Меню

Потребности витаминов связи с процессами роста

Глава 3. Потребность в витаминах

Количество витаминов, необходимых человеку, ничтожно мало по сравнению с потребностью в других составных частях пищи — белках, жирах, углеводах и выражается для одних витаминов в миллиграммах, для других — в граммах.

Потребность человека в витаминах зависит от возраста, пола, выполняемой работы, климатических условий, состояния организма (беременности и кормления грудью), коммунального обслуживания, характера питания и др.

Институт питания Академии медицинских наук разработал суточные нормы потребности в витаминах B1, B2, PP, B6 и C в зависимости от возраста, пола, выполняемой работы, для городов и сел с развитым и менее развитым коммунальным обслуживанием, а также при дополнительной физической нагрузке.

У женщин интенсивность обменных процессов меньшая, чем у мужчин, средний вес также ниже, чем у мужчин (60 кг у женщин, 70 кг у мужчин). Поэтому потребность в некоторых витаминах у женщин на 15% ниже, чем у мужчин того же возраста и выполняющих такую же работу.

Возраст также играет определенную роль в определении потребности. В период развития ребенка до юношеского возраста потребность в витаминах повышается. В старости ферментные системы организма изнашиваются, процесс всасывания и усвоения витаминов ухудшается. Поэтому пожилые и старые люди нуждаются в повышенных количествах витаминов. Это объясняется, по-видимому, необходимостью активизировать пониженный потенциал энергии стареющей клетки, для возбуждения которого нужны повышенные количества ферментов.

Изучение влияния комплекса некоторых витаминов и отдельных витаминов показало их положительное влияние на стареющий организм человека.

Потребность в ряде витаминов связана с энергетическими затратами организма и калорийностью питания. Разработаны нормы потребления витаминов применительно к четырем группам интенсивности труда. К первой группе отнесены лица, у которых работа или совсем не связана с физическим трудом, или связана с очень незначительной физической нагрузкой. Во вторую группу входят лица, занятые полностью механизированным трудом, а также трудом с небольшой физической нагрузкой в сфере обслуживания. К третьей группе отнесены лица, занятые механизированным трудом, а также в сфере обслуживания трудом, связанным со значительным физическим напряжением. В четвертую группу входят лица, занятые немеханизированным или частично механизированным трудом и трудом, связанным со средним и большим физическим напряжением. Укажем на примере витамина C, как изменяется потребность в нем у мужчин и женщин но группам интенсивности труда (табл. 1).


Таблица 1. Суточная потребность в витамине C (в мг) по группам интенсивности труда

Для изучения потребности в витамине C в условиях профессиональной вредности, воздействия промышленных химических веществ, высокой температуры воздуха, сильного шума и физической нагрузки было проведено следующее наблюдение. Тщательно исследовали две группы здоровых рабочих — одну, получавшую дополнительно 100 мг аскорбиновой кислоты (сверх витамина C, входившего в рацион питания), и другую, не получавшую этого витамина. Обнаружилось, что у рабочих, получавших дополнительно витамин C, утомляемость к концу дня по сравнению с обычной снизилась или стабилизировалась, а мышечная выносливость повысилась или также стабилизировалась. У рабочих же, не получавших дополнительно витамин C, к концу дня утомляемость повышалась и мышечная выносливость снижалась.

Другое наблюдение показало, что у летчиков, совершающих полеты на высотных скоростных самолетах, снижается выделение мочой витаминов B1, B2, B6 и C, что позволяет предположить повышенный расход их организмом. Наибольшая задержка этих витаминов в организме отмечена у летчиков-испытателей, меньшая — у летчиков, совершающих обычные полеты. Таким образом, при нервно-психическом напряжении потребность, в витаминах повышается. Поэтому различные виды деятельности, связанные с резким увеличением нервно-психического напряжения, повышают потребность в витаминах не меньше, чем интенсивный физический труд.

Читайте также:  Кисломолочный продукт какие витамины

Климатические условия также влияют на потребность в витаминах. В условиях холодного климата в районе Крайнего Севера при низкой температуре воздуха повышаются энергозатраты, что соответственно увеличивает потребность в витаминах на 30 — 60%.

В жарком климате потребность в витаминах также повышается.

Известное влияние на потребность в витаминах оказывает коммунальное обслуживание. Естественно, что в городах и селах с менее развитым коммунальным обслуживанием население затрачивает больше энергии на водоснабжение, отопление, приготовление пиши и транспорт, что повышает потребность в витаминах по сравнению с лицами, проживающими в условиях развитого коммунального обслуживания (водопровод, центральное отопление, газификация, транспорт).

