Здоровье семьи: понятие семьи, типы, этапы жизненного цикла, основные функции семьи.
Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья – социальная ячейка общества.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус исоциальную роль.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
— репродуктивную — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
— воспитательную — духовное воспроизводство населения, семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
— хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
— экономическо-материальную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
— функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
— функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Классификация типов семьи.
При изучении семейной структуры она рассматривается в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.
В зависимости от форм брака:
— моногамная семья — состоящая из двух партнеров;
— полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров;
— полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами, причем, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, например, в шариате есть ограничение на количество жен — не более четырех;
— полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами, встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
В зависимости от пола супругов:
— однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приемных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов;
В зависимости от количества детей:
— бездетная, или инфертильная семья;
— малодетная семья (1 — 2 ребенка);
— среднедетная семья (3 — 4 ребенка);
— многодетная семья (5 и более детей).
В настоящее время Федеральное законодательство не дает определения многодетной семьи и в соответствии с указом президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органы исполнительной власти субъектов РФ это понятие устанавливают самостоятельно.
В общем случаемногодетная семья- имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленные, падчерицы и пасынки) в возрасте до 18-ти лет.
В зависимости от состава.
1. Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей, нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение, она может быть:
— элементарная — семья из трех членов: муж, жена и ребенок, такая семья может быть, в свою очередь:
— полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребенок;
— неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;
— составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.
2. Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений, она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимости от места человека в семье:
— родительская — это семья, в которой человек рождается, то есть она будет с человеком до тех пор, пока он не вырастет, а может, даже дольше.
— репродуктивная (истинная семья) — семья, которую человек создает сам, в нее обычно входят дети и супруг(а).
В зависимости от проживания семьи:
— матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;
— патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
— неолокальная — семья переезжает в жилище, удаленное от места проживания родителей.
В зависимости от типа воспитания детей:
— авторитарный тип воспитания – самый дисциплинированный стиль воспитания; Авторитетные родители берут на себя ответственность за своих детей, их поведение и действия, пока дети не достигнут эмоциональной зрелости, авторитетный тип воспитания поощряет позитивное поведение, и предполагает умеренную полностью обоснованную дисциплину.
— либиральный (разрешительный) тип воспитания – стремление родителей дать своим детям все самое лучшее, пытаются во всем им угодить.
— демократический тип воспитания наиболее сбалансированный тип воспитания, поскольку он поощряет детей к самостоятельности и принятию ответственности за собственные действия.
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России еще и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Жизненный цикл семьи.
В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:
— период добрачного ухаживания;
— молодая брачная пара без детей;
— семья с маленькими детьми;
— семья с детьми-школьниками или подростками;
— отделение детей от родителей;
— супружество в позднем возрасте.
Возможные медико-социальные проблемы семьи:
— хронические заболевания членов семьи;
— наличие в семье ребенка — инвалида от рождения;
— невынашивание беременности, мертворождения;
— частые аборты в анамнезе;
— рождение первенца у юной матери или у женщины старше 35 лет;
— низкие доходы и образовательный уровень, неблагоприятные условия жизни;
— нездоровый образ жизни;
— низкое качество материнского ухода за детьми.
Юридическое оформление брачных отношений.
Официальный (формальный) или зарегистрированный – это брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. В официальном браке ответственность мужа и жены за качество семейной жизни закрепляется перед законом, государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.
Фактический или гражданский – это брак по факту. В России все большее количество молодых людей предпочитает не вступать в официальный брак в самом начале своих отношений. Приводятся следующие аргументы в защиту гражданского брака: – в гражданском браке можно приобрести опыт совместной жизни и опыт распределения супружеских ролей; – выяснить степень совместимости партнеров; – научиться договариваться друг с другом, оставаясь самостоятельными и независимыми; – разрыв отношений происходит в более мягкой форме.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.
Источник
Здоровье семьи. здоровый образ жизни (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
ТЕМА: ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
1.Здоровье семьи. Здоровый образ жизни.
1.1.Понятие здоровья, его структура.
1.2.Физическое развитие и методы его оценки
1.3.Психическое здоровье. Методы его оценки.
1.4.Группы населения по уровню здоровья.
1.5.Методы и средства гигиенического обучения и воспитания
2.Дополнительная информация по вопросам здоровья семьи и здорового образа жизни для самостоятельного изучения учащимися
2октября – Всемирный день психического здоровья.
2.3. Память и её тренировка.
2.4.Основы рационального питания.
