Береги честь смолоду (Береги платье снову, а честь смолоду)
(значение) — с молодости необходимо выработать привычку дорожить своей честью, репутацией (русская пословица).
Береги платье снову, а честь смолоду
Береги честь смолоду, а здоровье под старость
Береги платье снову, а честь смолоду!
Русский поэт Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) избрал сокращенный вариант пословицы «Береги честь смолоду» в качестве эпиграфа к историческому роману «Капитанская дочка» (1836 г.).
Хорошей иллюстрацией к пословице является басня «Бочка» (1815 г.) баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844) — хозяин дал бочку другу на 3 дня и тот возил в бочке вино. Когда бочка вернулась, хозяин, который использовал бочку для воды, в течение целого года не мог избавиться от винного духа и вынужден был от нее избавиться. Мораль сей басни:
«Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей;
Ученьем вредным с юных дней
Нам стоит раз лишь напитаться,
А там во всех твоих поступках и делах,
Каков ни будь ты на словах,
А всё им будешь отзываться».
Пословица в словарях
нареч. (разг.) — с юных лет, с молодого возраста. «Береги честь смолоду.» (посл.) «Блажен, кто смолоду был молод.» Пушкин. «Петь-плясать охотница я смолоду была.» Некрасов . ( Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова )
нареч. — с молодого возраста. Береги честь смолоду (пословица). ( Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова )
Береги честь смолоду
✍ Примеры
«Капитанская дочка» (1836 г.) – отец наставляет сына, Петра Гринева, отправляя его на службу в армию (глава I):
«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду«
С близким значением
Потерять имущество — потерять немного, Потерять честь — потерять много
Цитата из трагедии «Фауст» (1774 – 1831) немецкого поэта Гёте (1749 – 1832), в переводе русского поэта Пастернак Бориса Леонидовича (1890 – 1960).
Честь дороже выгоды
Девиз компании «Смирнов».
Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; Я буду век ему верна
Цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837). Слова Татьяны Лариной, обращенные к Евгению Онегину из ответа Татьяны на письмо Евгения Онегина (глава 8 строфа 47).
Источник
Береги платье снова, здоровье смолоду. Пословицы и поговорки о здоровье
Народная мудрость пословиц и поговорок никогда не теряет своей актуальности. Нет-нет, и при случае обязательно вспомнится «крылатая» фраза. А так как здоровье для человека очень важная вещь, то пословицы и поговорки о здоровье для детей – и научат, и наставят, и многое объяснят.
Здоровому всё здорово
Пословицы и поговорки о здоровье для детей дошкольного возраста.
Здоровье дороже богатства.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят.
Сляжешь не встанешь.
Болезнь человека не красит.
Здоров на еду, да хил на работу.
Кто долго жует, тот долго живет
Береги платье снова, здоровье смолоду.
Добрый человек здоровее злого.
В стоячей воде всякая нечисть заводится.
Здоровый хвалит пекаря, а хворый — лекаря.
Какие мысли такие и сны.
Больной, что ребёнок.
Больному и киселя в рот не вотрёшь.
Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг.
Сладко есть и пить, по врачам ходить.
Здоровье дороже денег.
Здоров буду и денег добуду.
Здоровья не купишь.
Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В здоровом теле — здоровый дух.
После обеда полежи, после ужина походи.
Что в рот пролезло, то и полезно.
Сидеть да лежать, болезни поджидать.
Больному и мёд горек.
Недосыпаешь — здоровье теряешь.
Жадность здоровью недруг.
Болезнь ищет жирную пищу.
Заболеть легко, вылечится — трудно.
Кто много лежит, у того бок болит.
Чистота — залог здоровья.
Тот здоровья не ценит, кто болен не бывал.
Здоров — скачет, захворал — плачет.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
У кого что болит, тот про то и говорит.
Ум да здоровье всего дороже.
Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял —много потерял, здоровье потерял — все потерял.
Было бы здоровье — остальное будет.
Было бы здоровье, а дней впереди много.
Будь здоров на сто годов.
