Меню

Посттравматический рост стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 1501

Сергиенко А.И.
аспирант факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5105-4592
e-mail: sergienkoanna809@gmail.com

Холмогорова А.Б.
доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199
e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования влияния копинг- стратегий на посттравматический рост (ПТР) родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается необходимость психологической помощи родителям, которая является предиктором максимально успешного развития ребенка и повышения качества жизнедеятельности самого родителя. В ходе исследования 113 родителей детей с ОВЗ заполнили «Опросник посттравматического роста» и «Опросник способов совладания» (WCQ). Результаты показали, что разные стратегии совладания со стрессом могут препятствовать или способствовать ПТР родителей. Значимое положительное влияние на ПТР оказывают копинг-стратегии «Положительная переоценка», «Принятие ответственности», «Конфронтативный копинг», «Поиск социальной поддержки». Негативное влияние на ПТР оказывает копинг-стратегия «Планирование». На основании полученных результатов сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи родителям детей с ОВЗ, основанные на полученных данных и концепции посттравматичского роста.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Постановка диагноза ребенку с ментальной инвалидностью — серьезное испытание для родителей. Помимо того, что это требует от родителей моральных и физических усилий, финансовых затрат в плане абилитации и реабилитации ребенка, это еще и чрезвычайно сильное психотравмирующее событие, первой реакцией на которое является шок: беспомощность, онемение, «немыслимый ужас», «… жизнь закончена».

Источник

Эмоциональная дезадаптация и посттравматический рост родителя ребенка с ОВЗ: связь с субъективным восприятием тяжести симптоматики и с возрастом ребенка 394

Сергиенко А.И.
аспирант факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5105-4592
e-mail: sergienkoanna809@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования влияния субъективного восприятия родителями тяжести психофизического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья и возраста ребенка (имеется в виду время, прошедшее после установления диагноза) на симптомы депрессии («Шкала депрессии Бека», в адаптации Тарабриной, 2001 г.), базисные убеждения («Шкала базисных убеждений личности», в адаптации М.А. Падун и А.В. Котельниковой, 2008 г.) и посттравматический рост («Опросник посттравматического роста», в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова, 2007 г.) у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Субъективное восприятие родителями состояния своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказывает влияние только на одну из шкал посттравматического роста – Духовные изменения, а также на выраженность депрессивной симптоматики. Период после постановки диагноза ребенку (т.е. возраст ребенка) оказывает влияние на симптомы депрессии и базисные установки, но не на показатели посттравматического роста. На основании полученных результатов и концепции посттравматического роста сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их восприятия тяжести заболевания и возраста ребенка.

Читайте также:  Классный час презентация здоровье детей

Источник

Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ 248

Холмогорова А.Б.
доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199
e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Сергиенко А.И.
аспирант факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5105-4592
e-mail: sergienkoanna809@gmail.com

Герасимова А.А.
психолог II категории, мобильный сектор экстренной психологической помощи, ГБУ города Москвы «Московская служба психологической помощи населению» (ГБУ МСППН), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5298-6084
e-mail: anna.al.gerasimova@gmail.com

Аннотация

Рассмотрена ситуация рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья как кризисная и травматическая для родителей. Обоснована важность установки на сотрудничество в процессе воспитания, как для психического здоровья и социальной адаптации ребенка с ОВЗ, так и для преодоления кризисной ситуации и возможности посттравматического личностного роста самого родителя. Представлены результаты валидизации опросника «Родительская поддержка субъектной позиции ребенка с ОВЗ», направленного на выявление установки родителя замечать и поддерживать самостоятельность и конструктивную инициативу ребенка в разных видах деятельности и оказывать ему необходимую помощь в зоне его ближайшего развития. Факторная структура проверялась на выборке из 201 человека (матери детей с ОВЗ, связанными с ментальными нарушениями) в возрасте от 25 до 50 лет (средний возраст — 39,6 лет) посредством конфирматорного факторного анализа. В итоге была обоснована версия, включающая одну шкалу из 12 пунктов (альфа Кронбаха — 0,8). Оценка конвергентной валидности осуществлялась на выборке из 107 человек (матери детей с ОВЗ) с помощью «Опросника посттравматического роста» (ОПТР) Р. Тадеши и Л. Кэлоун в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова и Шкалы базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман в адаптации О.А. Кравцовой. Обнаружена положительная взаимосвязь показателей опросника «Родительская поддержка субъектной позиции ребенка с ОВЗ» с показателями ОПТР, а также базисными убеждениями в доброжелательности мира, ценности собственного Я и в своей способности влиять на возникающие проблемные ситуации. Также выявлено, что более эмоционально благополучные родители (с низкими баллами по Шкале депрессии Бека) чаще поддерживают субъектную позицию своего ребенка. Полученные данные иллюстрируются выдержками из структурного интервью с матерями детей с ОВЗ.

