Меню

Понятие психологического здоровья подростка

Психологическое здоровье детей и подростков

Детский и подростковый возраст — это время роста не только физического, но и психоэмоционального. В этот период ребёнок максимально открыт для мира, и именно тогда происходит формирование его личности и в первую очередь под влиянием ближайшего окружения — семьи.

Об особенностях детской и подростковой психики, о признаках, которые требуют обращения за помощью к специалисту, читателям DNA health расскажет заведующая детским диспансерным отделением, врач-психиатр филиала «Психоневрологический диспансер № 13» ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева» Соловьёва Ольга Анатольевна.

— Подростковый возраст — особенно трудный период в жизни человека. Именно в это время подросток способен к максимальному личностному росту, но его психика весьма уязвима для негативного воздействия внешней среды. Тот факт, что самоубийство является третьей по значимости причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет, говорит о том, что мы, родители, в большинстве своём не понимаем их психику. Как же обеспечить психическое здоровье ребёнка?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотелось бы дать определение, что такое психическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, которое характеризуется общим душевным комфортом и обеспечивает адекватную регуляцию поведения, при этом обусловлено потребностями как биологического, так и социального характера. Иначе говоря, психическое здоровье — это здоровое мышление, активные познавательные процессы, хорошая память, хорошая способность к адаптации во внешних обстоятельствах и сформированная коммуникативная сфера.

Ограничения в удовлетворении главных потребностей человека ухудшают здоровье детей и подростков. Плохое материальное положение семьи, неполноценное питание детей и подростков, ощущение безысходности, трудности адаптации, конфликты индивидуума с окружением, неудовлетворённость желаний, одиночество, утомление, сознание неполноценности среди своих сверстников в коллективе — все эти проблемы порождают патологические способы борьбы со этими стрессами, например: алкоголизм, наркоманию, азартные игры, экстремальные формы поведения.

В семьях с достатком дети также часто не получают необходимого внимания, которое родители при своей большой занятости стараются возмещать деньгами и дорогими вещами. Дети без внимания родителей растут эмоционально обездоленными и социально одинокими, порой агрессивными.

Другая крайность — гиперопека. Она порождает безынициативность, несамостоятельность, депрессивные формы поведения, истероидные реакции.

На формирование психики подрастающего поколения влияют, наряду с биологическими предпосылками (наследственность, возраст, пол), факторы социальные: сиротство, нищета, беспризорность, явное и скрытое насилие, педагогическая запущенность, общая и учебная невротизация ребёнка или подростка, ломка национальных традиций, разобщённость поколений, экологическое неблагополучие.

Социум, ближайшее окружение ребёнка и подростка обуславливают рост реактивных состояний, посттравматических стрессовых расстройств, агрессивности, школьной дезадаптации и развитие так называемого компьютерного синдрома.

Таким образом, оценивая причины нарушения психического здоровья, следует отметить, что в некоторых случаях говорят о ведущем значении именно генетического фактора, в других случаях это последствия соматических заболеваний, чаще всего хронических болезней или интоксикаций, а также результат неверного воспитания, которое затрагивает процессы формирования личности. Эти моменты являются основными причинами возникновения и распространения психологических проблем в детском и подростковом возрасте.

— Согласно оценкам ВОЗ до 20 % подростков во всём мире имеют нарушения психического здоровья, но при этом не проходят диагностику и лечение. Какие симптомы могут сигнализировать о том, что ребёнок начинает поддаваться негативному воздействию внешней среды?

— К ранним признакам психических расстройств можно отнести ощущение тревоги, беспокойство по мелочам, состояние напряжения, которое долго держится и тяжело снимается, раздражительность, трудности концентрации внимания, снижение памяти, расстройство сна, быстрая утомляемость. В подростковый период организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе и гормональные, что приводит к появлению специфических поведенческих проблем.

К психическим расстройствам, обычно начинающимся в подростковом возрасте, можно отнести депрессивные и маниакальные состояния, психозы, суицидальные расстройства, умышленные самоповреждения. Подростки объясняют это тем, что ощущение физической боли, которую они испытывают, нанося себе самоповреждения, перекрывает душевное и эмоциональное напряжение, что приносит облегчение их душевному состоянию.

К тревожным сигналам следует отнести и расстройства пищевого поведения: анорексию, булимию и компульсивное переедание.

