Меню

Понятие психологии здоровья задачи психологии здоровья

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «психология здоровья» обусловлена современным нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека. Информационный стресс, информационная зависимость, быстрый ритм жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (снижение уровня социальной поддержки, замкнутость, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) – всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний. Жизнь в условиях неопределенности обусловливает психическую и психосоматическую патологию.

Цель: Рассмотреть основные положения психологии здоровья и их значение в выработке методов профилактики стрессов в студенческой среде.

Задачи:

1. Изучить понятие психология здоровья;

2. Рассмотреть цели и задачи психологии здоровья;

3. Проанализировать факторы и раннюю профилактику психического здоровья студентов;

4. Представить методы профилактики стресса в студенческой среде;

5. Рассмотреть социальную поддержку как фактор психического здоровья студентов.

Великие мудрецы и пророки всех времен и народов в один голос твердили, что совершенствование человеческой личности — путь всеобщего спасения. Их не слушали, а если слушали, то не слышали. И сегодня, в очередном веке, приходится подводить неутешительные итоги. Ужас реальности атомной и экологической каиастрофы, грозящая выйти из под контроля СПИДа – вот плоды просвещенной деятельности человека разумного». И альтернатива: либо остаться темной, бездуховной, раздираемой злобой толпой и, погубив себя, таким образом, кануть небытие либо ценой невероятных усилий и труда, поднявшись над собой, превратиться в содружество развитых свободных личностей, обеспечив себе процветание на многие века. [1]

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – психология здоровья. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.

«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[2].

«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].

Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.

Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.[3]

Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти.

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.

К сожалению, современная медицина занимается не человеком, а его органами. Широкий поток лекарств и пищевых добавок от фарминдустрии через сеть аптек и врачей прямиком устремляется к пациентам. Сеть супермаркетов обрушивает на пищеварительную и иммунную системы человека продукты питания, собранные со всего мира, да и с добавкой всяких консервантов. Однако, как известно, пищеварительная система адаптирована только к местным продуктам питания. Нужны столетия, чтобы вновь приспособиться к глобальному питанию.

В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать и человека, и его здоровье»[4]

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

Читайте также:  Комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].

Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.

Всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обуславливает здоровье, и наслаждение жизнью предполагает его наличие. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – психология здоровья. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.

«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[5].

Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.

В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни»[6].

В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье» [7].

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека» (личности).

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В.А. Ананьев в книге «Психология здоровья» указывает на то, что «психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению».

Он также отмечает: «Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать не больных людей здоровыми».

Одной из основных задач является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.

«Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья».

«Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию»[8].

Н. М. Амосов писал: «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье»[9].

Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы технические приемы, из христианства — методы духовного взросления человека.

Таким образом, основными задачами психологии являются:

— сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья;

— повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью;

— определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала;

— разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.

А так как, психология юношеского возраста – является одним из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии, во второй главе мы постараемся рассмотреть психологическое здоровье студентов.

Источник

Задачи психологии здоровья

К задачам психологии здоровьяследует отнести:

1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от­раслью психологических знаний и психической деятельностью.

2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.

Читайте также:  День открытия троп здоровья

3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ­ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обога­щения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:

2) самовоспитание или самосотворение;

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об­ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и обществен­ного здоровья. Представим наиболее важные из них:

1) психическое здоровье;

2) физическое здоровье;

3) экологическое здоровье;

4) профилактическая наркология;

5) психосоматическая медицина;

6) психология питания;

7) семейное здоровье;

8) сексуальное здоровье;

9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;

10)образование и просвещение;

Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:

1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

2. Внутренняя картина здоровья.

3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.

4. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер­жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.

Источник

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Вопросы к зачету по курсу «Психология здоровья»

Уч. год

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Психология здоровья – комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных взглядов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, по предотвращению и лечению болезней, по идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезнии связнных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формированию стратегии здоровья (американский исследователь Дж. Матараццо).

И. Н. Гурвич считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. Но это можно сделать через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

— определение базисных понятий психологии здоровья;

— исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

— методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

— разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

— факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

— изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

— психологические механизмы здорового поведения;

— формирование внутренней картины здоровья;

— коррекция индивидуального развития;

— профилактика психических и психосоматических заболеваний;

— исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

— разработка концепции здоровой личности;

— определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

— психологические механизмы стрессоустойчивости;

— социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

— тендерные аспекты психического и социального здоровья;

— разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

— детская и школьная психологию здоровья;

— психологическое обеспечение профессионального здоровья;

— психология долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

— психологическая помощь при завершении жизненного пути.

Практические задачи психологии здоровья.

1) Укрепление и поддержание здоровья. Психологи занимаются проблемами здоровья, отвечая на вопрос «почему» (люди курят и т.д.). Участие в составлении пропаганд здорового образа жизни, различных программ по вопросам здоровья.

2) Предотвращение и лечение болезней. Проведение различных тренингов, направленных на реабилетацию или профилактику заболеваний (снижение давления, снижение рабочей или сексуальной активности).