Не по лесу болезнь ходит, а по людям.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
Здоровый человек – богатый человек.
Здоровье сгубишь, новое не купишь.
Здоровьем начинаешь дорожить тогда, когда его потеряешь.
Сто болезней начинается с простуды.
Кто привык кутаться, тот зябнет.
Ледяная вода — для всякой хвори беда.
Кто встал до дня, тот днем здоров.
Укрепится человек — крепче камня, а ослабнет — слабее воды
Здоровые зубы — здоровью любы
Сон лучше всякого лекарства.
Живешь каково и здоровье таково.
Затхлый воздух и грязная вода для здоровья беда.
Здоровье на болезнь не меняй
Пословицы и поговорки о здоровье для детей школьного возраста.
Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо.
Здоровье не купишь — его разум дарит.
На нём хоть воду вози.
Здоровьем пышет, отвагой дышит.
Здоровьем слаб, так духом не герой.
От перееданья люди умирают чаще, чем от голода.
Были бы кости, а мясо нарастёт.
Скрипучее дерево живуче.
Брюхо больного умнее лекарской головы.
Ногти распухли, на зубах мозоли натёр.
Здоров как бык, как боров.
Точно молотками на наковальне сколочен.
Так здоров, что можно в землю вбить.
Здоров, как бык, и не знаю, как быть.
Силушка по жилушкам огнем бежит.
Подкошенная трава и в поле сохнет.
Не всякая болезнь к смерти.
Не могу, а ем по пирогу.
Не рад больной и золотой кровати.
Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут.
Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
Деньги — медь, одежда — тлен, а здоровье всего дороже.
Умеренность — мать здоровья.
Курить — здоровью вредить.
Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережет.
Здоровье близко: ищи его в миске.
Дай боли волю, она в дугу согнет.
Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Счастье и здоровье оцениваются тогда, когда и того и другого нет.
Так здоров, что если сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет,
Хоть телом не видна, да здоровьем крепка.
Здоровому и горе не в горе и беда не в зарок.
У кого болят кости, тот не думает в гости.
Не тот болен, кто лежит, а тот, кто над болью сидит.
Тяжело болеть, тяжелее того над болью сидеть.
Аптека не прибавит века.
Баня здоровит, разговор веселит.
Баня парит, баня правит.
Ешь, да не жирей — будешь здоровей.
Живи с разумом, так и лекарок не надо.
Животы — не нитки: надорвешь — не подвяжешь.
Хоть веселы хоромы, да не очень здоровы.
Хотя бы изба елова, да сердце здорово.
Здоровье да погодье накануне не сказываются.
Здоровье не деньги — взаймы не выпросишь.
Кто к здоровью относится беспечно, тот болеет вечно.
Хотя не скоро, да здорово.
Смех — здоровье души.
Посмотрите с детьми видео с поговорками о здоровье, где даётся объяснение этим мудрым выражениям.
Двигайся больше, проживёшь дольше
Спорт, физкультура и здоровье – неразделимы. Ведь ещё Лев Толстой говорил, что труд физический улучшает здоровье и улучшает ум. Здесь вы найдёте пословицы о спорте и здоровье для детей.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Делай зарядку до старости лет.
Ходи больше, жить будешь дольше.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
Паруса да снасти у спортсмена во власти.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом — богат и делом.
Со спортом не дружишь — не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Движение — спутник здоровья.
Быстрого и ловкого никакая болезнь не догонит.
Крепкое сердце у того, кто его укрепляет.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Спорт – это развлечение до седьмого пота.
Здоровому доктор не надобен
Пословицы для детей про здоровье и лечение.
Застарелую болезнь трудно лечить.
Закрытую рану лечить трудно.
Здоровому лечиться — наперёд хромать учиться
Заболит нос — высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Играй, не отыгрывайся; лечись, не залечивайся!
И собака знает, что травой лечатся.
Противным (горьким) лечат, а сладким портят.
Баня – мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь.
Иного лекаря самого-то полечить бы.
