Меню

Понятие психологического здоровья обучающихся

Понятие психологического здоровья обучающихся

Важное место в образовательном процессе на сегодня занимают индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, формирование психологического здоровья обучающихся.

Состояние здоровья современных школьников является одним из основных показателей качества образования. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Специалисты включают в понятие «здоровье» целый комплекс характеристик: физическое, психическое и психологическое здоровье.

Проблема психологического здоровья является актуальной и весьма «молодой». Психология здоровья как самостоятельная область исследований возникла в конце 70-х годов прошлого столетия. В 1998 году вышло первое отечественное учебное пособие по психологии здоровья, подготовленное профессором В.А. Ананьевым. Вслед за ним разработками в этой области занимается ряд исследователей: А.М. Степанов, И.Н. Гурвич, И.В. Дубровина, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, В.Э. Пахальян, Г.С. Никифоров и др. По мнению И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это прижизненное образование, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза [1]. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (Г.С. Никифоров, О.В. Хухлаева, В.Г. Каменская, О.Е. Елисеева и др.). В данном подходе психологически здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими [2, 3, 6, 4].

По мнению Хухлаевой О.В., «психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом…» [6, С. 5]. О.Е. Елисеева отмечает, что содержание психологического здоровья напрямую связано с положительным эмоциональным фоном человека, его эмоциональным равновесием и определяется через отношения с другими людьми [2].

Ввиду отсутствия единого понятия психологического здоровья, не выработан устойчивый комплекс его компонентов (показателей). Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить внешние (определяющие адаптивность к окружающей среде) и внутренние (физиологические возможности организма, гармоничное душевное состояние) компоненты психологического здоровья.

Психологическое здоровье школьников, безусловно, зависит от физиологических, индивидуально-типологических особенностей организма, но именно в этот возрастной период в максимальной степени подвержено влиянию со стороны условий жизни и обучения. Психологическое здоровье как динамическое системное образование, формируется в организованной социальной ситуации развития и системе отношений [7].

Создание психолого-педагогических условий в образовательной организации является основным приоритетом работы психологической службы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования. В условиях прописаны следующие ключевые направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (п.28 ФГОС НОО, п.25 ФГОС ООО):

  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни [5].

Именно сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся является актуальным вопросом и первостепенной задачей психолого-педагогического сопровождения образовательной среды.

С целью изучения особенностей проявления компонентов психологического здоровья обучающихся на разных ступенях образования нами был проведен мониторинг по основным показателям здоровья:

– по психологическим показателям, определяющим качество психологического здоровья (эмоциональное состояние, психотизм, нейротизм, экстраверсия, число эмоциональных инверсий, общая напряженность психологических защит и особенности структуры системы эго-защитных механизмов, субъективная оценка своего психологического здоровья);

– по психосоматическим и физиологическим показателям, определяющим уровень адаптационного ресурса организма обучающихся (проба Штанге, группа здоровья).

По нашему мнению, состояние психологического здоровья и выраженности его составляющих будет различно в зависимости от возраста школьников и от социального окружения.

В мониторинговом исследовании приняли участие школьники 4-х, 5-х, 8-х, 9-х, 11-х классов двух общеобразовательных организаций г. Липецка и Липецкой области. Всего 240 обучающихся.

Нами был использован следующий блок методов и методик: методика «Инверсия эмоционального отражения» Николаевой Е.И., Леутина В.П.; тест М. Люшера; тест-опросник Г.С. Айзенка РEN; методика оценки психологических защит личности Плутчика-Келлермана-Конте; анкета «Самооценка здоровья»; проба Штанге; методы математико-статистической обработки полученных данных (корреляционный анализ, непараметрические критерии Н – Краскала-Уоллиса, U – Манна-Уитни, направленные на выявление достоверности различий исследуемого признака).

Полученные результаты многообразны и отражают многогранность понятия «психологическое здоровье», разнообразие его компонентов.

