Меню

Понятие психологического здоровья дубровина

Психическое здоровье детей и подростков

А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, А.А.Воронова, Н.И.Гуткина, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, В.И.Екимова, В.В.Зацепин, Д.ВЛубовский, А.Б.Николаева, В.Э.Пахальян, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых

чл.-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор В.А.Иванников, доктор психологических наук, профессор А.В.Захарова

П 86 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)

Авторы определяют место и роль психического здоровья в общем психическом и личностном развитии детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах — дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском. Особо вы­делен психологический аспект проблемы психического здоровья в от­личие от медицинского, философского, социологического и т. д.

Книга адресована практическим психологам, работающим в дет­ских образовательных учреждениях.

Книга выпущена при участии ЗАО «Академия-Центр»

© Дубровина И.В., Андреева А.Д., Вохмянина Т.В. и др., 2000

© Деловая книга, 2000

© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2000

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ.

ИСТОКИ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дошкольник и взрослый.

«Я, МАМА И ДЕТСКИЙ САД».

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ.

ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ.

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

ЖИЗНЕННАЯ СТОЙКОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ.

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА.

Источник

Редакционная коллегия

Психологическое здоровье как составляющая гармоничной личности

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. В стране наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, суицида. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется в резком падении рождаемости, увеличении числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти — изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире в сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выходит на первый план.

Что же такое психологическое здоровье?

Согласно И. В. Дубровиной, психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. [1]

Выделяются следующие основные характеристики психически здоровой личности:

— принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;

— принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;

— хорошо развитая рефлексия, умение распознать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

— стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Психическое здоровье имеет гораздо больший возраст. Психическое здоровье это свобода от признаков психических болезней. Термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, термин «психологическое здоровье» — относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и составляет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Из определения словаря психолога-практика психическое здоровье трактуется как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем также отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека. Основные критерии психического здоровья:

соответствие субъективных образов, отражаемых объектом действительности, характеру реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий;

адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной личностных сфер;

адаптивность в микросоциальных отношениях (микросоциум);

способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

Гармоничная личность – это правильное соотношение между основными сторонами бытия человека: пространством личности, временем и энергией. Эти стороны бытия следует рассматривать в трех планах: биологическом, психологическом и социологическом.

Основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой: социальным строем, другими людьми, природой и др.

Выделяются три уровня психологическогоп здоровья:

— креативный , высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

— адаптивный , средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность; законы жизни им в основном понятны, но выполнение некоторых из них вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

Читайте также:  Какое значение имеет здоровье для каждого человека написать 5 предложений

— дезадаптивный , низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:

1) поведение при разрешении конфликта характеризуется стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих;

2) поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям.

Гармония человека с самим собой и с окружающей средой как основа психологического здоровья достигается за счет саморегулируемости. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя саморегулируемость — это свойство личности, которое делает доступным свободный переход от одного вида деятельности, состояния к другому, что позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими чувствами, эмоциями и отношениями.

Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной деятельности, как в благоприятных, так и в неблагоприятным условиях воздействия окружающей среды. Адекватная деятельность представляет собой совокупность двух процессов: мобилизации волевого напряжения для активного воздействия на ситуацию (внешние изменения) и приспособления к ней (внутренние изменения).

Важным фактором психологического здоровья является симптомо-комплекс — алекситимия , совокупность психологических характеристик, предрасполагающих к заболеваниям психосоматической специфичности.

Первая из этих характеристик — слабая дифференцированность эмоциональной сферы, неспособность к распознанию и описанию своих эмоций и эмоций других людей, неумение человека выражать словами свои внутренние переживания, различать чувства и телесные ощущения. Могут присутствовать запреты на чувствование или внешнее проявление какого-либо чувства, например, страха или гнева.