Широкое развитие в нашей стране физкультуры и спорта так же ведет к дополнительной физической нагрузке, что повышает затраты энергии (до 200 калорий в сутки и более), а следовательно, и потребность в витаминах. У лиц зрелого возраста, занимающихся садоводством и огородничеством, что связано с дополнительной физической нагрузкой и увеличением энергозатрат, также повышается потребность в витаминах.

В нормах потребности в витаминах A и D предусматривается также дифференцирование потребности в них женщин в период беременности и кормления грудью (табл. 2).


Таблица 2. Потребность в витаминах A и D

Примечание. На Крайнем Севере для беременных и кормящих женщин эти нормы повышаются па 50%, а для детей витамина D — до 2000 м. е.

Для спортсменов, занимающихся усиленными тренировками, рекомендуемые нормы потребления ряда витаминов удваиваются.

Источник

Потребности витаминов связи с процессами роста

Витамин А (аксерофтол) имеет особое значение для растущего организма, поскольку он является истинным фактором роста, играет при этом важную роль в сотоя-нии иммунитета. Недостаточное содержание витамина А в пище ведет к отставанию в физическом развитии.
При недостатке в организме витамина D снижаются окислительно-восстановительные процессы. Многие исследователи полагают, что школьные кифозы, сколиозы, лордозы, плоскостопие представляют собой проявления позднего рахита.

Витамин В1 (тиамин) участвует в углеводном, белковом обмене, водном и жировом обмене.

Витамин В6 участвует в построении ферментов, регулирующих белковый (аминокислотный) обмен, оказывает положительное влияние на функцию центральной нервной системы. Он чаще по сравнению с другими витаминами способен синтезироваться в кишечнике. Проявлением недостаточности витамина В6 в пище подростков является, по-видимому, акне и себорея у подростков в период полового развития.

Важное значение в процессах роста организма имеет и парааминобензойная кислота, которая активирует образование и обмен каротина, каротипоидов, витамина А, обмен ненасыщенных жирных кислот, обладает антитиреотоксическим действием. При недостатке парааминобензойной кислоты в организме нарушается пигментообразование, задерживается рост, нарушается гормональная деятельность.

Суточная потребность подростков в витаминах

Физическое напряжение, длительные спортивные нагрузки, холод резко увеличивают потребность в ней, что важно учесть при составлении пищевого рациона для подростков во время спортивных соревновании и для работающих в условиях Заполярья.

Фолиевая кислота обладает антианемическими свойствами, является мощным стимулятором кроветворения. Фолиевая кислота участвует в синтезе аминокислот и нуклеиновых кислот, в обмене холена, в связи с чем она может рассматриваться как липотропный фактор.

Читайте также:  Как дать витамины для мейн куна

Минеральные вещества, как и белок, являются важным пластическим материалом. Минеральные соли представлены в организме в виде макро- и микроэлементов.

Суточное количество жидкости (включая пищу и питье) у подростков не должно превышать 1,5—2 л.
При правильном построении режима питания учитывается соответствующее распределение калорийности рациона в течение дня. По данным Института гигиены питания РАМН, наиболее целесообразным представляется следующее распределение рациона при разных режимах приема пищи.

Учитывается и объем принимаемой пищи в течение дня. От этого зависит чувство насыщения. Однако избыточные объемы пищи также нецелесообразны, так как могут нарушить нормальную функцию пищеварительных органов.

При напряженной умственной работе, особенно в период экзаменов; в структуру питания рекомендуется внести некоторые изменения.
Экспериментальными исследованиями установлено, что при умственной работе повышается потребление сахара мозговой тканью, повышается также белковый обмен, увеличиваются расходы жироподобных веществ в виде липоидов, увеличивается количество фосфатов, являющихся химическими агентами нервного возбуждения, наконец, резко увеличивается потребление витаминов. Одновременно умственная работа не вызывает больших сдвигов в общем расходе энергетических веществ, поэтому они не должны содержаться в большом количестве.

Калорийность суточного рациона должна быть в пределах до 3000 калорий за счет уменьшения углеводов. Однако необходимо увеличить прием в первую очередь рафинированных сахаристых и растительных жировых веществ. Количество белков при этом должно равняться обычной норме (около 100 г в сутки), но качественный состав их должен быть изменен за счет увеличения белков животного происхождения (главным образом за счет молочных продуктов). Целесообразно также включение в рацион овощей и фруктов в разнообразном ассортименте для обеспечения повышенной потребности организма в витаминах и минеральных веществах.

