Меню

Понятия здоровье человека по определению всемирной организации здравоохранения

Определение здоровья

«По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946г.). Опубликовано много исследований с критикой или коррекцией этих представлений существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье… «Девять ступеней к здоровью», статья «Как обычно понимают здоровье?» с. 22-23 (Москва Бином, 1997г.)…

… В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором уже дана новая концепция здоровья как: «степени способности индивида или группы с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни.»

«По определению, принятому в 1948 г. Всемирной организа­цией здравоохранения, здоровье — это состояние полного телес­ного, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней и повреждений.

В последние годы (девяностые) Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР предложено более конкретное определение здоровья. «Здоровье — отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблаго­приятным воздействиям и достаточная способность адаптиро­ваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» [Сердюковская Г.Н., 1979]. Были предложены для детей 5 групп здоровья, но по существу только 1-я группа характеризовала здоровых, а 2—5-я группы говорили о болезни. Это доказывает, что развитие отечественной педиатрической науки было направлено, главным образом, на изучение различных заболе­ваний и сейчас учение о многих, сложнейших проблемах пато­логии детского возраста, о заболеваниях, иногда исключитель­но редких, не определяющих общего уровня здоровья детского населения, ушло далеко вперед и мы знаем о каждом детском заболевании существенно больше, чем о здоровом ребенке в целом.»

(Детская спортивная медицина под редакцией С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева –М.: медицина. – 1991.-560с.)

«Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внеш­ней среде. Это возможность адаптировать­ся в изменяющейся внешней среде, при­спосабливаться к росту и старению, к ле­чению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти» (Illich. I., 1977).

«Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует пу­тать понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье населения».

Здоровье индивидуума (человека) — это динамический процесс приспособле­ния к окружающей среде.

Анализируя здоровье индивидуума и его изменчивость под влиянием внешней среды и физического воспитания надо смотреть на адаптацию организма, его вы­носливость и его реакции.

Критериями оценки здоровья могут явиться: 1) уровень физической работо­способности и морфологического разви­тия на данном этапе; 2) наличие хрониче­ских заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, воз­можность приспосабливаться к меняю­щимся условиям жизни и сохранение оп­ределенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней сре­ды, реакции организма на воздействие внешней среды.

Следует отметить, что сильный внеш­ний раздражитель для детренированной клетки (организма) вводит ее в патологи­ческий режим, то есть в болезнь, а для тренированной — это нормальная интен­сивная работа. Какую клетку (или орган) мы считаем больной? Клетка больна, если она не справляется со своими функция­ми — осуществлять движение, выделять гормоны, продуцировать нервные им­пульсы и т.д.

Одной из возможных причин возник­новения патологии клетки (органа или функциональной системы) является детренированность (гиподинамия). Если клетка периодически не получала доста­точных нагрузок, она детренируется и на нормальный раздражитель дает понижен­ную реакцию. Если раздражитель превы­шает предел достигнутой тренированно­сти, клетка вступает в патологический ре­жим, при котором химические реакции идут не до конца, и в ней накапливаются продукты распада.

Еще одна причина — недостаточное (плохое) питание. В крови не хватает энергетических или строительных мате­риалов (аминокислот, витаминов, микро­элементов, кислорода и пр.), и нарушается микроциркуляция (циркуляция крови).

Читайте также:  Свиные легкие для здоровья

Следующая причина — нарушение гормональной регуляции со стороны эн­докринной системы, накопление метабо­литов, микробных токсинов и др., кото­рые тормозят действие ферментов.

Кроме того, причиной могут стать пря­мые повреждения клеток (генов) из-за ра­диации, отравлений и др. Это самая тяже­лая патология.

Изменение внешней среды также ме­няет функцию клетки (органа, функциональной системы). Клетки многоклеточ­ного организма составляют органы (функ­циональные системы) пищеварения, раз­множения, движения, восприятия раздра­жений, регулирования и пр.

Особое внимание следует уделить ор­ганам регуляции (ЦНС), которые в про­цессе эволюции получили дальнейшее развитие, усовершенствование.

