Семья — главный источник и потенциал здоровья ребенка. Советы психолога в помощь воспитателю
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_-_glavnyy_istochnik_i_potentsial_zdorovya_rebenka.pptx | 278.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья – главный источник и потенциал здоровья ребенка Советы психолога в помощь воспитателю Педагог-психолог ДО «Березки» ГБОУ «Школа №827» Русакова Мария Сергеевна Первая квалификационная категория
Семья – первичный институт социализации ребенка, позволяющий ему получить базовые представления о себе и мире, в том числе и о здоровье О ткрытость новому опыту, в нушаемость и стремление к подражанию , позволяют ребенку легко усваивать правильные представления о здоровье
Но хватит ли для этого ресурсов семьи? материальных? эмоциональных? Главное в вопросах здоровья: — не давить на ребенка, использовать игровой момент, — обращаться к собственному примеру, — быть систематичным и доброжелательным
Может ли семья перестать быть источником здоровья ребенка? Семья оказывает на здоровье ребенка как положительное , так и отрицательное влияние Долг дошкольного учреждения – помочь семье не совершать ошибок, исправить их Самыми важными в этом являются проблемы психосоматических расстройств и семейного сценария
Психосоматические расстройства Психосоматические расстройства маскируются под настоящие болезни, но возникают от подавления негативных эмоций (мышечные спазмы, аллергия, температура и т. д.) Источник – стресс , особенно частый и непредсказуемый (ссоры в семье, бытовые проблемы и т.д.) Распознать психосоматический компонент и установить его причину – непросто даже взрослому Приступы могут повторяться
Психосоматическая болезнь Как инструмент? Как отреагирование ? Приступ приурочен к определенному событию Провоцирует яркие эмоции у родителя Маркер: часто встречается демонстративность в поведении ребенка и/или родителя Уменьшение частоты возникновения возможно и желательно Приступ возникает «без причины» ( отсроченно ) Родители озадачены, обескуражены Маркер: отсутствие у ребенка эмоциональных реакций на прошедший стресс Одна форма расстройства переходит в другую
Методы коррекции Определение и отделение психосоматического компонента болезни, коррекция лечения физиологического расстройства Снижение психоэмоциональных нагрузок (ритм жизни, режим, свежий воздух) Обсуждение (умеренное) имеющихся проблем и выражение ребенком своих эмоций У меньшение важности проблемы, задание положительной перспективы ее разрешения
Семейный сценарий Семейный сценарий – план жизни ребенка, в котором его неосознанно убеждают родители Родитель будет уверен в верности выбранного сценария, даже несмотря на нереалистичность и вредоносность этой идеи для ребенка Причина – в том, что родитель считает, что это нормально В сценарии могут скрываться : пренебрежение к здоровью или чрезмерный интерес к нему, в редные привычки, «зеленый свет» деструктивному поведению
Беседа с родителем ( б абушка, дедушка) – (мама, папа) – (ребенок) Родитель сожалеет о своем детстве Родитель гордится своим детством Мотив альтруизма: убедить родителя, что он может дать своему ребенку больше и избавить его от своих проблем со здоровьем и душевным благополучием Убедить родителя, что ребенок – другой , отличается от него и нуждается в ином пути развития. В прежних условиях он будет страдать
Самое главное – помнить, что психическое и физическое здоровье связаны неразрывно Только у семьи – самого близкого окружения ребенка – имеются наибольшие ресурсы для контроля этой хрупкой взаимосвязи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей,но и от условий жизни в семье,санитарной грамотности и гигиенической культуры населения,уровня развития здравоохранения и образования.соц.
«Здоровье ребенка.Советы по профилактике».
Краткие советы для родителей по ОБЖ и ЗОЖ.
Стендовое консультирование для родителей.
Приемы закаливания. Семейная спортивная эстафета.Физкультурно игровая среда. игры с родителями зимой.
Мини-лекторий для родителей.
Охрана здоровья ребенка: советы родителям.Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть.
Источник
Полноценное физическое развитие и здоровье детей
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения состояния физического, психического и социального здоровья детей, поэтому проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой, так как от уровня здоровья, образованности зависит трудовой потенциал страны в ближайшем будущем.
Поэтому первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения мы считаем охрану жизни и укрепление здоровья детей, их физическое развитие в процессе воспитания и обучения. На ее решение направлены усилия всего коллектива.
В связи с вышесказанным, мною, как заместителем заведующей по воспитательно-методической работе, были определены следующие направления в работе:
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- рациональная организация двигательного режима;
- систематизация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- совершенствование работы по развитию физических и нравственно-волевых качеств личности;
- решение физкультурно-оздоровительных и воспитательных задач в тесном взаимодействии медицинских работников, педагогов и семьи.