Источник

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности

Витамины и минеральные вещества (микро/макроэлементы) — обязательные компоненты питания растущего, постоянно изменяющегося, организма школьника. Их основные функции — регулирование физиологических и метаболических процессов, построение структурных компонентов организма, укрепление иммунитета.

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам, без которых организм существовать не может. Организм человека не синтезирует витамины и минеральные вещества и должен получать их с пищей, поэтому питание школьников должно быть достаточным, разнообразным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и в легкоусвояемой форме.

В период школьного времени на детей оказывается постоянная умственная нагрузка. Это время активного роста и процесс созревания физиологических и психологических сторон гармоничной личности и индивидуума. Поэтому, несмотря, на то, что общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, все же есть существенные различия. Потребность детей в витаминах по сравнению с суточными нормами для взрослых при расчете на 1 кг массы значительно выше.

Количество витаминов и микроэлементов, необходимое для употребления школьниками, определены суточными нормами. Если витамины поступают в организм в количествах, ниже суточной нормы, то развивается такие состояния, как гиповитаминоз или авитаминоз. Недостаточно «витаминизированная» пища может привести к отставанию в физическом и умственном развитии школьника. Дополнительный вклад в дефицит витаминов детских рационов вносит употребление большого количества рафинированной, калорийной пищи: белого хлеба, кондитерских изделий, некоторых жиров и т.д.

Читайте также:  Витамины при кисте яичника препараты

В подавляющем большинстве случаев возникновение авитаминозов и гиповитаминозов происходит в зимнее и весеннее время, характеризующимся недостаточным потреблением свежих овощей, фруктов, зелени, богатых витаминами С, Е, группы В, фолиевой кислотой, бетта-каротином, витамином Р и др.

Снижению содержания витаминов в продуктах способствуют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся и период интенсивного роста и развития у ребенка, и интенсивная нервно-психическая нагрузка (например, подготовка к экзаменам).

Минеральные вещества необходимы для роста и развития скелета. Они входят в состав клеток нервной ткани, многих ферментов, секретов, гормонов, участвуют в процессах обмена, поддерживают неизменным состав крови, придают крепость костям.

Приведем примеры симптомов авитаминозов вследствие нехватки некоторых витаминов и минеральных веществ:

• Рахит у детей, быстрая утрата стройной фигуры во взрослом состоянии, боли в костях – вот следствие неправильного питания, дефицита кальция в сочетании с витамином Д.

• Остеопороз — заболевание, возникающее при дефиците кальция и витамина Д. Заболевание приводит к размягчению костей, болям в суставах, судорогам. Для профилактики недостаточности кальция в рацион школьников необходимо включать: молоко и молочные продукты, рыбу — это здоровье костной системы, а морская рыба — это еще источник йода.

• С дефицитом витамина А значительно снижается острота зрения в сумерках, появляется сухость и высыпание на коже.

• Недостаток витамина С приводит к снижению иммунитета, вялости, болям в мышцах.

• Пеллагра связана с острой нехваткой в организме витамина РР — никотиновой кислоты. Ведущим симптомом этого заболевания является дерматит, осложненный трофическими язвами.

• Дефицит витамина К проявляется геморрагическим симптомом.

• Дефицит йода у младших школьников сопровождается нарушением возрастного развития, ростом заболеваемости, снижением успеваемости, ведет к психологическим срывам. В подростковом возрасте гормоны щитовидной железы играют чрезвычайно важную роль, так как обеспечивают созревание всех органов и систем. Поэтому потребность подростка в йоде существенно возрастает.

Витамины довольно неустойчивые соединения, велики их потери при приготовлении пищи. Витамины надо всячески щадить при приготовлении пищи, хранении продуктов, транспортировке.

Говоря о витаминной ценности детского питания путем увеличения потребления овощей и фруктов, нельзя забывать, что в них содержится далеко не все витамины. Овощи и фрукты богаты главным образом витамином С, каротином, фолиевой кислотой и биофлавоноидами (витамин Р). Всеми другими витаминами овощи фрукты бедны, и мы получаем их из продуктов животного происхождения.

Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих принципах:

• Рацион питания школьника должен быть разнообразным, сбалансированным, с обязательным включением большого количества овощей, фруктов, зелени.

• Рациональная кулинарная обработка продуктов, правильная транспортировка и условия хранения продуктов;

• Дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.

Указанные профилактические мероприятия существенно улучшат витаминное обеспечение и здоровье школьника.

Рациональное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.

Заботиться о правильном питании собственного ребенка—обязанность родителей.

Источник

Adblock
detector