Физическое здоровье человека
Физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Стрессы, вредные привычки, несбалансированное питание, недостаток физических нагрузок и другие неблагоприятные условия оказывают влияние не только на социальную сферу деятельности человека, но и являются причиной появления различных хронических заболеваний.
Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие. Регулярные занятия фитнесом, йогой, бегом, плаванием, катанием на коньках и другими видами физической культуры помогают поддерживать тело в хорошей форме и способствуют поддержанию позитивного настроя. Здоровый образ жизни отражает определенную жизненную позицию, направленную на развитие культуры и гигиенических навыков, сохранение и укрепление здоровья, поддержание оптимального качества жизни.
Факторы физического здоровья человека
Основным фактором физического здоровья человека является его образ жизни.
Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека, включающее:
- Оптимальное соотношение труда и отдыха;
- Правильно рассчитанная физическая активность;
- Отказ от вредных привычек;
- Сбалансированное питание;
- Позитивное мышление.
Здоровый образ жизни обеспечивает полноценное выполнение социальных функций, активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой сфере, а также непосредственно влияет на продолжительность жизни. По оценкам экспертов, физическое здоровье человека зависит от образа жизни более чем на 50%.
Факторы влияния окружающей среды на человеческий организм можно разделить на несколько групп воздействия:
- Физические – влажность и давление воздуха, а также солнечная радиация, электромагнитные волны и многие другие показатели;
- Химические – различные элементы и соединения природного и искусственного происхождения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, электроники;
- Биологические – полезные и вредные микроорганизмы, вирусы, грибки, а также животные, растения и продукты их жизнедеятельности.
Воздействие совокупности этих факторов на физическое здоровье человека, по подсчетам специалистов, составляет около 20%.
В меньшей степени на здоровье оказывает влияние наследственность, которая может быть как прямой причиной заболеваний, так и принимать участие в их развитии. С точки зрения генетики все болезни можно разделить на три типа:
- Наследственные – это болезни, возникновение и развитие которых связано с дефектами переданных по наследству клеток (синдром Дауна, болезнь Альцгеймера, гемофилия, кардиомиопатия и другие);
- Условно наследственные – с генетической предрасположенностью, но спровоцированные внешними факторами (гипертония, атеросклероз, диабет, экзема и другие);
- Ненаследственные – обусловленные влиянием окружающей среды, и не связанные с генетическим кодом.
Все люди имеют генетическую предрасположенность к различным заболеваниям, именно поэтому врачи всегда интересуются болезнями родителей и других родственников пациента. Влияние наследственности на физическое здоровье человека оценивается исследователями в 15%.
Медицинское обслуживание, по экспертным данным, почти не влияет на здоровье (менее 10%). По исследованиям ВОЗ, основной причиной как ухудшения качества жизни, так и преждевременной смерти являются хронические болезни, которые можно разделить на четыре основных типа:
- Сердечно-сосудистые (инфаркт, инсульт);
- Хронические респираторные (обструктивная болезнь легких, астма);
- Онкологические;
- Диабет.
Развитию хронических болезней способствует употребление алкоголя, курение, нездоровое питание и недостаточная физическая активность.
Следовательно, главный показатель физического здоровья человека – это такой образ жизни, который должен быть направлен на предотвращение болезней, укрепление здоровья, достижение духовной и физической гармонии.
Физическое развитие человека и здоровье
Основу здорового образа жизни составляет физическое развитие человека, и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость. При планировании физических нагрузок обязательно нужно исходить из возрастных и физиологических особенностей человека, учитывать состояние здоровья, консультироваться с врачом о вероятных противопоказаниях. Нагрузки должны быть оптимальными: недостаточные – неэффективны, чрезмерные – вредят организму. Кроме того, со временем нагрузки становятся привычными и их необходимо постепенно увеличивать. Их интенсивность определяется количеством повторений упражнений, амплитудой движений и темпом выполнения.
