2.3. Общественное здоровье
Общественное здоровье — это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье — характеристика одного из важнейших свойств, качеств общества как социального организма; составляющий фактор внутреннего валового продукта (ВВП), функция и производное общества (Ю.П.Лисицин, 1992). Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества.
В международной практике для описания общественного здоровья традиционно используют:
комплекс демографических показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;
показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.); 3) показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам); 4) уровень физического развития.
Однако эти показатели в основном отражают нездоровье, а здоровье характеризуют от противного. Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали несколько иных показателей общественного здоровья:
% ВВП, идущий на здравоохранение;
доступность первичной медико-санитарной помощи;
обеспеченность населения безопасным водоснабжением;
% лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;
состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела ( =
Среднегодовая численность населения
= Число больных с данным заболеванием, состоящих на учете за год х 1.000 Среднегодовая численность населения
Показатель средней продолжительности предстоящей жизни рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам. Полученная величина «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет». Чаще всего используется величина средней продолжительности предстоящей жизни новорожденного, или человека в возрасте 0 лет.
В течение тысячелетий средняя продолжительность жизни человека колебалась в узких границах от 18 до 30 лет. К началу 17 века в результате постепенного, но неуклонного улучшения бытовых условий средняя продолжительность жизни в ряде стран Европы стала превышать 30-летний уровень. На рубеже XIX и XX веков крупные научные достижения в биологии и медицине, подъем общей культуры и здравоохранения, широкомасштабные санитарно-гигиенические мероприятия в индустриально развитых европейских странах способствовали существенному снижению смертности детей, а также населения средних и старших возрастных групп.
После второй мировой войны эти изменения произошли и в развивающихся странах. В настоящее время средняя продолжительность жизни в Великобритании и США достигает 76 лет, во Франции — 77 лет, в Канаде — 78 лет, в Японии — 80 лет. До 1970 г. Советский Союз отличался наивысшим ростом средней продолжительности предстоящей жизни новорожденных. Однако к концу XX века средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин в РФ вновь снизилась до 58 лет. В настоящее время разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин в России достигает 10 и более лет. Причины этого различия кроются, прежде всего, в социальных факторах: в характере труда (более ответственного, интенсивного и тяжелого у мужчин), большей распространенности среди мужчин алкоголизма, курения и травматизма. Существуют также исключительно биологические факторы, которые имеют не меньшее значение для объяснения данного явления. Общеизвестно, что в популяции мальчиков рождается больше, чем девочек. Но мальчики умирают чаще всего еще в детском возрасте, и позже число мужчин становится меньше во всех возрастных категориях. В глубокой старости у столетних соотношение между численностью мужчин и женщин составляет 1:3.
Эпидемиологические данные убедительно свидетельствуют о том, что у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин. Мужчины умирают от инфаркта миокарда чаще в 7,5 раза в возрасте от 40 до 49 лет; в 5,5 раза — в возрасте от 50 до 55 лет и в 2,5 раза — в возрасте старше 60 лет. Неодинаковая продолжительность жизни мужчин и женщин объясняется и генетическими различиями в хромосомном аппарате ядра клетки, в наличии двойного набора Х-хромосом у женщин, которое определяет более высокую надежность важных механизмов биологической регуляции клетки. Следует отметить, что биологический потенциал здоровья человека предполагает продолжительность его жизни значительно большую, чем он имеет в настоящее время.
Общественное здоровье населения России в конце XX и в начале XXI века находится в состоянии кризиса. Основное проявление кризиса здоровья в России — в уменьшении ожидаемой продолжительности жизни, депопуляции за счет падения рождаемости и увеличения смертности. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди людей 30-50-летнего возраста за счет травм и отравлений. Громадное значение имеет детская смертность, трудности родов, отказ от второго ребенка и последствия абортов, особенно до рождения первого ребенка.
Источник
4.Здоровье в системе общественных потребностей. Взаимосвязь здоровья с качеством жизни.
Здоровье — в уставе ВОЗ 1946 – состояние полного физического, социального, духовного благополучия, а не только отсутствие болезни и дефектов.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер. Можно выделить следующие виды потребностей в здоровье: индивидуальная, семейная, групповая и общественная. Они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Индивидуальная потребность в здоровье образует основу всей системы потребностей в здоровье. Состояние здоровья отдельного человека — элементарная ячейка, из которой складывается уровень здоровья семей, отдельных социальных групп, населения, региона , общества в целом. Отношение к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на гигиенически оправданный способ жизнедеятельности отражают не только уровень санитарно-гигиенической грамотности человека, но и уровень его общей культуры.
Семейные потребности в здоровье могут превосходить сумму личных потребностей каждого члена семьи. Нередко возникают проблемы здоровья и его охраны, относящиеся к семье в целом (наследственная патология, инфекционные заболевания).
