«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
статья по теме
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dovbnya_s.a._tekst.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
Довбня С.А., учитель начальных классов МБОУ КСОШ № 1
Культура здорового образа жизни… Как часто мы слышим это сочетание слов, порою даже не вникая в его смысл. А жаль!
Помня о том, что здоровье ребёнка — это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио здоровья как средство формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.
Цель данного портфолио — прививать культуру здорового образа жизни у учащихся, вести мониторинг здоровья детей начальной школы.
Данную работу реализую через программу школы «Школа сохранения у укрепления здоровья обучающихся», индивидуальную программу класса «Школа Айболита», программы « Полезные привычки» и «Разговор о правильном питании», элементы системы Владимира Базарного.
Каждый раз, когда ко мне приходят первоклассники, я в первую очередь интересуюсь состоянием их здоровья, так как от этого будет зависеть успех обучения. В течение первых двух недель пребывания ребёнка в школе провожу мониторинг здоровья учащихся на момент поступления в 1 класс.
Затем на первом родительском собрании знакомлю родителей с мониторингом здоровья их детей, составляем совместный план мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, оговариваем что будем отражать в портфолио здоровья, который ведём вместе с портфолио класса на протяжении всего обучения ребёнка в начальной школе.
Портфолио здоровья веду вместе с родителями и детьми. Этот вид работы интересен всем и отсюда активное участие в его ведении, как детей, так и их родителей. Здесь мы отслеживаем рост, вес, показатели зрения, режим дня ребёнка, режим питания, высоту парты, занимаемую ребёнком, его участие в спортивных мероприятиях, занятия в спортивных секциях и кружках.
Структура портфолио (титульный лист, четыре раздела)
I раздел: «Я расту и развиваюсь». Здесь содержатся сведения об учащихся. Сюда входят личные данные учащегося: вес, рост, зрение, личные фотографии. Ученики ежегодно анализируют свои достижения. Здесь же содержатся и результаты мониторинга по данным показателям.
II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования в рамках занятия физкультурой и спортом.
III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет описание основных форм и направлений его творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, спортивных достижений.
IV раздел: «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы классного руководителя, учителей-предметников, администрации школы, педагогов дополнительного образования, родителей на различные виды деятельности ребёнка в рамках классных и общешкольных мероприятий , способствующие укреплению его здоровья.
В конце года ученики под руководством родителей проводят анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечают планы действий с учетом имеющихся результатов. На классном часе обсуждаем промежуточные достижения.
В результате работы мы с детьми составили правильный режим занятий физической культурой, спортом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируем их выполнение . Работая над портфолио здоровья ребята параллельно получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с социальным педагогом, школьным психологам, медицинским работником, родителями) .
Ежегодно совместно с родителями разрабатываем план мероприятий, поездок, экскурсий благоприятно влияющих на психическое и социальное здоровье детей. По окончании ребёнком начальной школы проводится мониторинг здоровья ребёнка. На сегодняшний день мне удалось
— сохранить и укрепить зрение учащихся , (для этого я использую тренажёр Базарного: плакат (толщина линий один сантиметр) размещаю над доской. Путешествуя взглядом в указанных направлениях начиная с линии № 1, ребенок улучшает координацию движения глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшает кровообращение. Рекомендуемые цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.),осанку ( за партами-конторками ребёнок может работать и стоя, и сидя; карточки с заданиями и вариантами ответов оказываются в любой точке класса, а специальные держалки для дидактического материала позволяют переключать зрение детей с ближнего на дальнее)
— вес ребят соответствует норме (согласно системе Базарного ребёнок должен очень много двигаться, поэтому ежедневные двигательные переменки , занятия физкультурой и спортом помогли нам в поддержании веса ребёнка на должном уровне),учащиеся класса полностью охвачены занятиями в кружках и секциях.
Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки).
Для меня технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.
Считаю, что такой вид работы как портфолио здоровья является хорошим средством укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Источник
Портфолио проекта «Чемоданчик здоровья»
проект (средняя группа) на тему
Практико-ориентированный проект по здоровьесберегающим технологиям для детей среднего возраста «Чемоданчик здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_vospitannikov_posredstvom_organizatsii_zdorovesberegayushchey_sredy_dou.docx | 270.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Светловский городской округ
Детский сад №1 «Пчёлка»
для детей среднего дошкольного возраста
Для успешной реализации первой годовой задачи д/с №1 «Пчёлка» — «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников посредством организации здоровьесберегающей среды ДОУ», была проведена методическая работа по программе «Детство» с учетом ФГОС. Из изученного материала были выделены все аспекты, связанные с возрастными особенностями и организацией здорового образа жизни детей средней группы.
Дошкольники 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку.
Следует учесть, что 5-й год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей, уплощение грудной клетки или ее деформация, выпуклый и отвислый живот. Все это затрудняет дыхание. Правильно организованная физическая активность детей, регулярные и правильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений.
У детей средней группы потребность организма в кислороде увеличивается на 40%, что связано с перестройкой функции внешнего дыхания. Это требует особого внимания к обеспечению достаточного времени пребывания детей на свежем воздухе, дыхательным упражнениям и закаливанию.
Необходимо обращать внимание на правильную освещенность и нагрузку на глаза, так как особенность хрусталика глаза среднего дошкольника в том, что он имеет более плоскую форму, чем у взрослых . Следовательно, для поддержания хорошего зрения детей 4-5 лет, следует проводить профилактику, что является необходимостью в корригирующей гимнастике.
В этом возрасте формируются начальные представления детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения. Так же следует отметить задачу по воспитанию культурно-гигиенических навыков, которая является приобщением к здоровому образу жизни и укреплению здоровья воспитанников.
Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, спортивный инвентарь, рациональное размещение игрового оборудования.
Чтобы успешно реализовать первую годовую задачу ДОУ, воспитателю необходимо тесное сотрудничество с детьми и их родителями, так они являются основными участниками сохранения и укрепления здоровья своих детей.
В целях получения действительных ответов, о компетентности родителей по этой теме , было проведено анонимное анкетирование.(См. приложение 1)
Для выявлений знаний воспитанников о здоровом образе жизни, родителям было предложено провести с детьми «домашний мониторинг».(См. приложение 2)
Проект «Чемоданчик здоровья»
Главную роль в процессе сохранение и укрепление здоровья ребенка играют родители. Результат анкетирования показал, что невысокий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию в организации разнообразной двигательной активности ребенка. Многие родители не знают, чем и как занять детей дома, чтобы сохранить их здоровье. Таким образом, возникает необходимость привлечения родителей к совместной проектной деятельности, конструированию собственного родительского поведения и активному участию в здоровьесберегающем процессе своих детей.
По результатам «домашнего мониторинга» были получены такие результаты: Закаливают детей – 15%, соблюдают дома режим дня – 32%, делают утреннюю гимнастику – 21%, соблюдают правила личной гигиены самостоятельно – 83%, следят за зубами и чистят их – 54%, знакомы с названиями видов спорта – 48%.
Цель : активизация роли родителей в совместном оздоровлении детей и вовлечение их в проектную деятельность, для решения первой годовой задачи ДОУ – «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников посредством организации здоровьесберегающей среды ДОУ».
Характер координации : открытая координация (педагог открыто руководит проектом, обучает детей).
Участники проекта : дети средней группы (дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей), родители воспитанников, воспитатели, физинструктор.
Образовательные области: физическое развитие, познание, художественно-эстетическое развитие.
Продолжительность : среднесрочный, три недели (06.11.17 – 24.11.17).
1. помочь родителям понять значимость проблемы детского здоровья в возрасте 4-5 лет, побудить к активному взаимодействию с педагогами;
2. познакомить с разными здоровьесберегающими технологиями;
3. учить создавать инвентарь с опорой на предложенные темы по оздоровлению;
4. стимулировать родителей, заниматься оздоровлением детей, используя объекты (инвентарь) сделанный своими руками дома;
5. активизировать желание детей и родителей совместно искать дополнительную информацию по предложенным темам;
6. воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни;
7. мотивировать детей к новым познаниям, созданию информационного материала и спортивному инвентарю.
Методы и формы работы
На родительском собрании, для ознакомления, были предложены фото и иллюстративный материалы по организации здоровьесберегающей среды (из опыта работы других детских садов), подобран инвентарь изготовленный воспитателями. Инструктором по физической культуре были проведены упражнения для профилактики плоскостопия с использованием подручного материала.
С помощью презентации родителям рассказали о методах закаливания.
Родителей заинтересовали все озвученные темы по укреплению здоровья ребят. Им была предоставлена возможность самостоятельно выбрать любое направление по оздоровлению, найти интересные варианты, использовать их в создании своего физоборудования. Дома совместно с детьми апробировать их и пополнить здоровьесберегающую среду в группе.
Учитывая то, что ребенок средней группы переходит на новую ступень личностного развития – у него возникает потребность в познавательном и интеллектуальном общении со взрослыми. Следовательно, родители были ориентированы на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни и познавательному развитию, через проектную деятельность.
Родители и дети :
- пополнение здоровьесберегающей среды по таким направлениям: закаливание, корригирующее зрение, профилактика осанки, дыхание (развитие легких), спортивный инвентарь, изготовленный своими рукам;
- помощь в оформлении уголка «Физкультура, спорт, здоровье».
- создание дидактических игр по формированию начальных представлений детей о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения и воспитанию культурно-гигиенических навыков;
- НОД по рисованию, социально-коммуникативному развитию;
- оздоровительные мероприятия в режимных моментах.
Воспитатели и дети:
- оформление «Чемоданчик здоровья».
- проведение утренней зарядки и занятий по физической культуре.
Все участники проекта:
- спортивно-оздоровительное развлечение «Вместе с мамой».
Дети: сохранение и укрепление здоровья;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
накопление опыта в двигательной деятельности;
воспитание культурно-гигиенических навыков.
Педагоги: повышение профессиональной компетентности в вопросах укрепления и сохранения здоровья дошкольников;
установление партнёрских отношений педагог-ребёнок-родитель.
Родители: повышение педагогической культуры в вопросах оздоровления детей;
участие родителей в жизни ДОУ.
Этапы работы по проекту
1. Подборка материала по программ и определение областей исследования.
2. Формулировка проблемы исходя из интересов детей («ЗОЖ»).
3. Вхождение в проблемную ситуацию.
4. Составление плана-схемы проекта с включением в него занятий, игр и других видов детской деятельности.
5. Привлечение родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
1. Вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
2. Сбор информации и материалов.
3. Формирование знаний, умений, навыков.
4. Продуктивная деятельность в соответствии с планом.
5. Активное участие в запланированных мероприятиях ДОУ.
1. Размышления над приобретёнными знаниями, опытом.
2. Подведение итогов работы по проекту.
3. Создание презентации проекта.
4. Защита проекта.
1. «Детство» Т.И. Бабаева . Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с. (ФГОС)
2. «Художественное творчество» Н.Н. Леонова . Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2014. – 289 с. (ФГОС)
3. «Я и мир» Л.Л. Мосалова . Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с. (Библиотека программы «Детство»)
4.«Методические рекомендации по проведению прогулок детей 3-7 лет» Уланова Л.А . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2008. – 160 с.
5. «ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнышева . Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128 с.
Источник