2.5. Патент Российской Федерации «Оценка психического здоровья»
для самостоятельной работы учащихся с электронными материалами по теме «ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.»
1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.
2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)
3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.
4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.
5.Составте краткий конспект по вопросам темы.
6.Внимательно прочитайте тему ещё раз.
7.Ответьте на вопросы домашнего задания.
8.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.
9.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.
10. Ознакомьтесь с темами рефератов.
11. Если какая-то из предложенных тем вас заинтересовала, про-смотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.
12.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.
13.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.
1.Здоровье семьи. Здоровый образ жизни.
1.1.Понятие здоровья, его структура.
Общественное здоровье – здоровье общества, популяции в целом.
Общественное здоровье складывается из здоровья индивидуумов, семейного, территориального.
Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека.
Групповое здоровье – здоровье малых социальных или этнических групп (отдельной семьи, трудового коллектива, народности).
Территориальное здоровье – здоровье населения административно–территориальной единицы (населённого пункта, района, города, области).
Общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов, его улучшение будет способствовать увеличению продолжительности и качества жизни, благополучия людей, гармоничному развитию личности и общества. Характеризуется различными показателями, в том числе количественно измеряется показателями здоровья населения. Общественное здоровье, являясь реальным результатом социально-экономического развития, выступает в то же время и естественным условием его дальнейшего развития.
Здоровье населения напрямую зависит от:
· социально-экономического развития страны,
· ответственности граждан за личное здоровье.
Здравоохранение – государственная система оказания медицинской помощи населению.
Определение общественного здоровья ВОЗ:
Общественное здоровье такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стеснённого физическими и психическими заболеваниями, то есть это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества.
Специалисты ПРООН разработали интегральный показатель для определения достижений в сфере базового развития человека. Это — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он рассчитывается на основе трех показателей:
· долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей жизни;
· достигнутого уровня образования, определяемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения;
· уровня жизни, оцениваемого на базе реального ВВП на душу населения (паритет покупательной способности в долларах США).
Этот показатель положен ООН в основу сопоставительных рейтинговых оценок различных стран по развитию человеческого потенциала.
Здоровье – согласно Уставу ВОЗ, это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».
Здоровье определяется рядом факторов:
1. Биологические (пол, возраст, наследственность, тип конституции, темперамент и др.)
2. Геофизические или природные (температура, воздух, влажность, ландшафт, флора и др.).
3. Социально-экономические (условия труда, быта, состояние окружающей среды, состояние системы здравоохранения, образ жизни и др.).
4. Психофизиологические (факторы, связанные с действием второй сигнальной системы).
Их соотношение различное, если говорить о вкладе в формирование здоровья или формирование болезни.
Многочисленными медико-социальными исследованиями установлено, что здоровье населения обусловлено: в 50% более условиями и образом жизни; в 18-22 % — состоянием окружающей среды; в 20% — генетическими факторами и лишь в 8-10% — состоянием здравоохранения.
На здоровье населения оказывает влияние целый ряд таких отрицательных факторов образа жизни, как курение и употребление алкоголя, неправильное питание, адинамия и гиподинамия, употребление наркотиков и злоупотребление лекарствами, вредные условия труда, стрессовые ситуации, неблагоприятные материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая степень урбанизации. Все это – факторы риска, то есть факторы, которые гипотетически связаны с развитием того или иного заболевания и ассоциируются как с большим распространением, так и с повышенной вероятностью возникновения новых случаев заболеваний. Как правило, действует не один из этих факторов, а несколько.
Таким образом, в структуре здоровья можно выделить три составляющие:
1.2. Физическое развитие и методы его оценки.
Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.
Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.
Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.
Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.
Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.
Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы).Так, например, если средний рост студентов 173-176см то большинство обследованных имеют рост в пределах от167(173) см до +6) см.
Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = 6), значит рост данного студента на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше 2,0 (очень низкое); от 1,0 до 2,0 (низкое); от 0,6 до 1,0 (ниже среднего); от 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше +2,0 (очень высокое).
В нашем примере получаем частное 8,5 6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.
Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.
Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.
Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.
Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.
Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом.
Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.
Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75) веса, женщин – (50–60) , спортсменов – (75–81) , спортсменок – (60–70) .
Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:
.
В норме КП = (87–92) . КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92 ), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.
Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.
У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.
Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.
Функциональные состояние и пробы
Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.
При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.
Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.
Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).
ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).
Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.
Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.
Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.
Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.
Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.
20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в . Например, пульс исходный 60 уд./мин., после 20 приседаний 81 уд./мин., поэтому (81–60) 60 100 = 35 .
Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению (табл. 6).
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы наиболее широкое распространение получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC-170.
