Фармацевтическая и продовольственная мафия Броуер (40)
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ЛЕКАРСТВ (40)
НАРОДНЫЙ ФРОНТ РОССИИ (39)
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ (33)
Полезные советы (31)
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (26)
МЕДИЦИНСКИЙ ЮМОР (17)
МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ (15)
ЛЕЧЕНИЕ, ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ (9)
ВЛАДИМИР ПОПОВ. БОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА (6)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОЗ
Четверг, 19 Февраля 2015 г. 11:46 + в цитатник
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в . здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Это определение можно рассматривать как идеализированное, но оно дает возможность увидеть широкий смысл понятия «здоровье».
Разновидностью такого подхода можно считать определение здоровья как биологического и социального благополучия (К. Байер, Л. Шейнберг, 1997). Биологическая сущность заключается в способности биосистемы к самоорганизации через механизмы гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности и т.п. Проявления социальной функции осуществляются на биологической основе с привлечением высших ступеней организации личности – психических и духовных качеств. (Г.А. Апанасенко, 2003).
Брижит Тобес в своем выступлении «Право на здоровье: теория и практика» (ВОЗ, 2006) связала понятие здоровья с понятием надежности: «Как бы ни подходили ученые к определению понятия здоровья, основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надежность как биологической системы. Понятия «здоровье» и «надежность» в этом смысле очень близки. И в том и в другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восстановления утраченной нормы. Надежность биосистемы обеспечивается также ее способностью к адаптации и компенсации на этой основе нарушенных функций, совершенства и быстроты использования обратных связей, динамичности взаимодействия входящих в нее звеньев саморегулирующих подсистем…. Анализ сущностных характеристик здоровье позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.
Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.
Биомедицинская модель рассматривает здоровья как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.
Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.
Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ».
Итак, физическое здоровье или вообще выпало из поля зрения Б. Тобес, или растворилось в приведенных ею моделях. В нескольких исследованиях детей просили определить здоровье через его различные составляющие. И хотя дети выделили физическое здоровье из множества других контекстов, это направление фактически выпало из поля зрения Брижит Тобес. Зато социальных здоровья стало сразу два. Приоритеты Тобес видимы, но это не повод для сужения понятия здоровья в социальном поле.
ВОЗ определяет здоровье через слово-синоним. Здоровье – это благополучие. Однако важно понимать – как определяет ВОЗ это понятие количественно. В отчете ВОЗ от 2006 года в качестве приоритетного параметра названа продолжительность здоровой жизни. Важно понимать, что этот первичный параметр поглощает как частное многие другие параметры (такие как детская смертность и др.). Интересно мнение ВОЗ о том, какие вторичные параметры влияют на продолжительность здоровой жизни. «Ключевое значение имеют такие параметры, как размер дохода, образовательный уровень и трудоустройство. Хотя все три детерминанты находятся в определенной зависимости друг от друга, они не являются взаимозаменяемыми: каждая из них отражает самостоятельные аспекты социально-экономического статуса населения». В этом можно согласиться лишь отчасти. Трудоустройство само по себе означает если не размер дохода, то, по крайней мере, его наличие. Поэтому трудоустройство следует считать неким третичным параметром, которое имеет отношение к уровню доходов. Итак, по мнению ВОЗ первичным параметром здоровья считаем продолжительность здоровой жизни, вторичными по отношению к нему – уровень доходов и уровень образования.
Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни
Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут его понять.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения в обществе, он уважает права людей, умеет оказывать помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.
Образ жизни реализуется в четырех сферах: 1. Трудовой. 2. Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4. Досуговой. Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами: 1. Межличностные связи. 2. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.
Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:
Психоэмоциональные перегрузки.
Недостаточную физическую активность.
Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела.
мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого «оптимального образа жизни», который должен быть всем предписан. Задачи государства — обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.
Источник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ПРИНЯТОЕ ВОЗ
• В 1946 г. Устав ВОЗ определил здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и других дефектов».
• В 1977 г. ВОЗ расширила определение здоровья, дополнив его понятием «социальной и экономической продуктивности индивида».
Были определены следующие задачи:
• превратить проблемы здравоохранения и условий жизни в аспект политического мировоззрения;
• обеспечить больным общедоступную медицинскую помощь;
• активизировать деятельность в области охраны здоровья;
• заняться профилактикой и контролем отдельных болезней.
