Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья
В.Р. Кучма, С.Б. Соколова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Россия, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1
Анализ и систематизация данных, полученных в исследованиях «Поведение детей школьного возраста в отноше-нии здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children – HBSC), выявили основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья, среди российских школьников 11, 13 и 15 лет. Использовались данные международных отчетов обследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) за 1993, 1997, 2001, 2005, 2009, 2013 г. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непара-метрического анализа. Сравнивалась распространенность факторов риска между: 11-, 13- и 15-летними; мальчиками и девочками, в динамике лет, другими странами. Выявлены возрастные, гендерные особенности поведенческих факто-ров, влияющих на здоровье, распространенность их в динамике лет и в сравнении с зарубежными сверстниками. Многие рискованные формы поведения более распространены среди мальчиков. С 1993 г. можно отметить увеличение показателей, связанных с рискованным пове¬дением среди российских девочек. За последнее десятилетие наметились положительные тенденции в распространенности поведенческих факторов риска. Однако, по сравнению со сверстниками из большинства зарубежных стран, российские подростки более негативно воспринимают школьную среду, чаще оценивают свое здоровье как плохое, меньше удовлетворены своей жизнью, реже употребляют фрукты, меньше уделяют внимания гигиене полости рта, ведут малоподвижный образ жизни. Среди подростков младшей возрастной группы формы поведения, сопряженные с риском (табакокурение, употребление алкоголя, агрессивное поведение), более распространены. При создании программ по формированию здорового образа жизни следует учитывать возрастные, гендерные различия, тенденции в отношении поведен¬ческих факторов риска, меняющиеся с течением времени, которые можно объективно оценить с помощью международного опросника «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья».
Источник
«В.Р. Кучма, С.Б. Соколова ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА . »
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
НИИ ГИГИЕНЫ и ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ и ПОДРОСТКОВ
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ и УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ и ЗДОРОВЬЯ
В.Р. Кучма, С.Б. Соколова
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ,
ОПАСНОЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ
УДК 371.217.2:614.7(048.8) ББК 51.230 К 96 К 96 Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни. Монография. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 160 с.
Рецензенты:
академик РАН, профессор, д.м.н. А.Г. Сухарев член-корреспондент РАН, профессор, д.м.н. Н.А. Полунина Монография содержит современные данные о распространенности поведенческих факторов риска здоровью детей и подростков Российской Федерации, полученные в результате совместного с ВОЗ международного исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC)». Анализ дается в динамике 2002–2010 гг., а также в сравнении со странами Европы и Северной Америки.
Монография предназначена для педагогических, социальных, медицинских работников, врачей детских медицинских организаций, врачей и специалистов учреждений Роспотребнадзора, научных сотрудников в области социальной педиатрии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, членов соответствующих общественных организаций и движений, а также может быть полезна студентам, врачам-интернам, слушателям циклов дополнительного профессионального образования, руководителям, формирующим политику на разных уровнях государственной власти.
Рекомендована к печати Бюро Научного совета РАМН по гигиене и охране здоровья детей и подростков 12 декабря 2013 г. (протокол № 4).
Права на данное издание принадлежат авторам и Издателю ФГБНУ «Научный центр здоровья детей». Воспроизведение и распространение части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения Издателя ФГБНУ «Научный центр здоровья детей».
ISBN 5-94302-005-5 © Коллектив авторов, 2014 © ФГБНУ НЦЗД, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I
1.1. Цель. Материалы и метод
1.2. Проблемы формирования здорового образа жизни российских школьников
Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении 1.3.
здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children)
ЧАСТЬ II
2.1. Социальное окружение детей
2.2. Показатели здоровья детей
2.3. Формы поведения в отношении здоровья
2.4. Формы поведения, сопряженные с риском
2.5. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья..80
ЧАСТЬ III
3.1. Основы пропаганды и формирования здорового образа жизни среди обучающихся
3.2. Цели, принципы и задачи обеспечения здорового образа жизни среди обучающихся
3.3. Направления обеспечения пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся
3.4. Механизмы обеспечения здорового образа жизни среди обучающихся, ожидаемые результаты
Предисловие Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания всего общества. В настоящее время общепризнано влияние поведенческих факторов на развитие отклонений в состоянии здоровья детей и подростков.
Исследователями накоплен опыт изучения и оценки поведенческих факторов риска здоровью среди различных возрастно-половых групп. С 1993 г. в России эти исследования проводятся по единому протоколу, позволяющему сравнивать полученные результаты между различными группами детей, а также между странами.
Указом Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 г. утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, которая предписывает проведение ежегодного мониторинга качества жизни детей, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты; внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков; активизацию работы по психологическому тестированию обучающихся в образовательных организациях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, что позволит создать систему управления образом жизни детей и подростков.
