Меню

Потенциал здоровья человека это мощность жизненных сил человека телесной

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 4
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения

• медико-биологические основы здоровья человека;

• адаптация организма к среде обитания;

• общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека.

Ключевые понятия темы:

человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека.

На протяжении всей истории человечества ключевым вопросом мировоззрения был и остаётся вопрос: что есть человек? Современные исследователи изучают мировое культурное наследие, сохранившее разные подходы к пониманию сущности человека. Египетская культура, индийская и китайская философия, христианское религиозное учение, немецкая натурфилософия и современная антропология предлагают разнообразные концепции (идеи, теории, модели) рассмотрения феномена человек. Но и сегодня остаются не до конца познанными вопросы о сущности мира и человека в этом мире, о возможных путях эволюции человека как биологического вида на Земле.

Наука раскрывает тайны мозга человека, выявляет механизмы управления его сознанием и подсознанием, доказывает удивительную мудрость природы по устройству жизнедеятельности живой клетки. Современные учёные активно ведут работу по созданию искусственного интеллекта, биологических роботов и ищут ответ на вопрос: является ли интеллект индивида продуктом развития мозга или развитие интеллекта происходит через развёртывание заданной свыше программы, в которой мозг выполняет роль биологического приёмника, принимающего и раскодирующего информацию среды обитания (Н. II. Бехтерева, 2000)?

Наука и религия перестали враждовать и объединяются в исследовании эффективных духовных практик воспитания человеческого в человеке, развития его воли, силы психической энергии, направлении её на созидание гармонии внутреннего и внешнего мира.

Естественные науки медико-биологического профиля предлагают свое понимание сущности человека:

человек — сложная биосоциальная система высокоорганизованной живой материи, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого в процессе жизни;

человек — особь (индивид) биологического вида Человек разумный (Homo sapiens), который как живой организм является естественной частью природы, включён в природную связь явлений и подчиняется всем присущим ей законам: познанным и непознанным;

человек — единая организменная и личностная сущность. автономная открытая биосоциальная система, которая способна к воспроизводству и жизнедеятельности за счёт взаимообмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой обитания.

Индивид (лат. individuum — «неделимое») — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека — это индивидуальная характеристика жизнеспособности организма, отражающая его функциональные и адаптационные возможности жизнедеятельности в среде обитания. Медико-биологические показатели здоровья организма человека представляют собой комплекс характеристик систем: дыхательной, выделительной, кровеносной, нервной, репродуктивной.

Безопасность жизнедеятельности — это состояние среды обитания, при котором с определённой вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека (травмы, болезни, смерть).

Адаптация — это приспособляемость человека к изменениям условий жизнедеятельности. Начиная с момента рождения живого организма и до его гибели идёт процесс адаптации всех функциональных систем организма к непрерывно изменяющимся условиям окружающей среды. Под адаптацией понимают все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности живого организма, его способность к саморегуляции.

Саморегуляция осуществляется па основе «золотого правила безопасности жизнедеятельности» организма: любое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора является сигналом для немедленной мобилизации соответствующей функциональной системы (систем), которая восстанавливает необходимый приспособительный результат, корректирует его, создаёт новый.

Человек как часть человечества (этноса) развивается в социуме под влиянием культурно-исторических традиций, норм и правил сосуществования с другими людьми. Успешность жизни человека в обществе определяется возможностями его биологической и социальной адаптации.

Биологическая адаптация — совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности, выработанных в процессе длительного эволюционного развития вида (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Социальная адаптация — это совокупность освоенных индивидом способов успешного социального поведения и деятельности в разных сферах жизнедеятельности.

Биологическая адаптация в основном зависит от наследственности и условий жизнедеятельности. Социальная адаптация является результатом многочисленных воспитательных воздействий других людей и самого человека.

