Меню

Понятие здоровье по педагогике

Педагогика здоровья
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Аннотация на программу » Педагогика здоровья»

Скачать:

Вложение Размер
pedagogika_zdorovya-_harebovoy_t.g.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

учителя начальных классов

МБОУ гимназия №14

Харебовой Татьяны Геннадьевны

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Существует и определение здоровья по Брехману.

  • Соматическое здоровье — удел биологии и медицины.
  • Физическое здоровье — сфера физической культуры и спорта.
  • Психическое здоровье — область применения психологических наук.
  • Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.

Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия — постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н. Амосов.)

Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. «Педагогика здоровья» как раз разработана и направлена на это.

Программа по «Педагогике здоровья» ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

В ней решаются следующие задачи:

  • образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни);
  • развивающие (формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценности здоровья)
  • воспитательные (развитие у учащихся стремления организовать здоровый быт, противостоящий неблагополучной социальной и природной среде)
  • практические (привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление их духовно-социального здоровья)
  • пропаганда здорового образа жизни , формирование знаний в области психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения всеобуча для учащихся и их родителей;

Понятие здоровый образ жизни включает в себя следующие блоки:

  • Режим труда и отдыха.
  • Физическая активность и закаливание.
  • Рациональное питание.
  • Психогигиена и психопрофилактика.

— Создание благоприятной для человека окружающей среды.

  • Отказ от курения и алкоголя.
  • Половое воспитание и сексуальное здоровье.

— Нетрадиционные методы оздоровления.

Здоровый образ жизни — это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ведь совершенно очевидно, что без создания определенных социальных условий, без повышения статуса Матери, без здоровой семьи, без высокого образовательного и культурного уровня всех членов общества, в первую очередь, женщины, без ее высокого духовного потенциала, без изменения отношения к личности, без самоуважения, а следовательно, без ее уважения к другим, без любви к ближнему решить эту проблему сегодня невозможно. Ответственность за то, что менее 10 % школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Цель занятий «Педагогики здоровья»: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Используются другие специфические для младших школьников виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и кушать здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия строятся так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

После проведения систематических занятий по данной программе, прослеживаются тенденции улучшения здоровья учащихся, развитие и расширение их знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Источник

Педагогика здоровья

Здоровье – одно из основных условий оптимизации человеческого существования. Сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности. Различие между психическим и социальным здоровьем.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 22.09.2017
Размер файла 338,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека.

Что же такое здоровье?

Простота ответа на этот вопрос — типа «это когда ничего не болит» — кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.

В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения«.

В то же время живой организм — система неравновесная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов« (Устав ВОЗ, 1946). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией.

Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты.

Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

— за идеальность цели, которой никогда не достичь;

— за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;

— за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

— за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и скорее является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии — науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации«.

Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению

В.П. Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Более детально здоровье это способность:

— приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;

— противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

— сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

— улучшать возможности, свойства и способности своего организма;

— улучшать качество жизни и среды обитания;

— воспроизводить, поддерживать и сохранять себе подобных;

— производить и сохранять культурные и материальные ценности;

— расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;

— созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу;

— увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности.

Таким образом, здоровье человека это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь нарушение этой гармонии.

В 1968 г. ВОЗ приняло следующую формулировку:

«Здоровье — это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным«.

Человек являет собой отражение двух сторон — биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от биологического.

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровеньпсихическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Третий уровеньсоциальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Современные специалисты в области гигиены труда и профессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

К онцепции здоровья

Концепция — это набор основных идей, составляющих понятие.

Например, концепция педагогики — кого учить, чему учить и зачем учить. здоровье психический трудоспособность

Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Концепцию баланса здоровья предложил Н. Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения).

В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья.

Потенциал здоровья — это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Баланс здоровья — выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.

Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья.

Укрепление здоровья силы, направленные на улучшение системы баланса.

Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма.

Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья: способность к адаптации себя и среды.

Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования.

Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные (долговременные).

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается изменениями, возникающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внутренние воздействия.

Исходы адаптивного поведения могут быть представлены как стадии:

1. Состояние удовлетворительной адаптации.

2. Состояние неполной или частичной адаптации.

3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.

4. Состояние неудовлетворительной адаптации.

5. Состояние повреждения адаптационных механизмов.

По-видимому, само понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Здоровье — это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) — состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь — это латентный, скрытый, период болезни, или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью.

Болезнь это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов; болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека помимо биологического включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения.

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.

Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней много.

Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была предпринята попытка ранжировать все факторы в порядке их значимости для здоровья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека.

биологические (наследственность, микро и макробиологические факторы),

природные (климат, ландшафт),

физические (шум, вибрация, ультрафиолетовое облучение, радиационный фон, электромагнитные поля и др.),

уровень развития здравоохранения и медицинской науки,

образ жизни человека.