Любой мониторинг предполагает анализ полученных результатов, сравнение данных с полученными ранее в различных регионах и странах.
В монографии представлены проблемы формирования здорового образа жизни российских школьников, анализ данных, полученных в ходе регулярных исследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»
(Health Behaviour in School-Aged Children [HBSC]). Анализ позволил представить динамику показателей социального окружения детей, здоровья детей, форм поведения в отношении здоровья, форм поведения, сопряженных с риском, а также основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. В заключительной части монографии представлены основы и направления обеспечения пропаганды и формирования здорового образа жизни среди обучающихся, а также цели, принципы, задачи, механизмы и ожидаемые результаты обеспечения здорового образа жизни среди обучающихся.
Монография предназначена для педагогических, социальных, медицинских работников, специалистов учреждений Роспотребнадзора, научных сотрудников в области социальной педиатрии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, членов соответствующих общественных организаций и движений.
Цель данной монографии состояла в анализе и предоставлении систематизированных данных распространенности показателей здоровья и социальных факторов среди российских мальчиков и девочек в возрасте 11, 13 и 15 лет в динамике лет.
Анализ предназначен для различных категорий пользователей, ответственных за разработку программ по укреплению здоровья и благополучия детей школьного возраста: это и лица, вырабатывающие политику на различных уровнях власти, и неправительственные организации, и специалисты в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, правосудие и организация досуга.
Лицам, вырабатывающим политику, необходимо работать с самой современной информацией о распространенности наиболее важных для здоровья типов поведения и ключевых показателей здоровья. Именно эти данные и занимают центральное место в монографии.
Материалы и методы. Объектом анализа явились данные исследований, взятых из международных отчетов обследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) за 1993–1994 гг., 1997–1998 гг., 2001–2002 гг., 2005–2006 гг., 2009–2010 гг. [7–11]. Публикации по обследованиям в рамках HBSC находятся на веб-сайте http://www.hbsc.org.
Целевой контингент анализа – российские мальчики и девочки в возрасте 11, 13 и 15 лет. Использовался метод сравнительного анализа.
Структура монографии. Монография состоит из трех частей. В первой части представлены проблемы формирования здорового образа жизни российских школьников и обзор исследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC).
Во второй части представлены показатели, которые были выбраны из международных отчетов программы «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» HBSC и входят в одну из четырех групп:
– показатели социального окружения детей;
– показатели здоровья и самочувствия, характеризующие уровни здоровья и благополучия на момент проведения обследования;
– показатели форм поведения детей в отношении здоровья;
– показатели форм поведения, сопряженные с риском.
Каждый показатель содержит:
– таблицу, демонстрирующую показатель в динамике лет с разбивкой по возрасту и полу, средним значениям показателя, местоположению РФ среди других стран;
– резюме описательных данных по распространенности показателя.
Часть 1 В заключении второй части представлены основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья.
Третья часть монографии содержит основы пропаганды и формирования здорового образа жизни среди обучающихся, цели, принципы, задачи, направления, механизмы обеспечения здорового образа жизни среди обучающихся и ожидаемые результаты.
1.2. Проблемы формирования здорового образа жизни российских школьников Курс на здоровый образ жизни и формирование у граждан здоровьесберегающего мировоззрения в настоящее время обозначен в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации.
В формировании здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.
У детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения).
Эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков можно, опираясь на знание реального образа жизни детей определенного пола, возраста, коллектива, для чего необходимо постоянно мониторировать распространенность среди детей факторов риска развития заболеваний и травматизма.
Более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Качество применения этих навыков с возрастом снижается.
Это находит полное понимание во всех эшелонах власти, и сегодня путь решения проблем образа жизни подрастающего поколения определяется государственной политикой, включающей:
– реализацию «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 г. № 761;
– работу образовательных организаций по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения;
– массовые коммуникации в сфере формирования здорового образа жизни;
– подготовку компетентных кадров в сфере формирования здорового образа жизни.
Поведение детей, опасное для здоровья:
современные тренды и формирование здорового образа жизни В Российской Федерации впервые Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является принятие нового документа – Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
При этом стратегия учитывает и предполагает решение основных проблем в сфере детства:
– недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
– высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях, существенно влияющий на образ жизни детей;
– неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
– нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
– отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно, в т. ч. в сфере здравоохранения.
Реализация Национальной стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети – участники реализации Национальной стратегии. Практически все эти направлению влияют на формирование здорового образа жизни.
Школьное здравоохранение призвано быть активно задействованным в двух направлениях:
– доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
– здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения.
Продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными.
