Меню

Порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных

Порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных

10.07.2019 Пожарных-добровольцев обяжут заканчивать курсы профессиональной подготовки и раз в год проходить медобследование. Соответствующий национальный стандарт разработан Главным управлением пожарной охраны МЧС России совместно со Всероссийским добровольным пожарным обществом и Национальным союзом организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ). В документе, который имеется в распоряжении «Известий», определена классификация подразделений добровольной пожарной охраны и требования к оснащению их необходимой спецтехникой.

По словам разработчиков, новый стандарт никак не ограничивает добровольческую деятельность, а лишь определяет конкретные требования к волонтерам, поскольку их деятельность связана с риском для жизни и здоровья. Только за первое полугодие 2019 года добровольные пожарные команды спасли на пожарах 1 025 человек.

Проект национального стандарта «Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана» уже согласован со всеми заинтересованными сторонами, одобрен на заседании профильного технического комитета по стандартизации и в августе будет направлен в Росстандарт, сообщили «Известиям» в комитете Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности. Эксперты этого комитета также принимали участие в разработке ГОСТа.

Пожарным-добровольцам добавили льгот, но ужесточили требования
Пожарным-добровольцам добавили льгот, но ужесточили требования
Новый закон изменил порядок работы добровольных пожарных дружин и команд
В документе определены три типа добровольных пожарных команд и два типа добровольных пожарных дружин, а также установлены требования к их оснащению мобильными средствами пожаротушения, аварийно-спасательным и пожарным оборудованием и средствами защиты личного состава.

— Таким образом, руководитель подразделения сможет определять, какого типа ему необходима добровольная пожарная охрана, и с учетом этого определять ее техническое оснащение — пожарная машина или мотопомпа, — пояснил «Известиям» президент НСОПБ Сергей Серегин. — Новые правила также позволяют привлекать добровольцев не только к тушению пожаров, но и к профилактическим мероприятиям.

Отдельное внимание в нацстандарте уделено требованиям к волонтерам. В частности, кандидат в добровольную пожарную охрану должен пройти курс профессиональной подготовки и ежегодное медицинское освидетельствование. Ведь деятельность добровольных пожарных связана с риском для жизни и здоровья и требует специальных навыков.

— Сейчас в России насчитывается около 800 тыс. добровольцев пожарной охраны, — подчеркнул эксперт. — С введением ГОСТа их количество уменьшится, но это будут не просто добровольцы, а люди, обладающие минимальными навыками пожаротушения и оказания первой медицинской помощи.

Введением национального стандарта для добровольной пожарной охраны в России возрождаются дореволюционные традиции, которые были утеряны в советское время, отметил депутат Госдумы, глава комитета ТПП по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный.

— Мы должны дать возможность нашим гражданам реализовать себя и через институты добровольной пожарной охраны, но предоставляя такую возможность, нам необходимо позаботиться об их безопасности, — подчеркнул парламентарий в беседе с «Известиями».

В МЧС России уверены, что введение стандарта для добровольческой пожарной охраны никак не ограничит этот вид деятельности.

— Эти требования не завышены, они выработаны с учетом многолетнего опыта добровольного пожарного движения. Учитывая тот факт, что добровольцы могут привлекаться и к другим работам, в том числе оказанию услуг, данный ГОСТ поможет заказчикам сформулировать конкретные требования к добровольцам. На саму добровольческую деятельность как ограничитель он не повлияет, — заверил «Известия» замдиректора департамента готовности сил и специальной пожарной охраны, начальник отдела развития добровольной пожарно-спасательной службы МЧС России Евгений Аюпов.

МЧС России активно привлекает добровольческие пожарные команды к тушению пожаров и даже ликвидации последствий стихийных бедствий. По словам Евгения Аюпова, только за первое полугодие 2019 года добровольцами было самостоятельно ликвидировано 2 976 пожаров, еще 10 444 раза их привлекали к тушению в качестве дополнительной силы.

