Меню

Понятия норма здоровье патофизиология

3. Понятия «норма», «здоровье», «болезнь».

Норма – это физиологическая мера здоровья. Медицинский подход трактует норму, как относительную категорию. Нормально не то, что стандартно, а то, что оптимально для индивида в определенный момент, в конкретной ситуации. Норма – это «ситуационный оптимум». Патофизиология трактует относительность нормы, по меньшей мере, в трех аспектах. Можно говорить об исторической, географической и ситуативной относительности нормы и конкретных нормативов.

Адаптивные механизмы, присущие индивидам, складываются эволюционно. Поэтому, в разных поколениях, параметры функционирования, присущие большинству нормальных индивидов могут изменяться (историческая относительность нормы). Пример тому – акселерация параметров физического развития детей. Экологические условия различны в разных регионах и предполагают разные оптимумы функционирования органов и систем (географическая относительность нормы). Например, содержание гемоглобина у жителей высокогорья и равнин. Наиболее важной для патофизиологии является ситуативная относительность нормы (например, параметры артериального давления при глубоком сне и при физической нагрузке у одного и того же индивидуума). Таким образом, медицинская норма – конкретный переменчивый оптимум, а не типичный стандарт.

Понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Можно быть здоровым человеком, но отличаться от общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы тела, уровня интеллекта). Здоровье – состояние психического, физического и социального благополучия; жизнедеятельность организма, которая обеспечивает ему оптимальную приспособляемость и адекватные условия существования. Здоровье – те относительно узкие и энергетически наиболее экономичные пределы функционирования организма, в которых КПД органов и систем максимален, а адаптация к меняющимся ситуациям достигается наименее рискованными путями. Организм остается здоровым, если имеется возможность вовремя включить в ответ на ту или иную ситуацию программу адаптации оптимально соответствующую ее специфике, и реализовать эту программу без ошибок, до конца и в максимально необходимом масштабе.

Таким образом, основными критериями здоровья являются: 1. Сохранение уравновешивания организма со средой. Эта формула подразумевает, что здоровый человек легко адаптируется к изменению условий своего существования (например, к изменению температуры окружающей среды, влажности, барометрического давления и т. д.). 2. Сохранение высокой профессиональной трудоспособности. 3. Сохранение целостности организма (отсутствие серьезных физических дефектов, повреждений, которые могли бы ограничить профессиональную трудовую деятельность, нарушить адаптивные возможности организма), соответствие структуры и функции. 4. Способность организма поддерживать гомеостаз.

При действии патогенных факторов в жизнедеятельности организма выделяют период, который характеризуется резким снижением его адаптивных возможностей при сохранении постоянства внутренней среды (гомеостаза) — предболезнь. Предболезнь – перенапряженность приспособительных механизмов организма в связи с действием на него повреждающего фактора; определенное состояние организма, характеризующееся ограничением, нарушением одного или нескольких саногенетических (то есть направленных на выздоровление) механизмов, т. е. имеется недостаточность защитно-приспособительных сил организма как основы возможного в дальнейшем развития болезни при действии на организм патогенных факторов. Организм может противодействовать какому-то вредоносному фактору, но если механизмы противодействия недостаточны, то со временем под влиянием данного фактора либо присоединившегося качественно иного, может возникнуть болезнь. Например, если бета-клетки островкового аппарата поджелудочной железы синтезируют инсулин в ограниченном количестве (состояние преддиабета), то с течением времени, если нагрузку на них не снизить за счет диеты, у такого человека может развиться сахарный диабет. Состояние предболезни не имеет специфических признаков. Выявить предболезнь можно путем использования функциональных проб, нагрузок, позволяющих обнаружить существенные отклонения показателей физиологических функций организма от нормальных величин.

В развитии предболезни можно выделить некоторые общие патогенетические варианты: 1) наследственное ( врожденное ) состояние предболезни; 2) в ряде случаев на организм начинает действовать патогенный фактор, не способный (из-за интенсивности или достаточности защитных сил организма) вызвать развитие болезни. Однако при длительном воздействии (например, запыленность, загазованность, вибрация) он постепенно может приводить к снижению саногенетических механизмов; 3) чаще встречается иная ситуация, когда состояние предболезни обусловлено действием одного причинного фактора, вызвавшего ограничение компенсаторно-приспособительных привести к снижению активности или дезинтеграции системы иммунного надзора — состояние предболезни; и на этой основе возможно развитие инфекции, опухоли, аутоиммунных заболеваний.

