ПАСПОРТНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА: ПРАВОВЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ, ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Основные термины
Возраст – период существования живого организма от момента рождения до конкретного периода. Такой период называют хронологическим, календарным или паспортным. Применительно к физиологическим показателям, состоянию организма человека корректно говорить и о биологическом возрасте, который часто не совпадает с паспортным. При определении этого показателя учитываются особенности организма, которые отвечают среднестатистической норме среди представителей того же вида. Есть еще одно понятие — юридический возраст, относящееся к правовой сфере жизни. Этот возраст определяет ответственность (в том числе и уголовную), возрастные цензы покупки предметов, продуктов, возможности, например, вступление в брак и др.
Возраст и здоровье
Нормы и особенности роста, физического и психического развития варьируется в широких пределах. При определении физиологической зрелости учитываются следующие критерии:
- прорезывание зубов временного и постоянного прикуса;
- ядра окостенения и зрелости костей скелета;
- развитие вторичных половых признаков: сроки появления, порядок, степень половой зрелости к определенному периоду.
При оценке умственного развития учитываются умения и навыки, которых человек достиг в определенный период своей жизни. Эти показатели оцениваются не только у детей, но и взрослых. После оценки показателей и данных делается заключение о том, соответствует ли развитие норме или нет.
Здоровый возраст в медицине
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни: от самого зачатия и до смерти, потому что в организме на постоянной основе происходят различные изменения. Сначала рост и развитие, после – увядание. Деление на возрастные периоды продиктовано анатомическими, физиологическими и социальными факторами. Все они влияют на организм. С 1965 года на протяжении всей жизни принято выделять 12 (!) возрастных периодов. И эта система охватывает основные возрастные ступени развития человека на протяжении всей жизни. Несмотря на давность этой градации, она до сих пор используется:
1. внутриутробное развитие: эмбриональное, возраст плода, постнатальный и внеутробный периоды;
2. новорожденный – до 10 дня жизни человека;
3. грудной возраст: с 11 дня жизни и до года;
4. раннее детство – с 1 до 3 лет;
5. дошкольный – 4-7 лет;
6. младший школьный – 8-11 (для мальчиков до 12 лет);
7. пубертатный период: 12-15 для девочек и 13-16 для мальчиков;
8. юношеский: с 16 до 20 и с 17 до 21 года соответственно для девушек и юношей соответственно;
9. зрелый, который делится на 2 периода: молодежь до 35 лет и зрелый человек – после 36 и до 55-60 лет;
10. пожилой – с 56 и до 74 лет;
11. старческий – после 75 и до 90 лет;
12. долголетие – от 91 года.
Даже если развитие человека не соответствует среднестатистическим нормам – это не повод для паники, и рано говорить о каких-то болезнях, нарушениях развития и др. Развитие человека зависит от влияния на него целого ряда факторов: наследственность, особенности рождения, течение беременности матери, питание, регион проживания. Этот список можно продолжить.
Особенности раннего возраста
Особенности подросткового возраста
Они ознаменованы началом полового созревания, которое зависит от региона проживания, климатических условий, генетических особенностей. Поэтому половое созревание начинается в 11-12 лет, но может начаться позже или раньше. И начало этого периода связано с изменениями в эндокринной системе. Для России — средние показатели между 12 и 13 годами. Хотя научные исследования показывают, что имеет место акселерация – раннее физиологическое развитие, которое приводит к снижению общих возрастных границ. И половое созревание современных детей начинается и завершается в среднем на два года раньше, чем у предков. Кстати, изменения в работе эндокринной системы предрасполагают к развитию некоторых заболеваний пищеварительного тракта, нарушениям тонуса сосудов головного мозга, общим недомоганиям, головокружениям и др. Специфика психического развития предрасполагает к формированию невротических состояний, нарушений пищевого поведения и др. К концу этого возрастного периода костная система приближается к размерам, характеристикам и окостенению, соответствующим взрослому человеку.