Человек осознаёт не всю сенсорную информацию. Большая часть процессов анализа, управления, самоуправления (саморегуляции) проходят па бессознательном уровне. Это даёт человеку возможность адаптироваться к самым разным условиям: природным, социальным, производственным. Именно адаптация обеспечивает жизнеспособность организма, витальный потенциал его здоровья в изменяющейся среде обитания.

Потенциал здоровья человека — это мощность жизненных сил человека: телесной и духовной составляющих (физиологии и психики). Потенциал здоровья обеспечивает иммунологическое сопротивление болезням, физиологическую стабильность функционирования организма (физическую норму), эмоциональную стабильность, навыки аффективного управления психическими функциями: волей, памятью, мышлением (психическая норма), адекватность проявления социальных обязанностей и потребностей (социальная норма).

Адаптационные возможности организма нуждаются в постоянной тренировке. Культура здорового образа жизни является значимым фактором созидания здоровья через приращение его витального потенциала.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете термин «человек»? Дайте своё определение.

2. Что понимают под адаптацией человека к среде обитания?

3. Что понимают специалисты под понятием «потенциал здоровья человека»?

4. Какую закономерность адаптации отражает «золотое правило безопасности жизнедеятельности» организма?

5. Какую пользу школьнику может принести знание теории адаптации?

6. Из дополнительных источников информации узнайте, есть ли существенные различия в показателях биохимического состава крови здорового школьника и здорового взрослого.

7. Выясните свою родословную, наследственную предрасположенность к заболеваниям, склонность к вредным привычкам, продумайте меры профилактики их проявления в вашей жизни.

Темы учебного исследования

1. Наш дом — Вселенная: проблемы выживания человечества.

Читайте также:  Задачи для определения групп здоровья

2. Долгожители Земли.

3. Будущее человечества: мнение учёных.

4. Проблемы социальной адаптации современного школьника.

Источник

Предназначение человека или его жизненный потенциал

Здравствуйте, друзья! Вас когда-нибудь волновал вопрос о том, почему у одних получается все, а у других ничего? Почему кто-то блистает на вершине таланта, а остальные прозябают в тени этого света? Возможно, вы слышали раньше о таком явлении как потенциал. Потенциал человека или потенциал личности – это его внутренняя сила, способность к развитию и увеличению собственных возможностей.

В философии определение человеческого потенциала связывают с возможностью или способностью. Т.е. какие у конкретной личности имеются возможности и способности для достижения цели. Но если исходить только из данного определения, то исключается развитие потенциала и право выбора. Следовательно, либо вы делаете только то, на что способны, либо вообще ничего. Это не совсем верно. Чтобы разобраться рассмотрите виды потенциала, способы его приумножения и раскрытия.

Виды и структура

Потенциал можно разделить на два вида: общий и персональный. Под общим понимается способность к развитию в целом, как индивида. Под персональным: уникальные возможности личности, развитие индивидуальности.

Также потенциал человека можно определить, как совокупность качеств личности, в которые входят:

  • Физический потенциал (под ним подразумевается генетическая предрасположенность к определенной деятельности, физические особенности);
  • Духовный (наличие духовных потребностей, способность к их реализации, смысл жизни);
  • Интеллектуальный (умственные возможности, а также талант);
  • Здоровье физическое, психологическое и душевное.

Фактически, потенциал – это запас. Вы можете годами откладывать в резерв определенные навыки, умения и наработки, но так и не дать своей личности максимально проявиться. Потенциальные способности не означают врожденную гениальность. Их можно увеличить, можно не осознавать, можно позволить им раскрыться, а для этого необходимо действовать.

Если потенциал определять только как схему «что я могу и хочу сейчас», то получается, что в дальнейшем это никогда не изменится. Но жизнь – это поток, и люди меняются в нем. Сегодня вы можете хотеть одно, а в следующем году другое, и если вы будете совершенствоваться в интересуемой области, то вы обязательно достигнете результатов.