Читайте также:  Продукты для укрепления мужского здоровья

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

В культурно-исторической психологии разработана теория психического развития, ориентированная на практику обучения и воспитания. В ней выделены источники развития (культура, породившая и аккумулировавшая арсенал психических «орудий» или инструментов), движущие силы (обучение, которое, согласно Л.С. Выготскому, «идет впереди развития»), механизмы (интериоризация культурных «орудий» или инструментов) и условия развития (сотрудничество со взрослым в зоне ближайшего развития ребенка).

Источник

Посттравматический рост стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

• Соглашение о присоединении

Научные школы МНИИП

Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ

Холмогорова А.Б. Сергиенко А.И. Герасимова А.А.

Рассмотрена ситуация рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья как кризисная и травматическая для родителей. Обоснована важность установки на сотрудничество в процессе воспитания, как для психического здоровья и социальной адаптации ребенка с ОВЗ, так и для преодоления кризисной ситуации и возможности посттравматического личностного роста самого родителя. Представлены результаты валидизации опросника «Родительская поддержка субъектной позиции ребенка с ОВЗ», направленного на выявление установки родителя замечать и поддерживать самостоятельность и конструктивную инициативу ребенка в разных видах деятельности и оказывать ему необходимую помощь в зоне его ближайшего развития.

Файл скачали: 27

Просмотров публикации: 65

© МНИИП — филиал ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2012-2020

Источник

Посттравматический рост и развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Оценка взаимосвязей суммарного индекса травматизации с другими исследуемыми показателями у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Результативность показателя, отражающего повышение ценности духовного измерения в результате переживания травмы.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.07.2018
Размер файла 18,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Открытка сестренка как здоровье

Размещено на http://www.allbest.ru//

© Московский городской психолого-педагогический университет

Размещено на http://www.allbest.ru//

Посттравматический рост и развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Александрова Л. А.

Посттравматический рост является одним из показателей меры преодоления личностью психотравмирующих обстоятельств своей жизни и результатом внутренней работы личности [5] или работы переживания [1]. В понятии «посттравматический рост» отражаются различные аспекты воспринимаемых человеком позитивных изменений, возникших в результате преодоления травмы: изменение отношения к другим, повышение ценности жизни, нахождение новых возможностей, духовные изменения, рост силы личности. В нем также находит выражение смена исследовательской парадигмы в отношении психологической травмы с чисто клинической на позитивную, а также изменение практики психологической работы с травмой [9]. В зарубежных исследованиях этот феномен широко исследуется применительно к преодолению последствий экстремальных ситуаций, профессиональных стрессов и тяжелой болезни (там же), а также в связи с процессами совладания с жизненными трудностями [12]. Однако этот феномен не исследовался в условиях хронического, непрерывного преодоления и борьбы за достойную жизнь и равноправное включение в социум молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Для оценки роли психологической травмы и посттравматического роста были использованы: 1) анкета, направленная на выявление в личном опыте испытуемых психотравмирующих ситуаций, 2) опросник посттравматического роста [14] в адаптации М. Ш. Магомед=Эминова. В исследовании также использовались: 1) шкала удовлетворенности жизнью SWLS [8] в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина; 2) шкалы субъективной витальности как диспозиции и как состояния [13] в адаптации Л. А. Александровой, Д. А. Леонтьева; 3) тест смысложизненных ориентаций СЖО [2]; 4) тест жизнестойкости [10; 3]; 5) опросник толерантности к неопределённости [11; 4]; 6) опросник копингстратегий COPE [7] в адаптации Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой; 7) анкета, направленная на выявление жизненных целей; 8) опросник общей самоэффективности [6]. При математико=статистической обработке данных использованы t=критерий Стьюдента для анализа достоверности различий и корреляционный анализ. В исследовании принимали участие студенты факультета информационных технологий и социально=педагогического колледжа МГППУ: студенты с ОВЗ — 58 человек, условно здоровые — 93 человека. Значения коэффициентов корреляции для респондентов с ОВЗ: r>0,25 (p 0,33 (p 0,20 (p 0,26 (p

© 2000 — 2021, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник

Adblock
detector