Физическая культура и здоровье человека
Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Поэтому врачами особо подчеркивается связь физической культуры и здоровья человека. Существует несколько типов физкультуры:
- Базовая – направлена на приобретение основных жизненно важных физических качеств;
- Спорт – соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений;
Оздоровительно-реабилитационная – это использование физических упражнений в качестве лечения и восстановления функций организма (лечебная и адаптивная физкультура);
- Гигиеническая – различные формы физкультуры в бытовых рамках (утренняя гимнастика, прогулки и другие упражнения, не связанные со значительными нагрузками);
- Рекреативная – туризм, походы выходного дня, физкультурно-спортивные развлечения.
Последние два вида особенно важны, так как оперативно нормализуют состояние организма и способствуют созданию благоприятных условий жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни – важнейший показатель физического здоровья человека. Вести его, значит, с одной стороны, сохранять социальную активность и позитивное отношение к миру, а с другой – отказаться от вредных привычек, сбалансировать питание и регулярно выполнять физические упражнения. Занятия физкультурой обеспечивают мотивацию к профилактике болезней, поддержанию тела в хорошей физической форме, увеличению продолжительности жизни. Физические упражнения улучшают настроение, повышают самооценку и снимают стресс, увеличивают работоспособность и благоприятно влияют на работу организма в целом.
Видео с YouTube по теме статьи:
Источник
Понятие «физическое здоровье»
Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов).
Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.
Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека — это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.
Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций — следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма — гомеостазисе (котеоз(аш; греч. котоюз — подобный, сходный + Маш — стояние, неподвижность).
Более 100 лет тому назад выдающийся французский ученый Клод Бернар впервые поставил вопрос о значении гомеостазиса (хотя сам термин был введен позднее В.
В толковании этого термина В. Кеннон подчеркивал, что слово подразу
мевает не только устойчивое, иммобильное, или застойное, состояние, но и условие, очевидно, ведущее к этим явлениям. Слово Нотео указывает не на тождественность (зате), т. е. не на какое-то постоянно фиксированное или ригидное состояние, а на сходство и подобие явлений (Ше ог згтйаг). В. Кеннон указывал, что в механике принят термин зШйсз, характеризующий устойчивое состояние, возникающее под влиянием определенных сил.
Таким образом, термин «гомеостазис» не обозначает простого постоянства химических или физико-химических свойств организма. Этим термином В. Кеннон прежде всего обозначал физиологические Механизмы, обеспечивающие устойчивость живых существ. Эта особая устойчивость характеризуется нестабильностью процессов — они постоянно меняются, однако в условиях «нормы» колебания физиологических показателей ограничены сравнительно узкими пределами. Явления гомеостазиса могут служить хорошим биологическим примером диалектического единства противоположностей: постоянства и изменчивости.
Давая характеристику исторической основы учения о гомеостазисе, следует сказать, что явление гомеостазиса. по существу, представляет собой эволюционно выработавшееся, наследственно закрепленное адаптационное свойство приспособления организма к обычным условиям окружающей среды. Однако эти условия могут кратковременно, а иногда и относительно длительно выходить за пределы «нормы». В таких случаях явления адаптации характеризуются не только восстановлением обычных свойств внутренней среды, но и кратковременным изменением функциональной активности (например, учащением ритма сердечной деятельности и увеличением частоты дыхательных движении при усиленной мышечной деятельности). При длительных или повторных воздействиях могут возникать более стойкие и даже структурные изменения, например в виде гипертрофии миокарда при повышенной рабочей нагрузке сердца. При повреждении каких-либо органов включаются механизмы компенсации или возникают викарные функции с участием других систем организма (например, усиление функции потовых желез при снижении функции почек). Подобные процессы также представляют собой адаптацию к необычным или чрезвычайным условиям внешней или внутренней среды организма.
Биологическая характеристика гомеостазиса определяется не только длительностью адаптационных процессов, но и их значимостью. Реакции, обеспечивающие гомеостазис, могут быть направлены на поддержание известных уровней стационарного состояния, на координацию комплексных процессов для устранения или ограничения действия вредносных факторов, на выработку или сохранение оптимальных форм взаимодействия организма и среды в изменившихся условиях его существования. Все эти процессы и определяют адаптацию.
Мы уже отметили, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности — его физическое здоровье.
Физическое здоровье — текущее состояние структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела), характер их взаимодействия и взаимосодействия между собой. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека (формирование его физического здоровья), а с другой — обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
В самом общем виде физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
Источник
Понятие о физическом здоровье.