Этими проблемами являются:
– дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
– отстающее от современных потребностей общества качество образования;
– несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
В Национальной стратегии констатируется, что низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
В связи с этим основными задачами в части гигиены и охраны здоровья детей являются:
– обеспечение развития способностей каждого ученика, доступности для каждого старшеклассника безопасного выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам, а также функциональным возможностям и состоянию здоровья;
– обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях;
– нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за безопасными условиями обучения, воспитания и социализации детей;
– обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей;
– расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам безопасной общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность;
– внедрение системы мониторинга образовательной среды, соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационнокомпьютерных средств в образовании детей;
– создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.
Поведение детей, опасное для здоровья:
современные тренды и формирование здорового образа жизни
Выполнение поставленных задач позволит обеспечить:
– организацию обучения и воспитания детей в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов;
– развитие материально-технической базы образовательных организаций, в том числе с использованием современных безопасных информационно-компьютерных технологий;
– расширение возможностей безопасного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;
– рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных организациях;
– увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
– сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением;
– создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома;
– сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
В ряде субъектов Российской Федерации недостаточно финансово обеспечены региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья детей; не соблюдаются права обучающихся в образовательных организациях на охрану и укрепление здоровья.
Подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.
Для решения указанных проблем необходимо:
– создание условий для здорового развития каждого ребенка, обеспечение доступа всех детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения;
– развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни;
– формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей;
– формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных организациях.
Мерами по созданию дружественного к ребенку здравоохранения являются:
– совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;
– внедрение эффективных организационных и медицинских технологий оказания медицинской помощи детям;
– развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье;
– развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам;
– проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;
– поддержка успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи;
– восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях;
– повышение ответственности персонала медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи детям.
В Стратегии определены меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Использование эффективной социальной рекламы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интернет, телефоны службы анонимного консультирования – важная составляющая этих мер.
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения, потребности в здоровом образе жизни и получение поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью, в современных условиях крайне необходимы.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями должно быть в зоне пешеходной доступности для детей и их родителей.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций также отвечает потребностям детей и их родителей.
Активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек, активное их взаимодействие с образовательными организациями могут существенным образом повлиять на ситуацию.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни – важный фактор формирования личности ребенка.
Поведение детей, опасное для здоровья:
современные тренды и формирование здорового образа жизни Проведение мониторинга качества жизни детей, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты; внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков; активизация работы по психологическому тестированию обучающихся в образовательных организациях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ позволят создать систему управления образом жизни детей и подростков.
В системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также для организации проведения психологическими службами образовательных организаций профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка требуется разработка современной системы мер профилактики, включая подготовку психологов.
Необходимо ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции, обеспечит здоровый и активный досуг, в т. ч., проживающих в малых городах и сельской местности.
Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка – важные составляющие здорового образа жизни детей и подростков.
Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернеттехнологии, социальную рекламу, будет способствовать формированию культуры здорового питания.
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения и контроля за качественным горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях и организациях начального профессионального образования сегодня крайне необходимо.
Выполнение мероприятий Стратегии позволит обеспечить доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг.
Число детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества, должно существенно сократиться.
Доступная развитая сеть учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме онлайн, оказывающих помощь детям и подросткам, защитит детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех детей с учетом их индивидуальных потребностей, увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспечат естественную биологическую потребность детей в движении.
В связи с утверждением новых Федеральных государственных образовательных стандартов современная российская школа становится местом Часть 1 формирования здоровья школьников. Личностным результатом освоения основных образовательных программ стало формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Среди предметных результатов освоения образовательных программ есть умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья, показателей развития основных физических качеств. Новые образовательные стандарты требуют, чтобы программы образования содержали раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» [1, 2].
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
— пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
— формирование установки на использование здорового питания;
— использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
— применение рекомендуемого врачами режима дня;
— формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
— становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотиков и сильнодействующих веществ;
— формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Формированию ЗОЖ детей способствует деятельность образовательных организаций, входящих в Российскую сеть школ, содействующих укреплению здоровья [3, 4]. Необходимо распространение технологий школ, содействующих укреплению здоровья, на все образовательные организации.
Информирование детского населения о факторах риска для их здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия [5, 6]. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама, демонстрируемая в прайм-тайме на федеральных каналах телевидения. Информирование детского населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики этой группы населения, различающейся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни.
Поведение детей, опасное для здоровья:
современные тренды и формирование здорового образа жизни Повышение уровня информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и создание мотивации к ведению здорового образа жизни должны сопровождаться обеспечением соответствующих для этого условий. Эта задача может быть решена только на основе многоуровневого межведомственного взаимодействия.