Групповая потребность в здоровье формируется на уровне отдельных субъектов экономики. В современной экономике роль человека становится приоритетной, поэтому руководители организаций заинтересованы в персонале, обладающем хорошим здоровьем, активно участвующем в трудовой деятельности.
Общественная потребность в здоровье отражает интересы общества в целом. Оказывает существенное влияние на темпы социально-экономического развития общества.
Качество жизни — оптимальное восприятие отдельными людьми, населением в целом того, как удовлетворены их потребности для достижения благополучия и целей.
Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, которые воздействуют на образ жизни
Образ жизни — деятельность и активность людей, которая определенным образом реагирует на условия жизни и использование их.
По характеру: интеллектуальная, физическая.
По видам: трудовая, социальная, культурно-образовательная, медицинская
5. Здравоохранение. Основные принципы охраны здоровья в рф.
Здравоохранение — система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих цель сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельно человека и общества в целом.
Принципы охраны здоровья:
ФЗ №323 от 21.11.2011 статья 4 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Соблюдение прав гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами гос гарантией, на основании которых оказывается МП
Приоритет интересов при оказании МП
Приоритет охраны здоровья детей
Социальная защита граждан в случае утраты здоровья
Ответственность органов гос власти за обеспечение прав в сфере охраны здоровья
Доступность и качество МП
Недостаточность в отказе МП
Соблюдение врачебной тайны
? 6. Система здравоохранения в РФ, критерии оценки деятельности.
Система ЗО в РФ.
Развитие системы здравоохранения осуществляется в соответствии с Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации и направлено на улучшение состояния здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, стабилизацию демографической ситуации в стране, улучшение качественных и количественных показателей деятельности медицинских организаций и отрасли в целом.
Местный (муниципальный), частный, государственный сектора (департамент области).
Минздраву подчиняются следующие структуры:
-Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения территориальные структуры.
-Федеральное медико-биологическое агентство. (прямое подчинение)
Функционально подчиняются: федеральный фонд ОМС, территориальные фонды, органы управления субъектов федерации.
Основные составляющие системы здравоохранения:
-общественное здоровье, организация МП, экономика здравоохранения, управление здравоохранением.
Критерии оценки деятельности здравоохранения:
Состояние здоровья населения
Степень удовлетворения обоснованных нужд (конфиденциальность и другие)
Справедливость к оплате МП и равенство при оказании
Источник
Понятия здоровье общественное здоровье уровни здоровья группы здоровья населения
Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Нью – Йорк, 22 июля 1946год), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья. По новой концепции здоровья – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися.
Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни»
Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно влияет на психосоматический уровень здоровья. Поэтому здоровье является гармоничным единством биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.
Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соотношениях:
1. генетический фактор – 20% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье –10%);
- экологический фактор – 20% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 10%);
- образ жизни – 50% (материальные условия труда и быта – 20%, поведение, режим жизни, привычки – 30%);
- медицинский фактор – 10%.
Цифры естественно среднестатистические, лишь ориентирующие врача общей практики.
Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение – главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни.
Генетический фактор предопределяет здоровье до рождения человека, он очень нежный и легко раним, особенно на начальном этапе формирования организма (первый триместр беременности), когда происходит закладка органов и систем. Повреждающими факторами могут стать острые респираторные инфекции, интоксикации табачным дымом или алкоголем, неполноценное питание, прием лекарственных препаратов, ионизирующее излучение и многое другое. Влияние наследственных факторов может стать причиной генетических аномалий.
Экологический фактор в период внутриутробного развития подразделяется на две составляющие, внутреннюю – организм матери и внешнюю – окружающяя среда. Здоровье плода и новорожденного зависит в первую очередь от здоровья матери и отца, а во-вторых от условий жизни в которых он был зачат, растет и развивается. Загрязненная среда обитания, воздействие электромагнитных полей, снижение физических и увеличение психических нагрузок, не соблюдение режимных моментов сна и бодрствования оказывают существенное негативное воздействие на здоровье человека.
Медицинский фактор складывается из профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Первичная профилактика самая результативная и заключается в выборе принципов здорового образа жизни каждым человеком и реализации их на протяжении всего жизненного цикла.
Образ жизни является самым важным, определяющим здоровье человека. Согласно определению Ю. П.Лисицына
«Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья»
Из данного определения следует:
1. Человек сам ответственен за свое физическое, психическое и социальное благополучие.
2. Человек должен обладать определенными знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.
Важным элементом образа жизни в современных условиях является осознанное отношение человека к здоровью, как к наивысшей ценности, что определяется в свою очередь уровнем культуры. Культура здоровья формируется в процессе воспитания и образования и выражает отношение к самому себе, к обществу, природе. Основными компонентами здорового образа жизни по Лисицыну Ю.П., о чем более подробно будет изложено в следующих главах, являются:
- Активная жизненная позиция.
- Позитивное психоэмоциональное отношение в коллективе и семье.
- Отказ от психоактивных веществ.