Читайте также:  Психическое здоровье ребенка обусловлено

На фоне генерализованного тревожного расстройства могут быть панические атаки. Иногда встречаемся с последствиями злоупотребления психоактивными веществами и подростковой делинквентностью, т. е. антиобщественным поведением.

Что может указывать на появление мыслей о суициде? Прежде всего, это перемена в поведении ребёнка-подростка. Например, был активным, живым, позитивным ребёнком и вдруг стал грустным, молчаливым, отстранённым, и наоборот, он был молчаливым, замкнутым, отстранённым от всех и вдруг изменился: прибрался у себя в комнате, на своём письменном столе, позвонил тем людям, с кем давно не разговаривал, стал более возбуждённым. Эти перемены в состоянии и поведении ребёнка должны насторожить родителей и педагогов: что-то с ребёнком не так, что-то он мог замыслить, поведение не соответствует его личности. Если подросток весь в своих мыслях, если у него нет интереса ни к чему и нет желания чем-либо заниматься, это должно обеспокоить родителей. В этом случае следует срочно обратиться с подростком к психологу, психотерапевту, поговорить с ним, проявить к нему внимание, попытаться вызвать его на откровенный разговор. Чаще всего это уже требует комплексного подхода: психотерапевтического, педагогического, медикаментозного.

— Почему возникают и как проявляются подростковые расстройства поведения?

— В детском возрасте проявления расстройств поведения обусловлены несогласованностью требований к ребёнку дома и в детском саду. Так, очень частой причиной, причём как в детском, так и в подростковом возрасте, являются случаи интеллектуальной перегрузки, когда родители ребёнку пытаются дать больше информации, чем он может усвоить в своём возрасте, избыток информации, получаемой ребёнком.

Другая группа распространённых причин: неблагополучное положение в семье, конфликтная ситуация между родителями, бракоразводные процессы. Дети всё чувствуют, это отражается на их эмоциональном реагировании и поведении.

Ещё следует назвать такие причины, как чрезмерная строгость родителей, когда ребёнок боится что-то сделать не так, боится наказания со стороны родителей. Также причиной может быть снижение двигательной активности, гиподинамия. Дети много времени проводят за уроками, занятиями музыкой, а на двигательную активность у них уже не остаётся ни времени, ни сил, в то время как моторное развитие, двигательные тренинги способствуют и интеллектуальному развитию в том числе.

Физиологическая перестройка подросткового организма сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости и раздражительности. Они более страстные, более вспыльчивые, более возбудимые. У них процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Они более остро начинают переживать неодобрение своих товарищей, взрослых, педагогов. Появляется страх быть отверженными группой. Они предъявляют очень высокие требования к дружбе, которая строится уже не на совместной игре, как раньше, а на общности интересов, нравственных чувств. Характерна для подростков предрасположенность именно к отрицательным эмоциям. Это физиологические моменты в подростковом развитии. Эмоциогенными становятся только те ситуации, которые они считают значимыми для них.

Очень важна для них каузальная атрибутика: своеобразная одежда, цвет волос, ногти, серьги, пирсинги и прочее. Это демонстрация своей личности, привлечение к себе внимания, становление своего «Я», повышение самооценки.

— Как на это реагировать? Просто переждать этот переходный период?

— Реагировать надо спокойно, с пониманием психологических процессов в жизни подростка в этом периоде. Не вступать в конфликт, потому что это усиливает негативную реакцию и реакцию протеста. Подросток пытается осмыслить как самого себя, так и своих друзей, родителей, взрослых, он пытается найти своё место в обществе. Часто это бывает длительно и мучительно. Они испытывают чувство ненужности, бесполезности в этом обществе.

Следует строить с ребёнком диалог, заниматься формированием здоровой внутрисемейной среды, правильной организацией быта ребёнка. Очень много зависит от уклада семьи и образования. Чем выше интеллект у подростка, тем меньше у него метаний, тем лучше он способен анализировать, прогнозировать, синтезировать, тем лучше у него работает мышление, тем лучше и быстрее он находит ответы на свои вопросы.

Нарушения в сфере эмоций у подростков с девиантным поведением обычно характеризуются депрессиями и повышенной тревожностью. В этом случае своевременное обращение к психологам и применение психотерапевтических методов, таких как ценностно-ориентированная психотерапия, рациональная психотерапия, семейная психотерапия, играют огромную роль.