Необходимо внедрение ежегодного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков в образовательных организациях, мониторинга оценки качества жизни детей, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.
1. 3. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»
(Health Behaviour in School-Aged Children) «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC)» – это совместное с ВОЗ международное исследование, проводимое во многих странах и регионах Восточной и Западной Европы, Азии и Северной Америки.
Международные отчеты, которые составляются научно-исследовательской сетью HBSC и издаются Европейским региональным бюро ВОЗ, предоставляют наиболее всестороннюю из существующих в мировом масштабе картин состояния здоровья и благополучия подростков.
Цель исследования HBSC состоит в том, чтобы, используя данные на национальном и международном уровнях:
– получить более полное представление о состоянии здоровья и благополучии молодого поколения;
– лучше понять социальные детерминанты здоровья;
– предоставить информацию для корректировки политики и практики с целью улучшения жизни подростков.
Исследования в рамках проекта HBSC проводятся каждые четыре года.
Данные собираются во всех участвующих в проекте странах и областях путем проведения исследований на базе школ с использованием общего протокола международного научного исследования.
Инструментом обследования является стандартная анкета, разработанная международной научно-исследовательской сетью. Анкета состоит из набора обязательных пунктов, которые каждая страна или область должны использовать для того, чтобы было легче собрать общую для всех совокупность одних и тех же данных.
Кроме того, для сбора данных по специфическим темам (например, сексуальное поведение) в вопросник включены факультативные пункты. Поэтому некоторые страны (например, Россия, США, Турция) исключают из вопросников пункты, касающиеся «деликатных» вопросов, добавляя собственные (Приложение 1).
В целевой контингент исследования входят молодые люди, посещающие школу, в возрасте 11, 13 и 15 лет.
Часть 1 Для проведения массовых социологических опросов учащиеся выбираются на основе использования групповой выборки, при которой начальной дискретной единицей является школьный класс или школа.
Рекомендованный минимальный размер выборки для каждой из трех возрастных групп – 1500 учащихся.
Анкетирование проводят специально обученные учителя, школьные медсестры и сотрудники НИИ.
Большинство стран и регионов стратифицируют свои выборки, чтобы обеспечить достаточно полный географический охват.
Проект исследований HBSC был инициирован в 1982 году тремя странами – Финляндией, Норвегией и Англией. Вскоре он был принят европейским бюро ВОЗ в качестве совместного международного исследования под эгидой ВОЗ.
Зимой 1983 года было выполнено первое обследование в 5 странах.
С того времени число участвующих в нем научно-исследовательских групп увеличилось за счет присоединения новых стран и регионов (Приложение 2). В четвертом обследовании, которое состоялось в 1993 году, впервые принимала участие Россия.
Пилотажное обследование по программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» было проведено в 1990 году Санкт-Петербургским НИИ физической культуры. В 1992 году Институт стал ассоциативным членом программы, представляющим Россию, и принял участие в международном обследовании 1993 года. В международных исследованиях HBSC 1993–1994 гг. принимали участие 2 региона город Санкт-Петербург и Ленинградская область, в 1997–1998 гг. – 4 региона, в 2001–2002гг. – 12 регионов (Приложение 3).
По своему содержанию и аспектам изучения проблем здоровья и поведения, связанного со здоровьем школьников, диапазон приоритетов постоянно расширяется. Во время первых обследований анализировались показатели, характеризующие курение среди школьников, уровень физической активности и некоторые психосоциальные аспекты здоровья. В дальнейшем сформировались дополнительные сферы: пищевые привычки, травматизм, сексуальное поведение, социальные различия и др. (Приложение 4). Последние два отчета составляют более 60 показателей, включенных в 4 блока: «социальное окружение» (семья, сверстники, школа), «показатели здоровья» (самооценка здоровья, травмы, требующие медицинского вмешательства, вес тела), «формы поведения в отношении здоровья» (пищевое поведение, гигиена полости рта, энерготраты);
«формы поведения, сопряженные с риском» (табакокурение, потребление алкоголя и конопли, сексуальное поведение, агрессивное поведение).
Большинство результатов систематизируются по географическому положению (страны и области Европы и Северной Америки); возрасту (11, 13, 15 лет);
полу (мальчики, девочки); социально-экономическому статусу (Приложение 5).
ЧАСТЬ II
2.1. Социальное окружение детей (школа, сверстники) ШКОЛА В период школьного обучения приоритетной средой обитания для детей и подростков, где они проводят значительную часть времени, являются образовательные организации. С этой точки зрения школа рассматривается как ресурс укрепления здоровья или как фактор риска для здоровья молодых людей [12].