3) Этнология и корреляты болезни. психологи изучают причины болезни, в том числе значение личностных факторов в ее развитии, физиологические и перцептивные процессы. Эти знания можно затем применять для диагностики различных проблем.

4) Усовершенствование системы здравоохранения и стратегии здоровья. Психологи изучают, какое влияние оказывает на пациентов сам факт помещения в больницу, особенности общения с медецинским персоналом.

Различные представления о здоровье и болезни в системе гуманитарного (философия, культурология, история, религиоведение и др.) и естественнонаучного (физиология, медицина и т.п.) знания.

Проблема кросс-культурных различий в отношении к здоровью и болезни.

Проблема факторов в психологии здоровья. Факторы здоровья.

Основные положения общей теории систем в применении к пониманию понятия «здоровье». Здоровье как динамическое состояние.

Саморегуляция

В широком смысле: один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и модулирования реальности

• Способность к регуляции собственных психических состояний, процессов, действий

Читайте также:  Ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром

• Способность к воздействию субъекта на самого себя (слова, мысл образы) с целью оптимизации своего актуального психол состояния

• Способность к управлению собственными эмоциями

• Способность управлять собственными психофизиологическими функциями

• Способность к управлению психическими состояниями

• Способность к внутренней регуляции поведенческой активности субъекта

• Гремак: самовоздействие субъекта для целенаправленной регуляции деятельности его организма, процессы вариации состояний

Делится на произвольную и непроизвольную. На всех уровнях выделяют произвольную и непроизвольную.

Уровни саморегуляции:

1) Уровень ощущений (психофизиологических реакций)

2) Уровень эмоциональной регуляции – способность произвольно купировать негативные эмоции в какой-то ситуации по вполне конкретному поводу. Если не развиты уровни 3 и 4, то этот никогда не будет обладать способностью к хорошей произвольной регуляции своих эмоций.

3) Уровень мотивационно-волевой. Часто мотивы остаются знаемыми, но не обладают побудительной силой.

Зейгарник показала, что у больных шизофренией мотив остается знаемым, но не регулирует длительность субъекта. Больной не прилагает усилий, чтоб заставить себя. Не только не делает задачи, а не предпринимает усилий, чтобы выйти из экспериментальной ситуации, которая ему неприятна. Адинамия мотивов.

Эксперимент: шизофреникам и здоровым предлагалось на выбор решить 3 задачи из 7 предложенных. Решенной была та задача, когда испытуемый выбирал 3 наиболее простых, чтобы уложиться в 7 минут экспериментального времени. Рисование крестиков по пробе Карстен (школа Левина, просили на листе рисовать крестики или кружочки, исп выходит, когда ему надоедает), простые когнитивные задачи, нерешаемые творческие задачи (сложить колодец из спичек). Нормальные исп выбирали самые простые задачи. Шизофреники: выбирали то, что казалось им наиболее интересным, решали 1 понравившуюсь задачу несколькими способами. Некоторые не решали, т.к. им не хотелось ничего делать, но не выходили из эксперимента. Все помнили инструкцию! Но не следовали мотиву, который задавал экспериментатор.

Юноша сдавал экзамены на мехмат. Работал в фирме «заря» дедом морозом, работал с упоением. Решал на вступит экзаменах сложные задачи, простые как неинтересные ему не делал, поэтому не поступал. Не хотел получать зарплату за свою работу! Затем в этой фирме нашел жену, снегурочку. Родились дети. Умерла мама, у юноши психоз с бредом, галлюцинациями. Шизофрения. Апато-обулический синдром.

4)Уровень смысла. Элемент саморегуляции теряет свою принудительную силу, это осуществляется мягко, чтобы всегда способствовать достижению более высоких личностных потребностей. самоактуализирующаяся личность реализует волевой уровень легко, воля хорошо вписана в эту структуру. Можешь переструктурировать даже неприятную ситуацию, наполнить новыми жизненными смыслами!

Самоактуализирующаяся личность обладает способностью продуцировать личностные смыслы

Вопросы к зачету по курсу «Психология здоровья»

Уч. год

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Психология здоровья – комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных взглядов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, по предотвращению и лечению болезней, по идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезнии связнных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формированию стратегии здоровья (американский исследователь Дж. Матараццо).

И. Н. Гурвич считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. Но это можно сделать через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

— определение базисных понятий психологии здоровья;

— исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

— методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

— разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

— факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

— изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

— психологические механизмы здорового поведения;

— формирование внутренней картины здоровья;

— коррекция индивидуального развития;

— профилактика психических и психосоматических заболеваний;

— исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

— разработка концепции здоровой личности;

— определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

— психологические механизмы стрессоустойчивости;

— социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

— тендерные аспекты психического и социального здоровья;

— разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

— детская и школьная психологию здоровья;

— психологическое обеспечение профессионального здоровья;

— психология долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

— психологическая помощь при завершении жизненного пути.

Источник

Adblock
detector