— Добровольцами спасено на пожарах 1 025 человек, — рассказал он. — Кроме этого, добровольные пожарные команды 913 раз принимали участие в аварийно-спасательных работах. И это без учета трагедии в Иркутске, где они тоже активно помогают в ликвидации последствий паводка.

Читайте также:  Профиль здоровья образовательной организации

Добровольные дружины также привлекаются для тушения природных пожаров, добавил представитель министерства. По его словам, только в нынешнем году волонтеры участвовали в ликвидации 129 лесных пожаров.https://iz.ru/897665/sergei-izotov/v-pozharnom-poriadke-obiazannosti-dobrovoltcev-podveli-pod-standart

Источник

МЧС ответило на вопросы о добровольной пожарной охране

21 ноября 2012 года в ходе интернет-конференции «Развитие добровольной пожарной охраны» МЧС ответило на двенадцать из тринадцати вопросов, собранных и заданных ему от имени сотрудников и добровольцев Гринпис России и Общества добровольных лесных пожарных. Единственный вопрос, на который МЧС не сочло нужным отвечать, касался гибели пожарных в Республике Тыва: почему погибшими при лесных пожарах в официальной статистике министерства числятся восемь человек, тогда как на самом деле в этом регионе при тушении лесных пожаров погибли восемь штатных пожарных и один доброволец (то есть всего девять)?

По версии МЧС, в России уже создана добровольная пожарная охрана, численность которой в 3,6 раза превосходит определенную Правительством РФ предельную штатную численность Федеральной противопожарной службы, и существенно превосходит общую численность государственной противопожарной службы в целом. Более того — даже численность добровольцев, ежесменно находящихся на дежурстве (т.е. фактически выполняющих функции профессиональных пожарных), уже сравнима с численностью находящихся на дежурстве штатных пожарных федеральной противопожарной службы. Скорее всего, государственной противопожарной службе это грозит серьезными неприятностями (например, дальнейшим сокращением персонала пожарных частей — зачем держать штатных пожарных, если есть огромное количество добровольцев, готовых ежесменно находиться на дежурстве и выполнять обязанности по борьбе с пожарами?).

МЧС признает, что некоторые ключевые положения, без соблюдения которых добровольцев, строго говоря, невозможно привлекать к тушению пожаров, Федерального закона от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» не работают — но его это не смущает. В частности, МЧС до сих пор не утвердило порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных — однако, ими, по версии МЧС, было самостоятельно потушено 1792 пожара и принято участие в тушении 11592 пожаров в качестве дополнительных сил. При этом, если с добровольцем что-то случится на пожаре из-за проблем со здоровьем — отвечать, по версии МЧС, будет тот, кто привлек этого добровольца к тушению. Официальная подготовки добровльных пожарных к тушению лесных и торфяных пожаров до сих пор отсутствует — но МЧС считает, что добровольные пожарные, тем не менее, имеют право участвовать в тушении этих пожаров.

МЧС разработало проект федерального закона «О добровольной пожарной охране», предусматривающего страхование добровольных пожарных — но считает, что вопросы, связанные с этим страхованием, не относятся к его компетенции. Из-за некомпетентности разработчиков проекта этого закона возникли многочисленные финансовые и бюрократические препятствия деятельности добровольной пожарной охраны — но МЧС считает, что подразделения ДПО должны решать возникающие в связи с этим проблемы сами, за счет своих собственных средств.

В общем, как отмечают сами добровольцы, «МЧС в лице своих представителей окончательно обнаглело и даже и не пытается это как-то маскировать».

Ниже приводятся ответы на вопросы.

«Вопрос: Почему на сайте МЧС в разделе «Сведения о подразделениях добровольной пожарной охраны» приводятся данные только за февраль 2011 года, то есть за период до принятия федерального закона «О добровольной пожарной охране», и как это совмещается с декларируемым этим законом принципом «гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны»?

Ответ: В настоящее время на территории Российской Федерации создано 35 186 общественных объединений пожарной охраны.