Эмоциональное отношение ребенка к школе определяет степень его успешности не только как ученика, но и как личности в целом. По теории самоопределения, существуют три базовые психологические потребности – компетентность, самостоятельность и социальные связи и взаимоотношения, которые должны удовлетворяться для обеспечения оптимального благополучия [13, 14].
В рассматриваемой в данном разделе школьной проблематике компетентность представлена восприятием школьниками своих учебных достижений, самостоятельность – восприятием школьной нагрузки, а социальные связи
– восприятием поддержки со стороны одноклассников, при этом общее благоприятное отношение к школе является залогом формирования оптимального благополучия. Более того, все эти четыре аспекта пересекаются друг с другом [15, 16, 17]. Например, учащимся, которые испытывают высокий уровень школьной нагрузки, школа, вероятно, будет нравиться меньше, особенно если они не получают высоких оценок или не ощущают поддержки сверстников.
По всем странам и областям Европы и Северной Америки, принимающим участие в исследованиях HBSC, с возрастом восприятие подростками различных аспектов школьной жизни ухудшается, при этом школа нравится все меньше, свои учебные достижения все реже воспринимаются как успешные и несколько менее оптимистично воспринимается поддержка со стороны одноклассников, тогда как уровень школьной нагрузки, по мнению учащихся, повышается. Таким образом, в период с 11 до 15 лет наблюдается систематическая закономерность, которая состоит в том, что школа все в большей степени перестает отвечать базовым психологическим потребностям учащихся [11]. Что сказывается отрицательно не только на их обучении, но также и на широком ряде аспектов, не относящихся к учебе, таких как здоровье, поведение в отношении здоровья и благополучие [18–21].
Часть 2
Позитивное отношение к школе Измерение Подросткам задавался вопрос о том, как в настоящее время они относятся к школе. Варианты ответов: «очень нравится»; «немного нравится»; «не очень нравится»; «совсем не нравится». Представленные в Таблице 2.1 данные отражают долю респондентов, которым школа очень нравится.
Результаты По сравнению с 11-летними российскими учащимися 15-летние реже сообщали о том, что школа им нравится: доля 11-летних мальчиков составляла 17–24%, девочек – 29–33%, в 15 лет соответственно 12–20% и 13–21%.
Девочки 11 лет чаще, чем мальчики, сообщают, что им «очень нравится школа», разница с течение лет уменьшалась и составляла в 1997–1998 гг. 11%, в 2001–2002 гг. – 8%, в 2005–2006 гг. – 7% и в 2009–2010 гг. – 5%.
С 1997–1998 гг. по 2009–2010 гг. происходит увеличение на 6% у мальчиков и 11% у девочек среди 13-летних и на 6% и 7% среди 15-летних доли подростков, которым нравится школа.
Учащимся России 11 лет школа нравится меньше, чем большинству их зарубежных сверстников (РФ находится в нижней части списка стран, принимающих участие в исследованиях HBSC). Доля 11-летних российских школьников, которым очень нравится школа, меньше на одну треть по сравнению со средней величиной.
М Д М Д М Д М Д М Д М Д
1997- 22 33 30 39 18 16 17 17 24 20 13 15 14 18 19 2001- 17 25 30 38 30 12 14 17 22 29 12 13 15 17 24 2005- 24 31 33 43 33 17 17 22 27 32 15 14 18 22 27 2009- 24 29 35 45 34 22 28 23 30 20 20 21 20 25 19 Принимало участие в исследовании 28 стран Принимало участие в исследовании 35 стран Принимала участие в исследовании 41 страна Принимало участие в исследовании 39 стран
Поведение детей, опасное для здоровья:
современные тренды и формирование здорового образа жизни Восприятие успешности своей школьной деятельности Измерение Подросткам был задан вопрос о том, что, по их мнению, их классный учитель (учителя) думает (думают) относительно того, как обстоят их дела с учебой в сравнении с одноклассниками. Варианты ответов варьировались от «очень хорошо» до «ниже среднего». Представленные в Таблице 2.2 данные отражают долю респондентов, назвавших свои школьные успехи либо «очень хорошими», либо «хорошими».
Результаты В 2005–2010 гг. по мере взросления представления о своих учебных достижения как хороших, как среди мальчиков, так и среди девочек РФ, становится значительно менее распространенным: у мальчиков – на 5–6%, у девочек – на 6–10%.
В отчетах 2001–2002 гг. и 2005–2006 гг. девочки чаще сообщают о высокой самооценке своей успеваемости: разница составляла в 11 лет 7–11%, в 13 лет 6–9%, в 15 лет 6–8%.
Доля подростков РФ, считающих свои школьные успехи хорошими или очень хорошими, в динамике лет увеличивается у мальчиков 11 лет на 14%, 13 лет – 16%, 15 лет – 9% у девочек 11 лет – 7%,13 лет – 10%.