Читайте также:  Уход за здоровьем осенью

Отмечу, что большую помощь в таких случаях оказывает Городской центр психологической помощи детям и подросткам. На первом месте для коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков стоят психотерапевтические методы. В детском возрасте, в дошкольном, хорошо работает проигрывание различных сценариев. Моторная реакция, активные мимические, пантомимические проявления помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологические. Проигрывая какие-то ситуации, дети расслабляются, снимается эмоциональное напряжение.

Арт-терапия, рисование, музыка оказывают целебное воздействие на психику подрастающего поколения. Посещение детских музыкальных программ в консерватории, филармонии, прослушивание классической музыки вносит неоценимый вклад в формирование эмоционального и социального интеллекта ребёнка.

— Расстройство приёма пищи, в первую очередь у девушек, сегодня в топах новостей СМИ. Чем опасна анорексия, булимия и компульсивное переедание? Почему они возникают? Как их предупредить и как лечить?

— Расстройства пищевого поведения бывают как самостоятельные проявления патологии, так и в рамках других психических расстройств.

Анорексия характеризуется стремлением во что бы то ни стало похудеть посредством отказа от пищи и вызовом рвоты, если всё-таки произошёл приём пищи, по их мнению, в большом количестве. На самом же деле определение порции пищи у таких людей не совсем объективно. И такая сверхценность этой идеи сопровождается изменённое восприятие собственного тела, изменённое сознание. Это расстройство, которое требует специального лечения.

К сожалению, мы очень часто сталкиваемся со случаями позднего обращения за помощью, когда мы наблюдаем уже дистрофические процессы в органах. Часто требуется госпитализация в стационар для активного лечения, обеспечения калорийного дробного питания, которое осуществляется совместными усилиями врачей и родителей ребёнка.

Булимия характеризуется приступами переедания с последующим очистительным поведением (вызывание рвоты, приём слабительных и мочегонных), чтобы избежать набора веса. Это опасное для жизни состояние требует внимания специалистов.

При компульсивном переедании приступы неумеренности в еде сопровождаются бесконтрольным употреблением большого количества пищи, в том числе и по ночам.

Интересно, что все эти расстройства пищевого поведения могут переходить один в другой. Нервная анорексия плавно переходит в булимию и в компульсивное переедание, переплетаясь друг с другом.

— Их лучше госпитализировать?

— Да, на начальном этапе лечения часто нужна госпитализация. Сейчас есть центры пищевых расстройств, там работают врачи-психиатры. И наш стационар, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, также имеет отделение, где лечат расстройства пищевого поведения.

Через зависимое поведение наши пациенты ищут удовлетворения и чувства безопасности. Они должны лечиться у врачей-психиатров, получать помощь психологов, психотерапевтов с применением психотерапии, которая помогает регулировать свои эмоции, с регуляцией образа жизни, с медикаментозным лечением. И это очень сложный и длительный процесс, который может занимать несколько лет.

— Есть положительные случаи такого лечения?

— Да, конечно, это подвергается лечению. Важно иметь желание вылечиться и поддержку родных и близких людей.

Источник

Психологическое здоровье подростков

В целом подростковый период является в каком-то смысле ключевым, поскольку именно тогда окончательно формируется личность человека. И многие родители хотели бы как-то помочь своим детям в максимально легком и эффективном его преодолении.

Подростковый возраст — это период перехода от детства к взрослой жизни. У подростков очень часто наблюдается ярко выраженное стремление к самостоятельности, из-за которого они тяжело воспринимают фактическую зависимость от родителей. Также подростки могут испытывать сильный дискомфорт из-за эмоциональных и физических изменений, происходящих с их организмами.

В то же время, они находятся под давлением ряда факторов:

  • Построение взаимоотношений со сверстниками и друзьями.
  • Успеваемость в школе и стремление к хорошим оценкам.
  • Достижение успехов в спорте.
  • Участие в жизни семьи.
  • Частичная занятость или временная работа.
  • Подготовка к поступлению в высшее учебное заведение.

В целом подростковый период является в каком-то смысле ключевым, поскольку именно тогда окончательно формируется личность человека. И многие родители хотели бы как-то помочь своим детям в максимально легком и эффективном его преодолении.

Читайте также:  Почему важно здоровье молодежи

Что нужно делать?