Однако наиболее важное значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются:

гиподинамия (недостаток движения),

неправильное питание (прежде всего переедание),

вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ),

неблагоприятная экологическая обстановка.

Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран.

В 1994 году Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ определила это соотношение применительно к нашей стране (табл. 1.1).

Конечно, для разных групп заболеваний такое соотношение факторов различно.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20 %.

Факторы, влияющие на здоровье (в скобках данные ВОЗ)

Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22 %.

Только незначительная часть (8—10 %) показателей здоровья: определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь нарушение этой гармонии.

В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье).

Общественное здоровье — это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом.

Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества (Д.Д. Венедиктов, 1981).

В международной практике для описания общественного здоровья традиционно используют: комплекс показателей естественного движения населения (медико-демографические показатели), показатели заболеваемости и болезненности, инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.

Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни, брачность, плодовитость) и показатели механического движения населения (эмиграция и иммиграция).

Показатели естественного движения населения

Рождаемость относится к социально-биологической категории.

Показатель (коэффициент) рождаемости — число рождений в год, приходящихся на 1000 человек.

Показатель рождаемости: Число родившихся живыми за год х. 1ООО

Среднегодовая численность населения

В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8 — 10 на 1000 населения, преобладают однодетные семьи. В последние годы в России отмечается тенденция резкого снижения рождаемости, уровень которой составляет 6—10 на 1000 населения. В Европейских странах уровень рождаемости низкий — 9 — 12, в странах Юго-Восточной Азии высокий — более 25 на 1000 населения.

Смертность населения относится к важнейшим демографическим показателям, характеризующим санитарное состояние населения.

Показатель (коэффициент) общей смертности — число умерших в год на 1 тыс. населения.

показатель общей смертности: — Число умерших за год X 1000 .

Среднегодовая численность населения

Средний показатель смертности 13—16 умерших на 1 тыс. человек.

Общая смертность населения в зрелом возрасте в России в конце XX века составляла 15,6 на 1 тыс. (в США — 7,8).

Показатели: смертности среди мужчин выше во всех возрастных группах от болезней системы кровообращения. Обращает внимание резкое увеличение смертности мужчин трудоспособного возраста.

Структура смертности — доля причин смерти от определенных групп заболеваний среди всех причин. Все причины принимаются за 100 %.

Смерти по причине в России занимают

первое место (составляют около 54 %), сердечно-сосудистые заболеваниия

второе — злокачественные новообразования (около — 17 %),

третье — насильственные причины (травмы, отравления, убийства и самоубийства — около 16 %),

далее — от болезней органов дыхания (около 5 %).

Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей — явление патологическое.

Поэтому детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

Показатель Число детей до 1 гола, умерших за год X1000

Детской = 2/3 от числа детей родившихся в данном году

Смертности +1/3 от числа детей, родившихся в предыдущем году

Начиная с 1993 года используются критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.

Критерии жизнеспособности: срок 22 недели и более, масса тела 500 г и более.

Основными причинами постнатальной смертности, помимо перечисленных, являются экзогенные болезни (пневмония, сепсис, родовые травмы, асфиксия и др.).

Важнейшим показателем здоровья населения является младенческая смертность смертность детей в возрасте до 1 года. Она определяет большую часть детской смертности и влияет на все демографические показатели.

Низкий показатель младенческой смертности составляет 5—15 детей на 1000 родившихся живыми,

средний — 16 — 30,

высокий — 30 — 60 и более.

В настоящее время младенческая смертность в России в 1,5 —2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран, и составляет 15—17 на 1000 родившихся (в США — 8,4, в Японии — 5,3).

В структуре причин смерти детей старше 1 года на

первом месте несчастные случаи, отравления, травмы (46,7 % — среди детей в возрасте от 1 года до 4 лет, 76 % — среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет).

Естественный прирост населения — разность между показателями рождаемости и смертности или определяется по формуле:

Показатель Естественного прироста = Абсолютный естественный прирост х 1000

Среднегодовая численность населения

В настоящее время в России сложилась очень тяжелая демографическая обстановка. Всероссийский съезд врачей (июнь 1997) констатировал, что население России сокращается с невиданной скоростью: рождается 10 человек, а умирает 15 на 1000 населения. С 1992 года прирост населения стал отрицательным, а Россия стала депопулляционной страной: за год рождается меньше людей, чем умирает. В большинстве городов страны отмечается отрицательный прирост (убыль около 6 на 1000 жителей) населения.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни

рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам. Полученная величина «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет».

Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебных учреждений: карты больных, выбывших из стационара; статистические талоны для регистрации уточненных диагнозов; экстренные извещения об инфекционных заболеваниях; свидетельства о смерти и др.

Изучение заболеваемости включает в себя количественную (уровень заболеваемости), качественную (структура заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.