Подростки РФ реже считают свои школьные успехи хорошими или очень хорошими, по сравнению со сверстниками из других стран. Доля 11-летних российских школьников, считающих свою успеваемость высокой, меньше на одну треть по сравнению со средним значением.
М Д М Д М Д М Д М Д М Д
2001- 42 53 66 72 34 38 47 56 62 33 41 49 50 56 26 2005- 59 66 70 77 35 51 57 60 66 30 54 60 53 59 18 2009- 56 60 71 77 39 54 57 60 66 29 50 50 54 60 26 Принимало участие в исследовании 35 стран Принимала участие в исследовании 41 страна
Ощущение тяжести школьной нагрузки Измерение Подросткам был задан вопрос о том, насколько трудной им кажется школьная работа, которую они должны выполнять. Варианты ответов варьировались от «очень трудной» до «нисколько не трудной». Представленные в Таблице 2.3 данные отражают долю учащихся, которым учебные задания казались «очень трудными» или «довольно трудными».
Результаты С возрастом ощущение тяжести школьной нагрузки приобретает большую распространенность, что наиболее выражено у девочек. В 11 лет доля мальчиков, ощущающих тяжесть школьной нагрузки, составляет 22–28%, девочек 23–27%, в 13 лет, соответственно, 30–35% и 32–36%, в 15 лет возрастает до 32–34% и 36–40%.
В 11 лет различия между мальчиками и девочками РФ были незначительны, тогда как к 15 годам больший процент девочек (36–40%) сообщали о тяжести школьной нагрузки по сравнению с мальчиками (32–34%).
С 2001–2002 гг. по 2009–2010 гг. доля 11-летних мальчиков и девочек, которые ощущают тяжесть школьной нагрузки, увеличивалась, соответственно, на 6% и 4%.
Треть подростков России ощущают школьные нагрузки как очень и довольно трудные.
М Д М Д М Д М Д М Д М Д
2001- 22 23 27 23 18 32 34 34 32 17 34 40 41 48 22 2005- 28 26 24 27 19 35 36 35 38 24 32 36 40 49 31 2009- 28 27 25 21 10 30 32 33 34 20 32 38 37 46 25 Принимало участие в исследовании 35 стран Принимала участие в исследовании 41 страна Принимало участие в исследовании 39 стран
Поведение детей, опасное для здоровья:
современные тренды и формирование здорового образа жизни Поддержка одноклассников Измерение Подросткам предложили выразить свое согласие или несогласие с утверждением: «Большинство учеников в моем классе добры и отзывчивы». Варианты ответов варьировались от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Представленные в Таблице 2.4 данные отражают долю респондентов, которые либо согласны, либо полностью согласны с данным утверждением.
Результаты Четких возрастных и гендерных закономерностей у подростков РФ не выявляется.
Доли подростков, которые считают своих одноклассников отзывчивыми и добрыми, увеличилась у мальчиков 11 лет и 13 лет на 20%, 15 лет – на 14% и у девочек 11 лет на 16%, в 13 лет – на 17%, 15 лет на – 23% с 1993–1994 гг. по 2009– 2010 гг.
Российские школьники значительно реже считают своих одноклассников добрыми и отзывчивыми (40–64%), чем их сверстники из большинства других стран (средние значения колеблются в пределах 49–73%). РФ находится в нижней части списка стран, принимающих участие в исследованиях HBSC.
М Д М Д М Д М Д М Д М Д
1993- 41 43 57 60 23 40 41 51 56 22 48 41 51 55 19 1997- 53 55 62 63 22 41 44 54 57 23 46 46 49 57 20 2001- 49 51 70 72 35 44 41 61 62 33 46 42 58 60 33 2005- 55 57 69 71 33 53 49 62 63 33 58 54 61 63 28 2009- 61 59 71 73 36 60 58 65 66 28 62 64 65 66 24 Принимало участие в исследовании 24 страны Принимало участие в исследовании 27 стран Принимало участие в исследовании 35 стран Принимала участие в исследовании 41 страна
СВЕРСТНИКИ
Значительное место в формировании высокого качества жизни современных подростков занимают взаимоотношения с друзьями. Взаимное влияние подростков в формировании образа жизни особенно значительно в подростковый и юношеский период онтогенеза и может быть направлено как на формирование здорового поведения, так и на формирование вредных привычек и пристрастий, вплоть до саморазрушения [22, 23, 24].
