ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ». ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний. Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой детского сада.
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу[7].
Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями:
распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.
С 1 сентября 2000 г. в дошкольных учреждениях введена «Медицинская карта[8] ребенка для образовательных учреждений» (форма 026/у-2000). В соответствии с этим документом (см. Приложения 1—3) во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится скрининг-программа, которая включает в себя базовую и расширенную виды программы[9]. Первая из них осуществляется медицинской сестрой, вторая — педиатром и врачами — специалистами различного профиля.
В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.
Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.
Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.
Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильные[10] таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.
Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:
1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);
2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).
Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.
Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.
Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Источник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ». ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний. Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой детского сада.
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу[7].
Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями:
распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.
С 1 сентября 2000 г. в дошкольных учреждениях введена «Медицинская карта[8] ребенка для образовательных учреждений» (форма 026/у-2000). В соответствии с этим документом (см. Приложения 1—3) во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится скрининг-программа, которая включает в себя базовую и расширенную виды программы[9]. Первая из них осуществляется медицинской сестрой, вторая — педиатром и врачами — специалистами различного профиля.
В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.
Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.
Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.
Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильные[10] таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.
Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:
1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);
2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).
Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.
Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.
Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Источник
Важнейшие критерии здоровья человека. Какие определяющие компоненты и отрицательно влияющие факторы выделяют?
В здоровом теле – здоровый дух! Все мы не понаслышке знаем об этой простой истине.
Не имея крепкого здоровья, человек утрачивает интерес к жизни и не может полноценно работать, развиваться. Он просто проживает день за днем.
В данной статье, назовем критерии здоровья, а также определим его уровень и компоненты.
После прочтения, вы будете знать о здоровье человека абсолютно все и даже больше.
Общее понятие
Еще с советских времен в науке устоялось определение человеческого здоровья – это отсутствие каких-либо заболеваний и изъянов (в психике и организме).
Но такое усеченное понятие было актуально до того, как Всемирная организация здоровья (ВОЗ) дополнила его важным замечанием, указав, что здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Таким образом, международной организацией была введена такая важная именно социальная категория, как «благополучие», которая означает, что в жизни человека нет никаких несчастий, а жизнь протекает спокойно и без каких-либо негативных происшествий.
К примеру, великий философ Иммануил Кант, у которого с рождения было слабое здоровье, считал, что свои слабости и болезни нужно воспринимать так, как будто их не существует. Поэтому он вел себя как совершенно здоровый человек, попросту игнорируя имеющиеся отклонения в его здоровье.
Уровни здоровья и их содержание
Все-таки здоровье – это не абстрактное понятие, оно применимо к каждому конкретному индивиду. А несколько индивидов составляют уже совокупность людей, о самочувствии которых тоже можно сделать определенные выводы в свете медико-социальных исследований.
Именно исходя из этого, существует несколько уровней здоровья.
- Индивидуальный – это здоровье отдельного человека. То есть доказательство того, что у него нет каких-то заболеваний, дефектов в организме (в том числе психике) и он живет полноценной жизнью, трудится в хорошем настроении, не испытывая дискомфорта.
- Групповой – состояние здоровья определенной социальной группы людей или этнической общности. Например, сюда можно отнести группу женщин определенного возраста или общность коренных малочисленных народов.
- Общественный – это характеристика здоровья всего населения в целом, как социального организма. Для целей поддержания общественного здоровья на уровне всего государства пропагандируются идеи предотвращения причин заболеваний, продления жизни, сокращения уровня смертности и увеличения уровня рождаемости. Именно для этих целей проводятся:
- образовательные программы в школах;
- вакцинация от заболеваний (клещевого энцефалита, туберкулеза и пр.);
- государственные программы по укреплению здоровья.
Основные определяющие компоненты
По утверждению известных Петленко В.П. и Давиденко Д.Н., можно выделить такие компоненты здоровья.
Компонент (иными словами, виды здоровья)
Под ним понимается:
- состояние органов и систем человеческого организма;
- уровень того, насколько хорошо эти органы и системы могут функционировать на протяжении всей жизни индивида.
- нормальное развитие и функционирование органов и систем организма;
- отсутствие каких-либо хронических болезней;
- отсутствие дефектов тела или таких нарушений, которые бы ограничивали социальную дееспособность человека.
Это нормальное состояние психики человека.
Психикой называется способность человека субъективно отражать окружающую его объективную реальность.
- Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- Постоянство в своих переживаниях в аналогичных друг другу ситуациях.
- Способность к самоанализу.
- Соответствие реакций психики человека на воздействие социальное среды.
- Способность самостоятельно управлять своим поведение, как того просят социальные нормы.
- Способность строить конкретные планы на жизнь и выполнять их, добиваясь поставленных целей.
- Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации.
Представляет собой систему интеллектуальных, эмоциональных, соматических и социальных составляющих жизни человека, что позитивно его обогащает, повышает коммуникабельность и развивает способность любить.
- способность получать сексуальное наслаждение и воспроизводить потомство;
- свобода от страха, чувства вины и стыда, а также ложных представлений, которые бы могли подавить сексуальное развитие;
- отсутствие заболеваний, связанных с детородной функцией.
это совокупность таких компонентов развития индивида, как мотивация, получение осознанной информации о том, что такое добро и зло, красота; что является плохим, а что хорошим и т.п.
Что составляет нравственное здоровье?
- система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе;
- соответствие поведения индивида общепринятым человеческим законам (к примеру, приоритета разума над физической силой)
То есть нравственно здоровый человек понимает, что он должен поступать определенным образом, как того хочет видеть общество. Потому что так принято и это считается верным.
При отсутствии какого-то из перечисленных компонентов, вполне вероятно, у человека имеется заболевание.
Это приводит к структурным его изменениям, в результате чего человек не может продолжать нормально трудиться в интересной ему сфере или осуществлять другую социально-значимую деятельность, а в некоторых случаях – спать, принимать пищу и т.п.
Важнейшие критерии
Без таких неотъемлемых признаков, характеризующих общее состояние человека, он не может считаться полностью здоровым. Поэтому индивид признается здоровым, когда у него отсутствуют:
- проблемы в развитии организма и генетики;
- болезни, патологии и мутации;
- увечья и дефекты на теле;
- отклонения в психике и умственном развитии;
- трудности в сексуальном развитии;
- неспособность вести себя адекватным образом и быть полноценным членом общества.
Оценка и соотношение условий
На основании выведенной статистики Всемирной организации здравоохранения, оцениваются следующие показатели, воздействующие на самочувствие:
- условия и образ жизни, питание – 50 %;
- наследственность и генетика – 20 %;
- природные условия, внешняя среда – 20 %;
- здравоохранение – 10 %.
Помимо этого, нельзя не согласиться, что на здоровье также влияют:
- питание (к примеру, продукты, обогащенные ГМО и другими вредными добавками);
- качество окружающей среды;
- тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка).
Отрицательно влияющие факторы на человека
Существует несколько основных факторов, под воздействием которых здоровье индивида может ухудшиться. Далее о каждом из них подробно.
Химические
Это довольно сильная группа факторов воздействия на самочувствие человека. А все потому, что происходит непрерывное загрязнение атмосферы производственными предприятиями, сбрасывающими во вне химические вещества. В результате происходит:
- отравление воды, которую человек ежедневно пьет;
- загрязнение почвы после утечки химических отходов, на которой затем выращиваются отравленные растения, которые мы употребляем в пищу;
- ухудшение качества атмосферного воздуха. Это самый опасный вид загрязнения, поскольку человек ежедневно вдыхает примерно 20 тысяч литров воздуха, и даже незначительные концентрации отравляющего вещества из воздуха, способно вызвать сильнейшую интоксикацию организма.
Физические
К этой группе вредительствующих факторов относятся:
- Шум – это комплекс звучаний и звуков, вызывающие неприятные ощущения в организме и способные навредить органам слуха. Например, шум в 35 дБ способен привести человека к бессоннице, в 60 дБ – к раздражению нервной системы, а в 90 дБ и вовсе к ослабеванию слуха, а также подавленности (или, наоборот, к чрезмерному возбуждению нервной системы).
Повседневными источниками шума являются автомобильный, авиа и ж/д транспорт, предприятия.
Генетические
Этот фактор немного связан с химическим, потому что некоторые токсические и загрязняющие вещества могут отразиться на генетическом коде поколения, что будет передаваться к последующим потомкам. При таком влиянии вновь рождающиеся дети могут иметь определенную хроническую заболеваемость, и, как следствие, – низкую продолжительность жизни.
Здравоохранение
Конечно же, здоровье населения не может не зависеть от развитости системы здравоохранения. Когда инфраструктура медицины оставляет желать лучшего, страдает все общество. Чтобы этого избежать, необходимо:
- повышать уровень осведомленности граждан о защите своего здоровья;
- стабильное финансирование медицинских учреждений;
- развитие инновационных технологий и методов лечения;
- своевременная диагностика болезней, для проведения которой нужно современное медоборудование.
А для этого важно всесторонне узнать о том, что вызывает соответствующие проблемы. Как было выяснено, хорошее самочувствие состоит из целого ряда компонентов, не имея которых индивид не сможет вести активную жизнь и быть полноценной, гармоничной личностью.
Источник
➤ Adblockdetector