Психологическое здоровье
Психологическое здоровье — комплексное, целостное состояние личности достигаемое в результате воспитания, самовоспитания и саморазвития, образования и самообразования и характеризующееся определенными критериями, несколько отличными в разных подходах.
Содержание
[править] Психическое здоровье и психологическое здоровье
Понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» не тождественны,. Однако до сих пор в психологической науке нет единого понимания понятия «психологическое здоровье».
Н. Г. Айварова определяет Психическое здоровье как ментальное здоровье.
… оно используется для описания любого уровня умственного, эмоционального благополучия или отсутствия психического расстройства. Оно определяется психическими особенностями, позволяющими человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие субъективных образов объективной действительности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание на предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Показателями психического здоровья является отсутствие психических заболеваний, психическое развитие, соответствующее возрасту, благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы. Противоположность психическому здоровью — психические отклонения и психические заболевания.
— отсутствие выраженных психических расстройств; — определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникшие в исключительных обстоятельствах; — состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом.
По словам И. В. Дубровиной, если основу «психического здоровья» составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности. А. Ф. Лосев замечал, что личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит с собою и сам же себя соотносит со своим окружением. Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.
В англоязычной литературе понятию «психическое здоровье» соответствует понятие «Ментальное здоровье» («Mental health»), а «Психологическое здоровье» — «Psychological Health», которое является частью психического благополучия.
Трехсторонняя модель психического благополучия рассматривает психическое благополучие (mental well-being) как охватывающее три компонента:
- эмоциональное благополучие (emotional well-being),
- социальное благополучие (social well-being),
- психологическое благополучие (Psychological well-being).
[править] Введение понятия
В литературе и в интернете ошибочно часто указывается, что понятие «психологическое здоровье» ввела И. В. Дубровина. Однако еще за долго до неё, в изданной в 1987 «Практике рационально-эмоциональной терапии» Альберт Эллис пишет о психологическом здоровье («Psychological Health»), раскрывает это понятие и описывает его критерии.
[править] Изучением психологического здоровья занимались:
Так К. Роджерс писал, что психологически здоровая личность это «полноценно функционирующая личность». А. Маслоу ввел понятие самоактуализации и именно с достижением самоактуализации отождествлял психологическое здоровье.
[править] Норма психологического здоровья
В. А. Ананьевым было предложено понимание «нормы» психологического здоровья:
Если для психического здоровья норма — это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большой части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет.
[править] Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ
Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания».
Рациональные производные от этой философии следующие:
- Оценка — определение неприятности события (вместо драматизации).
- Толерантность — я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»).
- Принятие — я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения).
Производные названы как рациональные потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены.
Таким образом, автор РЭПТ Альберт Эллис выделяет следующие основные критерии психологического здоровья человека:
- Соблюдение собственных интересов.
- Социальный интерес.
- Самоуправление.
- Высокая толерантность к фрустрации.
- Гибкость.
- Принятие неопределённости.
- Преданность творческим занятиям.
- Научное мышление.
- Принятие себя.
- Рискованность.
- Отсроченный гедонизм.
- Антиутопизм.
- Ответственность за свои эмоциональные расстройства.
[править] Законодательство
[править] Россия
На базе Российского психологического общества (РПО) ведется работа по подготовке законопроекта «О психологической помощи в Российской Федерации». Закон еще не принят.
На данный момент действует:
однако в нем фигурирует понятие «психическое здоровье», «психологическое здоровье» не употребляется.
[править] Беларусь
Однако ни в первом ни во втором нет понятия «психологическое здоровье», употребляется «психическое здоровье».
Источник
Понятие психологическое здоровье был предложен
Психология и социология/6. Клиническая психология
Магистр психологии Зеленцова Т.В.
Инновационный Евразийский университет, Казахстан
ИСТОЧНИКИ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Активность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой, к ним относятся — биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты. Уделим особое внимание анализу психологического здоровья.
Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетом психологической науки. Психология ХХ столетия по большей части была сосредоточена на аномалиях человеческой природы, в то время как душевное здоровье реже становилось предметом основательного изучения. Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из направлений психологической науки – клинической психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. «Мне кажется, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность», — писал А. Маслоу [1].
