Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста
статья на тему
Что такое «психическое» здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_usloviya_sohr._fiz_psih_zdorovya.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Условия сохранения физического и психического здоровья детей в детском саду»
МДОУ ЦРР – д\с № 11
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране, одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости при внутренней социальной незрелости. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессовых факторов не только не уменьшается, но и существенно увеличивается.
Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой стороны обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни.
Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями.
Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими
Психическое здоровье детей имеет свою специфику.
Для того, чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В.Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. И.В.Дубровина утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально- личностными особенностями.
Влияние факторов среды.
Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверх стимуляции ребенка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становится и взаимоотношения с отцом. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:
а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.п.;
б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.
Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:
— подает ребенку пример отношений с матерью;
— выступает прообразом внешнего мира. То есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;
— является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной готовностью к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.
Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребностей в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.
Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.
Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у всех положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).
Влияние факторов среды
1. Семейные неблагоприятные факторы:
— неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий);
-нарушение правил семейного воспитания;
— проблемный характер семьи (антипедагогическая, аморальная, кризисная, конфликтная и др.)
2. Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями:
— не налажена взаимосвязь с педагогом;
— конфликтные отношения со сверстниками.
Источник
«Пищевое поведение у детей, или как сохранить детское здоровье»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevoe_povedenie.docx | 19.63 КБ |
pishchevoe_povedenie_u_detey_ili_kak_sohranit_detskoe_zdorove.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
«Пищевое поведение у детей, или как сохранить детское здоровье»
Проблемы оздоровления детей в соответствии с ФГОС требуют воспитания более высокого уровня культуры людей и детей, в частности, в области формирования здорового образа жизни, повышения ответственности каждого человека за свои действия.
Организация работы в ДОУ по образовательной области «Здоровье» в соответствии с ФГОС включает в себя работу с детьми и тесное сотрудничество с родителями, как непосредственными участниками образовательного процесса, по приобретению опыта в становлении ценностей здорового образа жизни и овладение его элементарными правилами и нормами. В этом направлении в нашем саду организована программа «Разговор о правильном питании».
Я хочу вам рассказать, как современные родители все чаще и чаще, нарушают пищевое поведение своих детей, нанося колоссальный вред их здоровью.
Пищевое поведение — это все компоненты поведения ребенка, которые присутствуют в нормальном процессе приема пищи. Пищевое поведение — это из разряда — дышать, ходить, думать. В проблемах нарушения пищевого поведения детей — всегда виноваты взрослые. Нам часто свойственно делать то, что удобно не думая о последствиях. Что делать, чтобы дети были здоровы?
Нужно ли заставлять ребенка кушать?
Правильней перефразировать этот вопрос и спросить «МОЖНО ли заставлять ребенка кушать?» Ответ категоричный: нет, ни в коем случае. И связано это как с физиологией ребенка, так и с его психологией. Нарушая это правило, мама рискует нанести ущерб, как здоровью своего малыша, так и его психике. Причем этот ущерб напрямую зависит от степени закармливания.
Мать, если она хочет добра своему ребенку, должна кормить его исключительно тогда, когда у него возникает потребность в еде. И ни на минуту раньше. Даже когда ребенок ест точно по расписанию, обязательным условием приема пищи должен быть его собственный аппетит. Придерживайтесь простого правила: если ребенок не хочет есть — пусть не ест, даже пропускает прием пищи. Рано или поздно, голод появится у ребенка, и он примет столько пищи, сколько будет для него оптимально. Помните, что лучше недоесть, чем переесть. И никогда иначе.
Детей категорически нельзя заставлять или уговаривать поесть, если они этого не хотят. По мнению ученых, наши уговоры скушать лишнюю ложечку очень даже работают, но вот пользы крохам не приносят.
Так что же движет родителями, когда они пытаются заставить насильно есть? Боязнь, что дитя истощится? Многие считают, что сытость – это здоровье. Большую роль играет отношение к своему чаду как к достаточно неразумному существу, который без них не сможет осознать, что для него будет лучше. Мамы и папы думают, что уделяют мало внимания и ласки ребенку, вот почему они стараются компенсировать это навязчивой заботой о питании.