Все это стало базой для разработки принципов Нового общественного здравоохранения :
• Новое общественное здравоохранение (НОЗ)– это комплексный подход к охране и укреплению здоровья отдельных людей и общества в целом.
• НОЗ предполагает координацию выполнения на государственном, региональном и местном уровнях государственных и неправительственных программ, основная цель которых – создание здоровых социальных и физических условий окружения и обеспечения условий для здорового образа жизни, питания населения.
• НОЗ использует различные средства для улучшения здоровья населения, включая все уровни государственных органов здравоохранения и смежных ведомств , средства массовой информации, группы лоббирования академических, профессиональных и потребительских интересов.
• В своей деятельности НОЗ для достижения намеченных целей применяет эффективное руководство и экономически целесообразное использование финансовых, человеческих и других ресурсов.
• Для оценки деятельности и планирования мероприятий по охране здоровья населения необходим постоянный мониторинг эпидемиологических, экономических и социальных аспектов состояния здоровья населения.
Критерии здоровья:
• Психосоматическое состояние человека;
• Субъективная или объективная оценка здоровья;
• Способность индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции в полном объеме.
• Здоровье определяется как состояние оптимального приспособления к требованиям окружающей среды, а болезнь- функциональная или органическая недостаточность приспособляемости.
• Здоровье –это свобода от ограничения качества жизни вследствие снижения физической, психической, функциональной деятельности или вследствие боли.
Уровни здоровья:
Показатели оценки общественного здоровья:
Показатели оценки общественного здоровья:
• Отчисление валового национального продукта на здравоохранения
• Доступность первичной медицинской помощи
• Охват населения МП
• Уровень детской и материнской смертности
• Состояние питания детей
• Средняя продолжительность предстоящей жизни
• Гигиеническая грамотность населения
Индивидуальная оценка здоровья:
• Ресурсы здоровья -это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону.
• Потенциал здоровья -это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на внешние факторы.
• Баланс здоровья –это равновесие между потенциалом здоровья и действующими на него факторами
• Обычно выделяют 5 групп здоровья
Здоровье в системе общественных потребностей:
• Пирамида потребностей — это ранжированные по степени важности потребности в общей иерархии. В основании лежат физиологические потребности человека, на вершине- потребность людей в самовыражении, в самореализации и самоутверждении.
• Потребность в здоровье занимает приоритетное место: это основа существования человека. То есть здоровье -это мера жизни.
• Лишь по мере потери здоровья начинается осознание его, как главной жизненной ценности в системе человеческих потребностей.
• Различают насыщаемые и не насыщаемые потребности. К насыщаемым потребностям относится пища, к не насыщаемым -тяга к познанию.Потребность в здоровье является насыщаемой (до определенного возраста), в то же время качество методов и средств лечения не ограничены заранее заданным пределом.
• Потребность в здоровье бывает индивидуальной, семейной, групповой и общественной.
• Наибольшую значимость потребность в здоровье имеет в странах с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь сама потребность в здоровье становится системообразующим фактором.
• Капитал-это сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в процессе экономической деятельности.
• «Человеческий капитал»- это воплощенные в рабочей силе здоровье, образование, квалификация. В соответствии с этим, уровень здоровья определяет в значительной степени величину человеческого капитала.
• До 20 летнего возраста в среднем расходы на здоровье составляют до 200 тыс. долларов. К 40 годам расходы полностью компенсируются, к 60 годам доход составляет около 200 тыс. долларов. Это по минимуму.
• Согласно современным подсчетам денежный эквивалент человеческого капитала, необходимый для свободного развития человека составляет 1,5 млн долларов США.
Здоровье, как основа безопасности страны:
• В соответствие с этой концепцией обосновывается необходимость инвестиций в здоровье человека.
• Высокий уровень здоровья индивида, семьи, общества реализуется в создании большого социально-экономического потенциала нации. Здоровье нации влияет на количественную и качественную характеристику трудовых ресурсов, потенциал деятельности, ВВП и национальный доход.
