Ответы на вопросы
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 Федерального закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Частью 7 статьи 79 Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Статьей 37 Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
При этом следует обратить внимание, что соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Под инвалидом статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95.
Таким образом, действующее законодательство не отождествляет данные категории лиц (с ограниченными возможностями здоровья и лиц, признанных инвалидами), что предопределяет различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием.
Частями 1 и 2 статьи 79 Федерального закона установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 14 января 2016 г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Как правило, законодательными актами субъектов Российской Федерации о мерах по социальной поддержке обучающихся устанавливаются категории лиц, которым оказываются меры социальной поддержки в виде полной или частичной компенсации расходов на питание, рассчитанной исходя из областного норматива финансирования мер социальной поддержки обучающихся на питание, утвержденного областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Тем не менее, установление дополнительных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на питание учащимся, являющимся детьми-инвалидами, которые обучаются в муниципальных образовательных организациях, в том числе на дому, а также студентам, являющимся инвалидами, которые обучаются в государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр), является правом, а не обязанностью органа государственной власти субъекта РФ, предоставленным ему положениями статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 37 Федерального закона.
Какими актами регулируется учебный план для детей с ограниченными возможностями здоровья?
Обязательно ли устанавливать пандусы в общеобразовательных организациях, в которых нет детей-инвалидов колясочников?
Может ли учащийся с задержкой развития и различными формами умственной отсталости обучаться в общеобразовательной школе?
Да. Такие дети могут обучаться как в общеобразовательной организации по адаптированным программам, так и в специальной организации.
Гарантия получения образования всеми детьми без дискриминации закреплена в ч. 5 ст. 5 Закона № 273-ФЗ. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч. 2 ст. 79 Закона № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
При этом, в ч. 5 ст. 79 указано, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.
Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»
Источник
Категория граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»
ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) означают, что серьёзная травма, увечья или тяжёлое заболевание не позволяют их обладателю полноценно осуществлять жизнедеятельность, самостоятельно передвигаться (например), быть независимыми в бытовом плане и не только. Другими словами, ОВЗ напрямую связаны с особым статусом, то есть с инвалидностью. На уровне закона (ст.1 ФЗ №181) гражданином с ОВЗ считается тот, кто имеет стойкие нарушения здоровья и функций организма, поэтому выполнение различных действий для него затруднительно или невозможно. При этом категория «дети-инвалиды» имеет некоторые особенности. Нюансы темы раскроем далее.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»
Как отмечалось ранее, ограничения при инвалидности являются следствием травмы, дефекта, тяжёлого недуга. На фоне таких состояний жизнеобеспечение, трудоспособность снижаются и нередко инвалиду требуется посторонняя помощь, социальная или иная реабилитация.
Понимание ОВЗ у детей с точки зрения закона отличается от повседневного, поверхностного восприятия данной темы окружающими. Дело в том, что ограничения возможностей у детей классифицируются по видам заболеваний и степени утраты жизнеобеспечения. Причём обозначенные стороны вопроса закреплены нормативно.
И даже при отсутствии внешних проявлений проблем со здоровьем в рамках законодательства выявленное состояние может быть признано критическим, что по факту подразумевает нуждаемость ребёнка в социальных гарантиях и реабилитации.
Законы РФ о статусе детей с ОВЗ
Рассматриваемая проблема курируется не только в России, но и в других странах посредством подписания конвенций, соглашений. К примеру, в 2006 году была принята Конвенция с утверждёнными в ней гарантиями для детей-инвалидов. В частности, согласно ст.7 Конвенции в отношении указанной категории должны быть реализованы:
— права на соцзащиту;
— свободы и права, одинаковые для всех детей независимо от состояния здоровья;
— привилегии первоочередного рассмотрения проблем социально-бытового плана, которые возникают у детей-инвалидов и их родителей;
— госпомощь для облегчения жизни ввиду ограниченных возможностей;
— преференции на создание необходимых условий социальной и иной адаптации.
С учётом Конвенции в России утверждены акты, также позволяющие детям-инвалидам получить гарантии с социальными льготами. В частности, ФЗ №124 гарантирует данной категории:
— медицинское обслуживание (бесплатно);
— образование (от ДОУ до проф. уровня);
— соцльготы, нацеленные на адаптацию инвалида.
Виды ОВЗ у детей
Чтобы инвалидность была установлена по закону, должны учитываться и иметь место определённые характеристики. По нормам Приказа Минтруда №1024н ограниченные возможности по здоровью фиксируют при утрате жизнеобеспечения (тотальной или частичной) на фоне стойкого нарушения работы организма. При этом выявленные нарушения подлежат классификации по следующим степеням:
1 — продолжительные нарушения до 30%;
2 — проблемы стойкого, но умеренного характера до 60%
3 — стойкие нарушения до 80%
4 — значительные отклонения от нормы до 100%.