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
ЧСС в покое
после 3 мин.
отдыха в полож. сидя, уд./мин.
20 приседаний за 30 с*, %
Восстановление пульса после
нагрузки**,
Проба на
задержку дыхания
Примечание. Методика проведения функциональной пробы 20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин., затем подсчитывается ЧСС за 15 с с перерасчетом на 1 мин. (исходная частота).
Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу же после приседаний студент садится и у него подсчитывается ЧСС в течение 15 с с перерасчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседания по сравнению с исходной, в %.
Например, ЧСС исходная – 60 уд/мин, после 20 приседаний – 81 уд/мин, поэтому (81 – 60) 60 × 100 = 35 .
Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению.
Проведение (ГСТ) заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины в определенном темпе в течение определенного времени. ГСТ заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин. в темпе 30 подъемов/мин.
Если исследуемый не может поддерживать заданный темп в течение указанного времени, то работу можно прекратить, зафиксировать ее продолжительность и частоту сердечных сокращений в течение 30 с
2-й мин. восстановления.
По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ):
.
Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза: в первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления, тогда
,
где t – время восхождения в с; 1, 2, 3 – ЧСС за первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления.
Оценка уровня физической работоспособности по ИГСТ осуществляется с использованием данных, приведенных в табл. 7.
Значение уровня физической работоспособности по ИГСТ
Принцип оценки в тесте PWC-170 основан на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы, а занимающийся выполняет 2 относительно небольшие нагрузки на велоэргометре или в степ-тесте (методика проведения теста PWC-170 не приводится, так как он достаточно сложен и требует специальных знаний, подготовки, оборудования).
Ортостатическая проба. Занимающийся лежит на спине и у него определяют ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого исследуемый спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10–12 уд./мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин. – неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.
При выполнении физических нагрузок резко увеличивается потребление кислорода работающими мышцами, мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. Физическая нагрузка увеличивает размеры грудной клетки, ее подвижность, повышает частоту и глубину дыхания, поэтому оценить развитие органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭКГ).
ЭКГ оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вдохе после глубокого выдоха. Например, ОКГ в спокойном состоянии 80 см, при максимальном вдохе – 85 см, после глубокого выдоха – 77 см. ЭКГ = (85 – 77) 80 × 100 = 10 . Оценки: “5” – (15 и более), “4” – (14–12) , “3” – (11–9) , “2” – (8–6) и “ 1” – (5 и менее).
Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности.
Для того чтобы дать оценку
фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ, т. е. той, которая должна быть у данного человека.
Для определения должной ЖЕЛ может быть рекомендовано уравнение Людвига:
ЖЕЛ = (40×рост в см) + (30×вес в кг) – 4400,
ЖЕЛ = (40×рост в см) + (10×вес в кг) – 3800.
У хорошо подготовленных людей фактическая ЖЕЛ колеблется в среднем от 4000 до 6000 мл и зависит от двигательной направленности.
Есть довольно простой способ контроля “с помощью дыхания” – так называемая проба Штанге. Сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до начала следующего вдоха. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные студенты задерживают дыхание на 60–100 с.
Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогических характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.
К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др.
К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.
Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).
Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или несоблюдения правил культуры питания.
Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд./мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках частота пульса доходит до 180–200 уд./мин. и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.
Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.
Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональные пробы, а их результаты записывать в дневник самоконтроля.
Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.
Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.
Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня при общем утомлении организма, формировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.
Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.
Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.
Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.
1.3.Психическое здоровье методы его оценки.
Высокие темпы научно-технического развития, лавина информации, которая ежедневно обрушивается на человека, возросший уровень напряженности межличностных контактов оказывают очень мощное воздействие, особенно на его психику. Уровень психического здоровья современного человека и в особенности детей снизился, что грозит крайне неприятными последствиями нынешнему и последующим поколениям.
Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, ее уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека. Речь должна идти об обучении основам психического здоровья и психотерапии (самотерапии), начиная со школьного возраста. В связи с этим валеологическое образование должно стать стержнем и специального педагогического образования. Современный фельдшер должен быть не только учителем, который знает многое о человеке, но и валеологом, который, используя свои знания, организует здоровье сберегающую образовательную среду в школе, в семье, способствующую гармоничному развитию человека. Необходимым условием такой среды должна стать в первую очередь гармония отношений муж — жена, родители – дети, учитель—ученик и ребёнок —ребёнок.
Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, оттого, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.
Психика человека — необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должны строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Вот почему обучение ребенка в образовательном учреждении и воспитание в семье должны включать в себя познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.
Источник