Меню

Позитивное мышление как фактор психологического здоровья

Позитивное мышление как компонент психического здоровья (стр. 2 из 3)

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. В то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

Каждый человек в своей жизни испытывал хотя бы раз такие чувства как обида, стыд, разочарование, тоска и т.п. точно так же каждый человек абсолютно по – разному воспринимает эти ситуации: одни впадают в депрессию, другие наоборот – находят новые силы, цели, жизненные ориентиры. От чего это зависит? В современной психологии затронутый круг вопросов является частью проблемы саногенного, позитивного мышления. Термин «саногенное мышление» отражает решение внутренних проблем, характеризует направленность мышления, основной ролью которого является создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармония черт, согласие с собой и окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль своих потребностей. О. М. Орлов предлагает называть его «мышление, порождающим здоровье», а патогенное мышление – мышление, порождающее болезни.

Патогенное мышление вполне нормальное, но содержит такие яркие черты, которые способствуют напряжению психики, формированию реакции и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликт. А как следствие происходит ухудшение психического и соматического здоровья.

Черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности, такая непроизвольность воображения легко актуализирует отрицательные образы, которые сопровождаются отрицательными эмоциями.

2. Неумение прекратить процесс мышления. Структура патогенного мышления может быть представлена в следующем виде: размышление – переживание – закрепление образа – приобретение большой энергии чувств – накопление отрицательного опыта.

3. Отсутствие рефлексии, т.е. неумения посмотреть на себя со стороны.

4. Тенденция лелеять себя, сохранять обиду, ревность, стыд, страх.

5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоций, считая эмоции неподвластной частью характера, что приводит к стрессам, неврозам, страданиям.

6. Тенденция жить воспоминаниями.

7. Ожидание негативных событий, несчастий в будущем.

8. Тенденция прятать свое истинное лицо за масками, играют очень часто роли.

9. Избегание взаимной близости и отображение честных и откровенных отношений с окружающими людьми.

10. Неумение использовать свои интеллектуальные способности.

Обобщив наиболее яркие черты патогенного мышления, Ю. М. Орллов выделил следующие формы его проявления:

— патогенная психологическая защита (агрессия, страх, бегство в нереальный мир фантазий и т.п.)

— патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд)

— парадигма насильственного управления (ролевые ожидания, мщение, угрозы и т.п.)

Саногенное мышление способствует оздоровлению психики, снятия внутренней напряженности, устранению старых обид. Саногеннон мышление осознанно, произвольно.

Черты саногенного мышления:

1. Высокий уровень сосредоточения и концентрации внимания на размышлениях.

2. Знание природы конкретных психических состояний, нуждающихся в контроле.

3. Способность к рефлексии как умение рассматривать со стороны свои поступки, воспоминания.

Читайте также:  Рисовая вода для здоровья

4. Умение создавать для рефлексии благоприятный фон глубокого внутреннего покоя.

5. Достаточно высокий уровень общего кругозора и внутренней культуры человека. Прежде всего, необходимо понимание истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения , истории культуры, что является важнейшими предпосылками саногенного мышления.

6. Умения вовремя остановить процесс мышления.

7. Отсутствие привычки ожидать неприятностей или несчастий в будущем.

Из всех перечисленных черт центральным является тезис о значении общего кругозора и внутренней культуры человека. Каждый человек должен быть уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не культурными стереотипами.

Еще один вид мышления, близкий к саногенному, направленный на формирование психологического здоровья – позитивное мышление, характеризующееся позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние и панику, искать положительные стороны жизни.

Некоторые люди позволяют препятствиям управлять свои разумом до такой степени, что становятся доминирующим фактором в их мышлении. Научившись выбрасывать их из своего разума, отказавшись ментально содействовать им, люди смогут подняться над препятствиями, которые обычно заставляют их отступать. Таким образом, педагогу важно самому вырабатывать саногенное мышление и демонстрировать его образцы детям в ежедневном общении.

5. Соотношение психологической культуры и психологического здоровья.

Психологами часто используется понятие «психологического здоровья».

И. В. Дубровина видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие «психическое здоровье» относится прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а понятие «психологическое здоровье» — к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психолгический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. Психологическое здоровье предполагает психическое здоровье. Здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым и прочее. А. Маслоу выделил 2 составлящих психического здоровья: стремление людей быть всем, чем они могут – развивать весь свой потенциал через самоактуализацию; стремление к гуманистическим ценностям.

Психологическое здоровье детей имеет свои специфические особенности – полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, которое отличается от здоровья взрослого совокупностью новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Л. С. Колмогорова считает, что психическое и психологическое здоровье нельзя рассматривать как часть или целое, а как фундамент. Психическое здоровье является «фундаментом» для психологического здоровья. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психически нездоровый человек часто не осознает своего нездоровья и сам не может стать субъектом собственного психологического здоровья, сознательно создавать его. Психическое здоровье соотносится с понятием «психика», а психологическое – с психологией, т.е. наукой, знанием о здоровье и его применением. Поэтому то, что привнесено знанием, присвоенным культурным опытом в наше здоровье и будет создавать психологическое здоровье. Психологическое здоровье как феномен культуры всегда осознанно, произвольно и целенаправленно «выращивается», создается самим человеком. Он для этого прилагает усилия, приобщается к накопленному человеческому опыту, к культуре с помощью книг, других людей и т.д. Психологическое здоровье – результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. В этом плане, как считает Л. С. Колмогорова, понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятие «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредованно, зависит от «культурной рамки», в которой находится ребенок. При этом делается акцент на передачу взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роль взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития и становления их психического здоровья. Психологическая культура личности, являющаяся результатом ее воспитанности и обученности, является решающим фактором, определяющим ее психологическое здоровье.