Поиск исчерпывающего и правильного определения понятия «болезнь» — задача многообразная и трудная. В решении ее большое участие приняли представители отечественной медицины (В.В. Пашутин, С.П. Боткин, И.П. Павлов, А.А. Богомолец, Н.Н. Аничков, С.С. Халатов, И.Р. Петров, П.К. Анохин, А.Д. Адо, С.М. Павленко, П.Н. Веселкин, А.И. Струков, И.В. Давыдовский и др.) К. Маркс определил болезнь как жизнь, стесненную в своей свободе. Действительно, жизнь больного человека стеснена в своей свободе, так как его приспособительные возможности ограничены, единство организма и среды нарушено, а трудоспособность понижена. Это глубоко философское, общее и краткое определение понятия «болезнь». П.К. Анохин охарактеризовал болезнь, как аварийную форму саморегуляции организма. Для обоснования развернутого определения понятия «болезнь» как биосоциального явления необходимо охарактеризовать основные черты, свойственные ей.

Для болезни характерны: 1. Недостаточность приспособительных реакций для поддержания уравновешивания организма с внешней средой в новых условиях. 2. Понижение трудоспособности. Кратковременное снижение трудоспособности вследствие переутомления, а также в последние месяцы беременности не следует считать уменьшением социальной полезности человека. Кроме того, понижение трудоспособности, как признак заболевания, не характерен для болезней детей и стариков. 3. Чрезвычайные раздражители внешней среды являются причиной болезней. Один и тот же раздражитель может быть «патогенным», «чрезвычайным» для одних лиц и обычным, физиологическим для других, что определяется реактивностью организма, зависящей как от наследственных свойств организма, его конституции, так и от тех дополнительных влияний, которым подвергался организм перед воздействием причины, вызвавшей болезнь, или одновременно с ней. Разнообразные причины болезни всегда действуют на организм в определенных условиях труда и быта, т. е. их влияние находится в зависимости от социальной среды. Поэтому в понятие «внешняя среда» всегда включаются также и социальные факторы. Теперь уже нет сомнения в отношении важной роли социального фактора для возникновения болезней человека; 4. Наличие серьезных повреждений, которые возникают под влиянием повреждающих факторов; 5. Поражение всего организма, с преимущественной локализацией в каком-либо органе; 6. Развитие при регулирующем влиянии нервной системы и второй сигнальной системы.

Итак, болезнь – это нарушение и ограничение жизнедеятельности человека, характеризующееся ограничением приспособляемости и понижением трудоспособности под влиянием вредных для него факторов внешней среды. А.Д. Адо (1980) дал следующее определение: “Болезнь – это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность человека”.

Таким образом, понятие “болезнь” явление многофакторное, включающее генетические, психологические и социологические компоненты. Болезнь — есть специфическая форма бытия, с физиологических позиций – отклонение от общих закономерностей, борьба всего организма за свою ценность на качественно новом уровне приспособления. Это причинно-обусловленный, развивающийся путем смены причинно-следственных отношений, процесс, т. е. он имеет собственную структуру, историю и законы формирования. Подчас считают, что болезнь это такое состояние, которое сопровождается болезненными ощущениями. Это определение методологически неправильное, т. к. существует целый ряд болезней, когда боль или не появляется или появление уже на поздних этапах их развития (злокачественные новообразования, сердечные заболевания, гипертония). Такой подход, когда объективные изменения организма сводятся к субъективным ощущениям, есть прямой путь к идеализму. Английский врач XVII века Т. Сиденхэм выделил в болезни две стороны – полом и защиту от него. Основной вопрос патофизиологии – вопрос о соотношении этих двух сторон. Таким образом, болезнь – особая форма жизнедеятельности организма или его взаимоотношений со средой. Способность болеть – такое же неотъемлемое свойство живого, как обмен веществ, размножение, смерть. Неживые объекты не болеют, болезнь – свойство высокоорганизованных программных систем. Болеет всегда организм как целое. При болезни организм так же адаптируется, но по-особому: в режиме неоптимального приспособления.