Рис. 1. Индивидуально-типологические особенности обучающихся 4–11-х классов

Изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся проводилось с помощью методики Г. Айзенка. По результатам данной методики, как видно на рис. 1, наблюдается возрастная динамика увеличения показателя экстраверсии от 9,12 до 17,3 баллов с 4-го по 11 класс соответственно. Подростки становятся более общительными, экстравертированными, стремятся принадлежать к какой-либо группе сверстников. Различия между группами по показателю «нейротизм» достоверно подтвердились с помощью статистического критерия Краскала-Уоллиса при р = 0,001 и наглядно представлены в виде диаграммы (рис. 1).

Показатель «нейротизм», начиная с 5-го класса (6,19 ± 3,6) увеличивается к 11 классу (13,06 ± 5,5), что свидетельствует о возрастании эмоциональной нестабильности обучающихся. Достоверных различий между разновозрастными группами по показателю «психотизм» не обнаружено, и результаты по всем исследуемым группам находятся в переделах нормы, что характеризует нашу выборку как эмоционально устойчивую.

Эмоциональное состояние школьников оценивалось с помощью теста М.Люшера (обработка по шкале Вольнюфера). По показателю «психическое утомление» все классы имеют примерно одинаковое количество баллов, соответствующее норме.

По показателю «тревожность» наблюдается снижение уровня тревожности от 4-го (7,7 ± 2,6) к 11-му классу (3,5 ± 2,1), достоверно различающееся по критерию Крускала-Уоллиса. Выше нормы показатель тревожности наблюдается не только у учеников 4-го, но и 8-го класса, что может быть связано с их предстоящим переходом в старшее звено.

У обучающихся 4-о, 5-о и 8-о классов обнаружена прямая корреляционная связь между показателем тревожности и показателем «группа здоровья»: чем выше у детей числовой показатель группы здоровья (1 группа – здоровые дети, 4 группа – слабое физическое здоровье), тем выше уровень тревожности.

Психическое напряжение с возрастом уменьшается: от 6,3 баллов в начальных классах до 3-х баллов в 11 классе. По показателю «эмоциональный стресс» выделяются два класса – 4-й и 11-й. Учащиеся данных классов имеют баллы выше нормы (8,6 ± 2,7 и 9 ± 1,4 соответственно), что свидетельствует о наличии сильного эмоционального стресса, связанного, на наш взгляд, с подготовкой к выпускным экзаменам.

С помощью методики Николаевой Е.И. и Леутина В.П. «Инверсия эмоционального отражения» изучалась предрасположенность к проявлению невротических реакций. Число инверсий в каждой группе имеет значение, соответствующее норме, при этом с общей тенденцией на снижение (1,68 ± 0,8 – 4-й класс; 1,65 ± 1,14 – 5-й класс; 1,4 ± 0,6 – 8-й класс; 1,09 ± 1,19 – 9-й класс; 0,78 ± 0,6 – 11-й класс). Это говорит о том, что в данной выборке не выявлены дети с острыми невротическими реакциями. Более подробный анализ ассоциативного процесса показал, что в 4-м классе 17,6 % детей имеют более шести инверсий, что характеризует обследуемых как группу риска в отношении неврозов и имеющих слабое психологическое здоровье.

Читайте также:  Взыскание вреда здоровью исковое заявление

Для диагностики структуры системы эго-защитных механизмов обучающихся был использован опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (ILS), с помощью которого определялась напряженность восьми механизмов психологической защиты.

Во всех классах, начиная с 4-го по 11-й, на первых местах в структуре эго-защитных механизмов находятся 3 одинаковых защиты: проекция, отрицание и интеллектуализация. Во всех возрастных группах показатель «проекция» превышает стандартные величины: 70,5 (4 класс), 76,2 (5 класс), 66,5 (8 класс), 62,8 (9 класс). Несмотря на то, что проекция часто рассматривается как одна из наиболее «злокачественных» психологических защит, тормозящих развитие личности, ее использование в подростковом и юношеском возрасте, согласно представлениям Каменской В.Г., можно считать вполне адекватным, культурно обусловленным [4]. Отрицание и интеллектуализация эффективно защищают субъекта от непродуктивного эмоционально-мотивационного напряжения и способствуют успешной психической адаптации.

