфликта

Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой — являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Читайте также:  Здоровье женщины это важно

Конструктивный и деструктивный пути конфликта зависят от характеристик его предмета: размера, ригидности, централизованности, взаимоотношения с другими проблемами, уровня осознанности. Конфликт нарастает, если:

1. увеличиваются конкурирующие группы;

2. это конфликт по поводу принципов, прав или личностей;

3. разрешение конфликта образует значимый прецедент;

4. конфликт воспринимается как выигрышно-проигрышный;

5. взгляды и интересы партий не связаны;

6. конфликт плохо определен, неспецифичен, расплывчат.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность

2.4 Социальные конфликты в современном обществе

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест — это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как : митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

3. Формирование у детей культуры межличностного общения — важная задача народного образования

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать национальные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.

Культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей.

В практике работы педагоги все чаще применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей, должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности. Подростковый период является наиболее благоприятным для развития коммуникативных навыков и формирования их на более высоком уровне — межличностного взаимодействия и межнациональных отношений. В этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности и к вопросам иных культур; к общению за рамками ближайшего социума. Подростку трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно. Ведь как бы ни был изменчив мир — многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными.

1. Д.Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить» — М. ООО «САК», 1996

2. Н.Козлов «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день». — М.: Новая школа, 1996

3. В.В. Марнов. Основы ЗОЖ и профилактика болезней.- М.: ACADEMIA, 2001

4. С.В. Титов, Г.И, Шабаева Тематические игры по ОБЖ. Методические пособия для учителя.-М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003 (из серии «Игровые методы обучения»)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

реферат [170,4 K], добавлен 09.03.2017

Физическое здоровье как уровень мобилизации адаптационных резервов организма, его признаки, факторы риска. Влияние генетики, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни, вредных привычек на состояние здоровья людей.

презентация [825,8 K], добавлен 30.09.2013

Роль школы в ухудшении здоровья детей, основные причины: проблемы с адаптацией, стресс, глазные болезни, хирургическая, ЛОР и ортопедическая патологии (нарушение осанки, плоскостопие), загрязнённый воздух вокруг школ, отсутствие качественного питания.

реферат [19,0 K], добавлен 14.11.2011

Рассмотрение различных определений здоровья человека — отсутствие болезней: состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Формирование культуры здоровья. Навыки эксплуатации технических средств обучения и бытовых приборов с ЭМИ.

реферат [31,5 K], добавлен 13.12.2011

Факторы риска, которыми сопровождается влияние компьютера на организм человека. Вред: для зрения, для детей, иммунитета, мышц и костей, зависимость от виртуальной реальности. Условия, сводящие к минимуму пагубное влияние электромагнитного излучения.

реферат [37,2 K], добавлен 23.02.2011

Источник

Adblock
detector