Читайте также:  Реферат здоровье человека заключение

Итак, болезнь – страдание всего организма с преимущественной локализацией повреждения в каком-либо органе. При классификации болезней учитываются несколько критериев: 1. В основу этиологической классификации положена общность причин для группы заболеваний: а) инфекционные; б) неинфекционные; 2. Широкое распространение получила классификация болезней, которая носит топографо-анатомический характер: болезни сердца, почек, глаз, уха (но следует иметь в виду, что органных, строго локализированных болезней нет, т. к. болезнь всегда охватывает весь организм). Более правильна группировка болезней по функциональным системам (болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, эндокринных желез, ЖКТ и т. д.). 3. Возраст и пол накладывают свои особенности. 4. Выделяются группы заболеваний, в которых особое значение имеют экологические факторы, т. е. условия обитания человека. Профессиональные болезни и болезни цивилизации, вызываемые напряженным ритмом жизни, гиподинамией, избыточным, а главное, несбалансированным питанием (диабет, ожирение). 5. Существует особая группа наследственных заболеваний. 6. Классификация болезней по общности механизмов их возникновения (патогенеза) – аллергические болезни, коллагенозы, “болезни адаптации” по Г. Селье.

Источник

Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, предболезнь, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние

Предмет и задачи патофизиологии, ее структура. Место патофизиологии среди других медицинских наук. Понятие о клинической патофизиологии.

Патологическая физиология (патофизиология, физиология больного организма) — наука о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов.

Патологическая физиология рассматривает патологические процессы как качественно новые (отличные от физиологических), специфические биологические явления, в основе которых лежит одновременное сочетание явлений нарушения физиологических функций и явлений компенсаторно-восстановительных.

Знание этих основных закономерностей позволяет практическому врачу вести целенаправленный поиск специфических признаков болезни, позволяющих поставить правильный диагноз.

Патофизиологию можно разделить на три части:

1. Общая нозология — изучение болезней как биологических закономерностей. В этом разделе изучается болезнь как реакция целостного организма, сущность болезни, стадии течения болезни, исходы болезни (выздоровление, смерть), классификация болезней и патологических процессов.

2. Типические пат. процессы – общие закономерности процессов, лежащих в основе многих заболеваний — воспаления, лихорадки, нарушений периферического кровообращения, обмена веществ, гипоксии, бластоматозного роста и др.

3. Частная патофизиология, изучающая нарушения в отдельных органах и системах.

Объектом патофизиологических исследований является патологический процесс. Основной целью – установление базисных закономерностей пат. процессов, механизмов их развития, коррекции или ликвидации.

Частная патологическая физиология — очень широкий раздел, т. к. изучаются не только общие закономерности, но частный патогенез и механизмы терапии определенных нозологических форм, напр. экспериментальное изучение неврозов, невроинфекций и т. д., гипертонической болезни, инфаркта миокарда, заболеваний органов дыхания (пневмония), органов пищеварения (гастрит, гепатит), заболеваний эндокринных желез, патофизиология лучевого повреждения и т. д.

Клиническая патофизиология – это преимущественно клинико-диагностическая часть науки. В ее задачу входит разработка и использование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроль за течением заболевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии.

Значение патофизиологии для теории и практики медицины. Экспериментальное моделирование как основной метод патофизиологии: его виды, возможности и ограничения. Характеристика этапов экспериментального исследования.

Патологическая физиология — это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникно­вения, течения и исхода заболевания. Она относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология – это раздел, часть медицины – науки, имеющей своей главной задачей, с одной стороны, сохранение и укрепление здоровья человека, а с другой –предупреждение болезней и лечение заболевших. Сама же медицина возникла на стыке естественных и социальных наук (дисциплин) и состоит из науки о здоровье и науки о болезни (патологии).