Потенциалы личности здорового и успешного человека. Принципы психологической устойчивости.

Что является гарантированной опорой счастья, спокойствия и благополучия человека в любых жизненных ситуациях?

Это его психологическая устойчивость и внутренние потенциалы. Вот о них сегодня и пойдет речь.

Кроме того, в этой статье мы рассмотрим типичные особенности незрелого мышления, снижающего психологическую устойчивость. А также способы профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов, как необходимого условия для психологической устойчивости, а значит здоровья, успеха и счастья.

В психологии здоровья, всестороннего благополучия и, в целом, счастья человека выделены основные потенциалы человека, представляющеи из себя систему взаимосвязанных потенциалов, обеспечивающих целостное здоровье и успешность человека.

К этим потенциалам относятся: потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный, креативный и духовный потенциалы. Далее о каждом из них подробнее.

Способность человека совершенствовать свое мышление. Продуктивное решение жизненных проблем предполагает зрелое, т.е. реалистичное, системное, творческое, дивергентное мышление. Именно неадаптивное, незрелое мышление запускает механизмы усталости от жизни, депрессии, психосоматических заболеваний. С трудностями личностного роста, прежде всего, совершенствования мышления, связана и одна из основных причин депрессии. По мнению представителей когнитивной психологии, основой депрессии является когнитивная триада. Это — негативное представление о себе (неверие в свой потенциал и в свою успешность); негативное представление о мире, как о враждебном, безрадостном; негативное представление о будущем, не позволяющем воплотить жизненные планы человека, реализовать его потребности и желания;

Отражает личностный аспект здоровья, определяет его способность к самореализации, умение ставить смыслообразующие жизненные цели и выбирать адекватные способы их достижения. По мнению психологов, недостаточная реализация этого потенциала является основной причинной многих личностных проблем и ослабления здоровья современного человека. В. Франкл считал, что у каждой эпохи свои неврозы, а для нашей характерен «ноогенный невроз», т.е. утрата смысла жизни, слабое развитие умений определять свое место в жизни, создавать систему ценностей, базовых целей и соответствующих им жизненных стратегий. Этот тезис подтверждается медико-демографическими исследованиями доктора медицинских наук И.А. Гундарева, пришедшего к выводу о том, что только незначительная доля жизненной прочности человека зависит от того, есть ли на что жить, а львиная — от того, есть ли зачем жить;

Характеризует богатство эмоциональной сферы человека; его способность адекватно выражать свои чувства; понимать и принимать свои чувства и чувства других. Значимость реализации этого потенциала определена в психологии счастья, психологии здоровья, психосоматической медицине. Позитивный эмоциональный настрой, яркость, интенсивность эмоциональной сферы являются важнейшими психологическими условиями профилактики от хронической усталости души и тела, от истощения нервной системы, развития синдрома эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний;

Способность человека совершенствовать свое тело, осознавать его как часть своей личности;

Позволяет человеку успешно адаптироваться к социальным условиям, развивая коммуникативную культуру;

Определяет способность человека к созидающей активности, к деятельности, направленной на преобразование себя и мира. Реализация этого потенциала создает психологическую базу личностной зрелости, развитие способности человека к самореализации, достижению качества жизни, соответствующего его индивидуальности;

Способность человека развивать духовную природу человека, т.е. его родовое качество, определяющее стиль жизнедеятельности.

Характеристики незрелого мышления, как фактора снижающего психологическую устойчивость:

В процессе актуализации потенциала разума важно осознавать те особенности незрелого мышления, которые способствуют неадекватному восприятию себя, мира, жизни. При восприятии любой жизненной ситуации участвуют два вида информации:

1) объективная информация, поступающая в мозг в данной ситуации;

Читайте также:  Учитель здоровья россии 2021 положение

2) информация, определяющая индивидуальность человека: потребности, мотивы, интересы, стремления, желания, жизненный опыт, установки, чувства, эмоции, психические состояния.