22 296 общественных объединения пожарной охраны внесены в реестр общественных объединений, 2 184 объединения зарегистрировано в территориальных органах Минюста России.

Численность личного состава общественных объединений пожарной охраны составляет 801 151 человек из них:

— численность личного состава общественных организаций пожарной охраны составляет 25 413 человек;

Читайте также:  Здоровье самое дорогое сочинение

— численность личного состава общественных учреждений пожарной охраны составляет 775 738 человек.

В реестр добровольных пожарных внесено 695 811 добровольных пожарных.

В настоящее время направлено на обучение 258 158 добровольцев, уже обучено в пожарных частях, отрядах, учебных пунктах, центрах ФПС 543 233 человека.

В 5 103 подразделениях пожарной охраны организовано круглосуточное дежурство 47 213 добровольцев, из них ежесменно (ежесуточно) находится на дежурстве 11 803 добровольца.

За прошедшую неделю добровольная пожарная охрана 158 раз принимала участие в проведении аварийно-спасательных работ.

С начала года подразделениями добровольной пожарной охраны самостоятельно потушено 1 792 пожара и принято участие в тушении 11 592 пожаров в качестве дополнительных сил, на пожарах подразделениями добровольной пожарной охраны спасено 832 человека.

Вопрос: Где можно получить сведения о наличии в своем регионе организаций добровольной пожарной охраны, узнать численность формирований ДПО, получить адреса и контактные телефоны их руководителей?

Ответ: Информацию о ближайшем к месту Вашего жительства или работы зарегистрированном общественном объединении пожарной охраны Вы можете узнать в Главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации

Вопрос: Если в каком-то населенном пункте, ранее находившимся вне нормативного времени выезда подразделений Государственной противопожарной службы, появилось зарегистрированная добровольная пожарная команда и она ставится в расписание выезда, это снимает необходимость строить отдельные пост или пожарную часть для прикрытия соответствующей территории? Если да, то как можно проверить реальность существования и режим функционирования этой ДПК? И кто в этом случае несет ответственность в случае несвоевременного прибытия первых пожарных подразделений к месту пожара?

Ответ: Режим несения службы добровольных пожарных устанавливается руководителем общественного объединения пожарной охраны.

Ответственность за несвоевременное прибытие несет должностное лицо, привлекающее подразделение к тушению пожара.

Вопрос: Каким образом обеспечивается страхование жизни и здоровья добровольных пожарных, и почему на сайте МЧС в разделе, посвященном добровольной пожарной охране, нет ни информации, ни рекомендаций по страхованию жизни и здоровья?

Ответ: Вопрос не входит в компетенцию МЧС России

Вопрос: Постановлением от 10 сентября 2012 года № 422-п Правительство Новосибирской области предусмотрело страхование жизни добровольных пожарных на сумму в 25 тысяч рублей. Согласно ли МЧС с такой оценкой жизни добровольного пожарного, и если нет — то что оно делает для того, чтобы добровольцы были застрахованы на адекватную сумму?

Ответ: Вопрос не входит в компетенцию МЧС России

Вопрос: Какие последствия будут нести должностные лица, если предоставляемая ими информация о численности подразделений добровольной пожарной охраны окажется ложной, и в составе этих подразделений выявится значительное количество «мертвых душ» — граждан, которые в реальности не могут участвовать в работе ДПО или даже не давали своего согласия на включение их в ДПО?

Ответ: Во исполнение поручений руководства Министерства в целях организации контроля за выполнением территориальными органами МЧС России возложенных законодательством Российской Федерации задач по координации добровольной пожарной охраны, сотрудниками центрального аппарата МЧС России в 2011-2012 годах проведены проверки всех главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Анализ результатов проверок и реального положения дел в субъектах Российской Федерации позволил выявить основные проблемы в развитии ДПО. Должностные лица территориальных органов МЧС России, уличенные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлечены к различным мерам дисциплинарного воздействия.