Особо важным для практической медицины является тот огромный фактический экспериментальный материал, которым патологическая физиология вооружает практического врача. Решение многих вопросов патогенеза заболеваний и обоснований патогенетической терапии стали возможны благодаря экспериментально-патофизиологическим, экспериментально-терапевтическим исследованиям. Так, известно, что вскрытие патогенеза нарушений углеводного обмена связано с получением экспериментального панкреатического диабета. Обнаружение добавочных факторов питания — витаминов произошло в результате экспериментов, проведенных на животных. Современное лечение злокачественного малокровия возникло в результате длительных экспериментальных исследований на собаках. Эффективные методы оживления, применяемые в клинике, есть результат экспериментальной разработки проблемы терминальных состояний у животных.

В процессе познания научный эксперимент выполняет следующие основные функции:

  1. Посредством вычленения отдельных свойств и сторон предмета дает возможность проникнуть в его сущность, раскрыть его закономерности.
  2. Материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, гипотезе или предвидении, выступает критерием ее истинности, формой проявления общего.
  3. Выступает в качестве средства получения научных данных, является первоисточником новых научных гипотез и теорий.
  4. Дает возможность зафиксировать «отклонения» реальных предметов от абстрактно-идеального образа, созданного на основе известных законов науки.

Для постановки эксперимента необходимо:

  1. Формирование рабочей гипотезы.
  2. Определение цели и задач исследования.
  3. Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам.
  4. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).
  5. Фиксация и анализ данных эксперимента.
  6. Обсуждение и выводы.

Экспериментальный метод – основной метод патофизиологии, основанный на воспроизведении болезни у животного, изучение ее, перенесение данных в клинику.

Эксперимент бывает острый и хронический.

Основные экспериментальные методики: выключение, раздражение, введение изолированных органов и тканей, сравнение.

Эксперимент на животных ставят только при строго обоснованной необходимости его проведения; с использованием оптимального биологического вида, а также количества животных; с применением (там, где это не противоречит самой цели эксперимента) обезболивающих средств.

Вместе с тем, известно, что моделирование патологических процессов на животных имеет недостатки, обусловленные существенными видовыми различиями процессов жизнедеятельности у животных и человека, а также весьма важной ролью социальных факторов в возникновении, развитии и исходах болезней человека.

Основные этапы развития патофизиологии. Роль отечественных ученых: И.И. Мечникова, И.И. Сеченова, В.В. Пашутина, И.П. Павлова, А.А. Богомольца, Н.Н. Аничкова, А.Д. Сперанского, И.Р. Петрова, Н.Н. Сиротинина, П.Д. Горизонтова, В.А. Неговского, Г.Н. Крыжановского в становлении и развитии патофизиологии.

Читайте также:  Геморрой последствия для здоровья

Во второй половине XIX века европейские физиологи сделали значительные открытия относительно функций отдельных органов и систем, а также в исследовании некоторых наиболее простых механизмов регуляции деятельности сердца, сосудов, дыхания, мышц. Однако многочисленные знания имели хаотичный, разрозненный характер. Четкому представлению жизнедеятельности организма и его отношении к природе мешало отсутствие единой теории о тесной взаимосвязи различных функций организма. Позже этот период назвали временем аналитической физиологии. Тенденция к обобщению имеющихся данных, которая выражалась и попытках изучения нервной системы, нашла логичное завершение в работах русских физиологов И. Сеченова и И. Павлова.

История возникновения и развития отечественной патофизиологии неразрывно связана с именем замечательного российского ученого, профессора Виктора Васильевича ПАШУТИНА, которого по праву считают одним из основоположников патофизиологии как науки и учебной дисциплины в России. Поэтому выделяют «допашутинский» и «послепашутинский» периоды в истории отечественной общей патологии и патологической физиологии.

«Допашутинский» период начинается с 30-х годов (1726 г.) XVIII столетия, когда начинают открываться российские университеты, и продолжается до 1874 г. — года открытия В.В.Пашутиным первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии в Казанском университете. На этом этапе патофизиология (общая патология) как самостоятельная наука и учебная дисциплина не существовала. Вопросы общей патологии и патологической физиологии излагали на курсах и кафедрах патологической анатомии, физиологии, терапии. С открытием в 1874 г. в Казанском университете первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии начинается второй период в развитии отечественной патофизиологии — «послепашутинекий». В России создаются патофизиологические школы: Петербургская, Московская, Киевская, Томская, Тбилисская, Харьковская и другие.

