Меню

Повышение уровня психического здоровья родителей

Советы психологов для улучшения психического и эмоционального здоровья

Что такое психическое или эмоциональное здоровье?

Психическое или эмоциональное здоровье является показателем вашего психологического благополучия. Насколько хорошее это здоровье вы можем судить по тому, с каким настроением вы проживаем свой день, как чувствуете себя, какие у вас отношения с окружающими, как быстро вы впадаете в хандру и депрессию и как много смысла и радости есть в вашей жизни.

Хорошее психическое здоровье — это не только отсутствие проблем с психическим здоровьем, такие как депрессия или беспокойство. Скорее это психическая устойчивость к жизненным проблемам, неудачам, стрессам.

Хорошее психическое здоровье – это умение и в стрессовой ситуации находить правильные решения и «держать удар», умение строить прочные отношения, и оправляться от неудач.

Проблемы психического и эмоционального здоровья часто возникают, когда ваша нервная система перенесла большое количество стресса.

Почему же мы иногда не желаем решать наши проблемы в области психического здоровья?

Любой человек может страдать от психических или эмоциональных проблем с окружающими. Статистика показывает, что ежегодно каждому пятому требуется помощь профессионального психолога или психотерапевта. А плохое настроение или депрессия «накрывают» практически каждого.

Несмотря на появляющиеся проблемы психического здоровья: эмоциональные срывы, агрессия, депрессивное поведение — многие из нас не делают никаких усилий, чтобы улучшить свою ситуацию. Кто-то пьет таблетки, кто-то начинает «самолечение» алкоголем и тому подобным.

Мы пребываем в надежде, что другие этого не замечают. Но наши эмоциональные проблемы всегда влияют на тех, кто вокруг нас, особенно когда мы срываемся в ярости или отчаянии, демонстрируем чувство безнадежности и беспомощности.

Наше нежелание решать свои проблемы в области психического здоровья связано с различными причинами.

В некоторых семьях, психические и эмоциональные проблемы воспринимаются несерьезными, временными. Они рассматриваются как признак слабости или каким-то образом как недостаток вашей личности — плохо воспитан и т.п.

Люди с сильным характером, волевые, стараются не показывать свои эмоциональные и психические проблемы. Предпочитают, мужчины особенно часто, спрятать свои чувства, чем обратиться за помощью.

Многие люди думают, что, если они решат обратиться за помощью, вариантом лечения будут только лекарства (которые могут иметь нежелательный побочный эффект) или терапия (которая может быть длительной и дорогостоящей).

Истина заключается в том, что, независимо от ваших проблем, есть вещи, которые вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить психическое и эмоциональное благополучие. И вы можете начать делать их сегодня!

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Это простые и доступные каждому методы улучшения психического и эмоционального здоровья, повышения психической устойчивости, которые помогут жить и наслаждаться каждым днем вашей жизни:

1.Общайтесь

Человек существо социальное и не может жить в изоляции.

Потому создавайте позитивные личные связи: любой человек, который вас выслушает и постарается понять. Иногда нам надо просто выговориться. Не копите и не носите в себе свои проблемы.

  1. Сохраняйте физическую активность

Помните, старая поговорка «В здоровом теле — здоровый дух». Занимайтесь тем, что вам приносит удовольствие – йога, теннис, рыбалка, танцы и пр. Чем больше физической активности, тем реже эмоциональные срывы.

  1. Справляйтесь со стрессом
Читайте также:  Формирование у подростка культуры сохранения собственного здоровья

Вспомните, что вам доставляет наибольшее удовольствие: запах кофе, прогулки в лесу, фотоискусство, любимый исполнитель? Как только на вас нахлынет депрессия, отложите все срочные дела и займитесь чем-то, что вам доставляет удовольствие.

  1. Следите за своим питанием

Пищевые продукты, которые неблагоприятно влияют на настроение

Транс-жиры или продукты с «частично гидрогенизированным маслом»

Пища с высоким содержанием химических консервантов или гормонов

Рафинированные углеводы (такие, как белый рис или изделия из белой муки)

Продукты, которые повышают настроение

Жирная рыба, богата Омега-3, такие как лосось, сельдь, макрель, анчоусы, сардины, тунец

Орехи, такие как грецкие орехи, миндаль, кешью, арахис

Зелень, такие как шпинат, капуста, брюссельская капуста

Свежие фрукты, такие как черника

  1. 5. Будьте щедрыми и полезными другим людям

Оказывается, отдавая что-либо, мы запускаем психологический механизм самоуважения, тем самым укрепляя свое эмоциональное и психологическое здоровье. Отдавайте искренне, не ожидая благодарности. Она придет обязательно, возможно не сразу.