Вся новая информация сначала воспринимается и обрабатывается той частью мозга, которая отвечает за эмоции, а потом поступает в высшие отделы мозга для логического анализа и синтеза. Именно второй вид информации определяет субъективное восприятие любой ситуации и тем самым — действия и поступки людей.

Итак, что такое неадаптивное, незрелое мышление? Выявлено десять наиболее типичных искажений в процессе получения и переработки информации, затрудняющие решение проблем и преодоление конфликтов:

1) максимализм. Человек воспринимает все в черно-белых тонах. Мыслит категориями: «все или ничего». Пытается вместить жизнь в абсолютные категории; тем самым искажается восприятие;

2) общий вывод из единичных фактов;

3) скачущие умозаключения. Есть два вида таких умозаключений: а) возникающие из-за незнания предшествующего; б) возникающие из-за ошибок в вероятностном прогнозировании будущего;

4) выводы, основанные на эмоциях. Человеку мешает адекватно воспринимать ситуацию и конструктивно действовать вера в то, что его эмоции адекватно отражают действительность;

5) ярлыки. Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки чрезмерно упрощены и сильно искажают восприятие реальности. Вешая ярлыки другим, человек не воспринимает противоречивость, многоаспектность, многоуровневость личности и мира, что приводит к конфликтам, а затем блокирует их продуктивное решение. Ярлыки мешают осознать динамичность, как самой конфликтной ситуации, так и поведения, состояния участников конфликта;

6) принятие ответственности за независящие от человека события. Эта ошибка порождает чувство вины, ощущение беспомощности, усиливает комплекс неполноценности, что мешает человеку адекватно воспринимать конфликтную ситуацию и выбирать стиль поведения, соответствующий как объективным условиям, так и своим интересам, чувствам, состояниям;

7) дисквалификация положительного — переосмысление положительных или нейтральных фактов в отрицательные. Эта ошибка — одна из самых разрушительных форм познавательных нарушений, делает восприятие мира и жизни безысходным, угнетающим, подавляющим активность человека, способствующим развитию депрессии;

преувеличение и преуменьшение либо позитивного, либо негативного, ослабление реалистичности мышления;

9) психологическая фильтрация событий. Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего. В данном случае нарушается синергичность мышления, восприятие людей и жизни как сложного, противоречивого целого. Подобная ошибка порождает множество проблем и затрудняет процесс их решения, способствует возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов;

10) «можно было бы». Данное нарушение познания вызывает ряд негативных чувств: своей вины, гнева или обиды на других, также способствуя возникновению трудно разрешаемых, подчас злокачественных конфликтов, когда проблема так долго не решается, что конфликт приводит к ощущению жизненного тупика или катастрофы.

На гармоничность внутреннего мира личности, ее психологическую устойчивость крайне негативно воздействует внутренняя конфликтность, обусловленная низким уровнем развития способности конструктивно и своевременно разрешать свои внутренние конфликты.

Затянувшийся или неразрешенный внутриличностный конфликт становится одним из важнейших факторов любых видов внешних конфликтов человека и источником нарушения его социального, психического и физического благополучия. Компетентность в осознании и решении конфликтов становится в нашу эпоху существенной составной частью профессиональной компетентности человека и показателем его личностной зрелости. Психологи определили целый спектр психологических условий профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов: Условия профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

— креативность, т.е. творческое отношение к жизни, способность к самореализации в основных сферах жизнедеятельности; — чувство юмора; — умение преодолеть негативный эмоциональный «шлейф» очередного конфликта, снять напряжение.