- Сбалансированное здоровое питание.
- Двигательная активность.
- Правильное сексуальное поведение.
- Личная гигиена.
- Медицинская активность.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье. Переход организма человека из состояния здоровья в промежуточное состояние, а затем в болезнь чаще всего происходит под влиянием факторов риска. Факторы риска заболеваний — это факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме. В настоящее время различают около 200 факторов риска, приводящих к развитию хронических неинфекционных заболеваний, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Всемирная организация здравоохранения выделяет 7 ключевых факторов развития предотвратимых заболеваний: артериальная гипертония, курение, злоупотребление алкоголем, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, нерациональное питание .
Теоретически, перечисленные факторы, являются изменяемыми, модифицируемыми, а на практике население России является популяцией высокого риска!
Ученые считают, что те смерти, которые обусловлены образом жизни, поведенческими факторами риска, на 50-70% могут быть предупреждены. Поэтому очень важно вовремя выявлять факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводить их коррекцию, а также предупредить прогрессирование заболеваний уже имеющихся и развитие осложнений.
Снижение заболеваемости и смертности в России, происходит не только за счет современной диагностики и лечения больных, но в большей степени за счет проведения профилактических мероприятий! Давно известно, что только лечебные мероприятия не могут изменить ситуацию.
Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.
В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенераци При оценке состояния здоровье в повседневной жизни, специалисты, пользуется субъективными и объективными критериями. Субъективные критерии – настроение, сон, аппетит, наличие или отсутствие боли – недостаточно информативны, так как некоторые изменения в организме человека могут не сопровождаться какими – либо ощущениями. С другой стороны, возможны явления, расцениваемые инвалидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что характерно, например для психоэмоциональных расстройств.
Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Норма — это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.
Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении. Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту,
АД–140/90 мм рт. ст. и т.д.
Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др. Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за пределы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека определяется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сделать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для одного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого — проявление всего лишь одного из вариантов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.
В настоящее время различают здоровье населения (популяционное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье), групповое здоровье.
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Популяционное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин). Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела ( 2,5 кг ); уровень детской смертности и средней продолжительности жизни; уровень грамотности взрослого населения; доля ВВП на душу населения.
- В международной практике для описания общественного здоровья используют: комплекс демографических показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;
- Показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.); показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);
- Уровень физического развития.
Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:
I. Медицинские — медико-демографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.
II. Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.
III. Психического благополучия — заболеваемость психическими
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.
Оценку здоровью человека осуществляют с использованием трех уровней – популяционного (общественного), индивидуального и группового.
Популяционный уровень здоровья согласно В.П. Казначееву представляет собой процесс социально – исторического развития психосоциальной и биологической жизнью населения в ряду поколений. Для определений популяционного здоровья используют следующие статистические показатели:
- Общая численность населения;
- Средняя продолжительность жизни;
- Рождаемость;
- Прирост населения;
- Заболеваемость;
- Инвалидность;
- Смертность;
- Миграция населения.
Индивидуальный уровень здоровья включает в себя физический и духовный, а также биологический и социальный аспекты. Выделяют следующие компоненты здоровья: генетический, физический, репродуктивный, психический и социальный. Все они равнозначны.
Для характеристики индивидуального здоровья применяют следующие показатели по Р. И. Айзману ( 1996 г ):
- Наличие или отсутствие признаков болезней и дефектов развития;
- Генотип (наследственные дефекты);
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Уровень физической подготовленности;
- Морфотип (тип конституции);
- Функциональное состояние органов и основных систем организма в покое и при нагрузке;
- Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;
- Интегративные биохимические показатели.
Групповой уровень здоровья принято использовать для оценки здоровья школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к конкретным профессиональным категориям.
К критериям оценки состояния здоровья школьников, по С.М. Громбаху, относятся:
- Наличие хронических заболеваний;
- Уровень функционального состояния органов и систем;
- Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам;
- Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности
Первые три из перечисленных критериев пригодны для оценки здоровья людей любого возраста; в случае детей и подростков, организм которых находится в состоянии роста и развития, необходимо прибегнуть к четвертому критерию. Проведенный на основе этих критериев анализ здоровья детей позволил выделить среди них пять групп.
I – Здоровые дети и подростки не имеющие морфофункциональных отклонений. Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из оздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
П – Здоровые дети и подростки имеющие, однако, некоторые функциональные или морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий.
Ш – Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии компенсации (когда функциональные возможности систем сохранены).
IV – Дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (когда функциональные возможности организма снижены).
V – Дети и подростки в стадии декомпенсации (дети — инвалиды), нуждающиеся в специальных условиях обучения
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Анализ состояния здоровья школьников традиционно проводят с использованиям следующих показателей:
- Индекс здоровья;
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Группа здоровья;
- Удельный вес детей с хроническими заболеваниями;
- Удельный вес детей находящихся под наблюдением в диспансерах.
В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.
Источник