собственно заболеваемость — вновь зарегистрированные заболевания в отчетном году;

распространенность заболевания (болезненность) — заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент.

Патологическая пораженность — совокупность болезней и патологических состояний, выявленных врачами путем активных медицинских осмотров населения; статистически выражается как отношение числа заболеваний, имеющихся на данный момент, средней численности населения, умноженное на 1000.

По группам здоровья работающих распределяют следующим образом:

1) здоровые (не имевшие ни одного случая нетрудоспособности в году);

2) практически здоровые (имевшие в году 1 — 2 случая нетрудоспособности по поводу острых форм заболеваний);

3) имевшие в году 3 и более случаев утраты трудоспособности по поводу острых форм заболеваний;

4) имеющие хронические заболевания, но не имевшие случаев утраты трудоспособности;

5) имеющие хронические заболевания и имевшие по поводу этих заболеваний случаи утраты трудоспособности.

Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней, вместе взятых и каждой в отдельности, среди населения в целом и в отдельных группах по возрасту, полу, профессии.

Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой: на 1000, 10 ООО или 100 000 человек.

Эпидемиологические данные убедительно свидетельствуют о том, что у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин.

Мужчины умирают от инфаркта миокарда чаще в 7,5 раза в возрасте от 40 до 49 лет; в 5,5 раза — в возрасте от 50 до 55 лет и в 2,5 раза — в возрасте старше 60 лет. Неодинаковая продолжительность жизни мужчин и женщин объясняется и генетическими различиями в хромосомном аппарате ядра клетки, в наличии двойного набора Х-хромосом у женщин, которое определяет более высокую надежность важных механизмов биологической регуляции клетки.

Инвалидность — нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению деятельности.

Инвалидность и инвалидизация населения являются важнейшими показателями общественного здоровья и имеют не только медицинское, но и социально-экономическое значение.

По данным ВОЗ, каждый пятый человек в мире (19,3 %) становится инвалидом из-за недостаточности питания, около 15 % стали инвалидами вследствие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, злоупотребление лекарственными средствами), 15,1 % инвалидность получили вследствие травм в быту, на производстве и в дороге.

В среднем инвалиды составляют около 10 % от всего населения мира.

В России средний уровень инвалидности колеблется от 40 до 49 на 10 ООО жителей.

Причинами первичной инвалидности являются в основном 4 группы заболеваний:

—болезни органов кровообращения — 27 — 35 % случаев;

—злокачественные новообразования — 23 — 29 %,

—травмы — около 10 %,

—болезни нервной системы и органов чувств — 5 —7 %.

Большинство людей (80 90 %) становятся инвалидами в трудоспособном возрасте. При этом уровень реабилитации и восстановления трудоспособности незначителен (10—12 %).

Показатели физического развития

В настоящее время физическое развитие рассматривается как один из основных показателей состояния здоровья отдельного человека и населения в целом. Под физическим развитием понимают комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих массу, плотность, форму тела и др.

Физическое развитие — показатель роста и формирования организма — зависит не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие населения, преимущественно детей, определяется путем антропометрических и физиометрических измерений: роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, частоты пульса и дыхания, уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.

Уровень физического развития тесно связан с климатогеографическими условиями и различными этническими признаками, для чего создаются местные стандарты. Массовые ежегодные медицинские наблюдения позволяют судить об изменениях физического развития, их тенденциях и причинах.

Освидетельствование физического развития (согласно приказу М 3 РФ № 387) проводится в следующие периоды жизни:

—детям 1-го года жизни ежемесячно;

—детям дошкольного возраста ежегодно;

—перед поступлением в школу;

—учащимся 6-го и 8-го классов.

Выделяют 5 соматических типов:

1) замедленный тип роста и развития;

2) замедленный тип развития;

3) средний тип роста и развития;

4) ускоренный тип развития;

5) ускоренный тип роста и развития.

Пути улучшения общественного здоровья населения России

Общественное здоровье населения России в конце XX и в начале XXI века находится в состоянии кризиса. Основное проявление кризиса здоровья в России — в уменьшении ожидаемой продолжительности жизни, депопуляции за счет падения рождаемости и увеличения смертности. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди людей 30 — 50-летнего возраста за счет травм и отравлений. Громадное значение имеет детская смертность, трудности родов, отказ от второго ребенка и последствия абортов, особенно до рождения первого ребенка.

Следует также отметить, что все вышеперечисленные показатели общественного здоровья в основном отражают нездоровье, а здоровье характеризуют от противного.

Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в ХХI веке» выбрали несколько иных показателей общественного здоровья:

—% ВВП, идущий на здравоохранение,

—доступность первичной медико-санитарной помощи,

—обеспеченность населения безопасным водоснабжением,

—% лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней,

—состояние питания детей, в частности, процент детей, родившихся с низкой массой тела (

Источник

Читайте также:  Польза чая для женского здоровья
Adblock
detector