Основными принципами, которыми руководствуюсь в своей работе, являются:
- Принцип оздоровительной направленности. Педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, он обязан обеспечить рациональный двигательный режим, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиции здоровья каждого ребенка. При введении новшеств в педпроцесс следует помнить главное правило «Не навредить здоровью»;
- Принцип индивидуализации. Планируя работу, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: обеспечивается для каждого оптимальная физическая нагрузка и моторная плотность; индивидуальный темп двигательной активности и не допускается заорганизованности; идея индивидуализации учитывается и в составлении режима дня и при организации закаливания, в работе с детьми, имеющими недостатки в развитии или опережающими сверстников;
- Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания и оздоровления. Положительные результаты в оздоровлении дошкольника возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и семьи, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. В повседневной деятельности необходимо развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни включает в себя умение человека вести активный образ жизни.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на прогулке. Педагоги отдают предпочтение подвижным играм с небольшими группами дошкольников. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, углублению выдоха, улучшению дыхания в целом. В этих целях педагоги используют такие игры, как «Филин», «Лети, перышко», «Кошка и мышка», «Ваньки-встаньки», «Увернись» и др.
В ДОУ ежегодно планируются мероприятия по ЗОЖ. В ходе анализа мероприятий, организованных в МДОУ с воспитанниками был выявлен широкий спектр, проводимых с детьми организационных форм деятельности:
- занятия: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», сюжетное занятие «Озорные лягушата», «Будь осторожен с огнем», «Если в доме начался пожар», «Правила поведения при пожаре», «Правила уличного движения», «Обязанности пешеходов», «Хороший – плохой огонь», «Как ребенку не попасть к злому волку прямо в пасть», «Вечный двигатель», и т.д.
- театрализованная деятельность «Жили – были автомобили или автобол», настольный театр «Три сигнала светофора или опасные ситуации на улице и во дворе», театрализованное представление по правилам дорожного движения «Хочу водить машину», «Вкусное молоко» театрализованное представление для детей всех возрастных групп, «Праздник смеха», и др.
- спортивные развлечения спортивный праздник «Азбука безопасности», «Мы пожарные», «Зов джунглей», «Шел в лесу колючий ёжик».
- познавательно — музыкальная викторина — «Я знаю: это опасно!»
- целевые прогулки «Наблюдение за светофором», «Я – пешеход и пассажир»
- развлечения «Как мы боремся с огнем», развлечение на воде для младших групп «Веселые дельфины», «В мире музыки и танца» музыкальное развлечение – игра, «Посвящение в юные художники» праздник МУЗО + ИЗО
- выступление агитбригады «Пилигрим» «Движение без опасности».
С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными, уметь обслуживать и вести себя так, чтобы не причинять вреда себе и другим, с помощью взрослого ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую еду, быть чистым, следить за чистотой одежды и обуви, помещения и окружающей среды. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Непременным источником здоровья ребенка является также обеспечение определенного уровня валеологической грамотности детей, формирующих культуру здоровья и здорового образа жизни.
Говорят, именно в детстве человек получает основную базу знаний, именно в это время формируется система жизненных ценностей. С малых лет человек начинает, прежде всего, учиться ценить жизнь. Правда, учеба эта происходит большей частью в виде игры. Поэтому педагоги нашего ДОУ строят свою работу таким образом, чтобы детям было и интересно и поучительно. Так в ходе двухмесячника были проведены такие организованные формы работы как тематические акции «Путешествие в страну здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух», недели здоровья «Детский сад — наш общий дом, в нем здоровыми растем»
Цель тематических акций и недели здоровья:укрепления физического и психического здоровья детей, их развития и эмоционального благополучия, повышения естественной потребности ребенка в движении и воспитание привычки к здоровому образу жизни. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и оздоровления дошкольников.
Основные задачи
- Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать функциональные возможности детей, улучшать их работоспособность. Удовлетворять потребность детей в движении.
- Организовывать разнообразные формы работы с детьми, направленные на укрепление здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни. Помимо традиционных форм работы с детьми (занятия, беседы, дидактические и подвижные игры) используются и нетрадиционные: практические занятия, направленные на закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни; праздники направленные на формирование валеологических представлений и спортивные праздники.
- Внедрение активных форм работы по повышению культуры здоровья воспитанников, родителей, педагогов.
- Расширение информационного пространства по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
- Усиление роли специалистов образовательного учреждения в укреплении здоровья и воспитании привычки к здоровому образу жизни воспитанников и их родителей.
Тематическая акция «В здоровом теле – здоровый дух»
Источник
Потенциал здоровья детей это
В последние десятилетия заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой — с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний [6; 9].
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни [1; 5; 9].
В рамках формирования здорового образа жизни сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни [4; 8; 9].