Условно можно выделить первую регу­лирующую систему (I PC) — кровеносную систему, кровь и лимфу; вторая регули­рующая система (II PC) — эндокринные железы; третья (III PC) — вегетативная нервная система; четвертая (IV PC) носит название анимальной нервной системы и отвечает главным образом за связи орга­низма с внешней средой. В IV PC пред­ставлены также «датчики» — рецепторы кожи, мышц, суставов и, в меньшей степе­ни, внутренних органов, доставляющих в сознание информацию о теле.

В функциональном отношении все ре­гулирующие системы (PC) связаны между собой прямыми и обратными связями.

Следует отметить, что всякая схема живых организмов условна. Анатомиче­ски органы четко отделены, физиологиче­ски же они участвуют в совершенно раз­ных функциях.

Патология — это то, что происходит в органе (или организме), когда функция подсистемы серьезно нарушена.

Важным фактором в возникновении болезней является психика. Значение нервного фактора в возник­новении болезней к концу XX в. резко возросло, особенно в больших городах и у лю­дей, занимающихся умственным трудом. Поэтому есть все основания рассматри­вать «систему напряжения» как важней­шую по своему влиянию на здоровье и бо­лезни.

Болезнь организма — это взаимодейст­вие функций органов, которые сами меня­ются во времени, так как болезни свойст­венна динамика, нестабильность.

Первая фаза болезни характеризуется углублением изменений в клетках и орга­нах, снижением характеристик, так что обычные нагрузки (физические и психи­ческие) становятся слишком большими и ведут к нарастанию болезни.

В возникновении болезней виновата не сама по себе «система напряжения», а только ее «перетренировка» в результате интенсивной и чаще неприятной деятель­ности без должного отдыха.

Мышцы и система газообмена объеди­нены, так как они детренируются вместе из-за отсутствия достаточных нагрузок. В системе «питание» вред приносят два фак­тора: переедание и недоедание. В терморегуляции — отсутствие закалива­ния. Система соединительной ткани и им­мунитета не имеет прямой связи с психи­кой и поражается вторично: стрелки со знаком (-) идут к ней от всех других четы­рех систем.

В ряде болезней с левой стороны пере­числены поражения почти всех внутрен­них органов, которые названы инфекционно-аллергическими. Это означает, что в основе их лежит не только внешняя ин­фекция, но главным образом — не соот­ветствующая ей реакция иммунной систе­мы и соединительной ткани. В качестве «дополнительного входа» для органов, зависящих от физической работы, служит детренированность (это касается сердца, легких, суставов, мышц), а для других (пе­чени и в меньшей степени почек) — не­правильное (нерациональное) питание. Инфекция присутствует во всех этих бо­лезнях, и если у большинства людей они не развиваются, то лишь благодаря пра­вильному функционированию защитной системы.

Факторами риска склероза явля­ются повышение холестерина, связанное с избыточным и неправильным питанием, гипертония, которая, видимо, вызвана стрессами, курением и гиподинамией (детренированностью).

Следует помнить, что переедание, фи­зическая детренированность, психиче­ские перенапряжения (стрессы) и отсутст­вие закаливания являются главными при­чинами болезней.» [Валеология профессор В.И.Дубровский Москва, 1999г.]

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Признаки заболеваний (79)
  • МЕДИЦИНА (51)
  • СИМПТОМЫ И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ (50)
  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (50)
  • Лженаука в медицине (49)
  • Новости здравоохранения (49)
  • МЕДИЦИНСКАЯ ПРАВДА (49)
  • ПРАВДА О ПРИВИВКАХ (49)
  • МЕДИЦИНА ЗА РУБЕЖОМ (49)
  • ВРАЧИ И ПАЦИЕНТЫ (49)
  • ГМО польза или вред (48)
  • Гомеопатия (48)
  • ЗДОРОВЬЕ (48)
  • Непридуманные истории пациентов (47)
  • МИНЗДРАВ (46)
  • ЗДОРОВАЯ РОССИЯ (46)
  • КРИЗИС МЕДИЦИНЫ (43)
  • Фармацевтическая и продовольственная мафия Броуер (40)
  • ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ЛЕКАРСТВ (40)
  • НАРОДНЫЙ ФРОНТ РОССИИ (39)
  • ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ (33)
  • Полезные советы (31)
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (26)
  • МЕДИЦИНСКИЙ ЮМОР (17)
  • МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ (15)
  • ЛЕЧЕНИЕ, ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ (9)
  • ВЛАДИМИР ПОПОВ. БОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА (6)
Читайте также:  Мне 40 лет здоровье витамины