Читайте также:  Бизнес план школы здоровья

Л. С. Колмогорова определяет общую психолгическую культуру так: это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации. Она включает грамотность, компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно – смысловую сферу ( стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.

Задача взрослых в семье, школе, обществе — помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком.

Источник

Как влияет позитивное мышление на здоровье?

Все мы знаем про эффект плацебо и все мы слышали многочисленные истории про чудесные невероятные случаи выздоровлений от смертельных заболеваний. Очень часто их связывают с непоколебимой верой в успех, с позитивным мышлением и в частности, с положительным настроем. Но так ли это на самом деле? Неужели вероятность выздроветь в самом деле может зависеть от настроя, ведь речь в данном случае идет о физиологических процессах? Если хотя бы какие-нибудь научные факты, которые подтверждают или опровергают эту теорию?

И снова мы рассмотрим эксперименты, которые проводили в разные годы талантливые исследователи.

Уже много лет назад Эллен Лангер и Джуди Роден работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице. Они решили проверить, как повлияет на стариков возможность воздействовать на различные события в их жизни. Очень согласуется с теорией беспомощности Селигмана, хотя эксперимент проводился задолго до этого.

Итак, они разделили дом на этажи. Обитатели первого этажа получили право выбора выбирать завтрак из двух вариантов, возможность сходить в кино по предварительной записи, а также выбрать себе цветок в горшке.

Обитателям второго этажа просто сообщили, что на завтрак будет один из установленных вариантов, кино – в определенный день, а цветок принесет медсестра и сама будет ухаживать за ним.

По сути, они получили все тоже самое, но без возможности хоть как-то влиять на эти незначительные события. Результаты оказались поразительными. Группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой, и в ней умерло меньше людей, чем в другой. Этот факт свидетельствовал, что выбор и возможность контроля над ситуацией могут спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать.

Основываясь на этом опыте, Мадлон Висинтейнер решила подтвердить этот эксперимент в лабораторных условиях и привила группе крыс несколько клеток саркомы. Опухоль была такого типа, который неизбежно приводит к смерти животного, если не отторгается его иммунной системой. Количество привитых клеток было выбрано таким образом, чтобы в нормальных условиях 50% крыс отторгли бы опухоль и выжили.

Читайте также:  Группа здоровья при заболеваниях крови

После этого она поделила крыс на три группы;
первой давали умеренный шок, которого можно было избежать,
второй — неизбежный шок,
а третьей — никакого шока не давали.

Эксперимент был организован идеально. Все физические параметры контролировались: сила и продолжительность шока; питание; условия проживания; размер опухоли. Единственное различие между тремя группами состояло в их психологическом состоянии. Первая группа ощущала приобретенную беспомощность; вторая владела ситуацией; третья, контрольная, была психологически неизменна. Если бы оказалось, что эти три группы отличались бы своей способностью отторгать опухоль, единственным действующим фактором могло оказаться психологическое состояние.

В течение месяца 50% крыс, не подвергавшихся шоку, умерли, а 50% — отторгли опухоль; это — обычное соотношение. У крыс, которые могли избегать шока, нажимая на клавишу, отторжение опухоли произошло у 70%. У беспомощных крыс, которые не могли избежать шока, отторжение произошло лишь у 27%.

Вот так Мадлон Висинтейнер стала первым человеком, который продемонстрировал, что психологическое состояние — приобретенная беспомощность — может вызывать рак.

Действительно ли надежда поддерживает жизнь? Действительно ли безнадежность и беспомощность способны убивать? Как в реальном, материальном мире могут срабатывать надежда и беспомощность? При помощи какого механизма столь эфемерное способно влиять на столь вещественное?

Третий вопрос — проблема терапии. Возможно ли, изменив способ мышления, свой стиль объяснения, улучшить свое здоровье и продлить жизнь?

Множество экспериментов утверждают, что приобретенная беспомощность (пессимизм) действует даже на клеточном уровне, делая имунную систему более пассивной. Это одна из причин, почему беспомощные крысы у Висинтейнер не могли отторгнуть опухоли, была связана с тем, что сама их иммунная защита ослабела под воздействием беспомощности. Что это означает с позиций стиля объяснения?

Оптимисты сопротивляются беспомощности. При неудачах они не склонны впадать в депрессию. Они не склонны легко сдаваться. На протяжении своей жизни оптимист реже приобретает беспомощность, чем пессимист. А чем меньше человек испытывает беспомощность, тем в лучшей форме находится его иммунная система.

Кроме того, пессимист верит, что болезнь носит постоянный, всеобъемлющий и персональный характер, и что бы он ни делал, это ни к чему не приведет.

В ходе обследования, которому на протяжении тридцати пяти лет подвергались сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты действительно бросают курить реже, чем оптимисты, а также чаще болеют. Таким образом, оптимисты, склонные брать свою судьбу в собственные руки, с большей вероятностью занимаются профилактикой и лечением своих заболеваний.

Ну и конечно, чем больше плохих событий переживает человек, тем больше он болеет.

Кто, как вы думаете, встречается в жизни с большим количеством плохих событий? Пессимисты. Поскольку они более пассивны, меньше шансов, что они сделают что-либо, чтобы их избежать или остановить, если они уже начались.

Другие исследования касались рака молочной железы. В Англии наблюдали за шестьюдесятью девятью женщинами в течение пяти лет. Среди тех, у кого не было рецидива, преобладали женщины с «бойцовским духом»; летальный исход и рецидивы преобладали у тех, кто беспомощно смирился и опустил руки перед диагнозом.

Конечно, если пациент уже при смерти, маловероятно, что позитивный настрой ему поможет выздороветь. Но в остальных случаях он дает большую вероятность, что это произойдет.

Источник

Adblock
detector