Несмотря на проводимые государственные меры, отток высококвалифицированных кадров остаётся высоким, что затрудняет быстрое и качественное внедрение инновационных технологий в здравоохранение Приморского края, приоритет профилактических мер до сих пор не стоит во главе угла, т.к. медицина вынуждена в первую очередь решать вопросы неотложной помощи и помощи больным людям всех возрастных групп, как диагностические, так и терапевтические [2; 5; 6; 9]. Однако значительно повысить уровень здоровья населения можно только широко внедрив меры всех уровней профилактики, начиная от отдельного индивидуума и заканчивая регионом и страной в целом. При этом выделять отдельные возрастные группы, делая их приоритетными, всё равно что латать дыры на старом платье – образуются новые.
Дети составляют тот резерв страны, который в недалеком будущем станет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки. Поэтому проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения [1; 2; 5; 7; 9].
По данным Министерства здравоохранения России, более половины школьников – 53% — имеют ослабленное здоровье [2; 5; 7]. Наиболее существенное негативное влияние на показатели здоровья детей и подростков оказывают: прогрессирующий рост хронических форм соматической патологии, аллергических заболеваний, повышение частоты нервно-психических болезней, ухудшение состояния репродуктивной сферы, снижение физической активности, ухудшение качества питания, увеличение количества курящих и употребляющих алкогольные напитки подростков. При этом большая часть хронической патологии приобретается за время обучения в школе, особенно в первые годы, в том числе из-за чрезмерной интенсивности образовательного процесса: перегрузка учебного дня и учебной недели, повышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий; несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточное внимание к двигательной активности школьника. В дополнение к выше перечисленному культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на очень низком уровне [2; 4; 7; 9]. Сложившаяся ситуация требует поиска и внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий для детей и подростков.
В рамках вышеизложенного очевидно, что система формирования здоровья детей и подростков не может строиться без других возрастных групп, поскольку взаимосвязь между уровнем здоровья и, что очень важно, традиционных подходов к здоровью в семье и обществе тесно взаимосвязаны. Рассматривать здоровье отдельно взятого индивидуума вне семьи и социума с целью планирования мер профилактики является непродуктивным, так как невозможно сохранять, повышать и совершенствовать эффективно здоровье каждого без тесной взаимосвязи всех участников процесса жизнедеятельности человека.
Цель исследования
Разработать систему формирования здоровья детей и подростков в процессе их роста и развития.
Материал и методы
Исследование проведено в два этапа в рамках федеральной целевой программы «Региональные факторы и состояние здоровья детского населения Приморского края».
На первом этапе обследовано 626 детей и подростков Приморского края в возрасте от 4 до 17 лет, представленных тремя возрастными группами. Группу дошкольников составили 226 детей в возрасте от 4 до 6 лет, детей младшего и среднего школьного возраста (пятиклассников) – 224 человека, старшеклассников – 176 подростков. Проведена комплексная оценка здоровья (КОЗ) в каждой возрастной группе. Группу здоровья устанавливали в соответствии с приказами № 621 и N 1346н МЗ РФ [3]. На основании КОЗ все дети и подростки были разделены на три группы здоровья.
Очевидно, что здоровье подростка зависит от состояния здоровья дошкольника, дошкольника – от ребёнка раннего возраста и новорожденного, новорожденного – от состояния родителей, здоровье которых определяется потенциалом, полученным от их родителей, и особенностями пубертатного периода.
На втором этапе исследования, для более полного развития генетического и интеллектуального потенциала младенца через создание активной социокультурной среды в дородовый период, первой группой наблюдения нами выбрана семья, ожидающая ребенка, что способствует становлению контактов ребенок – мать — отец, интранатальному оздоровлению и развитию (54 семьи). Вторая группа – дети грудного возраста (60 человек), третья – дошкольники (126 человек), четвертая – младшие школьники и дети среднего школьного возраста (124 человек), пятая группа – подростки (123 человека). В результате — это непрерывная цепочка сохранения и развития здоровья человека: семья – новорождённый — дошкольник – школьник – подросток – семья. Исследования проведены в детских дошкольных учреждениях и школах г. Владивостока и Приморского края, в Центре культуры семьи «Планета детей». Для анализа эффективности разработанных нами воспитательных и оздоровительных мероприятий (по программе) в каждой группе наблюдения выделены основная (занимались по программе – ОГ) и контрольная (не занимались – КГ) подгруппы.
Статистическая обработка показателей комплексной оценки здоровья проводилась на ЭВМ IВМ (XТ) с использованием статистического пакета SAS. В итоге были получены основные статистические характеристики: для каждой группы – средние величины признаков (М) и относительные величины (Р), ошибки средних (±mМ) и относительных (±mР%) величин. На основе доверительного коэффициента t, используя число степеней свободы или число наблюдений, по таблицам Стьюдента-Фишера определяли коэффициент вероятности ошибки (достоверность) (Р) между двумя средними и относительными величинами. Степень вероятности безошибочного прогноза (р) соответствовала 95%, при критерии Стъюдента (t), равном 2 (Р
Источник