Вопрос: Согласно статье 10 федерального закона о ДПО, «состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности» — но порядок этот до сих пор не утвержден. Если из-за того, что требования к здоровью добровольных пожарных не установлены, на пожаре пострадает доброволец со слабым здоровьем — кто будет нести за это ответственность?

Ответ: Тот, кто привлекает к тушению пожара

Читайте также:  Здоровье с юлией малышевой

Вопрос: На каком основании в настоящее время проводится медицинское освидетельствование добровольных пожарных, если вообще проводится, и какова официальная процедура его проведения?

Ответ: Медицинское освидетельствование проводится на основании запроса кандидата в добровольные пожарные в соответствии с порядком, установленным медицинским учреждением.

Вопрос: Кто содержит добровольную пожарную охрану в маленьких населенных пунктах — ведь у местного населения денег на выплату заработной платы руководителю, бухгалтеру и водителю (или мотористу) не хватает, а эти штатные единицы в составе ДПО обязательно должны быть в соответствии со статьей 8 федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»?

Ответ: Общественные объединения пожарной охраны.

Вопрос: В ходе обсуждения законопроекта «О добровольной пожарной охране» на встрече с экспертами в Общественной палате РФ в начале 2011 года В.А.Пучков лично обещал обеспечить изменения в федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», чтобы требование нового закона обеспечивать штатными сотрудниками все мобильные средства пожаротушения не распространялось на мотопомпы — но обещания не выполнил. В итоге — из каких средств выплачивается зарплата штатным сотрудникам ДПО, приставленным к мотопомпам?

Ответ: За счет средств общественных объединений пожарной охраны в соответствии с трудовым законодательством.

Вопрос: «Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны», утвержденный 11 июля 2011 года заместителем министра МЧС А.П.Чуприяном, не предусматривает никакой подготовки в части борьбы с пожарами на природных территориях. Означает ли это, что добровольные пожарные в понимании федерального закона о ДПО не могут участвовать в тушении лесных, торфяных, тростниковых и тому подобных пожаров?

Ответ: Добровольная пожарная охрана является одним из видов пожарной охраны и может привлекаться к тушению природных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос: Планируется ли в ближайшее время подготовка и внесение изменений в федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», планируется ли участие самих добровольцев, а также руководителей организаций добровольных пожарных, в обсуждении этих изменений, а также их полноценное общественное обсуждение с обязательностью учета его результатов? Будут ли учитываться при подготовке этих поправок критические замечания к закону, накопленные за время его действия?

Ответ: Министерством в настоящее время подготовлены предложения для внесения изменений в Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Свои предложения по его изменению представили главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и ВДПО, также мы ждем, что и граждане будут направлять в адрес Министерства свои предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность добровольной пожарной охраны.

В настоящее время в МЧС России поступило 76 предложений по внесению изменений в действующее законодательство.

24 предложения направлены на устранение в Федеральном законе «О добровольной пожарной охране» противоречий с иными законодательными актами Российской Федерации, упрощение процедуры создания ДПО и совершенствование ее деятельности.

Данные предложения целесообразны и будут поддержаны.

26 предложений не поддержаны, поскольку противоречат иным законодательным актам Российской Федерации, либо, в случае принятия, усложнят деятельность добровольной охраны.

26 поступивших предложений связаны с возложением в обязательном порядке на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанностей по материально-техническому обеспечению и финансированию деятельности добровольной пожарной охраны, расширением спектра обязательных льгот, предоставляемых добровольцам, введением обязательного личного страхования добровольных пожарных и т.д, а также направлены на освобождение от налогов общественных объединений пожарной охраны.

Эти предложения нуждаются в более детальной проработке с Минфином России, Минрегионом России, Минэкономразвития России, поскольку влекут дополнительные затраты из федерального бюджета, бюджетов регионов, дополнительные затраты организаций или приводят к уменьшению налогооблагаемой базы.»

Следующие и предыдущие новости

Источник

Adblock
detector