Самая важная вещь, которую вы можете сделать для своего ребенка-подростка, это окружить их любовью и поддержкой. Отношение ребенка к самому себе формируется по большей части на основании того, как к нему относятся родители. Именно по этой причине для последних крайне важно сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно. Достичь этого можно следующим образом:

  • Формирование высокой самооценки и уверенности в собственных силах. Хвалите ребенка, причем делайте это аргументированно. Четко озвучивайте, почему и что именно вас впечатлило или вызвало гордость. Проводите с ребенком время и регулярно говорите, насколько вы его цените.
  • Эмоциональная поддержка. Призывайте ребенка говорить с вами. Внимательно выслушивайте сказанное и помогайте понять и интерпретировать переживания.
  • Обеспечение надежности и безопасности. Дайте ребенку понять, что вы будете любить его вне зависимости от обстоятельств. Старайтесь не менять семейные традиции и привычный распорядок жизни, чтобы обеспечить ощущение надежности. Ваша задача — сделать так, чтобы подросток считал дом абсолютно безопасным местом.
  • Обучение т ому, как держать удар. Крайне важным навыком для ребенка является умение преодолевать тяжелые времена. Научите и помогите подростку подстраиваться под перемены, справляться со стрессом и восстанавливаться после неудач.

Также очень важно передать ребенку свое понимание ценностей. Помогите подростку правильно устанавливать ожидания и ограничения. К примеру, принципиальными аспектами могут быть честность, самоконтроль и уважение других людей, но при этом у подростка остается право на собственное пространство и проявление своего Я.

К сожалению, зачастую родители подростков замечают лишь проблемы, из-за чего общение с ребенком сводится у них преимущественно к негативу и критике. Безусловно, детям важна критика, особенно в таком возрасте, но они лучше воспринимают положительные отзывы. Не забывайте хвалить за правильные поступки. Таким образом у ребенка появится чувство, что он чего-то достиг, а вам удастся укрепить семейные ценности.

Установление доброжелательных и доверительных отношений с самого начала поможет вам и вашему ребенку успешно пройти подростковый возраст.

В целом специалисты рекомендуют подготавливать детей к переходному возрасту следующим образом:

  • Обеспечьте любящую и комфортную обстановку дома.
  • Создайте атмосферу честности, доверия и уважения.
  • Давайте ребенку соизмеримую с его возрастом независимость и самостоятельность.
  • Стройте отношения, которые бы побуждали подростка обращаться к вам в тяжелой ситуации.
  • Учите ребенка ответственности за собственное и чужое имущество.
  • Назначайте ему какие-то обязанности по дому.
  • Объясняйте важность наличия определенных рамок или границ.

Рекомендации

Помните, что в процессе самоопределения подростки часто экспериментируют. У них могут меняться ценности, идеи, прически или стиль одежды. Как правило, это абсолютно нормальное явление, и вам нечего опасаться. Однако существует также ненормальное и деструктивное поведение, свидетельствующее о проблеме.

Оно может стать причиной ряда опасных последствий для некоторых подростков. Обычно у таких детей низкая самооценка или проблемы в семье. Они могут экспериментировать с алкоголем и наркотиками, а также заниматься незащищенным сексом. Очень часто подростки страдают депрессиями и пищевыми нарушениями. Ниже приведены тревожные знаки того, что ваш ребенок находится в опасности:

  • Беспокойное или возбужденное поведение.
  • Потеря или набор веса.
  • Падение успеваемости.
  • Затрудненная концентрация внимания.
  • Постоянное ощущение печали.
  • Потеря интереса к людям и вещам.
  • Отсутствие мотивации.
  • Утомляемость, недостаток энергии и интереса к действиям.
  • Низкая самооценка.
  • Неспособность заснуть.
  • Нарушения закона.

Что делать при обнаружении проблемы?

Постарайтесь провести открытый разговор. Если вы подозреваете о наличии проблемы, спросите подростка о том, что его волнует. Не игнорируйте проблему в надежде на то, что она разрешится сама собой. Всегда гораздо проще решить проблему, когда она еще маленькая. Кроме того, это даст и вам, и ребенку возможность поупражняться в совместном преодолении сложностей. Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться за помощью при построении отношений с подростком. К счастью, сегодня для этих целей доступны многие ресурсы, включая врачей.

Источник

Adblock
detector