Физическое (соматическое) здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды. Оно представляет основу пирамидальной системы структурной организации человека.
Физическое здоровье — это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой.
Основу физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, которая опосредована базовыми потребностями (питание, дыхание, движение, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.), доминирующими у него на различных этапах.
Забота о физическом здоровье человека должна начинаться с доэмбрионального периода и продолжаться на протяжении всей жизни, особенно на ранних этапах жизни и в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.)
Основными принципами формирования физического здоровья считают:
На внутриутробном этапе развития:
профилактика нарушений в половых клетках родителей;
оздоровление будущей матери;
защита матери и плода во время беременности от вредных факторов (образ жизни матери, влияние окружающей среды и др.)
На раннем и последующих этапах жизни ребенка
обеспечение оптимальных условий жизни (физическая защищенность ребенка, отсутствие стрессов, адекватное питание, достаточный сон);
здоровый образ жизни ребенка;
грамотное формирование соматической конституции (до 5-6-летнего возраста, когда возможны какие-либо корректирующие влияния на процесс формирования); одним из важнейших моментов при этом является своевременная коррекция осанки;
своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;
специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.
Для характеристики и изучения физического здоровья применяются различные многочисленные исследования. Число и характер определяемых при этом показателей (генетических, биохимических, метаболических, морфологических, функциональных) зависит от цели исследования, возрастных категорий и др. Естественно, чем больше показателей, тем достоверней суждение о состоянии физического здоровья конкретного человека.
В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.
Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) — активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.
5. Факторы риска для здоровья. Гиподинамия, ее влияние на организм.
Физическое здоровье человека зависит от:
биологических факторов (наследственность, изменчивость);
сложного комплекса социальных условий ( образ жизни, факторы внешней среды, питание и др.)
Одни из этих факторов ухудшают здоровье, вызывают заболевания и укорачивают жизнь, другие, наоборот, способствуют укреплению и восстановлению здоровья.
В современной науке прочно укоренилось понятие о факторах риска.
Факторы риска — доказанные или предполагаемые факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, предрасполагающие к какому-либо заболеванию. Следует учитывать, что они не являются непосредственной причиной определенной болезни, но способствуют увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.
биологические факторы (утяжеленная наследственность, пороки развития)
факторы окружающей среды (загрязнение среды, неблагоприятные климато — географические условия);
отсутствие гигиенических навыков;
нарушение режима сна, учебных занятий, труда и отдыха;
неблагополучный психологический климат в коллективе, семье;
недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и др.
В настоящее время наиболее существенным и распространенным фактором риска является гипокинезия (греч. hypo -ниже; kinesis-движение), частый спутник людей умственного труда.
Тело человека создано для движения ( опорно-двигательный аппарат составляет около 80% массы тела, до 80-90 % структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения). В процессе формирования человека как вида ему приходилось много двигаться, чтобы обеспечить себе минимальные условия выживания. Эта зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде человека, поэтому потребность в движении не уменьшилась и сегодня, несмотря на изменившиеся условия жизни. Но достижения цивилизации привели к резкому снижению двигательной активности современного человека — гипокинезии.
физиологическую — при аномалиях развития, наличии моторной неполноценности;
бытовую — из-за привыкания к малоподвижному образу жизни, пренебрежения физической культурой;
профессиональную как следствие ограничения объема движений из-за производственной необходимости;
клиническую — при заболеваниях, требующих длительного постельного режима;
школьную — при неправильной организации учебно-воспитательного процесса, перегрузке учебными занятиями и игнорировании физического воспитания;
климатогеографическую — при неблагоприятных климатических условиях, ограничивающих двигательную активность;
экспериментальную— искусственно создаваемую при проведении медико-биологических исследований.
Однако независимо от вида гипокинезия вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию
Гиподинамия (греч. hypo-под, ниже; dynamis-сила) — нарушение функций организма при ограничении двигательной активности.