Колокольным звоном болезни не лечат.
На болячку не молись, а лечись.
На всякую болезнь зелье вырастает.
Болит голова — состричь догола, посыпать ежовым пухом, да ударить обухом.
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Самого себя лечить, только портить.
Желание выздороветь помогает лечению.
Вылечился Ваня — помогла ему баня.
Других лечить берёмся, а сами больны.
Приглашаю почитать статью с мудрыми народными пословицами и поговорками Вежливость нужна каждому. Пословицы и поговорки про вежливость
А теперь мультик для малышей про Смешариков, которые покажут, как нельзя делать, чтобы не испортить своё здоровье.
Источник
Сценарий классного часа «Береги платье снову, а здоровье смолоду» (о здоровом образе жизни)
специалист в области арт-терапии
Классный час о здоровом образе жизни
«Береги платье снову, а здоровье смолоду»
Цель : способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности;
побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни;
содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
Ход классного часа:
I. Интерактивная беседа «Что имеем — не храним. »
Приветствие. (тема не обозначена)
Учитель: Ребята, скажите, из каких составляющих формируется счастье? (на доске фиксируются ответы в той последовательности, в какой они поступают)
Учитель: А что из перечисленного, по вашему мнению, будет наивысшей ценностью?
Учитель: Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье — это величайшая ценность, но почему-то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7-8-е места.
Учитель: Почему так? Давайте порассуждаем
Презентация: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»
Учитель: Как смысл этих слов можно соотнести со здоровьем?
Примерные ответы детей:
— Мы не храним здоровье, а когда заболеем, плачем.
— Мы не только не храним, но и намеренно портим свое здоровье, потом жалеем.
— Мы думаем, что будем здоровы всю жизнь, а в старости вспоминаем, как разбрасывались своим здоровьем, не берегли его.
— Мы храним деньги, бережем одежду, а свое здоровье не бережем, а когда начинаем болеть, жалеем об этом.
Учитель: Мы знаем, как сохранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы, как сохранить здоровье? (Дети делятся своими соображениями.)
Учитель: Итак, что же будет сегодня предметом нашего разговора? (что нужно делать, чтоб сохранить здоровье)
II. Мини-лекция «Что такое здоровье?»
Учитель: А что же такое здоровье? (когда ничего не болит, но тогда алкоголики и наркоманы тоже здоровые люди?)
Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.
Физическое здоровье — это правильная работа всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Учитель: Если не будет здоровья, нужны ли нам будут материальные блага? Здоровье – наивысшая ценность. Здоровый человек – счастливый человек.
III. Составление кластера «6 факторов здоровья»
Учитель: Ученые утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго?
Примерные ответы детей:
Учитель: А что же нужно для того, чтобы быть здоровым? (Все ученые сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни)
Учитель: Сейчас мы с вами выявим 5 факторов здоровья. На столах у вас лежат листы с загадками. Обсудите их.
(составляем кластер Здоровье)
Учитель: обратите внимание на запись (солнышко, звезда). Только я добавила бы ещё один лучик: отсутствие вредных привычек.
IV. Медицинская консультация «Секреты здоровья»
А сейчас я предлагаю вам побыть в качестве врачей. Вы собрали консилиум и ваша задача сформулировать секреты здоровья. (группы обеспечены материалами)
1 группа. Дайте нам совет правильного питания
В эту пятерку вошли (читает):
1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.
2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.
4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Старайтесь избегать этих продуктов. Молочные продукты, овощи, фрукты — вот что поможет растущему организму.
2 группа. Совет борьбы со стрессами.
Врач 2. Мой секрет касается борьбы со стрессами. Стресс — это нервное напряжение, вызванное каким-то событием. Стрессы подстерегают нас на каждом шагу. Уроки — стресс. Дорога — стресс. Родители ругают. С друзьями поссорился. И так далее. Стрессы вредят нашему психическому здоровью.