В.В.ПАШУТИН (1845-1901) — один из основоположников патологической физиологии в России, почетный член Лондонского королевского общества, ученик И.М.Сеченова и С.П.Боткина. Он создал первую в России кафедру патофи­зиологии при Казанском университете в 1874 г., а через 5 лет открыл аналогичную кафедру в Военно-медицинской академии, кардинально переработав курс общей патологии в новом экспериментально- физиологическом направлении. Основные труды Виктора Васильевича посвящены разработке фундаментальных проблем голодания, обмена веществ, теплообмена и кислородной недостаточности. Им написан и издан двухтомник «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)».

Илья Ильич Мечников(1845-1916) был исключительно разносторонним ученым. Начало его научной деятельности относится к области зоологии, где им был разработан сравнительно-эволюционный метод исследования; далее он занимался вопросами иммунологии, микробиологии, геронтологии (основал этот раздел науки и дал ему название), философии, демографии. В патологии И. И. Мечников развил целый ряд направлений. Он открыл явление фагоцитоза, то есть процесс захвата и переваривания клетками организма чужеродных частиц, сформулировал эволюционно-приспособительную теорию воспалительной реакции, заложил основы клеточной теории иммунитета (за работы в этой области в 1909 г. И. И. Мечников был совместно с Паулем Эрлихом удостоен Нобелевской премии), открыл новый класс антител — цитотоксины, то есть антитела к чужеродным клеткам, создав тем самым основу теории аутоиммунных процессов. И. И. Мечникову принадлежит поистине гениальное предвидение. В 1892 г. он высказал предположение о том, что в фагоцитах есть ферментные носители — «цитазы», предвосхитив тем самым открытие лизосом. Лауреат Нобелевской премии бельгийский биохимик Де Дюв, открывший лизосомы, свою статью, опубликованную в 1970 г. и посвященную данной проблеме, назвал «От цитаз до лизосом», подчеркнув тем самым приоритет И. И. Мечникова в этом вопросе.

А.А.БОГОМОЛЕЦ (1881-1946) — создатель крупной школы патофизиологов. Основное направление исследований Александра Александровича — изучение реактивности организма в нормальных и патологических состояниях. Его учение о трофической функции соединительной ткани является основой современных представлений о коллагенозах. Он был организатором и руководителем научной разработки консервирования крови.

Николай Николаевич Аничков (1885-1965) широко включал в лекционный курс разнообразные, порой технически сложные опыты на животных, первым в стране ввел практические занятия по патофизиологии. Круг его научных интересов был очень широк, но основное внимание было сосредоточено на разработке четырех проблем: патологии сердечно-сосудистой системы, физиологии и патологии ретикулоэндотелиальной системы, кислородного голодания, патологии желудочно-кишечного тракта. Н.Н. Аничков выдвинул оригинальную и смелую для своего времени инфильтративную теорию патогенеза атеросклероза, признанную ныне во всем мире. По сей день не ослабевает интерес специалистов к классической работе Н.Н. Аничкова «Учение о ретикулоэндотелиальной системе» (1930) — первой отечественной монографии по этому вопросу. Написанный им в 1927 г. учебник по патологической физиологии выдержал 5 изданий и в течение почти 20 лет был наиболее популярным учебным пособием по этой дисциплине в вузе. Из школы Н.Н. Аничкова вышли такие крупные патофизиологи, как И.Р. Петров, П.Н. Веселкин, П.П. Гончаров, Н.В. Окунев, Л.Г. Данилов и др. А.Д.СПЕРАНСКИЙ (1888-1961) — ученик И.П.Павлова. Алексей Дмитриевич, развивая идеи нервизма И.П.Павлова, создал оригинальное направление в патологии, выявил общие закономерности развития нервно-дистрофических процессов и их генерализации, выдвинул концепцию о нервной системе как ведущем звене в механизмах заболевания, выздоровления и компенсации.