В конце 1970-х гг. ХХ века, в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья ( Health Psychology ). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. В истории философии отчетливо видны основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление ( XVIII — XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии – И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности. Крайней формой данного выражения стали труды К. Маркса и Ф. Энгельса о приоритете общественного над индивидуальным, поглощение человеческой индивидуальности коллективным, развитие тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.
В истории психологии, в русле теории психологического здоровья преемственно рассматриваются несколько ориентаций. Первая — социоцентрическая (Э. Фромм, В. Франкл, Б. Братусь), в основе которой ученые ссылаются на то обстоятельство, что человек в отличие от животного не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществить родовую природу. Поэтому психологическое здоровье характеризуется как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности.
Социоцентрической парадигме противостоит направление философии индивидуализма, авторами которой стали М. Штирнен, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Х. Ортега – и Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Н. Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, его совершенствование как личности, желания «быть самим собой». Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм в реальной жизни предстает в форме самообожания, чувства одиночества, потерянности, отчаяния, проявляется в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности. З. Фрейд рассматривал психическое здоровье через изучение внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей.
Следующая ориентация — персоноцентрическая (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), исходит из того, что человеческой природе присущи позитивные силы (потребности самоактуализации), направляющие к здоровью и росту. Психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующей формированию психологического здоровья [2].
Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др. [2].
Понятие «психическое здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что «патологические нарушения психического здоровья – неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы – это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности [3]. По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.)
Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья . К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор и др. По этому поводу В. Франкл писал, что если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир [4].
Психологическая антропология как психологическое учение о человеке изучает образы реальности, которые известны под терминами «душа», «душевная жизнь», «внутренний мир человека», «индивидуальный дух». Обозначение этой реальности – субъективность. Психика – это более гибкое понятие, фиксирующее способ взаимодействия живых существ с миром. Психика является общим свойством человека и животных. Субъективность выражает сущность внутреннего мира и родовую специфику человека, отличает его способ жизни от всякого другого [5].
В советской психологии (А.Н. Леонтьев) развивает положение о том, что личностные смыслы – это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают «смысловое поле» для становления и проявления субъектности [6]. Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности – в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.
Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире [6].
Религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека – телесной, душевной, духовной – является основание для построения образов субъективной реальности, представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности [7].
Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуализацию, универсализацию. Принцип развития – это динамическое преобразование систем связей и отношений в процессе социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособление человека от общества). В антропологическом подходе человек представлен целостно и основу его психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе (ориентировочные возрастные нормы психического здоровья). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития [8].
При содержательном раскрытии категории психологического здоровья можно использовать определение «человечность», данное А. Маслоу. «Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях, и являются предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя своих собственных сил и способностей» [9].
Соответственно, психологическое здоровье – это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человеческого индивида [5].
На основе саморазвития, совершенствования самобытия и возникает человечность индивида – существенная характеристика психологического здоровья. Она выражается в жизнестойкости, основанной на любви к жизни и воле к ее совершенству во всех областях. «Жизнь и дух, — писал К. Юнг, — представляют собой две силы или необходимости, между которыми находиться человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» [10]. Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности – отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.
1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб., Евразия.- 1999.- С.255
2. Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки.- М.: Академия,2001.- С.32-36
3. Маслоу А. Психология бытия.- М.: Рефл-Бук, 1997.- С.54
4. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- С.28
5. Шувалов А.В. Гуманитарно – антропологические основы теории психологического здоровья// Вопросы психологии.-2004.- №6.- С.18-33
6. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева.- М.: Смысл, 1997.- С.40-45; 67-91
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.- М.: Школьная пресса, 2000.- С.165-168
8. Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди// Семья и школа.- 1990.- №2.- С.33-36.
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Евразия, 1997.- С.122
10. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, 1993.- С.292
Регистрационная форма участника
V международной научно – практической конференции
«Новейшие научные достижения – 2009»
Название направления: Психология и социология
Ученая степень, звание: магистр психологии
Организация: Инновационный евразийский университет
Страна, город: Казахстан, г. Павлодар
Должность: преподаватель кафедры «Психология» ИнЕУ
Служебный адрес: ул. М. Горького 102/4, кафедра «Психология» каб. 401
Название доклада : Источники подходов к проблеме психологического здоровья
Количество заказываемых сборников материалов конференции: 1 экземпляр
Источник