Для оценки нормативности психологического здоровья обучающихся важен показатель «общая напряженность психологических защит» (далее ОНЗ). В 5-м классе наблюдается наибольшая общая напряженность психологических защит (55,4 %). По данным Каменской В.Г., общая напряженность защит (ОНЗ) отражает реально существующие, но неразрешенные внутренние и внешние конфликты, что приводит к повышению уровня нейротизма и может нарушать социальную адаптацию [4]. Общая напряженность психологических защит положительно коррелирует с показателем нейротизма (r = 0,67), что характеризует детей данной категории как обучающихся группы риска в эмоциональной сфере. Это, видимо, связано с адаптацией пятиклассников к новым условиям образовательной среды.

Из достоверной положительной корреляции ОНЗ и уровня нейротизма следует, что внутреннее и внешнее напряжение оказывает влияние на изменение общего эмоционального фона и вегетативных компонентов эмоциональных реакций.

Среднегрупповые значения результатов выполнения пробы Штанге

Источник

Психологическое здоровье — основа благополучия школьника

Цель данной работы — изучение психологического здоровья обучающихся. В рамках работы исследованы и раскрыты понятия «психологическое здоровье», «психологическое благополучие». Ценность работы в том, что в ходе исследования доказана зависимость качества знаний от факторов, нарушающих психологическое здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_-osnova_blagopoluchiya_shkolnikov.docx 60.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании………………………………………………………………………………..5

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление………………………………………………………………………………….5
  2. Психологическое благополучие — основа психологического здоровья

ГЛАВА 2 . Исследование особенностей психологического здоровья

2.1. Модель построения и интерпретация результатов……………………………………8

Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека. Психология здоровья сегодня развивается достаточно интенсивно в изучении условий, способствующих и препятствующих сохранению психологического здоровья человека. Одно из условий связано с особенностями образовательной среды, в которой молодой человек получает образование. В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей: во-первых , по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи, во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек, 75% из них имеют хронические заболевания, среди мальчиков 35%, в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Сегодня стремительное снижение здоровья школьников отмечается медиками, социологами, педагогами, вызывает острую тревогу всех мыслящих взрослых.

Моя исследовательская работа актуальна, так как очень важно привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Объект исследования : психологическое здоровье учащихся.

Предмет исследования : факторы, влияющие на психологическое здоровье и психологическое благополучие.

Гипотеза: мы полагаем, что если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Цель работы : выявление уровня психологического здоровья учащихся 12-16 лет МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной»

1. Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;

2. Осуществить практическое исследование.

изучение специализированной литературы

методы психологической диагностики

метод психологического анализа и интерпретации

использование Интернет — ресурсов

Экспериментальная база исследования . Исследование было проведено на базе МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». В исследовании приняли участие 36 подростков.

Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована в качестве теоретического пособия для старшеклассников, классных руководителей и родителей.

Структура и объем работы. Работа изложена на 9 страницах и состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы содержит указания на 18 источников. В конце работы даны приложения с материалами комментирующего и сопроводительного характера.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании.

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление.

Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В психологии данное понятие трактуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, М.Р. Битянова, А.М. Степанов, и др.) Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.

Что значит быть психологически здоровым человеком? А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях, потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Под психологическим здоровьем, по мнению И.В. Дубровиной, понимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека является способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность

1.2 Психологическое благополучие — основа психологического здоровья школьников.

Психологическое благополучие является одной из основных целей образования. Исследование психологического благополучия детей и подростков началось относительно недавно. У. Бронфенбреннер попытался объяснить внутренние характеристики взаимодействия между психологическим благополучием и образованием. Если процесс школьной жизни связан с положительными эмоциями, то в таком случае учебное заведение становится позитивным социальным институтом и способствует психологическому благополучию.

Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием удовлетворенности жизнью Ш. Салдо и Э. Шейффер выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия. Большинство исследований показывают, что отношение самоэффективности к психологическому благополучию является однонаправленным. Другими словами чувство самоэффективности влияет на уровень благополучия. Например, в исследовании китайских школьников было обнаружено, что самовоспринимаемая компетентность по основным предметам тесно связана с текущей удовлетворенностью жизнью и предсказывает глобальную удовлетворенность жизнью спустя 7 – 9 месяцев. Другими личностными характеристиками, связанными с психологическим благополучием, являются оптимизм и высокие личностные стандарты. Подростки, которые ожидают более позитивные результаты в своей учебной деятельности, и те, которые имеют высокие личностные стандарты, также демонстрируют и повышенную удовлетворенность жизнью.

На психологическое благополучие учащихся влияет также уровень социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей. Финские психологи К. Яронен и П. Онстедт-Курки выделили следующие социально- психологические факторы психологического благополучия:

(а) безопасность и комфортность домашней среды,

(б) атмосфера любви, характеризующаяся семейными радостями,

близостью и гармонией;

(в) открытость и доверительность межличностных взаимосвязей;

(г) родительский контроль и включенность в жизнь детей или подростков;

(е) чувство значимости в семье,

(е) семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами

Другими аспектами школьной среды, положительно связанными с удовлетворенностью жизнью, являются наличие внеклассных мероприятий и чувства привязанности учащихся к своему учебному заведению.

Положительные отношения со сверстниками представляют собой третий социально-психологическую переменную, которая взаимосвязана с высокой удовлетворенностью жизнью. Учащиеся, которые сообщают о высокой удовлетворенности жизнью, также сообщают о более высоких уровнях привязанности к своим сверстникам. Я согласна с М.Р. Битяновой, которая выделяет такие факторы риска угрозы психологическому здоровью, как повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность. Однако именно эти факторы должны стать показателями психологического нездоровья детей и профилактика и коррекция именно этих факторов должны стать предметом заботы всех взрослых, работающих с детьми. Таким образом, психологическое благополучие состоит в удовлетворении экзистенциальных потребностей личности. Психологическое благополучие наступает тогда, когда человек стремится найти ответы на сложные вопросы жизни, такие как смерть, свобода, изоляция, бессмысленность, самотождественность и счастье. Чтобы формировать у школьника психологическое благополучие, необходимо обеспечить его вовлеченность в мотивационный поток.

Выводы по первой главе

Обобщая содержания теоретической главы, остановимся на важных для темы рабочих понятиях.

1. Психологическое здоровье – сложный комплексный многоаспектный феномен, основу которого составляет развитие личностной индивидуальности. Представители различных теоретических направлений определяют понятие по-разному. Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.

2. Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта. Зависит оно от чувства самоэффективности, от уровня социальной поддержки, от чувства привязанности к своему учебному заведению, от положительных отношений со сверстниками.

3. Факторами риска являются повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность

ГЛАВА 2. Исследование особенностей психологического здоровья школьников.

В предыдущей главе нами были рассмотрены теоретические аспекты психологического здоровья как проблемы психологии образования. Также нами выделены критерии, способствующие развитию психологического здоровья, и определена специфика представлений о психологически здоровом человеке в образовательной среде.

В данной главе, опираясь на результаты теоретического обобщения различных подходов, были поставлены следующие задачи:

1) провести диагностический этап исследования;

2) проанализировать и обобщить полученные результаты;

2.1. Модель построения и интерпретация результатов

В исследовании приняли участие 37 школьников МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». Все учащиеся характеризуются разным уровнем учебной и социальной активности, успеваемости, а также отношением к ситуации обучения.

Рассмотрение каждой диагностической процедуры осуществляется по следующему плану:

• краткая характеристика метода;

• обоснование выбора методики.

Для исследования психологического здоровья, в соответствии с выделенными критериями были использованы следующие методики:

для исследования тревожности — методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Методика включает ситуации трѐх типов:

1. ситуации, связанные со школой;

2. ситуации, актуализирующие представления о себе;

3. межличностное общение.