Вторая характеристика — преобладание наглядно-действенного мышления, слабая его символизация и образность, ригидность и конкретность. Часто отмечается недостаточная рефлексивность, например, в отношении своих потребностей и мотивов. Вследствие этого снижается способность саморегуляции, возможны аффективные срывы, причины которых плохо осознаются человеком.

Психологическое здоровье, внутренняя гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа. Работа, направленная на укрепление психологического здоровья, заключается в формировании психологической культуры личности: знание человекам основных факторов и законов развития внутреннего мира человека, способов и приемов саморегуляции.

В основе современного подхода к человеку и его психологическому здоровью лежит системный принцип, исходящий из представлений о человеке как биосоциальном существе. При этом биологические и социальные факторы развития человека взаимодействуют между собой, находясь в диалектическом единстве. Именно гармоничность и мощность биосистемы человека позволяют нам говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности. Человек как система постоянно обменивается со средой информацией, энергией. Оптимизация указанных видов обмена способствует упорядоченности системы, и это является одним из основных подходов к оздоровлению. Критерии оценки здоровья (душевного, психо-эмоционального и социального) заключаются в способности индивида осуществлять свои биологические и социальные функции, а совокупность механизмов, обеспечивающих выполнение этих функций, и называют здоровьем.

1. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика –Харвест / М.: АСТ, 2001. — 976 с.

2. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

3. Психологи здоровья: Учебник для вузов / под ред.Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003.

4. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения / СПб: КАРО,2003. – 208 с.

КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наступивший XXI век выдвинул в качестве приоритета в области образования формирование компетентностной личности — готовой к самостоятельной жизни. Для этого необходимо развивать новые механизмы повышения эффективности процесса обучения, в том числе такой важной его составляющей, как контроль образовательных результатов учащихся. С этим связано интенсивное развитие и широкое применение на уроках, в том числе и по математике тестовых методик на основе информационных технологий.

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, «компетентности» обучающихся.

В теоретической и практической педагогике важное место всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки образовательных результатов учащихся в учебном процессе. В соответствии с уже существующей педагогической теорией функцией контроля, оценки и учета являются информирование о результатах учебной работы и отражение динамики развития учащихся. Кроме того, они сами имеют воспитывающее и обучающее значение.

Одной из основ формирования компетентной личности является содействие в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Учащийся, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), и постановки цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью — «компетенции».

Предмет математического образования, выделяет четыре ключевые компетентности: учиться учить; учиться делать; учиться жить; учиться быть. Такое широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве результата обучения.

Читайте также:  Здоровье человека желчный пузырь

При формировании информационной компетентности должны применяться преимущественно инновационные активные методы обучения (например, методы проблемного преподавания, проектно-групповые и индивидуальные методы и т.п.).

Информационная компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Информационная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям (ИТ), а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью ИТ. В соответствии с этим информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности .

Информационные технологии весьма эффективны для оперативного получения достоверной информации при диагностике достижений учащихся в образовательном процессе. Внедрение информационных технологий не означает, что они заменяют традиционную методику предмета и тот опыт, который накоплен и применяется при выработке подходов к оценке качества обучения. Новизна работы заключается в том, чтобы сформировать полный комплекс использования информационных технологий на каждом уроке.

При использовании информационных технологий для контроля образовательных результатов учащихся, применяется разработанная компьютерная программа, которую должны выполнить учащиеся. Такие программы различны по своей сложности и направленности в процессе обучения, например одна из таких программ может быть представлена в виде разработанных, и более или менее стандартизированных тестовых заданий

Современные измерительные материалы и средства измерений все чаще называют тестами. Этот термин используется практически всегда, когда речь заходит о применении информационных и коммуникационных технологий в автоматизации измерений. Современное понятие тестов достаточно широкое и включает в себя практически все измерительные материалы, которые используются в школе, вне зависимости от их формы и содержания.