По заключению ВОЗ гиподинамия бывает у взрослых при сидячей работе (не менее 5 часов в день) и недостаточной (менее 10 часов в неделю) физической активности во внерабочее время (активный досуг, ходьба, в том числе на работу и обратно, физические упражнения, физический труд на даче, велосипед и т.п.). У школьников и студентов гиподинамия возникает при отсутствии внешкольных, внеуниверситетских занятий спортом или другими видами двигательной активности.
Многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями установлено, что при гиподинамии
сокращается объем мышечной массы (атрофия мышц, в том числе и сердечной уже в 17-35 лет — “сердце деятельного бездельника” , по словам американского ученого В.Рааба), снижается тонус мышц, их работоспособность;
уменьшается масса и плотность костей, повышается выделение минеральных веществ (в том числе кальция) из них в кровь, поэтому кости становятся более хрупкими, а из-за увеличения кальция в крови появляется наклонность к образованию камней в почках;
снижается эластичность сухожилий и связок, уменьшается объем движений в суставах, ухудшается координация движений;
перестраиваются все виды обмена веществ в организме, в том числе и жировой, что способствует развитию избыточного веса и ожирения; кроме того, растет уровень холестерина и липопротеидов в крови, а следовательно быстрее развивается атеросклероз (заболевание, которое среди причин смерти людей стоит на 1 месте);
повышается артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни, повышается нагрузка на сердце;
снижается интенсивность кроветворения ( прежде всего уменьшается количество эритроцитов и гемоглобина, общее количество белка в крови);
ухудшается работа дыхательной системы, снижается ЖЕЛ, резервы вдоха и выдоха, что приводит к недостаточному обеспечению тканей кислородом, чаще возникают простудные заболевания;
нарушается пищеварение, появляется наклонность к запорам, чаще развивается кариес и парадонтоз;
снижается иммунитет (уменьшается количество гамма — глобулинов крови), возникают изменения в терморегуляции организма со смещением в сторону теплоотдачи;
выключается конечное звено стрессовой реакции — движение, поэтому в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения, что закономерно ведет к переходу стресса в дистресс и развитию так называемых болезней цивилизации (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, неврозы, психические расстройства и др.);
снижается функциональная активность ЦНС и желез внутренней секреции (из-за уменьшения потока тонизирующих ЦНС импульсов от рецепторов мышц, связок и сухожилий);
происходят изменения и в психической сфере: ухудшается логическое мышление, ослабевает память, появляется раздражительность, плохое настроение, чувство тревоги, бессонница, снижается умственная работоспособность, развивается утомление и т.д.
В сложившейся ситуации выход может быть только в целенаправленной работе самого человека по уменьшению факторов риска и усилению факторов защиты здоровья.
Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М, 1987.
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- Київ,”Здоров’я”,1998
Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье._Л.,1987.
Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов — М.: Флинта: Наука, 2002. -стр. 3- 81, 111-174
Валеологія: Навч. посібник для студентів вищих закладів освіти:/ за редакцією В.І.Бобрицької (ч.1). — Полтава: “Скайтек”, 2000. — стр. 3-66, 94-136.
Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье: древние и новые каноны медицины. — СПб.,1995.
Грибан В.Г. Валеологія: Навчальнийпосібник. — К.: Центр навчальной літератури, 2005, стр.6 — 48.
Колбанов В.В. Валеология. СПб,1998.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — стр.139-162.
Медико-біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред.П.Д.Плахтія.-Кам’янець-Подільський, 2000.
Проработав эту лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:
Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:
Дать определение валеологии.
Назвать определяющие признаки валеологии как самостоятельной науки.
Охарактеризовать взаимосвязь валеологии с другими науками.
Дать характеристику основных направлений (ветвей) валеологии.
Объяснить необходимость создания валеологической службы школы.
Назвать основные состояния человека, дать их определение.
Сформулировать понятие здорового образа жизни, перечислить его компоненты.
Дать характеристику физического здоровья как основы пирамидальной системы организации человека.
Назвать факторы, определяющие физическое здоровье.
Перечислить основные принципы формирования физического здоровья.
Охарактеризовать основные факторы риска для здоровья.
Объяснить смысл терминов «гипокинезия» и «гиподинамия».
Описать изменения в организме человека при недостаточной двигательной активности.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник