МЧС ответило на вопросы о добровольной пожарной охране
21 ноября 2012 года в ходе интернет-конференции «Развитие добровольной пожарной охраны» МЧС ответило на двенадцать из тринадцати вопросов, собранных и заданных ему от имени сотрудников и добровольцев Гринпис России и Общества добровольных лесных пожарных. Единственный вопрос, на который МЧС не сочло нужным отвечать, касался гибели пожарных в Республике Тыва: почему погибшими при лесных пожарах в официальной статистике министерства числятся восемь человек, тогда как на самом деле в этом регионе при тушении лесных пожаров погибли восемь штатных пожарных и один доброволец (то есть всего девять)?
По версии МЧС, в России уже создана добровольная пожарная охрана, численность которой в 3,6 раза превосходит определенную Правительством РФ предельную штатную численность Федеральной противопожарной службы, и существенно превосходит общую численность государственной противопожарной службы в целом. Более того — даже численность добровольцев, ежесменно находящихся на дежурстве (т.е. фактически выполняющих функции профессиональных пожарных), уже сравнима с численностью находящихся на дежурстве штатных пожарных федеральной противопожарной службы. Скорее всего, государственной противопожарной службе это грозит серьезными неприятностями (например, дальнейшим сокращением персонала пожарных частей — зачем держать штатных пожарных, если есть огромное количество добровольцев, готовых ежесменно находиться на дежурстве и выполнять обязанности по борьбе с пожарами?).
МЧС признает, что некоторые ключевые положения, без соблюдения которых добровольцев, строго говоря, невозможно привлекать к тушению пожаров, Федерального закона от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» не работают — но его это не смущает. В частности, МЧС до сих пор не утвердило порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных — однако, ими, по версии МЧС, было самостоятельно потушено 1792 пожара и принято участие в тушении 11592 пожаров в качестве дополнительных сил. При этом, если с добровольцем что-то случится на пожаре из-за проблем со здоровьем — отвечать, по версии МЧС, будет тот, кто привлек этого добровольца к тушению. Официальная подготовки добровльных пожарных к тушению лесных и торфяных пожаров до сих пор отсутствует — но МЧС считает, что добровольные пожарные, тем не менее, имеют право участвовать в тушении этих пожаров.
МЧС разработало проект федерального закона «О добровольной пожарной охране», предусматривающего страхование добровольных пожарных — но считает, что вопросы, связанные с этим страхованием, не относятся к его компетенции. Из-за некомпетентности разработчиков проекта этого закона возникли многочисленные финансовые и бюрократические препятствия деятельности добровольной пожарной охраны — но МЧС считает, что подразделения ДПО должны решать возникающие в связи с этим проблемы сами, за счет своих собственных средств.
В общем, как отмечают сами добровольцы, «МЧС в лице своих представителей окончательно обнаглело и даже и не пытается это как-то маскировать».
Ниже приводятся ответы на вопросы.
«Вопрос: Почему на сайте МЧС в разделе «Сведения о подразделениях добровольной пожарной охраны» приводятся данные только за февраль 2011 года, то есть за период до принятия федерального закона «О добровольной пожарной охране», и как это совмещается с декларируемым этим законом принципом «гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны»?
Ответ: В настоящее время на территории Российской Федерации создано 35 186 общественных объединений пожарной охраны.
22 296 общественных объединения пожарной охраны внесены в реестр общественных объединений, 2 184 объединения зарегистрировано в территориальных органах Минюста России.
Численность личного состава общественных объединений пожарной охраны составляет 801 151 человек из них:
— численность личного состава общественных организаций пожарной охраны составляет 25 413 человек;
— численность личного состава общественных учреждений пожарной охраны составляет 775 738 человек.
В реестр добровольных пожарных внесено 695 811 добровольных пожарных.
В настоящее время направлено на обучение 258 158 добровольцев, уже обучено в пожарных частях, отрядах, учебных пунктах, центрах ФПС 543 233 человека.
В 5 103 подразделениях пожарной охраны организовано круглосуточное дежурство 47 213 добровольцев, из них ежесменно (ежесуточно) находится на дежурстве 11 803 добровольца.
За прошедшую неделю добровольная пожарная охрана 158 раз принимала участие в проведении аварийно-спасательных работ.
С начала года подразделениями добровольной пожарной охраны самостоятельно потушено 1 792 пожара и принято участие в тушении 11 592 пожаров в качестве дополнительных сил, на пожарах подразделениями добровольной пожарной охраны спасено 832 человека.
Вопрос: Где можно получить сведения о наличии в своем регионе организаций добровольной пожарной охраны, узнать численность формирований ДПО, получить адреса и контактные телефоны их руководителей?
Ответ: Информацию о ближайшем к месту Вашего жительства или работы зарегистрированном общественном объединении пожарной охраны Вы можете узнать в Главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации
Вопрос: Если в каком-то населенном пункте, ранее находившимся вне нормативного времени выезда подразделений Государственной противопожарной службы, появилось зарегистрированная добровольная пожарная команда и она ставится в расписание выезда, это снимает необходимость строить отдельные пост или пожарную часть для прикрытия соответствующей территории? Если да, то как можно проверить реальность существования и режим функционирования этой ДПК? И кто в этом случае несет ответственность в случае несвоевременного прибытия первых пожарных подразделений к месту пожара?
Ответ: Режим несения службы добровольных пожарных устанавливается руководителем общественного объединения пожарной охраны.
Ответственность за несвоевременное прибытие несет должностное лицо, привлекающее подразделение к тушению пожара.
Вопрос: Каким образом обеспечивается страхование жизни и здоровья добровольных пожарных, и почему на сайте МЧС в разделе, посвященном добровольной пожарной охране, нет ни информации, ни рекомендаций по страхованию жизни и здоровья?
Ответ: Вопрос не входит в компетенцию МЧС России
Вопрос: Постановлением от 10 сентября 2012 года № 422-п Правительство Новосибирской области предусмотрело страхование жизни добровольных пожарных на сумму в 25 тысяч рублей. Согласно ли МЧС с такой оценкой жизни добровольного пожарного, и если нет — то что оно делает для того, чтобы добровольцы были застрахованы на адекватную сумму?
Ответ: Вопрос не входит в компетенцию МЧС России
Вопрос: Какие последствия будут нести должностные лица, если предоставляемая ими информация о численности подразделений добровольной пожарной охраны окажется ложной, и в составе этих подразделений выявится значительное количество «мертвых душ» — граждан, которые в реальности не могут участвовать в работе ДПО или даже не давали своего согласия на включение их в ДПО?
Ответ: Во исполнение поручений руководства Министерства в целях организации контроля за выполнением территориальными органами МЧС России возложенных законодательством Российской Федерации задач по координации добровольной пожарной охраны, сотрудниками центрального аппарата МЧС России в 2011-2012 годах проведены проверки всех главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Анализ результатов проверок и реального положения дел в субъектах Российской Федерации позволил выявить основные проблемы в развитии ДПО. Должностные лица территориальных органов МЧС России, уличенные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлечены к различным мерам дисциплинарного воздействия.
Вопрос: Согласно статье 10 федерального закона о ДПО, «состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности» — но порядок этот до сих пор не утвержден. Если из-за того, что требования к здоровью добровольных пожарных не установлены, на пожаре пострадает доброволец со слабым здоровьем — кто будет нести за это ответственность?
Ответ: Тот, кто привлекает к тушению пожара
Вопрос: На каком основании в настоящее время проводится медицинское освидетельствование добровольных пожарных, если вообще проводится, и какова официальная процедура его проведения?
Ответ: Медицинское освидетельствование проводится на основании запроса кандидата в добровольные пожарные в соответствии с порядком, установленным медицинским учреждением.
Вопрос: Кто содержит добровольную пожарную охрану в маленьких населенных пунктах — ведь у местного населения денег на выплату заработной платы руководителю, бухгалтеру и водителю (или мотористу) не хватает, а эти штатные единицы в составе ДПО обязательно должны быть в соответствии со статьей 8 федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»?
