Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков
статья на тему
Все, что Вы хотели узнать о группах здоровья детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_cheloveka.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Физическое здоровье: это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.
Психическое здоровье должно характеризоваться:
- Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
- Нормальным возрастным развитием психики.
- Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Нравственное здоровье: определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья , В.П. Казначеев* дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни». Исходя из этого определения, целью здоровья является: « обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
Шесть основных признаков здоровья:
- Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации
- Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды.
- Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
- Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация).
- Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.
Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах:
Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах:
I группа – здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути — первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых детей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы.
II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней.
III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни.
IV группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.
V группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно сниженными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и часто имеют инвалидность.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех
основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Базовыми элементами ЗОЖ считают:
— окружающую среду (безопасная и благоприятная для обитания);
— питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, а также информированность о качестве употребляемых продуктов;
— физически активную жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;
— гигиену организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
— отказ от вредных привычек: курения, употребления психоактивных веществ, употребления алкоголя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения .
Задачи: Образовательные: Расширять знания о профилактике простудных заболеваний и о том, что полезно и вредно для здоровья.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об.
Конспект . «Я здоровье берегу- быть здоровым я хочу».
Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель:1. Уточнить и расширить знания детей о здоровом образе жизни; учить использовать пословицы и поговорки о здоровье; закрепить с детьми правила пользования гигиеническими принадлежностями: зубной щ.
Источник
Здоровье ребенка и критерии его определяющие.
Реферат на тему: «Как сберечь здоровье ребенка».
Выполнила:
Студентка 1-го курса группы:
Факультета АФК и С
Проверила: Ляхова О.Л.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ………………….…………………………………………5
1.1. Здоровье ребенка и критерии его определяющие.…………………………………………………. 5
1.2. Факторы влияющие на здоровье детей ………………………..10
ГЛАВА 2. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ
2.1. Роль семьи в формировании здорового образа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25
Введение
Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблемы обеспечения благополучного и защищенного детства, в том числе и проблема сохранения здоровья детей, в последнее десятилетие стали одним из главных национальных государственных приоритетов России.
Существует обоснованная точка зрения о том, что здоровье человека во многом определяется его образом жизни. Направленность личности на здоровый образ жизни — процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста. В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека [20], в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.
Ребёнок — сложный, многосторонний, объект познания. Он очень чувствителен к внешним воздействиям.
Под формированием здоровья ребенка мы понимаем совокупность однонаправленных и повторяющихся действий и взаимодействий на семейном, государственном и общепланетарном уровне, которые обеспечивают улучшение здоровья детей.
Формирование здоровья ребенка в значительной степени зависит от тех условий, которые может обеспечить семья. Семья является тем социальным институтом, где вырабатываются потребности детей и складывается механизм их реализации. В современном российском обществе значительно снизилась деятельность социальных институтов (образования, здравоохранения, культуры, правопорядка, семьи и других) в реализации интересов и потребностей детей. Сокращается сеть дошкольных и культурных учреждений: идет перепрофилирование их под объекты, не связанные с воспитанием детей (административные здания, банки, и т.д.). В большинстве семей возможности для рождения, развития и воспитания детей ограничены, так как семья переживает процесс трансформации, приводящий к изменению её структуры, состава, функций, характера внутренних отношений. На семью, её жизнеспособность, стабильность, возможность удовлетворить насущные человеческие потребности, и прежде всего детей, деструктивное влияние оказывает ситуация, в которой пребывает наше общество.
Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от развития которой зависит благополучие любого общества. Традиционно решением этой задачи занимается медицина. Но на современном этапе культурно — исторического развития усилий одной медицины уже не достаточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему требующую участия в ее решении таких наук, как психология, педагогика, экология, право и др.
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
Здоровье ребенка и критерии его определяющие.
Здоровье ребенка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что исследования, посвященные изучению состояния здоровья детей и подростков, проводятся отечественными учеными уже давно (они развернулись широко с момента становления советского государства и в последующие годы, особенно с начала 50-х годов), многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития,
Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми и подростками в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учетом факторов окружающей и социальной среды, а также учебной деятельности (А.Г. Сухарев и др., 1992).
С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления-гигиены детей и подростков с созданием соответствующего института — круг исследований был значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определения здоровья детей и подростков, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении состояния здоровья учитывать и адаптационные возможности организма (Ю.П. Лисицына, 1987, 1993).
Для формулировки критериев определения здоровья детей и подростков представим здоровье человека как систему трех взаимосвязанных элементов: соматическое (биологическое, физическое) здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье
Рассмотрим критерии оценки каждой составляющей здоровья.
Соматическое здоровье это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.
Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.
Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия:
— соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;
— достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;
— наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма.
Однозначного толкования понятия психического здоровья в литературе нет, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья соотносится с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
В психологическом словаре понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.
В работе «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (коллектив авторов под редакцией И.В. Дубровиной) вводится понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы извне задаем ей рамки, нормы. Мы вооружаем ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:
— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
— критичность к себе, своей деятельности ее результатам;
— адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствами ситуациям;
— способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
— способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;
— способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Экспертами ВОЗ также показано, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.
Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоровья детей и могут служить следующие:
— адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);
— овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
— овладение нормативным, правилосообразным поведением;
— уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
— выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
— наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
— общая средовая адаптация — интеграция в общество.
Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказываются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь (А.Г. Сухарев, 1991).
Наряду с акселерацией в последние годы выявляется феномен децелерации, которая возможно объясняется изменением факторов социальной среды и увеличением факторов риска. Так, в исследованиях А.Г. Сухарева (1991), Г.Н. Сердюковской (1990) и других авторов отмечается увеличение числа детей с уменьшением объема грудной клетки, силы мышц, массы тела и массо-ростового показателя. Такие школьники с замедленным темпом физического развития часто имеют более низкую работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации физического развития.
Изучение влияния отдельных компонентов социально-гигиенических условий жизни и их совокупности на уровень заболеваемости различных контингентов школьников выявило, что при существующем уровне благосостояния населения (как в городе, так и в селе) на заболеваемость детей и подростков влияют не столько факторы условий жизни в отдельности (жилищные условия и размер жилой площади, материальный уровень семьи, социальная принадлежность родителей и уровень их образованности), сколько совокупность этих факторов. При этом неоднократно подтверждалось, что наибольшее существенное значение в усугублении и даже в возникновении большинства заболеваний у детей, в особенности нервно-психических, имеют неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие надлежащего воспитания и надзора за детьми в неблагополучных семьях (Г.Н. Сердюковская, 1979).
Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей — создание благоприятных социально-педагогических условий.
Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован прежде всего на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.
Источник