Программа «Уроки здоровья»
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Программа «Уроки здоровья» разработаны для обучающихся 7-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_zdorovya_dlya_7-9_klassov.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»
Составлено: Потаев П.С.
воспитателем I категории
В процессе обучения и воспитания в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьников с ОВЗ необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение школьников с ОВЗ бережному отношению к своему здоровью, начиная с 1 класса – актуальная задача современного образования. Предлагаемая программа «Уроки здоровья» нацелена на формирование у ребёнка с ОВЗ ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Программа « Уроки здоровья» должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся с ОВЗ, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Программа «Уроки здоровья» рассчитана на учащихся 8,9 классов с ограниченными возможностями здоровья VIIII вида и предназначена для работы в системе специального ( коррекционного) начального образования.
Цели и задачи программы:
- Формирование у школьников с ОВЗ мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
- Развитие познавательной активности школьников с ОВЗ, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
- Воспитание у школьников с ОВЗ потребностей к здоровому образу жизни
При решении задач обучения, развития и воспитания, учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
В реализации программы участвуют обучающиеся 7, 8, 9 классов
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 час в неделю.
1 год обучения- 34 часа;
2 год обучения- 34 часа;
3 год обучения- 34 часа;
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы – 12 человек.
- Занятия в классе и в природе.
- Уроки – путешествия.
- Уроки – КВН.
- Праздники.
- Игры.
- Викторины.
- Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует педагог в своей работе. «Уроки здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся с ОВЗ, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др. Программа содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинги, валеологический самоанализ, оздоровительные минутки: упражнения для коррекции осанки, зрения, плоскостопия, дыхательные упражнения). Для активизации познавательной деятельности программой предусмотрено наполнить содержание занятий игровыми сюжетами.
Результативность работы по программе «Уроки здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Воспитатель должен найти нужный тон в общении с воспитанниками, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
В данной программе имеются 6 направлений:
- Человек и его здоровье.
- Познай себя.
- Рациональная организация жизнедеятельности.
- Гигиена.
- Иммунитет
- Безопасность жизнедеятельности.
Тематическое планирование «Уроков здоровья»
Источник
Пояснительная записка по дополнительному образованию «Урок здоровья» 1-2 классы
специалист в области арт-терапии
Адаптированная программа дополнительного образования «Урок здоровья» составлена на основе программы Н. Рудина и О. Сазонова «Урок здоровья».
Среди причин, которые привели к плачевному состоянию здоровье наших детей, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях, недостаточное освещение рабочих мест, загруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Цели и задачи программы.
Цель — сформировать доминанту на здоровый образ, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей.
Дать знания из различных областей науки о человеке, физиологии, гигиене.
Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни
Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.
Формировать у ребёнка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Программа рассчитана на учащихся 8-10 лет. Занятия проводятся по 2 часа в неделю и делятся на теоретические и практические.
1-й год обучения.
2-ой год обучения.
Вводное занятие. Ромашка здоровья. Игра.
Как я устроен (строение человека). Путешествие в тайну моего рождения. Дневник здоровья «Я родился». Волшебная клеточка (клеточное строение живого организма). Рыцарь в латах (скелет). Дневник здоровья «Я взрослею и расту». Резиновые двигатели (мышцы). Пещера-скороварка (желудок). Дневник здоровья «Моё любимое блюдо». Мышца, работающая как насос (сердце). Виноградное дерево с поющим корнем (лёгкие). Дневник здоровья «Мои любимые запахи».
Уроки Мойдодыра. Забота о коже. Мыло и микробы. Забота о глазах. Уход за ушами. Дневник здоровья «Я взрослею и расту». Подвижные и развивающие игры.
Уроки Знайки. Здоровье. Что это такое? Признаки болезни, признаки здоровья. Наследственные заболевания (анкета). Почему и как ремонтируется мой организм.
Твоя надежда, опора и защита (скелет). Для чего нужен скелет, суставы, связки? Что предаёт скелету прочность и твёрдость. Дневник здоровья «Правила тренировки мышц».
Зачем человек ест. Путешествие по пищеварительному тоннелю (ролевая игра). Что значит правильно питаться. Для чего едят растения (вегетарианство). Дневник здоровья «Кто придумал жевательную резинку».
Органы чувств. Чудесное яблоко. Строение и работа глаза. Что защищает глаза. Болезни глаз. Кому нужны очки? Соблюдение правил гигиены при чтении. Гимнастика для глаз. Мой любимый цвет (творческое задание).
Самая быстрая улитка (уши). Строение и работа слухового аппарата.. Болезни уха и их причины. Как беречь свои уши. Гимнастика для ушей.
Удивительный тоннель с двумя подъездами. Наружный и внутренний нос. Профилактика насморка. Гигиена носа. История носового платка.
Наш нежный скафандр (кожа). Строение и функции кожи. Кожа – броня организма, орган осязания. Что было бы, если бы кожа не чувствовала боли? Игра «Угадай меня».
Биологические часы. Биологические часы у растений и животных. Процессы, происходящие в организме в течение суток. Снижение температуры тела, восстановление сил, дыхание и сердцебиение. «Совы», «жаворонки», «голуби». Продолжительность жизни живых организмов. Режим дня.
Органы пищеварения. Конвейер наоборот: белки, жиры, углеводы, витамины, для чего они необходимы. Почему в желудке бывают язвы. «Любимая» болезнь курильщика. Когда бывает «острый» живот. Аппендицит. Как помогают пищеварению поджелудочная железа и печень? Признаки пищевого отравления.