Помимо указанных степеней специалисты оценивают уровень таких функций, как:
— психологические — интеллект, ориентация, эмоции, восприятие;
— сенсорные — сохранность зрения, слуха;
— вербальные — способность к речевому выражению;
— нейромышечные — воспроизведение действий, двигательные навыки.
Кроме того, играют роль сбои иммунной или эндокринной системы, нарушения деятельности печени, почек, сердца и сосудов, лёгких. Учитываются внешние дефекты.
В целом оценивают способность ребёнка-инвалида к:
— адекватному восприятию мира.
Правила оформления категории «ребёнок-инвалид»
Порядок установления рассматриваемого статуса представлен в Постановления №95. В частности, специалист в поликлинике (педиатр или семейный врач) должен не просто выявить отклонения, но и установить у ребёнка потерю жизнеобеспечения (хотя бы частичную). Если проблемы со здоровьем достаточно серьёзные, врач выдаёт направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и первичную диагностику.
В рамках последней врачи комиссии осуществляют собственную оценку степени снижения трудоспособности по прописанным критериям. То есть могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, анализы и тд. Если результаты подтвердили наличие отклонений, представитель ребёнка (родитель, опекун) пишет заявление на проведение МСЭ. Здесь члены комиссии учитывают все собранные сведения, чтобы получить максимально полную оценку состояния ребёнка.
МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.
В ходе МСЭ формируется протокол с указанием в нём как сведений медицинского характера, так и мнений экспертов. При необходимости по инициативе руководителя бюро в обследовании участвуют профильные специалисты. Плюс, возможно присутствие на комиссии родителей ребёнка с ОВЗ.
По итогу путём голосования принимается окончательное решение, которое вносят в протокол. К данному документу прикрепляют акт, отражающий диагностические данные, выводов специалистов и других значимых аспектов. Все важные сведения фиксируются в документах, а на их основании оформляется заключение об установлении инвалидности с соответствующими подписями и печатями. Его в результате получают представители инвалида.
Отметим, что при фиксации ОВЗ у детей в силу п.7 Постановления №95 учитывают только 2, 3 и 4 степень нарушений жизнедеятельности организма без назначения группы (1, 2 или 3). То есть несовершеннолетнему дают статус «ребёнок-инвалид», который, начиная с 18 лет, изменится на конкретную группу инвалидности.
Льготы и привилегии для детей с ОВЗ
Чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями, для них и их семей действуют различные льготы, практикуются помогающие стратегии. В частности:
— гарантируется материальная и социально-бытовая поддержка;
— за счёт медорганизации разрабатываются и реализуются индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалида;
— на безвозмездной основе выделяются медикаменты, вписывающиеся в стандартную программу;
— выдаются инвалидные коляски, протезы, а также другие необходимые приборы и средства без оплаты или по скидке до 70%;
— благодаря подъёмникам, пандусам и прочим спец. механизмам предоставляется доступ к социальной инфраструктуре;
— открываются все виды информации, требуемые для обеспечения жизнедеятельности нездорового ребёнка;
— создаются возможности для получения надомного или специального образования;
— внедряются преференции по оплате КУ, улучшению жилищных условий;
— предоставляются налоговые вычеты и льготы по кредитам для развития семейного дела.
Социальная поддержка детей с ОВЗ
Очевидно, что ограничения по здоровью в некоторых случаях являются препятствием для посещения детьми-инвалидами образовательных учреждений. Кроме того, процесс обучения для них нередко требуется выстраивать по специальной программе, учитывающей различные особенности развития и не только. Плюс, необходимо подготовить преподавательский состав, обладающий навыками взаимодействия с детьми с ОВЗ, их обучения. Всё это в сумме обуславливает создание специализированных центров, где предоставляются указанные возможности. Данная обязанность предусмотрена ст.79 ФЗ №273.
Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.
Помимо всего прочего закон допускает надомное обучение по стандартным программам, если состояние ребёнка не позволяет ему ходить в школу. Чтобы воспользоваться данной преференцией, родителям инвалида следует сообщить о данной потребности в форме заявления.
Проблемы адаптации детей с ОВЗ
Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.
То есть в медицинском центре или школе потребности этой категории граждан стараются учитывать, а за пределами данного пространства подобное встретишь не часто. По факту имеется в виду, к примеру, что метро во многих городах не оснащено поручнями, пандусами. Нередко детям-инвалидам сложно просто выйти на улицу и прогуляться со сверстниками в парке, не говоря уже о поездках в общественном транспорте и тд.
В качестве ещё одной яркой проблемы стоит отметить неосведомлённость обычных граждан в плане культуры поведения, понимания особых потребностей детей с инвалидностью. К данной категории следует проявлять сочувствие, дружелюбие и адекватное отношение. Таким образом можно помочь особым детям жить наиболее полноценно без ощущения собственных ограничений.
Источник