За последнее десятилетие распространенность общения по электронным средствам связи (ЭСС) среди юного поколения возросла, что является отражением происходящих в обществе процессов в целом [25]. Контакты по ЭСС позволяют мальчикам и девочкам установить и поддерживать личные взаимоотношения, которые формируют реальные и виртуальные связи. Общение с использованием ЭСС также может оказывать неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье, особенно в плане снижения уровней физической активности и «кибербуллинга», но следует отметить, что такого рода общение представляет собой важную новую среду, роль которой в укреплении здоровья требует серьезного внимания [26, 27].
Проведение вечеров с друзьями Измерение Подросткам был задан вопрос о том, сколько вечеров в неделю они обычно проводят с друзьями вне дома. Варианты ответов варьировались от «0» до «7»
вечеров. Представленные в Таблице 2.5 данные отражают долю респондентов, которые проводят четыре вечера в неделю или более со своими друзьями вне дома.
Результаты Школьники РФ более старших возрастов чаще проводят вечера со своими сверстниками вне дома: в 11 лет – 37–44%, в 13 лет – 42–51%, в 15 лет – 48–57%.
Российские подростки чаще проводят свои вечера с друзьями вне дома (37–57%) по сравнению с большинством сверстников из других стран (средние значения колеблются в пределах 18–34%). РФ входит в десятку «стран-лидеров»
по количеству подростков, которые проводят свои вечера с друзьями вне дома.
Общение с использованием электронных средств связи Измерение Подросткам был задан вопрос о том, как часто они общаются со своим другом (друзьями) по телефону, посылают им текстовые сообщения или контактируют по Интернету. Варианты ответов варьировались от «редко или никогда» до «ежедневно». Представленные в Таблице 2.6 данные отражают долю респондентов, которые общаются со своими друзьями с использование ЭСС ежедневно.
Результаты Распространенность использования ЭСС среди российских подростков от 11 до 15 лет возрастает у мальчиков на 5–10%, у девочек на 7–8%.
Поведение детей, опасное для здоровья:
современные тренды и формирование здорового образа жизни
М Д М Д М Д М Д М Д М Д
2001- 44 39 26 19 3 51 48 30 24 4 57 48 34 26 3 2005- 37 42 5 19 6 49 46 29 25 6 53 50 34 27 4 2009- 42 39 23 18 6 42 46 27 23 3 56 51 32 24 2 Принимало участие в исследовании 35 стран Принимала участие в исследовании 41 страна Принимало участие в исследовании 39 стран
М Д М Д М Д М Д М Д М Д
2001- 37 48 16 20 1 40 55 24 37 1 39 55 32 45 6 2005- 44 57 22 29 2 46 63 33 48 3 49 65 43 56 7 2009- 38 57 23 32 3 43 61 37 54 9 48 64 50 65 23 Принимало участие в исследовании 35 стран Принимало участие в исследовании 39 стран Принимало участие в исследовании 38 стран
2.2. Показатели здоровья детей (оценка собственного здоровья, травмы, требующие медицинского вмешательства, вес тела)
ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Здоровье молодых людей служит хорошим индикатором здоровья общества в целом.
Молодым людям в период их взросления приходится преодолевать самые различные трудности. Когда они здоровы – в физическом, эмоциональном и социальном смысле, – это помогает им успешно справляться с трудностями [28].
В данном разделе представлены субъективные показатели оценки здоровья, в связи с тем, что, во-первых, согласно принципу расширения прав и возможностей, описание здоровья молодых людей должно включать их собственные точки зрения и определения своего психического и физического благополучия.
Во-вторых, акцент на субъективное ощущение здоровья имеет более непосредственное отношение ко всей категории «молодые люди», чем стандартные показатели заболеваемости и смертности, потому что он включает всех молодых людей, а не только клинические подгруппы. В-третьих, с точки зрения последствий, субъективные показатели имеют вполне объективные поведенческие последствия. Субъективно ощущаемые молодыми людьми проблемы здоровья побуждают их искать медицинских советов и консультаций, принимать лекарства и пропускать занятия в школе.
Здесь представлены результаты трех показателей: самооценки своего здоровья, удовлетворенности жизнью и субъективных жалоб на здоровье.
Самооценка здоровья является субъективным показателем общего состояния здоровья и самочувствия. Оценка подростками своего состояния здоровья формируется на основе общего ощущения жизнедеятельности, включая как параметры физического, так и нефизического здоровья [11].
Показатель удовлетворенности жизнью используется для измерения общей оценки молодыми людьми качества своей жизни, является важным аспектом благополучия [29]. Он позволяет непосредственно оценить, насколько молодые люди способны адаптироваться к условиям среды и обладают навыками социализации [30]. Для молодых людей их социальные отношения с родителями и сверстниками входят в число наиболее важных соотносительных понятий удовлетворенности жизнью [31, 32, 33].