Как можно снять стресс? Для этого существует много способов: пение, общение с домашними животными, уход за растениями, прогулка. Есть еще один способ быстрого снятия стресса — сильно потереть ладони (показывает). А самое хорошее средство уберечься от стресса — улыбка, хорошее настроение.
3 группа. Режим дня.
Врач 3. Мой совет касается режима дня. Человек, который соблюдает режим дня, гораздо больше успевает, меньше устает. Но при составлении режима дня нужно учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на «жаворонков» и «сов». «Жаворонки» с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. Любят рано ложиться и рано вставать. А «совы», наоборот, с утра вялые, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными. Любят поздно ложиться и поздно просыпаться. «Жаворонки» предпочитают для работы и других занятий утренние часы, а «совы» — вечерние. Если это учесть, ваша работа будет более продуктивной.
4 группа. Вредные привычки.
Врач 4. Мои советы я почерпнула из народной мудрости. Они касаются вредных привычек. Алкоголь и курение человечество знает давно. Свое отношение к этим порокам народ выразил в пословицах. Думаю, что эта мудрость поможет современным молодым людям избежать этих пороков.
V. Проблемная ситуация «Все наоборот»
Учитель: Проанализируйте ситуацию, описанную в истории. Оцените поведение ученика школы №111.
Половина восьмого утра. Звонит будильник. Наш герой, закрыв будильник подушкой, продолжает спать. Он лег в 3 часа ночи, так и не пройдя сложный уровень в «Контрлстрайке». Бабушка буквально стягивает его с кровати. Она кричит, что он опаздывает в школу и через 15 минут начнется урок. Не открывая глаз, он натягивает футболку и штаны, берет рюкзак и ползет в школу. Бабушка на ходу сует ему в карман 250 рублей. Его лицо озаряет счастливая улыбка: на первый урок не опоздал! Через минуту он уже сладко дремлет за партой под мирный голос учителя. Звонок! Пора завтракать. Но в столовую он не пойдёт, там, по его мнению, невкусно кормят. Пять минут пробежался по весенней грязи до ближайшего магазина: Вкусная еда — бутылка сладкой воды с пакетиком чипсов — у него в руках. После завтрака, как обычно, нужен перекур. За углом школы его встречают как родного. Только закурил — звонок. Договорились встретиться на второй перемене. Еле досидел до конца второго урока и сразу же по звонку — на перекур. Сначала поговорили об играх, потом обсудили поведение учителей. Перемена прошла на славу. Остальные уроки пролетели незаметно. На переменах курили, общались. Пора домой. Бабушка уже ждет с обедом. И напрасно. По дороге домой он покупает в киоске 2 шоколадных батончика. Вспомнив героя рекламы, хищно кусает батончик и сразу чувствует себя хозяином жизни.
Бабушкин обед уже не нужен, он сыт и силен. Ему нужно только поспать. Чтобы вновь сесть за любимую игру и сражаться со страшными монстрами до самого рассвета.
— Можно ли сказать, что наш герой ведет здоровый образ жизни?
Примерные ответы детей:
— Режим дня не соблюдает, ложится поздно.
— Гигиену не соблюдает: не умывается, не чистит зубы.
— Мало двигается: зарядку не делает, сидит в основном за компьютером.
— На свежем воздухе был только во время перекуров, да и то отравил этот воздух табачным дымом.
— Питается неправильно, употребляет вредные продукты: чипсы, шоколадные батончики, сладкую воду.
Учитель: Какие советы вы бы дали своему однокласснику?
Примерные ответы детей:
— Гулять на свежем воздухе.
— Соблюдать режим дня.
— Следить за собой: умываться, причесываться.
— Не покупать сладкую воду, чипсы, шоколадные батончики.
VI. Заключительное слово
Учитель. Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье — это самая большая ценность для человека. Беречь здоровье нужно с малых лет. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика, и много чего еще. Что-то мы не в силах изменить. Но очень многое зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку.
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: у кого отличное настроение?
Кто соблюдает здоровый образ жизни?
Кто узнал себя в ученике из истории?
Учитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что обязательно возьмете на вооружение?
Источник