Ответ: Общественные объединения пожарной охраны.
Вопрос: В ходе обсуждения законопроекта «О добровольной пожарной охране» на встрече с экспертами в Общественной палате РФ в начале 2011 года В.А.Пучков лично обещал обеспечить изменения в федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», чтобы требование нового закона обеспечивать штатными сотрудниками все мобильные средства пожаротушения не распространялось на мотопомпы — но обещания не выполнил. В итоге — из каких средств выплачивается зарплата штатным сотрудникам ДПО, приставленным к мотопомпам?
Ответ: За счет средств общественных объединений пожарной охраны в соответствии с трудовым законодательством.
Вопрос: «Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны», утвержденный 11 июля 2011 года заместителем министра МЧС А.П.Чуприяном, не предусматривает никакой подготовки в части борьбы с пожарами на природных территориях. Означает ли это, что добровольные пожарные в понимании федерального закона о ДПО не могут участвовать в тушении лесных, торфяных, тростниковых и тому подобных пожаров?
Ответ: Добровольная пожарная охрана является одним из видов пожарной охраны и может привлекаться к тушению природных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Планируется ли в ближайшее время подготовка и внесение изменений в федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», планируется ли участие самих добровольцев, а также руководителей организаций добровольных пожарных, в обсуждении этих изменений, а также их полноценное общественное обсуждение с обязательностью учета его результатов? Будут ли учитываться при подготовке этих поправок критические замечания к закону, накопленные за время его действия?
Ответ: Министерством в настоящее время подготовлены предложения для внесения изменений в Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Свои предложения по его изменению представили главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и ВДПО, также мы ждем, что и граждане будут направлять в адрес Министерства свои предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность добровольной пожарной охраны.
В настоящее время в МЧС России поступило 76 предложений по внесению изменений в действующее законодательство.
24 предложения направлены на устранение в Федеральном законе «О добровольной пожарной охране» противоречий с иными законодательными актами Российской Федерации, упрощение процедуры создания ДПО и совершенствование ее деятельности.
Данные предложения целесообразны и будут поддержаны.
26 предложений не поддержаны, поскольку противоречат иным законодательным актам Российской Федерации, либо, в случае принятия, усложнят деятельность добровольной охраны.
26 поступивших предложений связаны с возложением в обязательном порядке на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанностей по материально-техническому обеспечению и финансированию деятельности добровольной пожарной охраны, расширением спектра обязательных льгот, предоставляемых добровольцам, введением обязательного личного страхования добровольных пожарных и т.д, а также направлены на освобождение от налогов общественных объединений пожарной охраны.
Эти предложения нуждаются в более детальной проработке с Минфином России, Минрегионом России, Минэкономразвития России, поскольку влекут дополнительные затраты из федерального бюджета, бюджетов регионов, дополнительные затраты организаций или приводят к уменьшению налогооблагаемой базы.»
Следующие и предыдущие новости
Источник
Скребловское сельское поселение
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 июля 2013 г. № 114 Об утверждении порядка медицинского освидетельствования, подготовки, страхования и предоставления льгот добровольным пожарным
Лужский муниципальный район
Администрация Скребловского сельского поселени
От 31 июля 2013г № 114
Об утверждении порядка медицинского
страхования и предоставления
льгот добровольным пожарным
В соответствии с Федеральным законом №100-ФЗ от 06.05.2011г. «О добровольной пожарной охране», в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах Скребловского сельского поселения
- Утвердить прилагаемый порядок организации медицинского освидетельствования добровольных пожарных территориальной добровольной пожарной команды или дружины ( Приложение 1).
- Утвердить требования к подготовке добровольных пожарных (Приложение 2).
- Утвердить предоставление льгот и страхования добровольным пожарным (Приложение 3).
- Настоящее постановление вступает в законную силу согласно действующего законодательства.
5. Ответственность за исполнение данного постановления возложить на специалиста
администрации Левчука В.С.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Скребловского сельского поселения Е.А. Шустрова
к постановлению главы администрации
Скребловского сельского поселения
№ 114 от 31.07.2013г.
Порядок организации медицинского освидетельствования добровольных пожарных территориальной добровольной пожарной команды или дружины
1. 1 Медицинское освидетельствование (предварительное и периодическое) проводится с целью определения соответствия состояния здоровья добровольных пожарных подразделений территориальной добровольной пожарной команды или дружины поручаемой им работе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2 Своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья добровольных пожарных и штатных работников подразделений территориальной добровольной пожарной команды или дружины, формирования групп риска;
— выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
— своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
— предупреждения несчастных случаев на производстве;
— своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности добровольных пожарных и штатных работников подразделений территориальной добровольной пожарной команды или дружины.
1.3 Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется не реже чем один раз в год.
1.4 Периодические медицинские осмотры добровольных пожарных и штатных работников подразделений территориальной добровольной пожарной команды или дружины могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением и обязательным обоснованием причины досрочного (внеочередного) осмотра.
1.5 Предварительные и периодические медицинские осмотры добровольных пожарных и штатных работников подразделений территориальной добровольной пожарной команды или дружины проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
1.6 Руководитель подразделения территориальной добровольной пожарной команды или дружины определяет и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, и направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой предварительно заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров.
1.7 Медицинская организация на основании полученного поименного списка добровольных пожарных и штатных работников подразделений территориальной добровольной пожарной команды или дружины, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, в трехдневный срок с момента получения списка утверждает календарный план проведения медицинских осмотров.
1.8 Добровольные пожарные и штатные работники подразделений территориальной добровольной пожарной команды или дружины для прохождения предварительного медицинского осмотра представляют в медицинское учреждение, осуществляющее медицинские осмотры, направление, выданное руководителем подразделения территориальной добровольной пожарной команды или дружины, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ.
к постановлению главы администрации
Скребловского сельского поселения
№ 114 от 31.07.2013г.
Требования к подготовке добровольных пожарных территориальной добровольной пожарной команды или дружины
2.1 Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
2.2 Первоначальная и последующая профессиональная подготовка работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межселенных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение.
2.3 Физические лица, входящие в состав органов территориального общественного самоуправления, либо физические лица, входящие в состав органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы в целях решения различных социальных проблем в области пожарной безопасности, проходят первоначальную и последующую профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных, на добровольной основе в общественных организациях пожарной охраны.
к постановлению главы администрации
Скребловского сельского поселения
№114 от 31.07.2013г.
Предоставление льгот и страхования добровольным пожарным
3.1 Добровольное личное страхование добровольных пожарных производится оперативными подразделениями добровольной пожарной охраны, в составе которых они осуществляют несение службы (дежурство), за счет средств, выделенных на их содержание.
3.2 Страхование добровольных пожарных производится после зачисления их в реестр добровольных пожарных в случае привлечения их в индивидуальном порядке либо в составе оперативных подразделений добровольной пожарной охраны к проведению работ по тушению пожаров. 3.3 Объектами страхования являются жизнь и здоровье добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
3.4 Добровольные пожарные не могут быть привлечены к участию в действиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.
3.5 Случаи гибели (смерти) члена добровольной пожарной охраны в связи с исполнением им обязанностей по тушению пожара или ликвидации аварии, травмы, конфузии, увечья, заболевания, расследуются в соответствии с законодательством.
3.6 За время несения службы в пожарной команде в соответствии с графиками утвержденными главой администрации, за членами добровольной пожарной охраны сохраняется среднемесячная заработная плата по месту основной работы.
3.7 Добровольным пожарным, особо проявившим себя в деле предупреждения или ликвидации пожара, по основному месту работы предоставляется дополнительный отпуск до шести дней в год по предоставлению государственной противопожарной службы.
3.8 Лучшие члены добровольной пожарной охраны за активную работу по предупреждению и ликвидации пожаров могут награждаться главой администрации ценными подарками или денежными премиями.
3.9 Добровольные пожарные и члены их семей освобождаются от уплаты налога по самообложению.
Источник