Жалобы на здоровье, в числе которых головная боль, боли в спине и психологические симптомы (нервозность или раздражительность), являются важным показателем уровня благополучия. Поскольку обычно одновременно возникают и те, и другие 10, они могут ложиться тяжелым бременем не только на индивидуума, но также и на систему оказания медицинской помощи.
Стрессовые ситуации приводят к эмоциональному и психологическому напряжению, что в свою очередь провоцирует возникновение частых жалоб [34, 35].
Поведение детей, опасное для здоровья:
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 001.016.01 НА БАЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР» ПО ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК аттестационное дело № _ решение диссертационного совета от 5 октября 2015 года №17 О присуждении Ахмедовой Патимат Гусейновне, гражданство Российской Федерации, ученой степени кандидата медицинских наук. Диссертация: наследственных нервно-мышечных «Эпидемиология заболеваний в Республике. »
«\ql Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ Документ предоставлен КонсультантПлюс (ред. от 01.12.2014) Дата сохранения: 27.08.2015 Об обязательном медицинском страховании в Российской Феде. 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ. »
«ВЕДЕНИЕ НОВОРОЖДЁННЫХ С РЕСПИРАТОРНЫМ ДИСТРЕСС СИНДРОМОМ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДЕНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ С РЕСПИРАТОРНЫМ ДИСТРЕСС-СИНДРОМОМ Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Н.Н. Володина Подготовлены: Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины совместно с Ассоциацией неонатологов Одобрены: Союзом педиатров России Авторский коллектив: Аверин Андрей Петрович, г. Челябинск Антонов Альберт Григорьевич г. Москва Байбарина Елена Николаевна, г. Москва Гребенников. »
«Краткие результаты проведенного в 2014 году анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по итогам 2012гг. в географических границах муниципальных районов и городских округов По данным участвующих в анализе территориальных органов ФАС России, в 2013 году на территории Российской Федерации1 насчитывалось 10107 хозяйствующих субъектов, владеющих 48474 аптечными организациями, что больше, чем в 2008 году на 1831 (на. »
«Документ предоставлен КонсультантПлюс 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 136-ФЗ, от 30.11.2011 N 369-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 01.12.2012 N 213-ФЗ, от 11.02.2013 N 5-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от. »
«Р.А. Аванесян, Н.Н. Седова МЕДИЦИНСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЕНТАЛЬНОЙ ИМПЛАНТОЛОГИИ Монография Москва УДК 613.314-77(075.8) ББК 56.6я73 А18 Рекомендовано к печати Ученым советом ГБУ «Волгоградский медицинский научный центр» Научный редактор С.В. Сирак, д-р мед. нук, проф. Аванесян Р.А. А18 Медицинские возможности и социальные риски дентальной имплантологии : монография / Р.А. Аванесян, Н.Н. Седова. — М. : РУСАЙНС, 2015. — 232 с. ISBN 978-5-4365-0529-9 DOI 10.15216/. »
«Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Северный государственный медицинский университет А.М. Вязьмин, Э.А. Мордовский Идеи М.В. Ломоносова и общественное здоровье Поморья в XVIII–XXI веках Под редакцией профессора А.Л. Санникова Монография Архангельск УДК 614.2 (470.1/.2+98) ББК 51.1 (235.1+211) В 99 Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАМН, зам. директора НИИ Общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова В.З. »
«29 ноября 2010 года N 326-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 136-ФЗ) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том. »
«29 ноября 2010 года N 326-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 136-ФЗ, от 30.11.2011 N 369-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие. »
«ДАЙДЖЕСТ УТРЕННИХ НОВОСТЕЙ 17.05.2015 НОВОСТИ КАЗАХСТАНА На остановках Астаны появились специальные информационные панно для пешеходов В Павлодаре открылся новый ипподром На юге Казахстана открыт современный медицинский комплекс НОВОСТИ СНГ Путин приравнял работу на оборонных заводах к альтернативной службе. 4 Путин и Медведев ознакомились с ходом создания детского центра в Сочи. 5 Порошенко обсудил задачи украинских представителей в подгруппах контактной группы по Донбассу Глава МИД Украины. »
«ВЕДЕНИЕ НОВОРОЖДЁННЫХ С РЕСПИРАТОРНЫМ ДИСТРЕСС СИНДРОМОМ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДЕНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ С РЕСПИРАТОРНЫМ ДИСТРЕСС-СИНДРОМОМ Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Н.Н. Володина Подготовлены: Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины совместно с Ассоциацией неонатологов Одобрены: Союзом педиатров России Авторский коллектив: Аверин Андрей Петрович, г. Челябинск Антонов Альберт Григорьевич г. Москва Байбарина Елена Николаевна, г. Москва Гребенников. »
2016 www.os.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Научные публикации»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник