Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов)
Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Основные категории жизнедеятельности:
· способность к самообслуживанию;
· способность к самостоятельному передвижению;
· способность к обучению;
· способность к трудовой деятельности;
· способность к ориентации во времени и в пространстве;
· способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);
· способность контролировать свое поведение.
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Инвалидность — социальный феномен, от которого не свободно ни одно общество. От нарушения трудоспособности, как говорится, не застрахован никто. Цивилизованное общество должно делать все возможное, чтобы люди с тяжелыми нарушениями здоровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые — обязанность общества, государства и законодательства. Весь вопрос в том, достаточно ли для этого наличных экономических ресурсов.
В немалой степени эффективность соответствующей политики зависит и от масштабов инвалидности в стране, которые обусловлены множеством факторов. Это состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах и вооруженных конфликтах и т. д. В России все перечисленные выше факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн чел. (около 7% населения) и продолжает расти.
Социальная уязвимость инвалидов как специфической группы населения отчетливо прослеживается по всем социальным показателям. В сравнении с остальным населением (неинвалидами) их доход в возрасте 20 лет и старше ниже в 1,7 раза, занятость в рабочих возрастах ниже в 5,5 раза, значительно ниже уровень образования, больше доля одиночек (проживающих отдельно), вдовых, разведенных (разошедшихся) и никогда не состоявших в браке.
Степень социальной ущемленности инвалида во многом зависит от возраста. Общая закономерность, зафиксированная последней переписью населения, социальное неравенство между инвалидами и остальным населением проявляется особенно отчетливо в 20—40 лет, затем постепенно ослабевает и в старших возрастах исчезает, а иной раз даже оборачивается некоторым преимуществом инвалидов.
Инвалидность — один из опосредующих механизмов социальной дифференциации смертности. Многочисленные исследования социального неравенства в смертности показывают, что уровень дожития социально уязвимых групп населения существенно ниже, особенно в допенсионных возрастах. Из исследований смертности хорошо известна «защитная» функция высокого образовательного ценза и состояния в браке.
С точки зрения брачного статуса, различия между инвалидами и остальным населением наиболее велики в молодых бракоспособных возрастах, а к старости исчезают. Не менее контрастны различия между инвалидами и неинвалидами по уровню образования. В возрасте от 20 до 40 лет доля лиц без образования — более чем в 200 раз, а доля лиц с начальным и неполным средним образованием среди инвалидов в 2 раза выше, чем среди неинвалидов. Неграмотные, как показывают материалы переписи, почти состоят из инвалидов. Тенденция к нивелированию различий с возрастом проявляется в образовании еще более четко, чем в брачном статусе. Разрыв в уровне доходов также максимален в трудоспособном возрасте (особенно в 20—39 лет), а начиная с 65 лет он уменьшается.
Постепенное ослабление социальной дифференциации инвалидности с возрастом может объясняться «селективным» эффектом и изменением гетерогенности населения. Раннюю инвалидность можно рассматривать и как причину, и как признак социального неблагополучия. В конкретных условиях России 1990-х гг. инвалидность в старших возрастах можно в какой-то степени рассматривать как адаптивное поведение.
Особенность российской селективности проявляется в доступности статуса инвалида, включая информированность о возможности получения инвалидности и выгодах, с этим связанных, доступности медучреждений.
Источник
Тема 3.1 Инвалидность как социальная проблема
1. Понятие, группы инвалидности.
2. Модели инвалидности.
3. Потребности инвалидов
4. Факторы отношения к жизни инвалида
Понятие, группы инвалидности
Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, психическими травмами и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности понимается как полная или частичная утрата лицами способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение и заниматься трудовой деятельностью.
Только в нашей стране широко используется термин «Инвалид». В развитых странах мира такие люди именуются как «лица с ограниченными возможностями». Это более гуманно по отношению к больным, так как подразумеваются возможность медицинской реабилитации, социальной адаптации. Какое бы определение не давали инвалидности, в любом случае требуется социальная защита.
Понятие инвалидности различается у взрослых и детей. Инвалидность взрослых – это стойкое снижение или утрата общей профессиональной трудоспособности из – за заболеваний или травм. У детей инвалидность нарушает развитие основных физиологических процессов, ограничивает познавательную, игровую деятельность, препятствует воспитанию, обучению, приобщению навыков.
Группы инвалидности
1. По возрасту — дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.
2. По происхождению инвалидности — инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
3. По степени трудоспособности — трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные и трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
4. По характеру заболевания инвалиды могут относится к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы социального обеспечения, трудоустройства и организации быта инвалидов, соответственно характер и направленность психологической помощи. Во всех случаях инвалидам должны помогать специальные социальные работники.
Приоритет помощи инвалидам по данным социологического опроса
Более 50% граждан считают, что в помощи больше всего нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди, живущие в домах для престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%), беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).
Проблемы инвалидности
1. Медицинский аспект – это анатомический дефект в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах. Дефект сопровождается выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
2. Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации (изоляции), дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьеров.
3. Психологический аспект отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, нарушения саморегуляции, дезадаптации, зависимость от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: выявление неуверенности, чувства безнадежности, обреченности, тревоги.
Психология инвалида рассматривает отношение человека к своему заболеванию, к его исходу. Психология раскрывает особенности отношения инвалида к семье, близким, общественно-трудовой деятельности, к окружающему миру, к среде. Психология выделяет своеобразие личности инвалида, его мотивации, готовность к социально-психологической реабилитации, эмоционально — дезадаптивные реакции, волевые особенности и специфика познавательных процессов.
Психология инвалида характеризуется: ощущениями физического порядка, представлениями о болезни; установлением определенных отношений к болезни и болезненным проявлениям, к факту наличия болезни, к тому, что его ждет, к тому, что могло бы ему помочь. У инвалида нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, а также появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми.
Возрастающие возможности медикаментозного, психотерапевтического лечения, требуют глубокого исследования психологии инвалидов, формирования умений правильно оценить динамику его отношения к инвалидности, готовности к социально-психологической реабилитации и активной жизнедеятельности. Все это во многом зависит от реагирования целостного организма и своеобразия личности инвалида. Для этого требуется усиление психологического влияния на инвалида, повышения эффективности оказания ему всесторонней помощи.
Модели инвалидности
1. Медицинская модель инвалидности.Рассматривает инвалида как проблему. Инвалиды должны сами адаптироваться в мире, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда их нужно отправить в какое-нибудь специальное заведение или организовывать дома специальные условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать.
На вопрос “Что делает человека инвалидом?” человек, смотрящий на мир через медицинскую модель, ответит: “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут ходить”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут слышать”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут видеть”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут говорить».
И в соответствии с этим формируются следующие шаблоны восприятия:
Инвалиды всегда больны. Инвалиды не попадают под определение нормы и поэтому: инвалиды не могут работать; инвалиды не могут посещать обычных школ; инвалиды не должны иметь детей; инвалиды являются иждивенцами и обузой.
Медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать. Именно поэтому общество организовывало специальные учреждения, принимало определенные законы и строило свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества.
2. Социальная модель инвалидностинаправлена на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно этой модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом, и это не имеет отношения к их нарушениям.
С точки зрения социальной модели именно общество делает инвалидами людей с физическими нарушениями. Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетаемой частью общества. Необходимо понять различия между физическими нарушениями и социальной ситуацией, называемой “Инвалидность». Нарушение – это полное или частичное отсутствие конечности, органа или функции тела, а инвалидность – это частичное или полное ограничение деятельности, вызванное организацией современного общества. Современное общество полностью или практически полностью не считается с людьми с физическими нарушениями и тем самым исключает их из участия в полноценной деятельности общества. Следовательно, физическая инвалидность является отдельной формой общественного угнетения.
Понимание инвалидности с этой стороны помогает инвалидам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или коммуникативные барьеры, не позволяющие им полноценно участвовать в жизни общества.
Таким образом, на тот же самый вопрос, заданный ранее, “Что делает человека инвалидом?”, человек, который рассматривает проблему в свете социальной модели, ответит: “Люди являются инвалидами из-за фактических барьеров в окружающей среде”. “Люди являются инвалидами из-за отсутствия доступа к информации и общению”. “Люди являются инвалидами из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы”. “Люди являются инвалидами из-за недоступного жилья, транспорта”. “Люди являются инвалидами из-за негативного отношения общества к людям с инвалидностью, из-за систематической дискриминации”.
Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако, эта модель говорит, что инвалидов нельзя рассматривать как объекты медицинского вмешательства. Что делает невозможным для них функционировать как другие люди, что делает их инвалидами? Не их нарушения, а скорее негативное отношение общества и способ организации общения.
Потребности инвалидов
Необходимо представить инвалидность не как проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с социальными барьерами, не позволяющими инвалидам активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация — следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.
Потребности инвалидов
1. Общие потребности — аналогичны нуждам остальных граждан.
2. Особые потребности — вызваны болезнью. Особые потребности представлены в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных бытовых условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке.
Инвалиды — особая социально-демографическая группа. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.
Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от помощи инвалидам в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.
Инвалиды, даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними. Предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.
Источник