— реалистическое восприятие жизни. Принятие трудных ситуаций как закономерных явлений действительности; — синергичность, т.е. способность понимать и принимать человека и мир как единство противоположностей, как сложные, противоречивые, многоуровневые системы; — обретение смысла жизни, соответствующего своей индивидуальности и обеспечивающего чувство удовлетворенности; — выработка системы ценностей, принципов, взглядов, помогающих строить адекватные жизненные стратегии; — выработка динамичности, гибкости мышления и поведения; — развитие способностей к самопознанию, самоанализу и самоуправлению на всех этапах жизнедеятельности; — адекватная, устойчивая самооценка; — умение видеть и своевременно решать проблемы; — оптимистическое отношение к жизни; — постоянный личностный рост, развитие личностной зрелости;

Незаменимым условием сохранения и развития психологической устойчивости является создание индивидуальной системы психологической самозащиты внутреннего мира личности от всего спектра негативного воздействия. И об этом в следующей статье.

Потенциал личности здорового и успешного человека. Типичные ошибки в решении проблем. Необходимые условия для сохранения психологической устойчивости.

Оцените статью:
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал.
  • Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.
  • Выход из сложных ситуаций. Диагностика копинг стратегий Хайма (Тест Хайма борьбы со стрессом).
  • Причины неудач. Или что нужно, чтобы достичь поставленной цели? Психокибернетика.
  • Что доступно каждому: правильное мышление и жизнь как произведение искусства.
  • Назад: Самоценность человек получает от рождения.
  • Вперед: Как быть в согласии с самим собой.

Технология раскрытия потенциальных способностей

Многие люди даже не знают, что имеют огромный потенциал к уникальному развитию. Почему? Всему виной комплексы, установки, воспитание и стереотипы. Когда формируется личность и нарабатывается потенциал, на человека действует множество факторов: ожидания окружающих, моральные устои, жизненный опыт и др. Люди теряют самих себя в этом бурном потоке иногда ненужной информации.

Например, родители ждут от ребенка успехов в семейном деле, медицине или педагогике, а ребенок совсем не к этому стремится в жизни, из-за чего подвергается регулярным нападкам со стороны членов своей семьи. В определенный момент, он может потерять веру в себя и свои возможности, на многие года заперев силу своей личности и своего таланта глубоко внутри.

Читайте также:  Бянь чжичжун 5 стихий здоровья 25 золотых китайских упражнений

Для того чтобы лучше понимать внутренние установки, ответьте на следующие вопросы:

Ответ: я хочу быть фитнес-тренером.

Ответ: я могу пройти специальные курсы, заниматься в спортзале.

  1. Чего мне не хватает для достижения цели?

Ответ: подходящей фигуры (спортивной формы).

  1. Что я могу сделать сейчас, чтобы увеличить свои способности/возможности?

Ответ: заниматься спортом, улучшать свои внешние данные, изучать теорию, общаться с опытными людьми.

  1. Что я могу сделать потом, обретя определенное количество навыков, знаний и возможностей?

Ответ: создать фитнес-группу в социальных сетях, устроиться на работу в фитнес-клуб.

  1. На что я готов пойти ради этого?

Ответ: тратить определенное количество времени и средств на обучение, на приобретение практического опыта.

Для эффективности необходимо постоянно принимать участие в тренингах, конкурсах, заниматься саморазвитием, а также пробовать практически применять приобретенные знания. Не ждите мгновенного результата, ведь нужно проделать огромную работу над собой для получения результата.

А как у вас с адаптируемостью

В реальной жизни мы то и дело сталкиваемся с проблемами, которые возникают даже тогда, когда мы совершенно к ним не готовы.

И, конечно, все мы по-разному ведём себя в стрессовых ситуациях: кого-то неожиданно возникшие трудности выводят из себя, заставляют нервничать и просто загоняют в тупик, а кого-то мобилизуют, помогают сконцентрироваться, чтобы найти верное решение.

Именно такие люди обладают высокой степенью адаптируемости, то есть способностью быстро изменить направление своих усилий в изменившихся обстоятельствах, вместо того, чтобы паниковать или жаловаться на судьбу.

Как правило, тем, кто умеет адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, удаётся достичь более значительных успехов, ведь они не расходуют время и силы на переживание стрессовой ситуации.