Для властных родителей, отказ дитя от еды воспринимается как форма протеста, нарушения порядка. Поэтому, они стараются настоять на своем.
Итак, как это может повлиять на здоровье малыша?
- Заставляя детей съедать определенную порцию, можно спровоцировать у них ожирение в более позднем возрасте. Ученые выяснили, что наиболее высокому риску появления лишнего веса подвержены те дети, которых родители в раннем детстве заставляли съедать все, что дадут. В результате такой практики ребенок теряет способность воспринимать сигналы организма о насыщении. Поэтому дети чаще переедают и набирают избыточный вес . Очень часто, дети, которых заставляют насильно есть, становятся агрессивными, упрямыми или плаксивыми. В подсознании у сына или дочери, даже спустя много лет, останется чувство того, что папа и мама способны совершить насилие, не принимая его потребности всерьез. И доверие в такой семье будет редкостью.
Кто сказал, что годовалый ребенок должен есть 350гр в один прием пищи? Он же человек! Он имеет право есть столько, сколько хочет. В жару некоторые дети вообще отказываются от еды. Даже взрослому советуют есть не более 200гр в 4-5 приемов пищи. Кто же сказал, что в ребенка надо впихнуть ужин любой ценой: танцы, пляски, планшет — все в ход пускаем. ДА, включают мультики, игры, устраивают театр! Что происходит в этот момент? Мозг перестает фиксировать удовольствие от еды, ему проще и быстрее получить радость от мультика. Ребенок ест на автомате, в подсознание не закладывается важность происходящего!
Не насилуйте детей едой. Не говорите ребенку этих шаблонных фраз: «Пока не съешь, не пойдем гулять», «Не съел суп — сидишь до вечера без игр». Позвольте себе стать мягче и включать разум . Любой организм регулирует сам свою потребность в пище.
Что делать? По порядку!
- Развлечения убирать, совсем, и сразу. Айпад или телевизор могут легко «сломаться»
- Кушать вместе с ребенком за столом! Создавая культуру потребления пищи.
- За едой ведем только спокойные разговоры, без ссор! Позитив в этом очень важен
- Установить правильный пищевой режим в семье. Не нужно заставлять ребенка есть точно по часам, но и сильно сбиваться с графика тоже не стоит
- Если ребенок не хочет кушать, смело пропускайте прием пищи, чтобы к следующему разу малыш хорошенько проголодался.
- Пища должна быть красивой, а трапеза должна быть интересной, сопровождаться приятными беседами за семейным столом.
- Еда должна быть здоровой, но заставлять ребенка есть откровенно невкусные пресные блюда тоже нельзя. Ищите золотую середину.
- Не показывайте малышу вкусные десерты, пока он не съест суп.
- Не накладывайте слишком много еды в тарелку ребенку, чтобы он выходил из-за стола немного голодным, или просил добавки – это тоже неплохо.
Ни в коем случае не заставляйте его доедать, пусть лучше оставить часть порции на тарелке – это здравый подход к питанию, и не нужно ребенка от него отучать. И возьмите пример с многодетных семей. Ведь дети там все съедают быстро и с немалым удовольствием. Потому что мамы и папы не создают ненужных проблем, у них и так достаточно других хлопот и забот, кроме того, чтобы заставлять детей есть.
У ребенка может снизиться аппетит при многих причинах: при резкой смене обстановки, во время болезни и в любых стрессовых ситуациях. Если заставить есть малыша в такие моменты, то можно значительно нанести вред его здоровью.
Если у Вас есть навязчивая идея кормить ребенка, невзирая на его желания, необходимо срочно понять себя, разобраться в себе. Возможно, это связанно с собственными застаревшими проблемами с едой, которые возникли у вас в глубоком детстве.
Проблема родителей— « Если ребенок сыт, краснощек, и упитан, я — хороший родитель».
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Вы можете просто быть хорошим родителем: убрать свой телефон, поцеловать, поиграть или поговорить с ребенком, и все равно — 5 месяцев ему или 18 лет!
Источник