Иоаким Романович ПЕТРОВ (1893-1970) успешно разрабатывал проблемы кислородного голодания, кровопотери, шока и терминальных состояний, посттрансфузионных осложнений, электротравмы, профессиональной патологии. Всеобщее признание получили его научные работы по проблеме гипоксии. Им разработана плазмозамещающая жидкость (жидкость Петрова), которая широко использовалась во время Великой Отечественной войны, и принципы терапии шока.

Г.Н.КРЫЖАНОВСКИЙ (родился в 1922 г.). Основные направления научных исследований, проводимых Георгием Николаевичем, посвящены проблемам патофизиологии нервной системы, общей и инфекционной патологии. Он сформулировал теорию генераторных механизмов нейропатологических синдромов и концепцию о роли доминантных структур в деятельности нервной системы; разработал экспериментальные модели ряда нейропатологических синдромов.

В.А.НЕГОВСКИЙ (родился в 1909 г.) — известен своими разработками в области патофизиологии и терапии терминальных и постреанимационных состояний. В 1936 г. им создана Лаборатория экспериментальной физиологии по оживлению организма, преобразованная в 1986 г. в Институт общей реаниматологии АМН СССР. Владимиром Александровичем и его многочисленными учениками изучены основные закономерности умирания и оживления организма и создана такая молодая еще наука как реаниматология. При его активном участии в нашей стране создана реаниматологическая служба. В.А.Неговский избран почетным членом многих зарубежных Академий Наук.

Н.Н.СИРОТИНИН (1896-1977) — ученик А.А.Богомольца. Основное направление его исследований — изучение реактивности организма при инфекционных и неинфекционных заболеваниях и патологических состояниях в срав­нительно-эволюционном аспекте. Николаем Николаевичем разработаны практические рекомендации по проблеме гипоксии в космической медицине.

П.Д.ГОРИЗОНТОВ (1902-1987) — крупный организатор медицинской науки. Петр Дмитриевич окончил Омский медицинский институт и работал ассистентом на кафедре патофизиологии последнего в 30-х годах. Он активно разрабатывал наиболее актуальные проблемы теоретической патологии (этиология, патогенез, роль внешней среды в возникновении заболеваний), изучал патогенез лучевой болезни, стресс, разрабатывал методологические аспекты экспериментальной медицины.

Читайте также:  Буклет мое здоровье моя жизнь

Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, предболезнь, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

Здоровье (ВОЗ) — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Факторы определяющие здоровье. Генетические (15-20%) здоровая наследственность, отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. Состояние окружающей среды (20-25) хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Медицинское обеспечение (10-15) медицинский скрининг, высокий уровень проф мероприятий, своевременная и полноценная мед помощь . Условия и образ жизни (50-55) рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.

При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».

Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.

Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»). Однако, понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта).

Предболезнь — понижение функциональной активности саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегуляции и ослаблению резистентности организма. В развитии предболезни можно выделить некоторые общие патогенетические варианты:1) наследственное (врожденное) состояние предболезни; 2) в ряде случаев на организм начинает действовать патогенный фактор, не способный (из-за малой интенсивности) и (или) достаточности защитных сил организма вызвать развитие болезни. Однако, при длительном воздействии он постепенно может приводить к снижению саногенетических механизмов — например, запыленность, загазованность, вибрация; 3) чаще встречается иная ситуация, когда состояние предболезни обусловлено действием одного причинного фактора (N1), вызвавшего в организме ограничение возможности компенсаторно-приспособительных реакций, и на этом фоне может действовать какой-то другой фактор (N2), который приведет к развитию определенного заболевания. Хронический стресс может привести к снижению активности или дезинтеграции системы иммунного надзора — состояние предболезни — и на этой основе возможно развитие различных заболеваний — инфекции, опухоли, аутоиммунные болезни.

Болезнь – особый вид страдания, вызванный повреждением организма или отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризуется нарушением систем регуляции и адаптации и снижением трудоспособности.

Проявления болезни: пат. реакция, пат. процесс, пат. состояние, симптомы, синдромы.

Патологический процесс: закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма.

