Меню

Понятие ограниченные возможности здоровья уже понятия инвалидность

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ

В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:

«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ответы на основные вопросы

Вопрос Ответ Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ? ПМПК. «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? МСЭ «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? Нет «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? Да «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?

  1. Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
  2. По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
  3. В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
  4. Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.

Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.

Источник

Понятие «Инвалидность»

Содержание

Понятие «Инвалидность»

Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, принятая Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году Женеве определяет инвалидность как любое ограничение или отсутствие способности из-за нарушений здоровья осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Применительно к Российской федерации под инвалидностью понимают степень ограничения жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (Рис.1).

Понятие «Инвалидность» — Рис. 1

Составляющие инвалидности

Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры /преграды/ полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшения его качества жизни.

Данные барьеры могут быть преодолены или существенно снижен их порог через реализацию социальной функции государства, устанавливающего правовые нормы, направленные на замещение или компенсацию последствий ухудшения качества жизни.

Инвалидность включает в себя медицинскую, правовую и социальную составляющие. (Рис 2.)

Содержанием медицинской составляющей выступают медицинские технологии.

Правовая составляющая предоставляет члену общества особый юридический статус в виде дополнительных прав и социальных льгот.

Социальная составляющая заключается в реализации социальной функции государства, которое в рамках предоставленных полномочий перераспределяет материальные блага в пользу нуждающихся членов общества.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 2

Условия признания лица инвалидом

Понятие инвалидность применительно к конкретному члену общества находит свое отражение в понятии инвалид, под которым российской законодательство понимает лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Как видно выше законодателем обозначены определенные необходимые и достаточные условия, совокупность которых позволяет претендовать на юридический статус инвалида., в то время как общераспространенным является мнение о том, что инвалидность дают при том или ином заболевании (болезни) и граждане пытаются найти список заболеваний, при которых устанавливается инвалидность. Действительно, с 21.04.2008 г. наконец-то появился определенный Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, соответствие которому позволяет предполагать возможность установления инвалидности, однако возможность установления не тождественно понятию обязанность установления в силу той концепции, которая положена в Российской Федерации в основу понятия инвалидность.

Условием признания лица инвалидом выступает совокупность наличия трех необходимых и достаточных условий (рис.3)

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
• необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 3

Нарушение здоровья

Нарушение здоровья — отсутствие полного физического, душевного и социального благополучия, а не только наличие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Нарушения здоровья могут быть вызваны разными причинами (рис.4)

Понятие «Инвалидность» — Рис. 4

Функции организма

Функции организма — физиологические (включая психические) функции систем организма,

Понятие «Инвалидность» — Рис. 5

Расстройство представляет собой отклонение от общеизвестных стандартов существования организма как биологической структуры.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 6

Стойкое расстройство функции организма предполагает, что медицинскими технологиями в установленные сроки нарушение устранить не удалось.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 7

Расстройство функций организма

Понятие «расстройство функции организма» шире, чем понятие заболевание (болезнь). Например, культя бедра не является болезнью, она является анатомическим дефектом, обусловленным например имевшей место травмой. Дефект свидетельствует о том, что индивид отличается от себе подобных как по структуре организма, так и в возможностях его использования для: перемещения в пространстве, преодоления препятствий, сохранения равновесия, поддержания позы, возможности иметь полноценную опору т.е. отличается по способности реализовывать заложенную природой в организме человека статодинамическую функцию.

Возрастные изменения не дают оснований для установления инвалидности, за исключением если имеются расстройства, представляющие собой отклонения от общепризнанных для данного возраста функций организма.

Содержание расстройств, подтверждающее их стойкий характер с использованием клинических, диагностических и инструментальных методов описывается в форме № 088/У-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»,

Понятие «Инвалидность» — Рис. 8

Степень нарушения расстройств, а соответственно и функций организма устанавливается врачами-специалистами медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования с использованием экспертного метода, основанного на наличии специальных познаний, получаемых на базе высшего профессионального (медицинского) образования и дополнительной подготовки по медико — социальной экспертизе.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 9

Степень нарушения расстройств устанавливается врачами-специалистами медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования с использованием экспертного метода, основанного на наличии специальных познаний, получаемых на базе высшего профессионального (медицинского) образования и дополнительной подготовки по медико — социальной экспертизе.

Центром медицинского права 25.10.2007 г. было направлено письмо Министру здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой с просьбой проинформировать о том, имеются ли методические рекомендации на местах в ФГУ Главных бюро МСЭ субъектов Федерации согласно которых установлены характеристики стойкого нарушения функций организма в градациях от 1 до 4 степени выраженности и которыми руководствуются специалисты медико-социальной экспертизы при вынесении экспертного решения о степени нарушения функции организма.

03.12.2007 г. из Минздравсоцразвития был получен ответ, из которого следовало, что методические рекомендации планируется разработать к концу 2007 года. В связи с тем, что методические рекомендации так и не появились и продолжает иметь место, на наш взгляд, субъективный подход учреждений медико-социальной экспертизы при оценке степени выраженности нарушения функции организма гражданина.

От имени Центра медицинского права в адрес Министра здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой было направлено очередное письмо от 03.09.2008 г. с запросом по этому поводу, которое было переадресовано из Минздравсоцразвития РФ в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

Из Федерального бюро медико-социальной экспертизы 27.10.08 г. нами был получен ответ от 07.10.08 г. , который подтверждает точку зрения юристов Центра медицинского права о том, что умозаключения врачей-специалистов медико-социальной экспертизы о степени нарушения функций организма освидетельствуемого в значительной мере носят субъективный характер.

Социальная защита

Социальная защита представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Таким образом, несмотря на наличие первого и второго факторов отсутствие нуждаемости в мерах социальной защиты (при наличии дохода в виде стабильных значимых выплат дивидендов, материальная помощь родственников и пр., позволяющих получать качественные платные медицинские услуги, приобретать современные удобные средства реабилитации (кресло-коляска с электроприводом, высокоэффективные лекарственные препарата и т.д.), а не довольствоваться их бесплатным получением от государства) — инвалидность никогда не будет установлена в силу концепции трех условий.

Инвалидность разрешает государство

Признание инвалидности носит разрешительный характер со стороны государства. Можно иметь совокупность трех условий, но пока государство через уполномоченный орган – учреждение медико-социальной экспертизы посредством процедуры освидетельствования не установит их наличие, гражданин не будет считаться инвалидом.

Источник

Читайте также:  Здоровье печени по анализу крови
Adblock
detector