По сравнению с традиционными формами контроля (экзамены, контрольные и проверочные работы и т.п.) тесты часто оказываются более объективным и качественным способом контроля. Результат тестирования позволяет к тому же, сопоставить уровень отдельного объекта (учащегося, класса, параллелей классов, школы, региона) по предмету в целом (или по отдельным темам) со средним уровнем или со сходным объектом. Отметим также равные для всех участников условия, единые критерии оценки и интерпретации результатов, что повышает объективность контроля.

Тесты в целом представляют менее высокие требования к уровню «активности» и «прочности» усвоения знаний. Многие ответы можно выбрать за счет пассивного «узнавания» или интуитивного «угадывания». Грамотно составленные тесты учитывают это и заманивают учащихся в «ловушки», специально предлагая им ложные ответы.

Тесты, как правило, применяются для целей контроля непосредственно в ходе учебного процесса. Тестовые материалы могут служить инструментарием, применяемым для достижения целей диагностики. В этом случае, в зависимости от результатов тестирования предпринимаются некоторые содержательные, методические или организационные мероприятия, способные положительно сказаться на качестве обучения. Используя средства информационных технологий (ИТ), создаются программные продукты, для автоматизации процессов контроля и измерения результативности обучения учащихся, осуществляется перенос информации с бумажных носителей на электронные, что экономит учебное время.

Внедрение ИКТ обуславливает получение необходимой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого учащегося в процессе обучения. Тестовые задания, входящие в содержание средств ИКТ, должны отвечать системе специфических требований, в которую, в первую очередь, входят требования предметной чистоты содержания, определенности, валидности, однозначности, простоты, надежности, правильности формы, независимости и эффективности.

Использование информационных технологий обучения не должно разрушать тот опыт, который накоплен и используется при выработке подходов к оценке качества обучения. Переход к тесто­вой системе требует применения единых критериев оценивания — для всех учителей и всех изучаемых дисциплин. Такие системы должны адаптироваться к ответам учащегося, обеспечивать подробное комментирование ошибок и предоставлять материал для выработки верного ответа. Тем самым осуществляется подготовка к прохождению тестиро­вания в режиме обратной связи с виртуальным преподавателем. Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им со­средоточиваться на своих главных — обучающих, воспитательных и развивающих — функциях.

Решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Создание электронного пособия и использование его на уроках математики

В настоящее время для активизации процесса обучения, осуществления индивидуального подхода и повышения уровня самостоятельности в овладении новыми знаниями широко используются компьютерные программы разного назначения (обучающие, контролирующие, тренинговые).

Конечно, наиболее простым средством в обучении при помощи ИКТ является использование готовых (разработанных кем-то) программных продуктов. Однако демонстрационные возможности некоторых программ не могут служить основанием для того, чтобы считать их полезными в использовании. А большинство электронных пособий, выпускаемых на дисках и содержащих целый комплект материалов от видеороликов до компьютерных тестов, являются, как правило, единым курсом, и совсем не очевидно, что он полностью укладывается в конкретную учебную программу. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает реализацию предусмотренных целей обучения, уровнем образованности и самостоятельности учащихся в освоении предметной области.

Читайте также:  Следи за своим здоровьем питайся правильно

Владея определенными навыками создания Web-документов, учитель может самостоятельно разрабатывать электронные пособия по предмету, использовать их как в урочной, так и во внеурочной деятельности, повышая интерес учащихся и активизируя их деятельность, а также обмениваться опытом и результатами своей деятельности с другими учителями, размещая свои электронные пособия в Интернете.

Приведем некоторые сведения об электронной разработке по алгебре, созданной учителем математики и информатики на базе стандартного учебного материала.

Электронное пособие по алгебре – это комплексная компьютерная разработка, созданная в соответствии с Федеральным и Региональным образовательным стандартом в области математики и направленная с одной стороны на формирование теоретической базы соответствующего раздела математики, с другой стороны — на овладение учащимися конкретными навыками работы по выбранной теме.