Проведя исследование и проанализировав результаты, я сделала следующий вывод: у 40% обучающихся школьная тревожность, у 30% обучающихся самооценочная тревожность, у 30% обучающихся межличностная тревожность, причѐм у девушек в 1,5 раза межличностная и школьная тревожность выше, чем у юношей, а у 6 юношей уровень самооценочной тревожности в 1,2 раза выше, чем у девушек. Высокий уровень тревожности у большинства старшеклассников, при этом самый высокий – в 9 классе.

Проведенные исследования показали, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА и установочной целью поступить в вуз, колледж создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье. Напряженность, эмоциональный дискомфорт – это та причина, которая сначала приводит к излишней тревожности, а в дальнейшем — к снижению работоспособности, повышению утомляемости, нарушению сна учащихся и, как следствие, препятствует их учебной деятельности. Снижение результативной деятельности старшеклассника, в свою очередь усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера.

Именно на этой стадии особенно важно применять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников. Нервно-психическое состояние уч-ся 5-11классов проверялось с помощью цветового теста Люшера, наблюдаются ли отклонения от аутогенной нормы? АТ-норма — определенная последовательность выбора цвета (красный, жѐлтый, зелѐный, фиолетовый, синий, коричневый, серый, чѐрный). По мнению Люшера АТ-норма – это своеобразная мера гармоничности или внутренней оптимальности нервно-психического состояния человека. Результат:

у 33% уч-ся выраженное состояние; у 48% уч-ся – устойчивое; у 19% уч-ся– средне-статистическое.

С этой же целью была использована анкета «Оценка напряжённости». По данным этой анкеты 40 % школьников находятся в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой. Настораживает тот факт, что 38% обследованных согласились с пунктом анкеты «Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости». Соответственно можно сделать вывод, что у этих детей нет чувства ответственности, не развита эмоционально – волевая сфера.

Мы решили проследить уровень успеваемости, протестированных обучающихся. Получили следующие данные. Всего протестировано 37 школьников, из них 15 отличников и хорошистов, что составляет 40 % данной группы. Мы можем предположить, что 60%, находятся в зоне риска.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Выводы по второй главе

С помощью данных методов были получены следующие результаты: у значительной части обучающихся наблюдается факторы нарушения психологического здоровья, что может привести в дальнейшем к невротическим расстройствам. Это напрямую связано с качеством знаний. данных детей.

Для достижения указанной цели нами были поставлены и решены исследовательские задачи.

Теоретические задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;
  • Осуществить практическое исследование.

В процессе теоретического анализа были рассмотрены основные подходы к пониманию проблемы психологического здоровья. Были выделены обобщенные характеристики психологически здоровой личности: человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией, он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. В процессе теоретического обзора было выяснено, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В образовательном учреждении психологическое здоровье обеспечивается тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.

В результате практической части было обнаружено, у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся. Большой процент школьников находится в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой.

Дальнейшую работу по данной теме мы видим в тщательном исследовании уровня социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей, знакомстве администрации школы с полученными данными, создании из числа старшеклассников «Скорой психологической помощи», привлечении членов детской организации «Созвездие» к поддержке детей с высоким уровнем тревожности, внедрении разработанной системы развивающих занятий как элемента в систему образовательного процесса.

  1. Аликин И.А. Отношение к здоровью учащихся и учителей как один из аспектов «Я-концепции» // Вестник практической психологии образования. 2008. №4. С. 39-44.
  2. Башмаков М. Информационная среда обучения. СПб., 1997.
  3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. C. 11-17.
  4. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3. С. 28-48.
  5. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. — М.: 1997. С. 67-91.
  6. Бронфенбреннер Ури Два мира детства: дети в США и СССР, Книжный мир.ком, С-15
  7. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. № 2. С. 35-39.
  8. Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 52-59.
  9. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
  10. Дубровина И.В. Практическая психология. М., 1997.
  11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, №4. С. 52-66.
  12. Иванова М.Г., Портнова А.Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 99-102.
  13. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16-21.
  14. Кулюткин Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 101-106.
  15. Котова С.А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 1. С. 25-34.
  16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия, 1999. С. 4
  17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999.
  18. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2000. № 4. С. 30-44

Источник

Adblock
detector