• Нередко (хотя и не всегда) патологический процесс (в отличие от болезни) более локализован. В связи с этим он может оказывать менее выраженное влияние на организм (например, травма мягких тканей, ожог сравнительно небольшого участка кожи, эрозия желудка). Вместе с тем увеличение масштаба и степени повреждения органов и тканей при патологическом процессе может привести к болезни (например, посттравматической или ожоговой, язвенной болезни желудка). Именно поэтому иногда термины «болезнь» и «патологический процесс» применяют как синонимы.

• Патологический процесс может быть вызван различными агентами. Несмотря на это, механизм его развития имеет ряд стандартных (типовых, стереотипных) звеньев.

• Продолжительность, выраженность и другие особенности патологического процесса создают особенности течения болезни у разных пациентов. В связи с этим число болезней значительно больше, чем количество известных патологических процессов. В то же время болезнь не чисто механическое сумма различных патологических процессов. Так, инфаркт миокарда не является «средним арифметическим» ишемии сердца, дистрофических и некротических изменений в миокарде, расстройств гемодинамики и сократительной функции миокарда. Одна и та же болезнь, но у разных пациентов, имеет существенные особенности её начала, характера течения, исходов, наличия осложнений, ремиссий, рецидивов и других особенностей.

• У человека сформировалось определённое количество патологических процессов с закономерным комплексом стереотипных динамических взаимозависимых изменений в организме, которые условно обозначили как типовые (типические, стандартные) патологические процессы. Иногда их обозначают как типовые реактивные процессы (учитывая, что они развиваются в качестве реакции на повреждение) или типовые адаптивные процессы (поскольку в механизмах их развития часто доминируют адаптивные реакции и процессы).

• Ответ организма на воздействие может носить характер и патологической реакции.

Патологическая реакция: качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный (неадаптивный) ответ организма или его части (ткани, органа, системы) на действие обычных или патогенных агентов.

• Как правило, патологическая реакция — результат нарушения реактивности организма в целом или реактивных свойств тканей, органов и их систем. Одним из типичных примеров этого могут служить аллергические реакции. Так, в ответ на воздействие обычно индифферентных агентов (например, пыльцы трав или растений, яичного белка, шоколада) могут развиться приступ бронхиальной астмы, крапивница, аллергический насморк и другие патологические реакции. Примерами подобных реакций могут служить также неадекватные психосоматические ответы при развитии фазовых состояний в нервной системе (особенно ультрапарадоксальной, парадоксальной, наркотической фаз), фобий (немотивированного страха какого-либо предмета или явления), патологических рефлексов (например, спазма венечных артерий с развитием приступа стенокардии при раздражении стенки жёлчного пузыря конкрементом). Как видно, для упомянутых (равно как и для других) реакций подобного типа характерны количественная и качественная неадекватность их воздействующему фактору, а также, как правило, отсутствие адаптивного эффекта.

• Различные воздействия на организм могут привести к развитию и патологического состояния.

Патологическое состояние: длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма.

• Одной из отличительных черт патологического состояния является его длительное, затяжное (иногда в течение всей жизни) течение. Примерами таких состояний могут быть деформации клапанных отверстий сердца после перенесённого эндокардита; состояния после удаления одного из глазных яблок, зуба, почки, части кишечника, лёгкого (или части его); различные уродства и последствия аномалий развития (например, расщелина губы или твёрдого нёба; косолапость; наличие дополнительных или отсутствие нескольких пальцев, недоразвитие предплечья и др.).

• Другой характерной чертой пат. состояний является, как правило, отсутствие склонности их к интенсивному прогрессированию.

• Патологические состояния сами могут служить фактором риска развития патологических процессов и болезней. Например, сужение клапанного отверстия сердца может привести к развитию недостаточности его сократительной функции (сердечной недостаточности); отсутствие зубов — к гастриту; одного лёгкого или почки — к дыхательной недостаточности или уремии; незаращение твёрдого нёба — к асфиксии с последующей пневмонией; отсутствие части желудка или кишечника — к недостаточности полостного и мембранного пищеварения с развитием синдрома мальабсорбции (нарушение переваривания и всасывания элементов пищи).

Источник

Adblock
detector