Цели электронного пособия:

Обучающая – создать условия для развития у учащихся вычислительных и оперативных алгебраических умений посредством применения информационно-коммуникативных технологий на основе развития навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами;

Развивающая – создать предпосылки для выявления и последующего развития индивидуальных способностей учащихся, проявления ими собственной активности и саморазвития личности;

Воспитательная – создать условия для развития навыков самоконтроля и самодисциплины.

Основным условием реализации данной разработки является наличие компьютеров с установленным браузером Internet Explorer и доступом в Интернет.

При разработке электронного пособия ставится несколько задач :

переработать и расширить материал учебника,

снабдить материал обучающими и проверяющими тестами по разделам темы и итоговым тестовым контролем,

с помощью многочисленных иллюстраций и чертежей наглядно отразить суть изучаемых понятий,

разнообразить формы учебно-познавательной деятельности детей,

предоставить им возможность для самоконтроля и коррекции полученных знаний.

Электронное учебное пособие является способом представления информации, который отличают полнота, удобство доступа, наглядность. Пособие разработано посредством языка гипертекстовой разметки HTML и языка программирования JavaScript.

Пособие содержит следующие разделы: теория; интерактивные обучающие программы; справочный материал; поиск через Яндекс; практикум; итоговый контроль.

Для осуществления контроля и самоконтроля в разработке предусмотрено проведение тестирования двух видов – обучающего и контролирующего.

Обучающие самостоятельные работы представлены в виде интерактивных обучающих программ, содержащих подсказки к решению, с обязательной возможностью проверки правильности введенного ответа. Эти программы были отобраны из коллекции цифровых образовательных ресурсов на сайте . Для работы с некоторыми из этих программ требуется соответствующее программное обеспечение, которое можно установить непосредственно из электронного пособия, воспользовавшись предложенными ссылками.

Промежуточный контроль знаний и умений учащихся проводится в конце изучения каждой темы с помощью контрольно-измерительных материалов (практикумов), представляющих собой электронные тесты, созданные в тестовой оболочке «Магистр-2». Практикумы включают в себя несколько вариантов работ, состоящих из заданий разных видов: с выбором ответа, с возможностью самостоятельно ввести ответ и заданий на соответствие. Преимущество тестирования в «Магистре-2» заключается в том, что после выставления компьютером оценки учитель имеет возможность просмотреть протокол тестирования по каждому заданию, выявить ошибки и ознакомить с этими данными учащихся.

В конце изучения темы учащимся предлагается выполнить итоговый контрольный тест, который создан при помощи Web-программирования и встроен в электронное пособие. В результате выполнения этого теста, учащийся получает оценку, выставленную компьютером в соответствии с правильностью введенных ответов.

Тесты промежуточного и итогового контроля были составлены из заданий, подобранных из разных источников и переведены в электронный вид автором данной разработки. Тесты ориентированы на подготовку к итоговой аттестации в форме ГИА, содержат типовые задания (типы А и В), используемые в экзаменационном тестировании.

Электронное пособие может быть использовано как основное, так и как вспомогательное средство обучения в зависимости от желаемого или возможного уровня индивидуализации учебной деятельности. Оно может применяться:

для самостоятельной работы при изучении нового материала,

для самооценки умений и навыков овладения новыми знаниями,

для закрепления знаний на уроках повторения,

для промежуточного и итогового контроля по теме.

Практика показала, что индивидуальные разработки электронных учебных продуктов со встроенными тестами повышают уровень мотивации, а также качество успеваемости учащихся. Кроме того, скорость восприятия и усвоения нового материала у каждого ученика индивидуальна, поэтому использование такого способа обучения позволяет каждому работать в своем темпе.

Существует также возможность размещения авторских электронных учебников в Интернете, тем самым обеспечивая к ним доступ детей, по тем или иным причинам пропустившим уроки.

Вместе с тем размещенные на сайтах сети Интернет учебные пособия коллег способствуют обмену опытом.

Источник

Adblock
detector