Учёные убеждены, что каждый из нас может стать более адаптируемым, если скорректирует направление своего мышления, научится воспринимать трудности как отличный шанс в полной мере проявить свои навыки и способности.

Как возникают избыточные потенциалы?

Придание чему бы то ни было слишком большого значения влечет за собой возникновение избыточного потенциала.

Произнесение вслух стихотворения самому себе перед зеркалом едва ли вызовет какие-то эмоции у рассказчика.

Однако пересказ того же набора слов перед стотысячной толпой на открытии пафосного мероприятия может оказаться делом весьма непростым и волнительным…

Отличие в восприятии объясняется разными оценками важности, которыми рассказчик наделяет свои действия в тех или иных обстоятельствах.

Такие оценки нередко существенно искажают действительное положение дел. Чем значительнее искажение, тем выше величина избыточного потенциала.

Чем важнее предмет, тем более субъективной будет его оценка.

Если мы влюблены, объект нашего поклонения будет наделен немыслимыми достоинствами, которыми на деле он может и не обладать вовсе.

Когда же мы кого-то ненавидим, мышление будет рисовать образ негодяя, в котором положительные качества будут напрочь затушеваны темными красками…

Всему виной бесконтрольное блуждание мыслей, стремящихся навешать ярлыки важности на все подряд.

Умение совладать с мыслями позволит скорректировать степень важности для нас тех или иных событий или явлений и тем самым свести на нет возникновение нежелательных избыточных потенциалов.

Понятие потенциала

Если мы поднимем тело массы , лежащее на земле на высоту (см. рис. 1), мы изменим его потенциальную энергию на величину . Именно такую работу и необходимо совершить для этого подъема.

Рис. 1. Изменение потенциальной энергии

Для любой массы разница энергий на высоте 0 и будет равна (см. рис. 2).

Рис. 2. Разница потенциальных энергий

Если разделить значение потенциальной энергии на массу, мы получим величину, характеризующую гравитационное поле в данной точке. Выражение уже не зависит от массы, оно показывает работу, которую необходимо совершить для переноса тела, с некоторой массой, на высоту , деленную на эту массу.

Теперь посмотрим, как ввести аналог потенциальной энергии приведенной на единицу массы в электрическом поле.

На заряд , находящийся в поле другого заряда , закрепленного в некоторой точке пространства, действует сила Кулона . Эта сила может переместить заряд , совершив при этом работу. Значит, система двух зарядов, находящихся на определенном расстоянии, обладает потенциальной энергией, зависящей от величины зарядов и расстояния между ними.

Если по аналогии с гравитационным полем рассмотреть величину, равную этой энергии, деленной на заряд , то она уже не будет зависеть от заряда и охарактеризует только поле заряда в данной точке. То есть будет являться функцией заряда и расстояния между зарядами. Эта величина и называется потенциалом электрического поля.

Разность потенциалов двух точек, умноженная на величину заряда , равна работе, необходимой для перемещения этого заряда между этими точками. То есть разность потенциалов двух точек поля – это работа по перемещению между ними единичного заряда.

Как и в поле сил тяжести, эта работа не зависит от траектории и определяется только положением точек, между которыми перемещается единичный заряд. Такие поля называют консервативными. В разделе «Механика» мы уже говорили, что энергия – величина, требующая для измерения задания «начала отсчета». Например, в гравитационном поле мы можем считать нулевой потенциальную энергию тела, находящегося на уровне земли. В случае электростатического поля, создаваемого зарядом, естественно считать нулевой потенциальной энергией некоторого заряда, находящегося в поле, его энергию на бесконечном удалении от заряда, в поле которого он находится. Это и есть «точка отсчета» для потенциальной энергии поля заряда.

Потенциал поля в некоторой точке равен работе по перемещению единичного заряда из этой точки на бесконечность.

Источник

Adblock
detector