• Недооценка роли здоровья чревата снижением рождаемости и продолжительности жизни, увеличением смертности, что сопровождается падением качества жизни и приводит к замедлению социально-экономического развития общества и снижению его места в мировом пространстве.
• Здоровье нации является не только целью, но и одним из условий современного экономического роста и безопасности страны.
• На охрану здоровья в развитых странах расходуется 9-10% от ВВП, развивающихся странах 2,5% ВВП. В США на одного жителя расходуется 2765 долларов в год, Франции 1850 дол, Германии 1511 дол.
• В России-159 долларов; около 4 % ВВП, из них около 50% за счет личных средств населения .
Взаимосвязь здоровья с уровнем и качеством жизни:
• Качество жизни — это обобщающая социально-экономическая категория, посредством которой оценивается качественный уровень потребления населением товаров и услуг, возможность удовлетворять духовные интеллектуальные, культурные потребности, а также здоровье, условия окружающей среды, душевный комфорт и др.
• Совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому социально-экономическому уровню развития определяет уровень жизни.
• Между уровнем жизни и здоровьем существует тесная взаимосвязь.
• Высокий уровень жизни позволяет поддерживать здоровье с использованием современных технологий.
• В то же время хорошее здоровье способствует высокой работоспособности и повышению уровня жизни.
• Поэтому, охрану и укрепление здоровья необходимо относить к одному из базовых способов повышения уровня жизни.
Комплекс условий для повышения уровня здоровья и жизни:
• Формирование безопасной и здоровой среды;
• Обеспечение здорового образа жизни.
• Создание более лучших здоровых условий для проживания, работы и отдыха.
• Возможность проведения активного досуга.
• Освоение новых оздоровительных технологий.
• Государственная и общественная поддержка здоровья.
• Формирование нового мировоззрения на здоровье как основной системообразующий фактор на всех уровнях общества
• Фактор здоровья все больше становится показателем достигнутого уровня качества жизни.
Индекс развития человека объединяет показатели:
• Национального дохода на душу населения
• Образовательного уровня взрослых.
• Ожидаемой продолжительности жизни.
• Формирование здоровья происходит под воздействием множества факторов и определяется образом жизни.
Факторы риска:
Потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболевания, их прогрессирования и неблагоприятного исхода .
Образ жизни Генетика биология человека Внешняя среда Здравоохранение
Курение. Употребление алкоголя Несбалансированное питание. Стрессовые ситуации (дистрессы). Вредные условия труда. Гиподинамия Плохие материально-бытовые условия Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами Непрочность семей, одиночество Низкий культурный и образовательный уровень Высокий уровень урбанизации и пр. Предрасположенность к наследственным болезням Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням (наследственное предрасположение к заболеваниям)Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воздуха. Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды. Загрязнение почвы Резкая смена атмосферных процессов Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество медицинской помощи Несвоевременность медицинской помощи
49-53 18-22 17-20 8-10
Образ жизни и здоровье:
• «Здоровый образ жизни (ЗОЖ)» можно определить как систему разнообразных типических форм поведения, которая формируется в конкретных микро и макро условиях, обладает внутренним единством и ориентацией на здоровье в рамках концепции качества жизни.
• Необходимо формировать моду на ЗОЖ, индивидуальную ответственность за собственное здоровье, здоровье детей и близких. Для формирования ЗОЖ необходимо необходима разработка его концептуальных основ.
• Революционный переход на ЗОЖ вряд ли целесообразен! Необходим поэтапный, научно обоснованный физиологический переход на ЗОЖ, не сопровождающийся насилием и стрессом!
Факторы, определяющие здоровый образ жизни:
качество окружающей среды
условия труда (санитарно-гигиенические и социально-психологические)
уровень доходов
жилищные условия
доступность приобретения продуктов питания, спортивных товаров
развитость инфраструктуры (транспорт, бытовое обслуживание, магазины, поликлиники, спортзалы, кинотеатры и др.)
Здоровый образ жизни:
А.Создание условий для развития здоровья:
рациональное питание
двигательная активность
рациональное использование внерабочего времени, организация досуга
рациональное отношение к здоровью
характер межличностных отношений
Б.Ограничение вредных привычек, (НЕ):
удовлетворенность местом проживания
содержанием труда, санитарно-гигиеническими и психологическими условия труда