Особенности старшего возраста
Старший возраст — это условное понятие. Большинством людей этот период воспринимается как середина жизни. В этот период появляются первые ухудшения здоровья, связанные с возрастными изменениями, происходит снижение активности, появляются первые изменения во внешности. В различных странах и культурах этот период ограничен разными временными рамками, да и внутри его существует определенная градация. В трудах Пифагора зрелый возраст приходился на период между 20-40 и 40-60 годами, и этот период состоял из нескольких десятилетий: заключение брака и рождение детей, служба обществу, постижение ошибок и заблуждения, завершение творческой деятельности – аналогия современной пенсии. В современном мире, в зависимости от уровня медицины, национального самосознания, уровня образования и отношения к самой жизни, особенности психологического возраста отличаются. Согласно опросам, 80% людей затрудняются отметить четкие временные рамки, а более 75% отмечают расплывчатость временных границ лично для себя, если абстрагироваться от паспортного возраста и воспринимать себя вне этого контекста. Это позволяет повысить ценность субъективного восприятия собственного биологического возраста, который человек может изменять целенаправленно и сознательно. Снижение собственного биологического возраста, когда, например, 75-летний (по паспорту) человек субъективно ощущает себя на 60-63 года, — это одна из целей здорового образа жизни, ведущего к активному долголетию.
Источник
Группы здоровья: виды и характеристики
Группы здоровья: виды и характеристики
Что такое группы здоровья?
Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.
Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.
Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.
Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.
Медицинский осмотр — это важно!
В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.
Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.
На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.
Критерии здоровья детей
— Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
— Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
— Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
— Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
— Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.
Виды и характеристика групп здоровья детей
Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:
— хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
— гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
— частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.
Первая группа
Первая группа — Здоровые дети. Нет отклонений в анамнезе, ни разу или редко болеющие, не более 4-х раз ОРЗ в течение года; физическое развитие среднее, выше или ниже среднего; гармоническое, нервно-психическое развитие соответствует возрасту; функциональное состояние систем не нарушено; могут быть единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, маловыраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы, отдельные родимые пятна и др.), не влияющие на состояние здоровья детей и не требующие коррекции; единичные кариозные зубы.
Вторая группа
Вторая группа — Относятся здоровые дети c отягощенным биологическим анамнезом, некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, т.е. здоровые дети с риском развития у них хронической патологии. Выделяют II А и II Б группы.
IIA группа
IIA группа — Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний. Сюда относятся нарушения в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД. Нарушения в интранатальном периоде — быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты, пуповины, неправильное положение плода. Отягощенный генеалогический анамнез.
IIБ группа
IIБ группа — К ней относят здоровых детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела, незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период, а также с рахитом I степени, выраженными остаточными явлениями рахита, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью; пилороспазмом без явлений гипотрофии, некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недопущением яичек в мошонку на 1 -2 году жизни, с малым размером большого родничка при рождении, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы; с гипертрофией аденоидов I и II степени, гипертрофией миндалин II степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, поворотными заболеваниями бронхитами или пневмониями, частыми ОРЗ; с угрозой анемии, тимомегалией, субкомпенсированным кариесом (68 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием, дисфункцией желудочно- кишечного тракта, с миопией слабой степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконваленсценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния.
Третья группа
Третья группа — Относятся больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения; дети с резко сниженной резистентностью, т.е. болеющие почти ежемесячно.
Четвертая группа
Четвертая группа — Относятся дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями основного заболеваниям, с нарушениями общего состояния, самочувствия; с затяжным рекон- валесцентным периодом после интеркурентного заболевания.
Пятая группа
Пятая группа — Относятся дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
Активность детей и группы здоровья
В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:
1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
5. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.
Виды и характеристика групп здоровья взрослого населения
Для определения группы здоровья, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.
По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.
Рассмотрим коротко особенности групп здоровья, используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:
Первая группа — К этой группе относят практически здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии организма, не страдающих хроническими заболеваниями. Сюда же входят представители взрослого населения с небольшими отклонениями АД, не влияющими на общее самочувствие. Данная категория проходит общий осмотр один раз за год.
Вторая группа — Сюда относят пациентов с хроническими заболеваниями, которые не оказывают влияния на общее самочувствие, не снижающими работоспособность человека. Хронические заболевания у них находятся в состоянии стойкой ремиссии, не имеют обострений. Такие пациенты проходят общее обследование не менее 2 раз за год. Также они проходят необходимые процедуры, посещают медицинские мероприятия, направленные на управление здоровьем.
Третья группа — К этой группе относятся люди, имеющие хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями. Вследствие этого пациенты данной группы часто теряют трудоспособность на определенное время (короткое или продолжительное). Пациенты этой группы должны проходить общее обследование чаще остальных. Частоту посещений определяет лечащий врач.
Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно.
Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д
Источник