Органы дыхания. Нос, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Что такое придаточные пазухи? Искусственное дыхание. Виды спорта, развивающие лёгкие.
Мой главнокомандующий – мозг. Что умеет мозг? Как он устроен? Нервная система: нервные телеграфисты. Память – величайшая способность мозга. Правши и левши. Враги головного мозга. Стресс и способы выхода из него. Волшебник — сон. Как спят животные? Как готовиться ко сну?
Дневник здоровья «Когда я стану взрослым».
Учащиеся должны знать:
по каким законам ребёнок появляется на свет (в этот мир);
о событиях предшествующих его появлению;
о клеточном строении всех живых организмов;
о строении своего тела;
о том, что полезно и что вредно позвоночнику;
о полезных и вредных для растущего организма продуктах;
о правилах личной гигиены;
об опасности вредных привычек.
Безруких М., Филиппова Т. Разговор о правильном питании. – М. 199г.
Баранова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Медицина. – М.: РАСТ, 1998г.
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С.-ПБ., 1997г.
Парлез Л. и др. Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья: 5. Учебник для 1-3 классов. – М.: Просвещение, 1992.
Источник
Пояснительная записка курса «Школа здоровья»
специалист в области арт-терапии
Рабочая программа курса «Школа здоровья» для 4 класса разработана на основе:
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;
— требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
— программы формирования универсальных учебных действий;
— авторской программы: курса «Здоровье», под редакцией д.м.н. В.Н.Касаткина;
— годового учебного календарного графика на 2014-2015учебный год;
— учебного плана МБОУ СОШ № 9;
— требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.
I . Пояснительная записка
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по шести направлениям. Все эти направления реализуют требования ФГОС. Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний.
Курс кружка «Школа здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Формирование знаний учащихся в области современных достижений гигиены, санитарии и здоровья, посредством познания окружающего мира с самим собой.
— научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
— формировать осознанное отношение к своему здоровью;
— уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
— использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
— помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;
— сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
— дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
— сформировать представление об основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах;
— уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций.
— воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;
— научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье;
— сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
II . Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Школа здоровья» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира – с самим собой. Рассказывает о его анатомии и некоторых физиологических свойствах, затрагивающие эмоциональные стороны восприятия мира.
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Создание единого «человекоцентрического» предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.
Сохранение и укрепление здоровья — это важнейшие составляющие работы педаго-га. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение ум-ственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. При организации работы кружка должны:
• учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся.
• совершенствоваться двигательная активность детей: это физминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортивном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
III. Место предмета в базисном учебном плане.
Занятия проводятся в начальной школе в рамках дополнительного образования, 1 раз в неделю, всего предполагается 34 часа в год.
Раздел 1. Самопознание;
Раздел 2. Школа здорового питания;
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
Раздел 4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами;
Раздел 5. Безопасность детей на дорогах;
Раздел 6. Поведение в экстремальных ситуациях.
IV. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Самопознание;
— Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
— Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи — семья. Правила семейного общения. Права ребёнка
в семье. Правила групповой деятельности.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.
— Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.
— Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.
— Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.
— Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения
— Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.
-Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.
— Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.
— Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.
— Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.
Рассказать о субъективных признаках своей усталости.
— Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать.
Раздел 2 . Школа здорового питания
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма
пищи в разных странах. Правила поведения за столом.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.
— Уметь пользоваться столовыми приборами.
Обработка пищевых продуктов перед употреблением.
Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.
Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.
Умение мыть посуду и столовые приборы.
Раздел 3 . Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
Гигиена полости рта, ослепительная улыбка на всю жизнь
— Знать, зачем человеку нужен рот и что в нем находится
— знать правила ухода за зубами
— знать основные заболевания десен и
— Уметь правильно чистить зубы.
— соблюдать основные правила личной гигиены полости рта.
— Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.
— Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильно-го выбора одежды и обуви.
— Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
Гигиена труда и отдыха
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.
— Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного.
— Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.
Профилактика инфекционных заболеваний
— Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микро-миром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.
— Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от бо-лезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
— Представление об активной защите — иммунитете.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.
— Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным чело-веком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).
— Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.
Раздел 4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Уметь избегать ситуации пассивного курения.
— Понимать, что алкоголизм и наркомании — трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находит¬ся человек в состоянии алкогольного или наркотического опьяне¬ния.
— Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приемов.
Выбор медицинских услуг
Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посе-щение врача. Больница, показания для госпитализации.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и меди¬цинским сестрам, как к людям, которые помогают сохранить здо¬ровье.
— Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения.
— Знать, зачем детей госпитализируют.
Обращение с лекарственными препаратами
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, про-верять срок годности перед употребле¬нием, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).
Раздел 5. Безопасность детей на дорогах
Безопасное поведение на дорогах
Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.
— Иметь навык наблюдения.
— Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу».
— Иметь навык переключения на самоконтроль.
Бытовой и уличный травматизм
Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опас-ность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Ожидаемые результаты (ученик может).
— Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.
— Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.
— Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. — — Уметь обесточить электроприбор.
— Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособления¬ми.
— Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
— Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.
— Принимать неотложные меры при укусе животного, насеко¬мого, змей.
Раздел 6. Поведение в экстремальных ситуациях
Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.
Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи:01,02,03,04,
службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по са¬моспасению».
— Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
— Знать способы тушения огня.
— Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.
— Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незна¬комого человека кажется опасным.
Источник