  1. Укрепляйте свое психическое здоровье

Полноценный 8-часовой сон

Прогулки на природе, особенно в солнечную погоду

Находите красоту в окружающем мире, просто поднимите голову и посмотрите вокруг.

Заведите домашнее животное. Ухаживая за ним, вы полюбите его, и оно ответит вам взаимностью.

Находите маленькие удовольствия каждый день: смешной рассказ, хороший фильм, вкусная еда, разговор с любимым человеком.

Жизнь прекрасна, чтобы ее тратить на тоску и отчаяние.

Источник

Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 29.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Мурманска №151

Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

  1. Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции
  2. Адекватные возрасту уровень зрелости личностных сфер — эмоционально волевой и познавательной
  3. Адаптивность в микросоциальных отношениях
  4. Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и т.д. [4]

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности.

Одним из направлений моей деятельности является работа по обеспечению эмоционального благополучия всех участников педагогического процесса.

Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Это связано с тем, что первоклассниками теперь стали шестилетние дети. И они, как бы ни была упрощена учебная программа, могут оказаться в состоянии психоэмоционального напряжения из-за физической неподготовленности к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки учителя, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде.

Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.

В связи с этим одной из главных задач в своей работе считаю обеспечение благоприятного эмоционального климата всего педагогического процесса.

Для реализации данной задачи в своей работе использую следующие психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.

Элементы сказкотерапии — способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне.

Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку, способы решения конкретной проблемы.

Сказка дает общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках.

Сказка более информативна, чем обычная речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами дети, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.

Игровые технологии . Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к совместной деятельности.

Выделяются четыре группы целей игровых технологий:

Воспитывающие — воспитание самостоятельности, воли; формирование мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества;

Дидактические — расширение кругозора, применение 3УН в практической деятельности; развитие умений и навыков;

Развивающие — развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации учения;

Социализирующие — приобщение к нормам и ценностям общества; стрессовый контроль, обучение общению и др.

Тренинг как метод психологического воздействия — новая форма взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой. Совокупность самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью. Тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы . [2]

Технология консультативного сопровождения. Важным аспектом моей деятельности является организация сотрудничества с семьями воспитанников : консультации, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, практические рекомендации с целью повышения психологических знаний родителей и вовлечения их в педагогический процесс. Необходима в работе подборку консультаций и памяток для родителей.

Все мероприятия необходимо проводить с обеспечением дифференцированного и индивидуального подхода к детям, с учётом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, стимулируя индивидуальные возможности каждого ребёнка, детской самостоятельности.

Работа с родителями на примере тренинга детско-родительских отношений «Вместе с мамой»

«Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности» — Дружинин В.Н.

Для профилактики эмоциональных перегрузок с воспитанниками и родителями в нашем детском саду проводятся тренинговые занятия по оптимизации детско-родительских отношений в период подготовки к школе (рабочая программа «Вместе с мамой») по программе Марковской И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» и циклу занятий Лютовой-Робертс Е.К. «Вместе с мамой».

Данная программа разработана для того, чтобы родители научились лучше понимать своих детей, и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы. Как разговаривать с ребенком, если у него возникли проблемы в школе? Как ему помочь в усвоении программы, не теряя доверительных отношений с ним? Как стать более терпеливым и внимательным по отношению к его трудностям?

Многие вопросы из перечня, которые задаются родителям, касаются наших желаний, нереализованных возможностей, представлений об идеальном существовании. Далеко не всегда родители хорошо знают об истинных чаяниях и желаниях своих детей. Обмен собственными ответами на вопросы не только способствует знакомству родителей друг с другом, но и побуждает их к самоанализу.

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе.

  1. развитие коммуникативных склонностей ребенка;
  2. развитие познавательных процессов и креативности ребенка;
  3. развитие произвольной сферы ребенка;
  4. обучение родителей приемам развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей ребенка в игровой форме.

Требования к проведению: Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок—родитель) было не менее 3 (6 человек) и не более 8 (16 человек). Оптимальное число участников — 5-7 семейных диад (10-14 человек).

Для занятий необходимы мягкие игрушки, небольшой мяч, колокольчик, карандаши, бумага, магнитофон, большой ковер или большой стол, за которым смогли бы разместиться все участники группы.

Данный цикл рассчитан на старших дошкольников. Занятия проводятся раз в неделю в течении двух месяцев (10 занятий), с учетом интересов детей и запроса родителей. Продолжительность одного занятия — полтора часа.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

  1. возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;
  2. увеличение заинтересованности в специальных упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей;
  3. повышение уровня активности участников занятий, проявляющейся в желании создавать новые игры или модифицировать старые;
  4. повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Источник

Adblock
detector