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОЗ

Четверг, 19 Февраля 2015 г. 11:46 + в цитатник

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в . здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Это определение можно рассматривать как идеализированное, но оно дает возможность увидеть широкий смысл понятия «здоровье».

Разновидностью такого подхода можно считать определение здоровья как биологического и социального благополучия (К. Байер, Л. Шейнберг, 1997). Биологическая сущность заключается в способности биосистемы к самоорганизации через механизмы гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности и т.п. Проявления социальной функции осуществляются на биологической основе с привлечением высших ступеней организации личности – психических и духовных качеств. (Г.А. Апанасенко, 2003).

Брижит Тобес в своем выступлении «Право на здоровье: теория и практика» (ВОЗ, 2006) связала понятие здоровья с понятием надежности: «Как бы ни подходили ученые к определению понятия здоровья, основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надежность как биологической системы. Понятия «здоровье» и «надежность» в этом смысле очень близки. И в том и в другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восстановления утраченной нормы. Надежность биосистемы обеспечивается также ее способностью к адаптации и компенсации на этой основе нарушенных функций, совершенства и быстроты использования обратных связей, динамичности взаимодействия входящих в нее звеньев саморегулирующих подсистем…. Анализ сущностных характеристик здоровье позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.

Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

Биомедицинская модель рассматривает здоровья как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.

Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ».

Итак, физическое здоровье или вообще выпало из поля зрения Б. Тобес, или растворилось в приведенных ею моделях. В нескольких исследованиях детей просили определить здоровье через его различные составляющие. И хотя дети выделили физическое здоровье из множества других контекстов, это направление фактически выпало из поля зрения Брижит Тобес. Зато социальных здоровья стало сразу два. Приоритеты Тобес видимы, но это не повод для сужения понятия здоровья в социальном поле.

ВОЗ определяет здоровье через слово-синоним. Здоровье – это благополучие. Однако важно понимать – как определяет ВОЗ это понятие количественно. В отчете ВОЗ от 2006 года в качестве приоритетного параметра названа продолжительность здоровой жизни. Важно понимать, что этот первичный параметр поглощает как частное многие другие параметры (такие как детская смертность и др.). Интересно мнение ВОЗ о том, какие вторичные параметры влияют на продолжительность здоровой жизни. «Ключевое значение имеют такие параметры, как размер дохода, образовательный уровень и трудоустройство. Хотя все три детерминанты находятся в определенной зависимости друг от друга, они не являются взаимозаменяемыми: каждая из них отражает самостоятельные аспекты социально-экономического статуса населения». В этом можно согласиться лишь отчасти. Трудоустройство само по себе означает если не размер дохода, то, по крайней мере, его наличие. Поэтому трудоустройство следует считать неким третичным параметром, которое имеет отношение к уровню доходов. Итак, по мнению ВОЗ первичным параметром здоровья считаем продолжительность здоровой жизни, вторичными по отношению к нему – уровень доходов и уровень образования.

Читайте также:  Концепция здоровья здоровых кратко

Источник

Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни

Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут его понять.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения в обществе, он уважает права людей, умеет оказывать помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

Образ жизни реализуется в четырех сферах: 1. Трудовой. 2. Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4. Досуговой. Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами: 1. Межличностные связи. 2. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.

Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:

  • Психоэмоциональные перегрузки.
  • Недостаточную физическую активность.
  • Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела.
  • Вредные привычки — курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию.

Эффективным мерами по предупреждению преждевременной смертности населения являются:

  • совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;
  • создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);
  • создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;
  • мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;
  • профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;
  • мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого «оптимального образа жизни», который должен быть всем предписан. Задачи государства — обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.

Источник

Adblock
detector